Порой я напоминаю себе
трехлетнего младенца, который хоть и
умеет по-человечески говорить, а все,
бегая кругами по комнате, с упоением
закидывает голову и выкрикивает в
пространство: «Карибу-марибу-гамалепс-фериилепс-апилепс-шарибу-талибу...»
Ибо поэзия - блаженное
иноязычье. Чужбина, именуя которую и
наделяя ее бытием обретаешь родину.
Земля обетованная, ее же Моисей
и видит, а никогда не дойдет...
Когда-то, еще при Брежневе, ко
мне обратился комсомольский вождь,
чтобы я написала ему приветствие к
комсомольскому съезду. Я заплакала от
обиды: как смеет он это мне предлагать! И
мой муж сказал: «Напиши гекзаметром.
Будет смешно». И я написала: «Вы
собралися на съезд комсомольский, о мужи,
и девы, много есть важных отчетов и
прений у вас на повестке...» Тогда вождь
от меня отстал.
И я подумала, что смысл может
быть не в самих словах, а в интонации, в
звучании, в связи слов. И форма может
опровергать содержание.
Когда мне было лет девять, в
Боткинской больнице, где лежала моя
бабушка, мне показали Ахматову. Бабушка
сказала мне на ухо: «Вот Ахматова -
большой поэт. Будешь всю жизнь
вспоминать...»
А я увидела просто беспомощную
тяжелую старуху с одышкой.
И подумала, что поэзия, скорее
всего, не принадлежит собственно
человеку. Она - помимо, иногда вопреки
ему.
А потом у меня умерло много
друзей. Плача о том, что их нет, я стала о
них писать. И они пришли, живые, и
пировали со мной.
И я подумала, что поэзия - это
преображенная жизнь. Все, что ты
потеряешь во времени, обретаешь в ней.
Бывала у меня порой ужасная
тоска. Такая неподъемная скорбь... И я
стала подбирать к ней слова. И услышала,
что песня моя весьма приятна, и тоска моя
теперь голосом напоминает псалом.
И подумала, что даже лютые звери,
которым ты нарицаешь имя, приходят тебе
служить.
Когда-то я мысленно выясняла
отношения с любимым другом, и все
выходила какая-то свара, заколдованный
круг взаимных обид. Тогда я написала «Испанские
письма», и весь мир сделался моим
утешителем, заступником перед ним.
И я подумала, что поэзия
заставляет мир говорить своим языком. И
все, что утрачиваешь в пространстве,
подбираешь на небесах.
Весьма нередко я вдруг начинала
томиться в неволе причинно-следственных
связей, из которых не вырваться просто
так: сотни, тысячи невидимых нитей
опутывали меня с головы до ног. Все
выходило «поэтому я обязана», «оттого я
должна». Потому что вера оскудевала во
мне, и хирела моя свобода, которую нечем
было кормить. Но младенец, бегающий по
кругу, меня научил. Тогда я, как и он,
заговорила на другом языке. И мир меня не
понял, прошел стороной, не узнал. Язык же
этот дал мне преображенную землю, и была
она вся как Божий дар. Как свидетельство,
насколько же любит человека Бог!
И я подумала: если корень поэзии
- любовь, то свобода - плод. А если корень
ее - свобода, то плод - любовь.
- Дорогой! Я живу все блаженнее, то
есть - бездумней,
- чудесней:
- не копаюсь в себе, а беру что ни
попадя, с края,
- говорю невпопад и ни к месту,
- испанские песни
- на ходу напевая...
- Жить с тоскою российских
затурканных интеллигентов,
- замороченных миром и городом, -
сущая мука!
- Все зависит, как в музыке, только от
пауз, акцентов,
- да еще - чистоты, высоты одиночного
звука.
- И пока напрягают собратья свои
сухожилья,
- морщат лоб, говоря «за народ»,
- под метелью шикарной,
- здесь, под белою шубкой овечьей,
сгорает Севилья
- от испанской любви, как всегда - и
слепой, и коварной!
-
- II
- Дорогой! То, что хотела сказать
вчера,
- говорю сегодня: мне бы хотелось
обзавестись домом,
- наряжаться, принимая гостей,
устраивать вечера
- «с направлением», держать салон,
выходить с альбомом
- к именитым гостям, чтобы, запечатлев
- свое присутствие здесь словами «милой
хозяйке...»,
- целовали мне руку, и какой-нибудь
светский лев
- на конюшне давал уроки зарвавшемуся
всезнайке...
- Потому что Испания наша,
растаптываемая ногой
- разночинца, хама и нигилиста,
- больше жертв никаких не требует,
дорогой!
- А испанского гранда полюбит больше
артиста.
-
- III
- Дорогой! Испания - сухая,
выработанная земля,
- Вспыхивает от каждой спички. Долго
чадит, дымится.
- Никого не чтит, даже испанского
короля,
- а при этом ищет, кому бы ей
поклониться.
- И служить не любит. Но о каком-то
своем
- тайном и чрезвычайном служенье
твердит открыто.
- Сонная и неприбранная, она бродит
днем,
- оттого лицо ее ближе к вечеру
измученно и сердито.
- Слово «провинциальный» много
скажет уму
- про испанский апломб, амбиции,
сумасбродство.
- А сынов Израиля здесь не жалуют,
потому
- что учуивают подозрительное с ними
сходство.
- Все это пишут в местных газетах. Но -
- как ты ни пробуй прижиться, врасти
искусно -
- иезуитом здесь быть противно,
- шутом - грешно,
- аристократом - сомнительно,
- чернью - гнусно.
-
- IV
- Любопытно, что те - из кидалыциков,
шулеров и катал,
- выходцы из низов, а некоторые -
отмотавшие здесь по сроку,
- то есть те, которые первоначальный
делали капитал
- рэкетом, - детей воспитывают уже по
доктору Споку.
- Отдают в классические гимназии -
грызть гранит,
- сокрушать латынь,
- узнавать, кто такие стоики,
- читать Писанье,
- учить на нескольких языках «Отче
наш» и «Господь простит»,
- выправлять генотип золотою печатью
знанья.
- То есть попросту - выходить в
дворяне испанские,
- в верхний слой.
- Называться «новой элитой»,
- ходить в европейских шляпах.
- Презирать отцов - за плебейство, за
дурновкусие, за дурной
- тон,
- неправильные ударенья
- и - запах, запах!..
-
- V
- Дорогой! Вчера до полуночи сидели и
говорили
- о том, кто кого не любит. Донна Анна
- призналась, что недолюбливает
французов,
- как она выразилась, - «за
суетливость».
- Дон Хосе терпеть не может арабов -
- за развал Испании милой.
- Что ж до нашего падре -
- он отвечал намеком
- из уважения к своему сану,
- отсылая нас к «торгующим в храме»,
- а это, без сомнения, итальянцы.
- Впрочем, вечер был славный, хотя на
скорую руку
- пришлось сварганить лепешки из риса,
маслин и сыра.
- Но мадера была отменной, погода
выдалась теплой,
- и сели мы на веранде под большим
абажуром.
- Спросили и про тебя. Я им показала
письма.
- Конечно, не целиком - выдержки,
описанья...
- Тамошние порядки, признаться, их
поразили,
- и каждый подал идею, как все
исправить...
- Видишь ли ты теперь - не всему
следует верить,
- что болтают у вас об испанцах как
людях диких,
- непредсказуемых и опасных, -
- весьма приятным
- может быть проведенное с ними время.
-
- VI
- ДОРОГОЙ! ИСПАНИИ ОТБОЯ ОТ ГОСТЕЙ -
НЕТ!
- Даже Япония здесь разевает рот,
- Трансильвания сушит плавки,
- Трапезунд просит себе добавки, а
Новый Свет
- сюда высылает женщин железной ковки
- с мужьями чугунной плавки.
- Как сказал один испанский поэт:
- «Гвозди бы делать из этих людей»...
- Черный, цыганский
- глаз горит в темноте испанской,
- чистит свой пистолет
- то ли Московия, то ли весь мир
мусульманский.
- Так что быть ксенофобом в Испании -
смертельно наверняка:
- лучше гостей угостить молодым вином,
пока цветет
- мандрагора,
- да потешить вдосталь корридой,
кровавым глазом быка,
- хриплою красной пеной, кишками
тореадора.
- Выслушать их советы, кусая
испанский ус,
- темные интересы, возясь над овечьим
сыром,
- вежливые угрозы, ставя в таверне
блюз,
- и подложить им лишний кусочек с
жиром.
- Лучше сплясать всем миром, все
каблуки
- пообломать, греметь кастаньетами,
выгнув локоть,
- чтоб они думали об испанцах - вот
простаки,
- готовы свою Испанию пропить,
проплясать, прохлопать!
- Чтоб говорили:
- - Ну и народ... Никакой другой
- так не позволил бы чужаку
хозяйничать и глумиться...
- Пусть же уедут с миром, не ведая,
дорогой,
- Кто бережет Испанию, пока она
веселится...
-
- VII
- Дорогой! Испания - это такая страна,
куда ни с каких дорог
- не завернешь, даже если захочешь...
- Здесь просто оказываешься однажды.
- Обнаруживаешь себя. Входишь сюда на
вдохе...
- Как если бы что-то болело в тебе так
долго,
- но, миновав болевой порог,
- ты очутился бы вдруг в ином
пространстве,
- времени и эпохе...
- Ах, не то что бы сделался вовсе
бесчувственным, нет, но своя
- жизнь глядит незнакомкой какой-то,
испанкой,
- и локон завился...
- То ли это ландшафт свою кожу сменял,
как змея,
- то ли ангел на небе сменился!
- Потому - безразлично, кто ныне у
власти и что за итог
- местных стычек и переговоров
жандармов с наемниками, -
- без раздумья
- настоящий испанец тебе ответит: «Испанией
правит Бог,
- провинцией - ветер с Атлантики,
приливами - полнолунья».
-
- VIII
- Дорогой! В Испании пишут стихи
абсолютно все.
- Испанская Муза проходит любую стену:
- и вот она - звезды на ней и тучи, и
месяц в черной косе,
- и жаждет любви, и требует жертв, и
мстит за измену.
- И лепет любой при ней, прикусив язык,
- переходит в пафос,
- клянется в родстве потопу
- дождь моросящий,
- и сельский ленивый бык,
- скинув ярмо, летит похищать Европу.
- И даже сквозняк из щелей, окружив
жилье,
- ураган Аравийский несет в ноздрях
- и кривую
- тушит память о том, за что так любят
ее
- испанцы - эту ужасную, роковую...
- ...Я смотрела долго в провалы ее
глазниц.
- Я следила, куда уходит она по тверди.
- И мне кажется, семь у нее за пазухой
птиц
- драгоценных - и это птицы любви и
смерти.
- Это птицы разлуки, чужбины... С
крутой горы
- оседает туман: забыться в нем,
затеряться...
- И еще есть птица начала жизни,
детской игры:
- шаг на цыпочках, тайна, смешок и
нельзя смеяться...
- И еще есть - птица судьбы... То
пророчествует, то спит,
- а глаза отверсты... Когда ж, взлетая,
- начинает крыльями бить по воздуху, -
каркает и темнит…
- А седьмая птица - небесная и святая...
- И когда бы спросил ты меня об
Испании: «Что ж,
- получается, все птицеловы там?» - в
полночь немую
- можно было бы вдруг поразиться, как
сам ты похож
- на последнюю птицу, блаженную птицу
восьмую!
-
- IX
- В Испании нынче в чести амфибрахий -
- хвала равновесью, мажору, сюжетам
- с дыханием ровным, где ворот рубахи
- расстегнут, закатан рукав над
манжетом.
- Испанское солнце горит, но не жжется,
- и можно застыть и смешаться, как в
студне,
- с гурьбою испанок с утра у колодца,
- с толпою испанцев в саду пополудни.
- ...Ты знаешь, у тех, кто безумно и
страстно
- полжизни прошлепал, - соблазн
напоследок
- спокойно, степенно, тепло, безопасно
- другую прожить половину - вот эдак.
- Растить под окном резеду и пионы,
- смотреть сериалы, освоить вязанье
- и по вечерам совершать моционы,
- мусоля куплет городского гулянья.
- Чтоб не за что было - схватиться,
прищучить.
- И нечего вспомнить такого, что б с
властью
- в ночи приходило - тревожить и
мучить
- и портить картину испанскому
счастью.
- Чтоб даже, тебя повстречав, не
трудилась
- душа над собой и не дрогнула вера,
- а просто: «Взгляните же, как
уродилась
- настурция в этом году, кабальеро!»
-
- X
- В Испании своего шестка ни один
сверчок
- и знать не желает... Целыми днями
- чает каждый испанец найти сундучок,
- битком набитый дукатами, золотыми
перстнями.
- Грезит, как, стукнув лопатой, махнув
топором,
- пенье сокровищ под спудом земным
услышит
- или как полкоролевства, чиркнув
пером,
- родственник неизвестный ему
отпишет...
- Снится ему по ночам - с черною
головой
- левиафан, с рубином на месте глаза,
- иль ядовитый колючий куст,
съеженный, неживой,
- выросший из алмаза.
- ...Тут ходил старик по Испании, да
пропал с весны,
- всё грозил и вечером и под утро:
- «За такие грезы ваши, за эти сны
- даже мелкого жемчуга вам не дам,
даже перламутра!
- Даже розу не наряжу в ее пунцовый -
для вас,
- даже ласточка не будет вам
серебриста...»
- И оставил - пустынный берег,
неровный час:
- ни легкого сердолика, ни быстрого
аметиста!
-
- XI
- Любит испанка пунцовую ленту иль
розан
- в пышной прическе, тяжелые длинные
серьги,
- бусы, браслеты и перстни, и пояс на
пряжке,
- и каблучки, чтоб - пройтись и походка
звучала!
- Так бы и жить, наряжаясь, ликуя,
красуясь,
- тонкою талией, гибкой спиной
щеголяя,
- смирным изяществом черт похваляясь,
разрезом
- глаз, выразительно глядя поверх
незнакомца.
- Так бы и жить, ан - то бедность, то
бедность, то старость,
- то холодрыга, то мелкая сетка сырая,
- голод и мор, и падёж, и чума, и холера,
- землетрясенья, вулканы, потопы,
пожары...
- Жаль, никогда, никогда не допеть «Рио-Риту»
- и каблучками до Господа не
достучаться,
- неувядаемый розан в садах не добыть,
позабытый,
- вечной любви не дождаться!..
- Вот она, участь испанская! Скудный
подстрочник,
- непостоянное солнце да путь
многотрудный...
- Разве что дальний светильник и сад-полуночник
- смутно напомнят испанке про
подлинник чудный!
-
- XII
- Слушая марши прощальные,
прислушиваясь к словам,
- понимаю еще раз: нет ни такого
города, ни такого мира,
- в котором можно было бы вместе
остаться нам...
- Повсюду темно и сыро.
- Разве что в этой Испании мысленной,
со страстной
- пятницей в ледяной груди, во мраке
Бога Живого.
- Но когда начинает здесь пахнуть
таяньем снега, тянуть весной,
- ликует Севилья сердца, танцует
крови Кордова.
- Так что уже - ни расстаться, ни
разминуться... Еще вчера
- я бы сказала - пустыня моя Испания:
темень, пламень...
- А сегодня - гляди, как сходит с места
гора
- разлуки, от сердца отваливается
гробовой камень.
- Веселится нищий, находит приют
изгой,
- и заблудший корабль обретает сушу,
- потому что девять блаженств о тебе
поют, дорогой!..
- А десятого - не ищи, искушая страну и
душу.
-
- XIII
- У здешнего Деда Мороза отклеивается
ус,
- и таинственная полумаска выдает
себя ртом угрюмым.
- Я боюсь испанских сюрпризов, боюсь,
боюсь
- кинжала под маскарадным костюмом!
- И этот снег, вялый, как пенопласт,
- даровой - все им выстлано, отовсюду
дует -
- писем моих - по ветру - не передаст:
- все сворует.
- Ох, как сурова зима в Испании, как
сердит
- поднятый ворот забот ее - вытертый
мех изнанки...
- Видишь, вЕдение, то есть опыт, вот-вот
совсем победит
- веру ходившей только что по водам
испанки.
- Если б ты видел, как ковыляет она по
льду,
- пробуя его палкой перед собой по
кругу,
- и непрестанно кричит кому-то: «Иду!
Иду!» -
- вряд ли бы ты опознал в ней свою
подругу.
- Вряд ли ты стал бы спрашивать у нее,
как днесь, -
- в каком-то таком несуразном платье,
простоволосой, пешей:
- «Кого ты, женщина, кличешь? Кого
потеряла здесь?
- В стране ледяной что ищешь? Камо
грядеши?»
-
- XIV
- Посреди моей Испании милой,
- под жасмином пылким, огненной
мандрагорой,
- неизвестная донна поет печальную
песню,
- оплакивая своего кабальеро.
- Вместо пояса - теперь у него веревка,
- вместо шпаги - кипарисные четки,
- вместо камзола - грубая ряса
- монаха-доминиканца...
- Постучится он в золотые ворота,
- отворит ему суровый игумен,
- и войдет он туда, куда святой Петр
- пускает только доминиканцев.
- А печальная донна состарится и
иссохнет,
- выцветет, почернеет, как лист
осенний,
- и поместится вся в печальную песню,
- которая особенно хороша по-испански.
-
- XV
- ...Честно сказать - твой излюбленный
Папа Римский
- надоел мне изрядно...
- Его папская туфля
- попирает пол-Украины, над
Эстляндией заносит подошву,
- над Московией мыском помавает.
- Среди римских легатов - распри и
нестроенья:
- многие его называют «масоном
польским»,
- пеняют на его «паркинсона» и «эффект
маски»,
- прочат на Святой престол здорового
итальянца...
- Так что напрасно ты столь за него
радеешь:
- «Ex Cathedra» - вещь довольно
сомнительная, и святой Петр
- вряд ли когда забудет слова своего
Бога:
- «Отойди от меня, сатана, ибо ты
думаешь не о том,
- что Божье».
- Впрочем, мне даже жаль твоего
несчастного Папу:
- либеральная Франция его рисовала с
клыками,
- а меж них трепыхался маленький
либеральный французик,
- и сочилась кровь из его тщедушного
тельца.
- Так и тебя он схватил поперек
запястья,
- в канцеляриях своих записал агентом
влиянья...
- Ну какой ты агент - с такою
прозрачной кожей,
- с перепутанным клубком нервов, с
глазами серого неба!
- ...Здесь у меня в Испании все видится
ярче, четче.
- Воздух насыщен цитрусом, олеандром,
- рододендроном - слава Божья
- о себе свидетельствует отовсюду.
- И когда подумаешь здесь: разлука -
- она тут же рисует себя необъятным
небом.
- А когда швырнешь эту жизнь - просто
так, на ветер,
- он ее вынесет точно по воле Божьей!
-
- XVI
- Такие испанцы есть, которые, как
кошмарный сон,
- ненавидят свою Испанию. Спозаранок
- они ругают испанского Бога за то,
что Он
- создал Испанию, самих испанцев и их
испанок.
- Им ненавистно испанское
королевство, испанский бунт.
- Испанская вера их просто бесит,
трясет на пороге храма.
- Даже Трансильвания им более по душе.
- Даже Трапезунд.
- А уж Новый Свет для них - что Эдем для
изгнанного Адама.
- Хмель Васко да Гама, что ли, у них в
крови?
- Иль затерт до дыр
- помянник неутоленных обид...
- Лишь отчий берег покинут,
- среди любых туземцев честить
начинают
- испанские войны, испанский мир,
- королей, кардиналов, смердов. Даже
рельеф и климат.
- А меж тем - если крикнуть: «Viva,
Испания!», дорогой,
- и подпрыгнуть, и шляпу подкинуть -
она обернется
- в небесах распростертою чудною
птицей живой:
- чайкой на море спустится, ласточкою
- у колодца!
-
- XVII
- Право же, все молодые испанки собой
прекрасны,
- а стареют мгновенно:
- посмотришь - и бац! - старуха.
- Тогда они надевают скорбные черные
платья
- и играют на мандолине печальные
песни.
- Молодые испанки спрашивают у старых:
- «Вы, старухи, все знаете, расскажите,
- как не сгореть дотла в страсти
безумной,
- как добиться от кабальеро любви -
вечной?»
- Отвечают старухи, играя на
мандолине:
- «Вы можете отдать кабальеро розу -
белую, алую, золотую,
- вы можете отдать кабальеро свой
лучший перстень.
- Даже нежную руку в ажурной тонкой
перчатке.
- Даже поцелуй под покровом ночи.
- И на заре, когда птица пробует голос...
- Даже сердце - и то: для кабальеро не
жаль и жизни.
- Но упаси вас Бог, молодые испанки, -
- отдавать ему свою песню.
- Потому что - когда вы станете стары
- и наденете длинное платье скорби,
- ваши розы - белая, алая, золотая -
- лишь сухие черные руки протянут к
небу.
- Но зато - у вас останется ваша песня!..
- И тогда вы сядете с мандолиной
- и, как Бог положит на сердце, запоете
- о своей Испании милой, тайне ее и
славе...
- И кабальеро вовеки пребудет с вами!»
- ...Так поют у нас в Испании старые
уродливые испанки.
- Молодые отходят от них недоверчиво,
головой качают:
- «Если бы они вправду знали вечной
любви секреты,
- разве бы они сделались безобразны?
- И потом - разве мы видели подле них
кабальеро,
- который бы, преклоняя колено,
протягивал им розовый
- персик?»
- И молодые испанки хохочут,
представляя такое,
- и сверкают их острые белоснежные
зубки.
- XVIII
- Здесь, в Испании, у Господа Бога
ничего не стоит просить,
- кроме мудрости и здоровья. Даже
сумеречный промежуток
- с ними, как собеседник добрый, готов
им чай подносить,
- благодаря за все перемены жизни,
судьбы и суток.
- Даже конца разлуки не стоит
выпрашивать. Ни о чем
- не заикаться, даже о встрече мельком,
у чужих огородов,
- у старой сосны в лесу, у развалин
замка, - плечом,
- может статься, и не удержишь ее
неподъемных сводов.
- Неловкими пальцами, может статься,
ее узлов
- и не распутаешь, колтунов не
расчешешь, и не развяжешь
- неповоротливый, отяжелевший язык на
уздечке, и слов
- не подберешь - междометья все,
местоимения: я же ж!..
- Выйдет все бестолково, деланно, ни к
чему... Луна
- так освещает лицо, что оно как будто
в буграх и пятнах.
- Оз•орно оно, огромно.
- Так что, руками обхватив голову,
выкрикнешь в ужасе:
- «Да это же - не она!»
- То есть не я, дорогой! Не я - Испания
вероломна!
- XIX
- Дорогой! Каждое слово дается с над-
- рывом... Оказывается, полна
лицемерья
- любимейшая моя Испания, отчий мой
вертоград, -
- Севилья моя залгалась, Кордова
роняет перья.
- Ей больше не хочется - жарко, лень,
недосуг -
- вставать за тебя горой, идти за тебя
войною,
- накатываться волной на берег
враждебный, вдруг
- вдребезги разбиваясь, падая пеленою...
- Ах, дорогой, ничего не жди. Золотого
шитья,
- плащ не сверкнет, не явится ангел в
силе.
- Бог, что ли, выдал - и съела ее свинья,
- то ли ее Карменсита уже в могиле.
- Век ли кончается, тысячелетье ль:
сил
- нету - лишь боль остается, куда б ни
лазал,
- и к какому бы падре на исповедь ни
носил,
- и какой бы святой водой ни кропил,
- елеем ни мазал...
- Право, не знаю - в торжественный День
восьмой
- увижу ль мою Испанию, куда ни за что
на свете
- Господь тебя не пускал - возвысил
Альпы,
- кривой
- дал океану берег, все бездны раскрыл,
все сети...
- Так вот он чему обязан - рельеф, и
климат, и гладь
- бездушного океана, и черный орлиный
коготь!
- Но тайны такие есть, дорогой,
которых лучше б не знать,
- имен - не произносить, ревнивых
небес - не трогать.
-
- XX
- Дорогой! Заблудившись в Испании, так
далеко от дома,
- перепутав свои и чужие слезы,
- с удивленьем и страхом оглядываю
незнакомый
- и суровый берег, пригодный для
жесткой прозы.
- Словно, после того как Господь
повелел:
- «Изыди!»,
- чуждый дух отошел и укрылся в камнях,
в корягах,
- среди выросших здесь, в Севилье,
- и там, в Мадриде,
- в перепадах рельефа и климата, в
передрягах.
- Но ты знаешь - когда поживешь в
изгнанье,
- прочтешь разлуку,
- перепишешь память, себя саму вместе
с нею,
- то и снег нежнее и мягче ложится в
руку,
- а слова «дорогой» и «здравствуй»
звучат вернее!
-
- XXI
- Дорогой! В Испании бесчисленно
множество
- религиозных войн
- бесов с ангелами. До самых небес
запружен
- воздух бьющимися крылами, огненной
посеченной травой,
- несгораемым зноем, и путник пред ним
безоружен.
- Он глядит в свое сердце, а сердце -
как цвет полевой:
- то раскрыто, то скомкано, то
исковеркано наспех,
- то в овраг закатилось по черной
дорожке кривой,
- то под ветром полощется - курам
кудахчущим на смех.
- Грызунам - на потеху: любому хорьку
на пеньке,
- или членистоногим - на липкий язык
вроде студня,
- или холоднокровным - на их «бре-ке-ке»,
«бре-ке-ке»,
- здесь, под самым окном моим, вечером,
после полудня.
- Жить в Испании так, дорогой, -
жутковато.
- Страшней - умирать.
- Истончаясь, скользя, ускользая, как
под воду - мыло,
- здесь, подпрыгнув, цепляются к
ангелам за рукоять
- и, на цыпочки встав, за
архангельский меч Михаила.
- Иль, схвативши чернила, в сердцах,
пред дорогой нагой
- пишут письма Тому, Кто подъемлет и
море, и сушу,
- и в поспешном постскриптуме ставят
Р.S.: «Дорогой!
- Здесь, в Испании, можно погибнуть за
милую душу!»