№ 05'04 |
Александр МИНАКОВ |
|
|
XPOHOC
Русское поле:СИБИРСКИЕ ОГНИМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
12 июня в Сибири будут отмечать юбилей — 160 лет со дня рождения Петра Ивановича Макушина. Обычно о нем говорят с добавлением эпитетов «сибирский просветитель», «выдающийся общественный деятель» и «основатель книготорговли». Это не расхожие штампы, а признание реальных заслуг Петра Ивановича, жизнь которого стала служением Идее. «Ни одного неграмотного!» — таков был девиз Макушина и эти слова он упорно воплощал в жизнь, порой в одиночку противостоя непониманию, зависти или косности. Макушин, пожалуй, один из ярких примеров того, что можно успешно зарабатывать деньги — причем большие деньги! — и при этом просвещать или помогать просвещению. Макушин же — еще и яркий пример того, как можно использовать случай, не опуская при этом руки, ища и находя, приспосабливаясь и приспосабливая. О жизни и трудах Петра Макушина написано уже немало. Есть большие научные исследования его деятельности, есть статьи по отдельным аспектам его служения Идее. Возможно, что будут написаны романы или повести, а то и сняты кинофильмы. Макушин достоин этого, потому что его личность, замыслы и их воплощение многоплановы. Будем надеяться, что благодарные сибиряки найдут возможность увековечить память того, кто так много сделал для края. Пока же напомним основные вехи жизни Петра Ивановича Макушина. Он родился 12 июня (по старому стилю 31 мая) 1844 г. на Урале, в пермском селе Путино, в семье дьячка деревенской церкви. Жизнь Макушиных не баловала. Биографы приводят, например, такой факт: будущий богач и просветитель Сибири ходил за малиной, чтобы затем сушить ее на зиму вместо чая. Именно от этой нелегкой поры идет домашняя бережливость и даже скуповатость Макушина, о которой позднее как бы вскользь говорили современники. От природы Петру Макушину досталась любознательность и вдумчивость. Но надо учитывать происхождение нашего героя и тогдашние сословные традиции — сын почти всегда идет по стопам отца. Петру Макушину от рождения была уготована духовная карьера. Начало ее вполне соответствовало тогдашним канонам. Макушин учился в приходском училище села Ильинское, а затем в Пермской духовной семинарии. И даже один из поворотных пунктов карьеры Макушина, казалось бы, не был чем-то необычным. Ректор духовной семинарии архимандрит Вениамин решил помочь толковому ученику и рекомендовал совершенствовать свои знания дальше. В 1863 г. Макушин стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. А уже через два года он — лучший ученик этого учебного заведения. И здесь-то и сказал свое слово случай. В 1866 г. инспектор Академии архимандрит Владимир получил назначение на Алтай — главой тамошней духовной миссии. Ему нужны были образованные и деятельные сподвижники, и архимандрит обратился к студентам духовной академии. Первым из них откликнулся Макушин. Именно он и стал помощником Владимира. 6 апреля (25 марта) 1866 г. они прибыли в село Улала. Биографы пишут, что именно с этого дня идет отсчет общественной деятельности Макушина. Вскоре он разработал план приобщения алтайских детей к русской грамоте. Большую роль здесь должны были сыграть народные школы. Два с половиной года он трудился на этой ниве, испытывая крайнюю нужду. Дело в том, что молодой миссионер в то время не отличался практичностью. Он заранее не оговорил условия оплаты своего труда и жил только за счет руководителя миссии, который Макушина особо не баловал. Характерный эпизод того времени, который наглядно говорит о быте Макушина на Алтае. Томский епископ Алексий однажды инспектировал Алтайскую миссию и остался очень доволен ее порядками, а в особенности — работой Макушина. На вопрос архиерея, к какой награде его представить, Макушин показал свои изношенные донельзя сапоги и попросил преосвященного жаловать его… подметками. Тем временем в 1868 г. освободилось место смотрителя духовного училища в Томске. Начальство решило рекомендовать на нее Макушина, об успехах которого на Алтае было уже довольно широко известно. Так бывший миссионер занял административно-педагогический пост. И сразу же в училище начались перемены. Яркий пример — здесь навсегда отменили телесные наказания, для учеников были введены спортивные занятия, появились библиотека и мастерские. И это произошло всего лишь через полгода после назначения Макушина смотрителем! Справедливости ради надо сказать, что Макушин не был титаном, который легко сдвигал горы заскорузлых традиций. Борьба за новое не давалась легко. Макушин понимал, что нельзя просветить народ за счет успехов в одном отдельном училище. Нужно действовать шире и в тоже время основательнее, глубже. Нужны были книги, которые можно было бы читать и вне стен училищ. Он решил рискнуть — пойти новым путем. В 1870 г. в Томске открылась первая частная публичная библиотека. Его, Макушина, библиотека. Заметим — человека в то время весьма стесненного в средствах. А потому библиотека платная. Читателей было немного: сначала двенадцать, затем — сорок. Макушин не торопился, потому что понимал, как важен опыт, «обкатка» нового культурно-просветительского учреждения. Примерно через год, к весне 1871 г., стало ясно — частной публичной библиотеке в Томске быть окончательно и бесповоротно. Но «как» ей быть в статусе нормальной библиотеки? Где взять деньги на оплату помещения и поддержание порядка? И, прежде всего, конечно, на что покупать книги? И тут Макушин, бывший семинарист, студент-академист и духовный миссионер, пошел на смелый и крайне рискованный шаг. В конце 1872 г. он взял отпуск и поехал в Москву — закупать книги. Деньги он взял взаймы у томского купца Василия Васильевича Михайлова, слывшего человеком прижимистым. Условие торговец поставил соответствующее — половину своих прибылей Макушин должен будет отдать Михайлову. Даже по тем временам это было неслыханно, но выбирать было не из чего, и Макушин согласился. Надо особо сказать о тройном риске начинающего предпринимателя. Сибирь в то время для жителей европейской части России была краем медведей и каторги, дикой землей, обитателей которой вряд ли можно назвать книгочеями. Столичные «книгопродавцы» — как их тогда называли — не жаловали земли, находившиеся за Уралом. Потому в Москве покупал Макушин книги на наличные деньги Михайлова, а не под заклад, как это часто делалось. И вот 13 марта (19 февраля по старому стилю, в день 12-летия отмены крепостного права, т.е. знаковая для тогдашней России дата) 1873 г. в Томске открылась книжная лавка. Тогда это была всего лишь комната в жилом доме, в которой за прилавком стоял сам Петр Иванович — у него в то время просто-напросто не было денег на зарплату продавцу. А, кроме того, таким образом он изучал интересы покупателей. Подобного специализированного заведения в Сибири еще не было, и книготорговля Макушина стала пользоваться огромной популярностью. Всего за три (!) месяца весь товар был распродан. Уже летом того же 1873 г. он вновь поехал в Москву. На этот раз тамошние книготорговцы поверили в удачу молодого предпринимателя. Книги он уже смог закупать уже по оптовым ценам. С этого начался настоящий взлет крупнейшего в Сибири деятеля книжной торговли. Магазин расширялся, рос ассортимент. К 1912 г. его каталог насчитывал около 50 тысяч наименований книг — от детских до научных. В чем же причина успеха Макушина? Конечно, он был первым и примерно 20 лет не знал, что такое серьезная конкуренция. За книгами шли только к нему. Но надо учитывать еще одно обстоятельство: Макушин всегда рассматривал свое дело как просветительство. Цены на книги в его магазине ВСЕГДА были столичными — с добавлением примерно десяти процентов за транспортные расходы. Сыграла роль и грамотная рекламная компания. Незадолго до открытия магазина Макушин разослал по волостным правлениям, церквам и школам каталог выставляемых на продажу книг. Немудрено, что заказы на издания стали приходить не только от томичей, но и от жителей других городов Сибири, а также и деревень. Позднее Макушин практиковал «наглядную агитацию» — в окне магазина выставлялись книжные новинки, которые поневоле привлекали внимание потенциальных покупателей. Вскоре началась и «промышленная» деятельность Петра Ивановича. В 1873 г. при библиотеке открылась переплетная мастерская. Видимо, Макушин рискнул организовать то, что ему уже было знакомо. Напомним, что еще в бытность смотрителем духовного училища, он основал там аналогичное заведение. Поначалу мастерская обслуживала нужды библиотеки, но вскоре стала принимать заказы от томичей. Своих мощностей стало не хватать и Макушину пришлось выписать из Германии специальное оборудование. Одновременно появилась линовальная. Биографы подсчитали, что на двух машинах здесь в год печатали до полутора миллионов ученических тетрадей, расходившихся по школам всей Сибири. Тем временем, расширялась макушинская библиотека. В сентябре 1874 г. она уже получила статус «бесплатной народной», кстати, первой такого рода в России. Книгохранилище быстро пополнялось новыми изданиями, каталог которых необходимо было ежегодно обновлять. Изменения вносились и в каталог книжного магазина. Появилась потребность выпускать их в печатном виде. С этой целью уже 1876 г. в Томске была открыта частная типография Василия Михайлова и Петра Макушина. Руководил ее работой в основном, конечно же, сам Петр Иванович. Биографы просветителя подметили интересную особенность деятельности Макушина — взаимосвязанность различных ее направлений, «вырастание» одного из другого. Примеры этого уже приведены выше. И так же шло дальше. Типография дала Макушину возможность заниматься издательской практикой в Томске, что давало и экономию, и активизацию общественной деятельности. Последняя, в свою очередь, требовала дальнейшего расширения издательской практики. Именно благодаря этим факторам Макушин в 1881 г. смог приступить к выпуску «Сибирской газеты» — одного из лучших для своего времени провинциальных периодических изданий, по крайне мере, в Сибири. Дальнейшим этапом стало географическое расширение деятельности подвижника сибирского просвещения. Пытался он открыть сеть книжных лавок для рабочих, которые строили Обь-Енисейский канал. Большой магазин был у Петра Ивановича в Иркутске, где он доверил дело своему двоюродному брату Владимиру Михайловичу Посохину. В 1898 г. сам Макушин признавался, что его приглашали открыть отделения своей книготорговли во Владивостоке и Благовещенске, правда, реализовать эти замыслы он не смог. Пожалуй, вершиной собственно просветительской деятельности Макушина можно назвать его инициативу по созданию в 1901 г. «Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек — читален в Томской губернии». По подсчетам, благодаря стараниям членов общества, было открыто до шестисот бесплатных библиотек, в которых находилось триста тысяч экземпляров книг. Не надо забывать, что это времена далеко не всеобщей грамотности, больших сибирских просторов и немалых проблем по транспортировке изданий. Но работа Макушина по просвещению не ограничивалась только книжным делом. Томичи с гордостью говорят, что Петр Иванович еще и инициатор создания первого в Сибири детского сада, который открылся в 1874 г. Он же способствовал появлению в городе первой бесплатной больницы и первой же телефонной линии. По предложению Макушина и на его же средства в Томске в 1912 — 1915 гг. был построен «Дом науки», которым вскоре стал распоряжаться Народный университет. Этому же вузу Петр Иванович вскоре передал еще несколько зданий, а также крупную по тем временам денежную сумму. Уже в годы Гражданской войны он приступил к претворению в жизнь давней идеи — строительству в Томске «Дома искусств», внеся в банк значительные деньги. Планировал Макушин и основание Сибирского литературного фонда. Однако сумятица междоусобной войны помешала воплотить эти замыслы. Макушин не был бессребреником. Зарабатывать он умел. Недаром в Томске некоторые звали его «американцем» — за энергию, предприимчивость и находчивость. Умел Макушин и создать себе имя. Более того, можно даже утверждать, что он любил славу. Например, обо всех своих пожертвованиях объявлял громогласно, на весь Томск. С новой — Советской — властью у Макушина отношения сложились своеобразно. Дважды его арестовывали и оба раза никакого греха за ним не нашли. Более того, некоторое время Макушин помогал налаживать в Сибири уже советскую книготорговлю — что Советская власть оценила. Недаром после смерти Петра Ивановича в новой уже печати в июне 1926 г. появились некрологи, причем не только в сибирских газетах. О выдающемся книжном деятеле уважительно писали «Правда» и «Известия». Позднее, уже ближе к концу прошлого теперь века, поднимался вопрос об учреждении медали Макушина — за заслуги в просвещении. Еще один штрих к портрету Петра Ивановича. Напомним, что он родился в семье священнослужителя и сам долгое время был связан с духовенством. Однако на могиле Макушина по его завещанию вместо ожидаемого православного креста были установлены железнодорожный рельс и электрический фонарь. Сама могила находится во дворе макушинского Дома науки. О выдающемся сибирском просветителе не забыли и сегодня. В Томске уже десять лет существует фонд его имени, который ежегодно присуждает макушинские премии. Совсем недавно томичи подвели итоги — за это время семнадцать горожан и одиннадцать коллективов стали лауреатами премии. Сибирские историки и книговеды регулярно проводят Макушинские чтения, на которых рассматривают историю и современное положение книжной культуры в нашем регионе.
|
© "СИБИРСКИЕ ОГНИ", 2004 |
|
|
Оригинальный сайт журналаwww.sibogni.ruWEB-редактор Вячеслав Румянцев |