|
«Жизнь на
берегах реки Тьмаки»
Рассказы из цикла
ВЕТЕР С ЦВЕТУЩЕГО БЕРЕГА
Небольшая речушка Тьмака, впадающая в большую реку Тьму, имеет начало в
болотистой местности Глыбоч; по преданию, открыл эти места
путешественник-натуралист господин Гаврилов из г. Мариуполя.
Исток Тьмаки светел.
Начало она берет из родника по имени Сосновый ключ, бьющего из песчаного
обрыва, забранного шишкинскими корабельными соснами, постоянно источающими
хвойно-смолистые ароматы.
В подсобных песчаных возвышенностях, — их называют в округе «всплышками»,
они как бы всплывают среди болот, — укрываются на стометровой глубине, в
гранитных массивах пусковые шахты лептоновых ракет класса «Аку-Аку». Жители
окрестных деревень и поселков раскурочивают брошенные шахты первых поколений
и поэтому живут весьма богато, поскольку коммуникации шахт содержат много
цветного металла: свинец, титан, толстенные медные шины и алюминиевые
кабели; много иридия. Есть достаточное количество серебра и золота.
К другим, действующим, сосновым островам-всплышкам секретной местности
Глыбоч не подойти — стреляют без предупреждения, о чем там и сям
предупреждают стационарные транспаранты. Крестьяне и население нескольких
поселков туда и не суются. Над сосновыми островами днем и ночью барражируют
огромные зелено-пятнистые вертолеты и шарят алыми лучами мощных прожекторов
по округе. На болотах много крупной дичи, грибов и ягод. Есть жирные
сухопутные вуалехвосты, водятся поющие косули и большие козлы вроде туров
без рогов — «козлотуры Искандера». Очень вкусные, мясо у них розового цвета,
хотя у некоторых бывает два или три хвоста и добавочные ножки на брюхе.
Добывая такого, дядьки перед тем, как принести животное в деревню, отрубали
у него лишние хвосты и ноги, приводя анатомию козлотуров в норму. В моховых
полянах во множестве растут псилоцибиновые грибы, сок которых, разбавленный
даже стакан на ведро воды, заменяет самогон и водку, а похмелье длится очень
долго, неделями.
Сосновый ключ, из которого берет начало речка Тьмака, издревле считалось
святым, целебным, его влага избавляла от падучей, проказы и гордыни.
Когда-то вблизи ключа, на песчаном холме, среди сосен и березок была часовня
и несколько землянок для жизни страждущих паломников и немого
монаха-схимника, относящегося к дальнему монастырю святого пророка Сираха.
Теперь там остался только бурый гранитный валун с письменами, прочесть
которые трудно, они полустерты от вековых прикосновений ладоней. Так
говорят. Камень имеет форму обратного конуса; верх конуса уходит в бездну
земли; на плоском, сиятельно-отполированном миллионами ладоней и вечно
теплом его основании имеется такая надпись: «самому миру не вместить», если
переводить с древнеславянского. Так говорят, я сам не видел.
Может быть, какой-нибудь мальчик доберется до истока Тьмаки, найдет ключ и
камень, прочитает письмена правильно и растолкует нам, что хотели сообщить
древние люди сосновых островов нам, нынешним.
Ручеек Соснового ключа, уйдя из соснового бора, течет мимо брошенных
лептоновых шахт, потом среди вечно тлеющих торфяников, и вода его постепенно
приобретает светло-коричневый цвет, и всегда теплая, и становится рекой
Тьмакой.
Благодаря торфяному теплу и веществам ракетных шахт в Тьмаке во множестве
водятся небольшие коричневые рыбки, иные с двумя головами или хвостиками,
поэтому их называют вуалехвосты. Есть и зубастые, как пираньи, ротаны.
Всякие рачки и жучки тут жирные, пищи для рыб много. На вкус рыба, конечно,
горьковата. Но едят.
Болота, однако, не повсеместны.
И там, где кончается мрачноватая зыбкая местность Глыбоч, начинается большой
сияющий город Отрадный.
Промышленность его многообразна, но в основном производятся новые ракеты и
оборудование для шахт очередного поколения. Шестнадцать НИИ работают
круглосуточно, как и заводы при них. Поэтому город богатый, удобный для
жизни, но малоизвестный. Тем более что официально он называется Глыбоч. На
картах нет, хотя имеется два аэропорта — военный и международный.
Окраины города Глыбоч-Отрадный интенсивно застраиваются маленькими и
большими замками в форме мечетей, синагог, костелов, православных храмов,
буддийских ступ, веселых расписных теремов. Потому что все жители —
космополиты. Есть строения и в модернистском стиле, напичканные
электроникой. Архитектура: эклектическое месиво. Много башенок, шпилей с
петушками, флажками-флюгерами всех форм. Традиционно флюгера позолочены.
Застройка идет по правому берегу Тьмаки.
Между кварталами наземных пенхаузов и промышленными предприятиями мощный
ленточный сосновый бор.
Левый берег — дикий, очертенело заросший тополями и ветлами, непролазными
кустами. В недрах леса есть «шанхаи»: лачуги и картонные хибарки бомжей,
скрытки и землянки отшельников, беженцев, шалашики детей местного
психоневрологического диспансера. Дети скрываются там от санитарного
спецназа, вооруженного стилетами. Ребята спецназа отлавливают дауненков,
прикалывают и топят в реке Тьмаке. Папа мальчика Юльчика называет это
санацией.
В распадках леса есть два оврага, там помещаются богатые смердящие свалки,
номер семь — промышленная, и номер семь-бис — продовольственная, поэтому
обитатели левобережья хорошо одеты и довольно упитанные люди. Есть трудности
с водой, приходится ходить к Сосновому ключу с канистрами и гроздьями
пластиковых баллонов. А если кто попьет из Тьмаки, кожа у такого становится
коричневой.
На правом берегу все цветет.
В садах и парках, вокруг больших и малых замков, в аллеях и миниатюрных
рощицах тьма экзотических растений.
И ветер с цветущего берега постоянно овевает благоуханием своим берег левый.
Такова в этой местности роза ветров. Да и сам ветер имеет аромат роз и
магнолий, хотя несколько сладковатый. Кислотные тучи с болот и шахт Глыбочи
наталкиваются на лесистые холмы левого берега, и вредные дожди никогда город
Отрадный не достигают. Левый берег, который правобережные называют Глыбоч,
иной раз все же получает хорошую порцию зеленого дождя, после которого
листья с молодых деревьев опадают. Но это случается редко.
Душистые шквалы ароматов магнолий, жасмина, азазелий и разлапистых
флоктырсий замковых парков надежно подавляют всю вонь берега левого. Даже
свежая тухлятина бомжеской пищи и свалки номер семь-прим ни при каких
условиях не достигает садов и аллей берега правого. Настолько грамотно
ведется строительство жилья в городе Отрадном.
Со своих минаретов и башенок жители берега правого иногда наблюдают в мощные
подзорные трубы роение черных птиц с длинными желтыми шеями над вершинами
тополей берега левого; удивляются бессмысленным кострам, вокруг которых по
вечерам топчутся — танцуют, что ли — какие-то глыбообразные существа, «глыбочи»,
так их определяют правосторонние.
Иные правосторонние изредка постреливают в этих существ из позолоченных
винтовок с оптическими прицелами и приборами ночного видения. Существа
визжат, потому что пули пластилиновые с лимонной начинкой. Бывает, стреляют
и настоящими, трассирующими, стараясь не попадать. Папа говорит Юльчику, что
это «параселекционные мероприятия».
Юные жители маленьких замков, в том числе и мальчик Юльчик, о котором
рассказы впереди, считают, что на левом берегу коричневой речки Тьмаки
растут джунгли, там водятся аборигены глыбочи и глыбочихи, имеется иная
первозданность.
Взрослые не застраивали берег левый, потому что одобряли близость
цивилизации к природе дикой, первозданной. Саму дикую природу они тоже очень
ценили, потому что находили в ней много загадок.
При полной луне и в хорошем расположении духа иные из правобережных
задумчиво всматриваются в мрак левого берега, примечают мерцание зеленых
огоньков, пытаются уловить движения тамошних теней и смысл этих движений.
Такова в общих чертах начальная история речки Тьмаки и жизни на ее
благоухающих и иных берегах.
КАПРИХА
Хорошенький мальчик Юльчик, белокурый и кудрявенький, щекастый толстячок,
по-пластунски пролез по тайному лазу под забором усадьбы — и оказался среди
зарослей гигантских лопухов берега коричневой речки Тьмаки.
Небольшой замок его папы тремя башенками господствовал над другими
небольшими замками, стоящими в садах правого берега.
Дом папы Юльчика отличался светлым камнем, серебристо-зелеными островерхими
крышами и цветными витражами в узких стрельчатых окнах. На шпиле одной
башенки имелся флюгер, позолоченный петушок.
У Юльчика на усадьбе папы был свой маленький деревянный домик с
палисадником. Две туи, непролазный можжевельник, шиповник — в палисаднике
была глухомань. Там жил ежик.
В домике стулья, кровать, гостевой стол, даже компьютерный столик — все было
сделано из золотистых сухих прутьев ошкуренной ивы, плетеное, очень легкое.
Переставить запросто, двумя пальцами. Креслица могли принимать форму того
человека, который в них садился. В холодильнике всегда свежее, сегодняшнее
мороженое с мятой и брусникой, обсыпанное крошками короицы и шоколада;
земляника из собственной теплицы; напитки: кока, энергетики, черничный морс,
сок авокадо.
В домике жила шикарная черно-рыжая кошка Масяня величиной с кролика. Она
любила сидеть около аквариума. Иногда она приносила придушенных воробьев и
синиц. Юльчик отнимал у кошки птичек и хоронил их в палисаднике.
И вот мальчик, имея уже десять лет отроду, тайно прокопал подземный лаз под
забором имения. Трудился недели две, так как забор был углублен в землю
больше чем на метр.
Лаз вывел в лопуховые джунгли.
Мальчик вылез наружу. Огляделся. Лопухи показались зловещими. Они были много
выше его ростом. Стебли мясистые, в седых путаных космах паутины с сухими
мухами в ней. Листья с дырками. Лес почти.
Нещадное солнце создавало зеленую духоту, потому что под лопухами была сырая
мягкая земля, тоже с дырочками. Противные толстые червяки-выползки медленно
лезли из земли. Только что прошел дождь.
Застойный дух был очень неприятным, Юльчик даже прикрыл нос ладонью. Скоро
стало понятно, в чем дело. Там и сям под лопухами попадались коричневые
какашки, то ли собачьи, то ли человеческие. Желтые и черно-синие
лакированные мухи вяло роились над ними. Встретился вонючий труп вороны с
длинной желтой шеей: глаза как смородинки, среди перьев клубочек грязно-
серых кишок, в них энергично копошились желтые опарыши. Неужели Масяня?
Киска как-то принесла в домик голубя с перегрызенной глоткой.
Вышел на поляну.
Ржавое корыто с сухой осокой внутри, зеленое облупленное ведро вверх дном,
на нем желтые тряпки. Кругом окурки и пивные банки. А это что такое?
Нераспечатанная коробка шоколадных конфет «Лайма». Но это же очень хорошие
конфеты.
Ветерок доносил свежий запах воды. Мальчик пошел по наклонной.
Лопуховые заросли кончились. Открылась уютная поляна с куцей серо-зеленой
травой. Тут начиналась вода реки Тьмаки.
Маленький костерик еле дымился. От него остро пахло мочой.
Вокруг парами, один на один, лежали кружком кирпичи. Юльчик вздохнул и
присел.
Куски цветастой газеты валялись вокруг. На большом обрывке сизая глазастая
голова и хребет с ребрами от какой-то большой рыбины. Скрюченные корки
хлеба.
Он отвернулся от костра, и кроссовки по ватерлинию оказались в коричневой
воде. Это ничего, они непромокаемые, настоящие.
Скудная речка Тьмака текла по тлеющим торфяникам, поэтому рыбка в ней была
коричневая, как вода. И вот сейчас рыжие мальки торкались в белоснежные
кроссовки Юльчика, и мальчик улыбался. Хотя в его домике на усадьбе папы был
большой аквариум с золотыми степенными вуалехвостами, за которыми охотилась
Масяня. Но вот эти странные мальки интереснее, у некоторых было по две
головы и пышные хвосты, как у домашних вуалехвостов.
Кто-то плескался рядом, за облезлым кустом ивы. Прутья обглоданы, белые, как
кости.
Мальчик оглянулся на водный шум.
По мелководью к нему шла маленькая тетенька.
Подол ее тусклого цветастого платья скользил по воде.
Юльчик встал со своего кирпича и сказал:
— Здравствуйте, тетенька. Добрый вечер. Я вам тут не помешаю?
— Я не зна-аю, — певуче сказала тетенька. — Гырбылдыр. А ты мальчик Юльчик.
А я не тетенька тебе никакая, я девочка Каприха.
«Это глыбочиха?» — тихо испугался Юльчик.
— Мне скоро четырнадцать лет. Уже вот-вот. Я босая девушка, гуляю везде.
— А зачем вы такая грязная? — улыбнулся Юльчик и потупил глаза, устыдившись
своего некорректного вопроса. — Извините, но это неприлично. У нас так не
принято.
— Я сначала вчера огород полола, потом сорняки всякие там дергала, потом
навозной жижей поливала грядки с картошкой и капустой, потом козу чистила. У
нас с мамкой вырастет много капусты! Ты любишь капусту?
— Я? Да, цветную, кольраби. Брюссельскую тоже. В кляре хорошо.
— А кочерыжки?
Юльчик пожал плечами:
— Не знаю. Что такое кочерыжки?
Девочка была совершенно чумазая, белые волосы свисали слипшимися прядями.
Выше лодыжек ноги у нее были покрыты тонкой серой коростой. Замызганная
кофточка, зеленая, с фиолетовыми скрюченными по воротнику и на рукавах. На
локтях дырки, торчит локоток серый, чешуйчатый. Юбка спереди в белесых
поблескивающих пятнах, как в засохшем канцелярском клее, что ли. Жует и
жует. Чего она там жует?
— А как вас зовут? — спросил мальчик и отступил на два шага. — Где вы
живете? Почему от вас пахнет так? Извините.
— Ы-ыи, — оскалилась девушка. — Каприха меня вообще-то.
Она скривила лицо и стала страшной.
Изо рта ее выдулся громадный бледный пузырь жевательной резинки и лопнул с
треском. Капли слюней обожгли щеки мальчика.
— Меня тут все знают, я тут тоже всех знаю, — улыбнулась она и стала
красивой.
— А почему я не знаю? — сказал Юльчик, утираясь платком.
— Потому как что ты не гуляешь тут, по моей речке и в лопухах, тут по
бережку, ни-ни. Вот и не знаешь, как дурачок все равно. Гырбылдыр!
— А где же вы живете, Каприха? Таких имен не бывает, — сказал мальчик. — У
вас довольно странное имя. И что такое гырбырыл?
— А я Юля, Юлия, Юлия Борисовна Капрова, — сказала девушка, вздев подол и
усаживаясь на кирпич голой попой. Ступни с облупленным багровым лаком на
ногтях она окунула в воду.
— Юлия Капрова, — кивнул мальчик. — Очень приятно. То есть Капрова Юлия
Борисовна?
— Ну дык! — хохотнула Юлия. — У тебя деньги есть?
— А я Юлий, Юлиан. Юльчик это домашнее имя. У меня четыре вуалехвоста, две
золотые. Зачем тебе деньги? А еще большая кошка Масяня. Все есть.
— Меня тут все мальчики знают, — кокетливо повела плечами Юлия. — И там, и
там, — помахала она руками в стороны. — Везде! Только ты пока не знаешь. А я
за тобой давно подглядываю в щелку забора, мы дырку просверлили в вашем
заборе ножиком, и затыкаем палочкой, чтобы незаметно. Я тебя зна-аю... Вот
ты какой кудрявый. Ы-ыи, я бы тебя! — Она обхватила воздух перед собой и
прижала руки к груди, как бы тиская мальчика.
Юльчик отступил:
— Не надо.
— У тебя деньги есть?
— Нет. Зачем мне?
Сложенные в замок кисти рук Юля уронила в подол, раздвинув ноги.
— Теперь и я вас знаю, — сказал Юльчик, завороженно глядя на открывшиеся
грязноватые коленки девочки. Коленки были крупные, круглые, пухлые. — Разве
вам не холодно? Вот у меня куртка, синтипон, пожалуйста. Только мокрая,
дождь был.
— Че холодно-то, ни фига не холодно, нормально. А у тебя богатый папаня? —
глянув снизу и сбоку, сказала Юля, указательным пальцем заводя пряди белых
волос за уши. Зеленая большая клипса на мочке уха.
И — высунула остренький трепещущий язык розовый.
— Хочешь?
— Что такое? Я не знаю, — сказал Юльчик растерянно. — Зачем мне это? А папа
нормальный, проблем нет. У меня есть гувернантка Карменка.
— А у меня здесь домик в лопухах. А учусь я в школе дураков, тут тоже
недалеко, в сельской местности Пустошь. Знаешь?
— Нет, я такую местность не знаю. Деревня? Или поселок?
— Там рядом седьмая свалка, все есть. Еда и одежда всякая. Я учусь на хорошо
и отлично, уже умею рисовать крестики и мордочки.
— Дураков? — оторопел Юльчик. — Почему же дураков? Какие мордочки, зачем?
— Да ну, это просто так, там для умственных дураков, ненормальных всяких.
Нас там теперь много. У одного даже никаких ушей нету.
— Почему? — тихо проговорил Юльчик.
— Мы любим резвиться, потом клеим коробочки, а иногда большие конверты для
почтальонов. Пляшем тут, на берегу и в воде. У нас много еды, кой-че еще
всякое такое... А у тебя много еды?
— Еды? — удивился Юльчик. — Я об этом не думал. У меня нету, этим Карменка
распоряжается.
— У нас тут, километр или два, еще одна свалка. Шоколадки, банки с вареньем
и мясом, всякие соки, пиво в железках. Завались. Все есть. А на другой,
номер семь, туфли, трусы, лифчики, колготки сколько хочешь. Чего тебе надо?
Хочешь большой ножик складной? Или тетку надувную, для смеха. На ней можно
верхом плавать в пруду.
— У меня тоже все есть, — пожал плечами Юльчик. — А ножиков и кинжалов не
знаю сколько, не сосчитать. Есть шпаги, рапиры и настоящие рыцарские
доспехи.
— Зато меня все время любят и любят, что хорошо всякие любовные дела
мальчикам и ментам делаю, — сказала Каприха, гордо откинув голову, сложив
губы бантиком. — Тебе сделать?
— Нет. Вообще-то я знаю уже. На видаке видел. А это интересно?
— Мальчикам нравится, — расплылась в улыбке, зажмурилась блаженно Каприха,
еще больше раздвинув ноги. — Некоторые даже орут от радости, как
ненормальные. Они все меня уважают. Еду приносят, всякие там туфли и платья,
и брошки, сережки, цепочки. Вот видишь, какое у меня кольцо? Золото
настоящее. И пиво всегда, и сигареты, конфеты, игрушки. У меня сто личных
кукол. А вчера один сига-ары приволок, вот такие здоровенные.
— Это вредно, — сказал Юльчик. — У меня нет сигарет.
— За так не буду, — выпятила нижнюю губу Юля. — Дурочку нашел.
— Я же ничего не сказал. Зачем мне?
— Чего-нибудь найдется, — отмахнулась Каприха. — Ты чистенький такой,
пахнешь хорошо, кудрявенький. Чего-нибудь найдется. Ты говорил, у тебя рыбы
золотые есть. Давай их сожрем, я не ела золотых никогда, только вот этих
уродов, что в Тьмаке плавают, которые с двумя головами. Ну и со свалки,
только там скучные рыбы, вонькие очень.
— Золотых рыбок не едят, Юля. Это декоративные существа.
— Тогда для чего же они тогда?
— Для украшения жизни.
— Фи-и! — фыркнула Каприха. — Украшение...
— Да у меня другого всего много. А почему Каприха?
— Да не знаю я! Привязалось как-то. Фамилия такая у нас, Капрова. И у мамки
тоже. У всех.
— А у папы, у отца? У тебя есть папа?
— Не-а! — беспечно рассмеялась Каприха. — Да ну его, он напился самогону, а
потом всякой жижи с нашей свалки и нырнул в прорубь навсегда.
— Зачем? — прошептал Юльчик.
— Зачем-зачем... Ну навсегда, вот зачем. Ну и вот. И мы все, три брата и я,
все каприхи, и мама каприха, и я каприха. Все. Учимся пока. Брательники уже
долго. Ну?
— Что — ну? — насторожился Юльчик. — Зачем он нырнул зимой?
— Показать?
— Что такое мне ты... — сморщился Юльчик, — показать чего такого можешь мне,
извини. Я не понимаю.
— Секс! — вскочила с кирпича Юля. — Суперсекс!
— Суперсекс? Я в папином видаке насмотрелся, у нас громадный домашний
кинотеатр, цифровой, последняя модель. А у меня в домике и свой есть, пока
маленький, плазменный.
— Ой, да ну тебя с твоим видаком. Я тебе разве не нравлюсь? Всем очень даже,
а тебе вдруг не нравлюсь. Ты че?
— Нет, Юля, то есть как тебя, Каприха? Каприха. Нет. Вы все же весьма
занимательная девушка, оригинальная.
— Тогда давай приходи вечером в лопухи сюда, где ржавое ведро и корыто с
соломой. Знаешь?
— Я видел, да.
— Матрас есть мягкий, его надувают. У нас там под ним пленка спрятана от
дождя, если надо. Видел? А то теперь дожди.
— Нет, это не знаю. Зачем?
— Ну вот, приходи давай. Принеси мне мороженого и сигарет у батьки укради.
Штук десять или больше. Такие длинные, с золотым концом, там еще две голубые
полоски на фильтре. Знаешь?
— Знаю, знаю. Они у нас в замке везде валяются. Папа курит все время. Два
раза курнет, или три раза, а потом бросает где попало. Карменка ходит за ним
и собирает.
— Ну вот и неси, что он бросает. А лучше новые. Ты же знаешь, где у него
сигареты лежат.
— Везде лежат.
— Вот и неси. Я тогда тебе самое интересное буду показывать.
Юльчик посмотрел на часы.
Скоро пять. Сейчас мобильник заверещит.
Почему-то разгорелся костер. И пахло уже хорошо, легким дымом, мокрой
землей, коричневой водой Тьмаки.
Золотой петушок на шпиле папиного дома сиял; когда он поворачивался от
слабого ветра, блик слепил.
— Каприха, у меня сейчас второй полдник. Режим такой. Когда это… к ведру
приходить? После ужина приходить? Или после второго десерта сразу?
— В семь часов. В семь. Понял меня? Лопухи где, матрас там есть мой. Надуем
и будем прыгать.
— Найду, — скривившись, сказал Юльчик.
Ему представилась вся эта поганая помойка: банки, окурки...
— Найду. Тут у нас не тайга.
Юля Каприха встала с кирпича, приблизилась к мальчику, крепко взяла его за
плечи и долго целовала его в раскрытый рот, засасывая язык.
И — медленно, плавно пошла по мелководью, макая подол в Тьмаку, оглядываясь
с улыбкой.
— Чао-ча-ао-о... — пропела она. — До ско-орого.
— А у меня есть еще арбалет настоящий со стрелами и пейтнбол, — проговорил
Юльчик никому. — И духовой семизарядный...
Заверещал мобильник. Мальчик глянул на часы: уже пять. Это Карменка.
— Юльчик, — сладко сказала горничная, — ну где же ты опять? Где стол
накрывать? В гостиной или у тебя в домике? Сейчас омара привезут.
— У меня, — сквозь зубы сказал Юльчик. — На веранде. Омар нужен горячий.
— Где ты сейчас, милый мой? Идешь?
Юльчик захлопнул телефон, сунул его в карман. Утрамбовал.
— Да иду, иду я, — тихо сказал он реке Тьмаке.
ОТШЕЛЬНИК
В очередное свое путешествие по берегам реки Тьмаки Юльчик обнаружил в
узкой излучине ее за плотной стеной рыжего камыша два тонких бревна, они
соединяли берега как мост.
Интересно, куда ведет он? Папа категорически запрещал переходить на другую
сторону: «Там водятся неопрятные люди, заразные, дурно пахнущие глыбочи и
глыбочихи, которых мы отпугиваем пластилиновыми пулями с фруктовой
начинкой».
Ладно, оглянулся Юльчик на родной замок, я быстро, только одним глазком.
Он нашел палку, чтобы опираться на дно при переходе речки по зыбким жердям.
Одна жердочка была живая: несколько зеленых веток с листьями торчали вверх,
как фальшивые перила. Темная вода перекрывала жерди.
Бревнышки прогибались и расходились под легким мальчиком; на середине речки
вода дошла почти до колен. Но галечное дно просматривалось, оно было рядом.
Не страшно, нет, нет, нисколько не страшно.
На берегу, куда вывел мостик, сразу росли двухметровые мощные мальвы, белые
и красные, с зелеными шишками на пирамидальных верхушках. Пахли цветы
неприятно, хотя были красивы.
Концы жердей мостика обвязаны, оплетены серыми веревками, плети их уходят в
глухие заросли ивовых кустов, дальше высились громадные темные липы, все в
золотисто-зеленых гроздьях цветения.
Стоял штиль, совершенное безветрие.
Тихое жужжание доносилось из крон деревьев, но и оно временами пропадало.
Какие свирепые тут комары, подумал Юльчик, хлопая себя по шее, запястьям,
лбу. В другой раз надо взять репеллент.
Черная почва сырая, липкая, вязкая, она пристает, как теплый пластилин, к
подошвам, и кроссовки становятся тяжелыми.
Прутья ивняка так переплетены, что не пролезть. Жутковато... Мальчик
оглянулся. Папа на работе. Мама вчера уехала на море. Карменка спит. Может
быть, попробовать завтра? Если гувернантка уснет после обеда.
Карменка имела обыкновение часа полтора спать днем, потому что вставала в
пять утра; дом огромный, сад большой, работы много.
...Да чего я испугался? Лес как лес, вот и тропинка. Или завтра?..
А спать днем она любила в кровати Юльчика, вынося ее на веранду, благо
кроватка была легкая, из плетеной лозы, и имела водяную перину с подогревом,
тонкие простыни и верблюжье одеяло, — даже на веранде зимой в такой кровати
чудесно. Если накрыться одеялом с головой, становится уютно и тепло,
особенно когда закутаешься голый — тогда вся кожа тела ощущает родное тепло
верблюда. Гувернантка Карменка любила спать в кровати Юльчика.
Кажется, в лесу кто-то кашляет? Надо пойти обратно. Нет, подожду. А вдруг
там в самом деле эти заразные?
Какой мокрый, густой, плохой воздух. Черные птицы кувыркаются над вершинами
деревьев. Почему они молчат? Стрижи реют в вышине, тоже молча. Или это
ласточки? Если долго стоять на одном месте, засасывает. Палку надо взять с
собой на всякий случай, какие дикие комары, отчего такая тишина, что стучит
в ушах? И кто кашляет? Может быть, завтра? Ведь она наверняка будет спать. А
звонит всегда одинаково, в пять.
Широко раскрыв глаза, затаив дыхание, Юльчик с тихим замиранием сердца
шагнул в зеленый мрак, держа палку перед собой, как это делают слепые при
переходе улицы.
Обнаружилась еле заметная тропинка. Веревки, что вели от жердей мостка
кончились, концы их были обмотаны вокруг ствола. Еще через два поворота
тропинка привела к небольшому земляному холму. Весь он был в торчащих
кореньях, завален ветками вперемешку с сеном и космами осоки, кое-где торчал
картон, полиэтиленовая пленка.
Юльчик присмотрелся. Оказалось — это громадное корневище старого дерева,
сваленного ветром. Но огромный ствол его до земли не упал, а угодил в
рогатную развилку липы. И образовалась землянка, пещера, берлога. Спереди
она была забрана корявыми жердями, на них широкие пласты ивовой коры, потом
опять жерди, прижимающие эту кору. Вход был закрыт багровым ковром с
многочисленными складками; на ковре рисунок: турецкие огурцы и белые лилии.
К ткани прикреплено овальное зеркало в две ладони — Юльчик неприятно
отразился в нем. Недалеко костровище, тлели два больших бревна. На углях
стоял черный закопченый чайник и слабо сипел. На рогульках вокруг висели
какие-то скрюченные цветные тряпки. На большой нависающей ветке — джинсы,
желтое махровое полотенце.
На краю углей, в сизой золе — черные картофелины, несколько рыжих луковиц,
банан. Светло-сиреневая куртка с капюшоном, отороченным обгорелым рыжим
мехом лежала слишком близко; Юльчик переложил подальше. На двух распорках
гирлянда золотистых рыбок. Деревянный ящик: соль в консервной банке,
полбуханки хлеба, стакан молока — Юльчик раздул ноздри, — большая пачка
белых бумажных салфеток, прижатая камнем. Большой страшный ножик с
зазубринами по краю, как у Рембо.
— Здесь кто живет? — сказал Юльчик.
Полог колыхнулся, зеркало беспокойно мазнуло ярким зайчиком по глазам, ковер
раздвинулся, и в растворе появилось бородатое лицо. Глаза большие, голубые,
лучистые; человек, казалось, улыбался всем своим лицом. Доброе такое.
Да, но это же наш молочник, — с удивлением подумал Юльчик.
— Все рассмотрел, мальчик Юльчик? Понравилось? Это я тут живу, а зовут меня
дядя Серахим, потому что я не очень старый, еще не дед. Мне всего шисят
годков, я тут провожу отпуск в отдыхе. Хожу за ры-ибой, читаю кини-ижки. И
тебя поджидал. Вот и ты. Узнаешь меня?
Юльчик растерялся.
— Дядя Серахим? Но почему у вас борода рыжая, ведь вы всегда приходили к
нам, у вас была такая, не знаю, как сказать, золотистая щетина всегда была
такая небольшая, как у моего папы. А теперь борода. Кудрявая.
Вдруг дядя Серахим мощно вдохнул и принялся долго кашлять, махая перед собой
руками, словно отгонял комаров. Потом, шумно дыша, долго рассматривал
Юльчика, придерживая ковровый занавес левой рукой. В правой его руке,
свободной, было большое зеленое яйцо, оно светилось. Внутри прозрачного
камня мерцали золотые звездочки.
Серахим оглядывал мальчика подробно, сверху вниз и наоборот. Юльчик с
удивлением повторял путь его взгляда, тоже осматривая себя.
А что? Все нормально. Мокрый только. Манжет на курточке расстегнулся.
Застегнул.
— Промок, — сказал с сочувствием дядя Серахим, покачивая головой. — Промок.
Ну чего тебе тут надо, ведь страх предупреждал тебя: не ходи, не ходи. Вот
ты какой неслух. Любопытный такой ты, мальчик Юльчик. Не велено же речку
переходить, разве не так?
— Я случайно нашел... Как-то вдруг. Я больше не буду.
— Не волнуйся, я папе не скажу.
— Спасибо.
— Промок, промо-ок... Снимай штаны, джинсы сымай, кроссовки, носочки. Повесь
все на суки и ветки, пусть просохнет. Сейчас я хороший костер разведу.
— Нет, — быстро сказал Юльчик.
—Стесняешься? Напрасно. Простудишься, и твой папа Карменке сделает нагоняй,
что недосмотрела. Не жалко Кармен?
— Карменку жалко, — механически ответил Юльчик. И покраснел.
— Ладно, тогда заходи ко мне в гости, угощу печеной картошечкой, молочком
свежим, сметанкой. Рыбка копченая имеется. Хочешь рыбки?
— Нет-нет, — опять почему-то быстро вырвалось у Юльчика. — Я боюсь этих,
которые с двумя головами.
— У моих по одной, — рассмеялся дядя Серахим, показывая огромное количество
белейших зубов. — Это я в нормальном озере поймал.
Старик подвязал половинки полога на манер штор, и открылся треугольный вход
в сумрачную, но — чувствовалось — просторную пещеру. В дальней глубине ее
горели свечки, зеленая и красная лампады перед иконами. Спокойно
поблескивало тусклое золото и серебро окладов, самоцветы дорого сверкали в
них. В доме Юльчика тоже были иконы, только очень большие, на слегка
изогнутых досках, без окладов.
На деревянных ящиках лежало толстое желтое одеяло, пестрые подушки в
беспорядке. Два автомобильных сиденья. Лавка с наполовину отпиленными
ножками — заместо стола. На лавке газеты, зеленый мобильник, несколько
толстых коричневых книг, из них вялыми языками свисали матерчатые алые
закладки.
— Присаживайся, Юльчик, — сказал дядя Серахим. — Не сомневайся, тут у меня
все чисто. Я знаю, ты привык к чистоте. Сейчас картошечку горячую принесу,
рыбку.
— Я обедал недавно, спасибо. Молоко тоже топленое?
— Конечно, твое любимое. А печеная картошечка — это не еда, это деликатес.
— Дядя Серахим, а зачем вы тут живете? Думаю, это вредно для здоровья. И
почему у вас нет ни одного комара? А на берегу тучи.
— Да, Юльчик, я иногда живу в этой земляночке. Скрытня называется,
Серахимова скрытня. И отчего же ты решил, что вредно? Уединение полезно. Вот
ты сам предпочитаешь в своем домике на усадьбе жить, а в замок редко ходишь
к папе.
— Он всегда на работе.
— Ну к маме, к гостям. Карменка всегда тебя зовет, а ты отмахиваешься. Она
же в тебе обязана коммуникабельность развивать, чтобы был общительный. Все
за компьютером сидишь, по сети путешествуешь или книжки читаешь. Так и
говорить разучишься.
— К нам гости с детьми не приходят. А мне к взрослым без личного приглашения
папы нельзя. А где ваше светящееся яйцо, зеленое такое?
— Так вон оно, под подушкой, рядом с тобою.
Из-под сиреневой, в белый цветочек подушки прямо в ладонь Юльчику выкатилось
зеленое светящееся яйцо. Оно было очень теплым, почти прозрачным, только в
середине, в недрах его едва мерцали золотые звездочки, они медленно
вращались вокруг друг дружки.
Юльчик завороженно разглядывал диковинку.
— Это фокус такой? Или оно волшебное? Но не бывает же.
— Чудо техники, — лучисто улыбнулся дядя Серахим. — Может избавить от
болезни и печали, а может и убить. Как захочет, как найдет справедливым. Это
очень большой изумруд, наверное. Самый большой в мире.
Юльчик выкатил яйцо из ладони на желтое шелковое одеяло, камень стал
ярко-желтым, а звездочки внутри его зелеными. И появились какие-то багровые
черточки и крючочки, как бы складывающиеся в строку.
— А мне? Что мне будет? — с тревогой переводил мальчик взгляд с диковинки на
дядю Серахима и обратно. — Ничего не будет?
— Тебе оно не навредит, сынок. Ты еще не заслужил ни наказания, ни
поощрения.
— А где же это... где вы его взяли? На свалке номер семь? Там нашли?
— Ну, на свалке! Там глыбочи давно бы его откопали. Как-то обрывчик у
Соснового ключа весной подмыло, почти под самый тамошний гранит, а я как раз
там травы целебные собирал и весенние грибы. Глядь — что-то светится на дне
ручейка. Оказалось, вот этот камень прозрачный. Он тогда был очень горячий,
теперь поменьше.
— А если волшебный и драгоценный, может быть, потому и наша Тьмака теплая?
Говорят, что этот гранит там у ключа тоже теплый всегда.
— Не знаю, Юльчик. Наверное, так. Никогда таких не видел. Он мне помогает
при любой болезни, а ночью как грелка. Суставы заноют, приложу, и никакой
боли. Или глаза вот худо стали видеть вечером, особенно ночью. Если куда
надо идти, приложу к глазам изумруд — и вижу ночью как кошка.
Юльчик посмотрел на камень. Показалось, что светиться он стал меньше.
— Положи обратно под подушку, — сказал дядя Серахим. — Ему теперь надо
побыть в одиночестве и темноте. Потом посмотришь, попозже. Может быть, он и
сам появится, так бывает. Он иногда как живой.
— Я хочу одну картошку и одну рыбку, — неожиданно для себя сказал Юльчик. —
И молока топленого, только холодного. Немножко, — прибавил он, потупившись.
— Извините, дядя Серахим.
Дядя Серахим сразу все принес, разложил по салфеткам на лавке, которая
служила столом. Соль в затейливой хохломской чашке. В другую дядя Серахим
налил густое зеленое масло из квадратной бутылки. Кружка с молоком была
запотевшая, верный признак, что молоко холодное.
Картошка, копченые рыбки — все пахло необыкновенно, а как — и не сказать,
ведь Юльчик никогда не ел печеную в углях картошку и копченых рыбок из
озера. Знакомо было только молоко, такое им домой приносил молочник дядя
Серахим — густое, с толстой румяной пенкой, с ореховым привкусом. Теперь им
молоко и жидкий мед доставляла тетя Серафима, молчаливая улыбчивая жена дяди
Серахима. Она угощала Юльчика лещиной, лесными орехами.
— Это у вас домашняя церковь такая? — спросил Юльчик. — Или часовня?
— Нет, это не церковь, милый. Просто несколько иконок и пара лампадок. От
них запах хороший. В масле есть разные добавки, они отпугивают всех комаров
и мошек. А в костер капнуть — то и снаружи никто не донимает.
— У нас тоже не тревожат. Никого нет, ни одной букашки.
— Я знаю. Вашим папам я сам в садах и в домах специальные генераторы ставил.
Они отпугивают всех насекомых на сто метров вокруг.
— Значит, вы в Бога верите? Мой папа тоже иногда подолгу стоит перед
картинами и нашими иконами. Жалко только, что лампад нету. Красиво. Стоит и
стоит, — пожал плечами Юльчик.
— Это хорошо, что он проводит много минут перед иконами. К добру. А если
лампадок нету, значит, он в Бога не верит. Пока не верит.
— А что такое Бог, дядя Серахим? Я спрашивал у папы, но он ничего не
говорит. В книжках мне тоже не понятно. Где он, Бог? Из чего сделан?
Биотехнологии?
Серахим обернулся к иконам, глаза его полыхнули зеленым огнем, — отразился
свет изумрудной лампады. Перекрестился, коротко поклонившись каждой иконе.
— Он страшен, сын мой! — указал пальцем вверх Серахим. — Там обитает, он
везде, в звездах и в пустоте, и в тебе, и во мне, в каждой былинке, в каждой
твари. Везде! Только этого пока никто не понимает. И никогда не поймет.
— Страшный? — удивился Юльчик. — Иисус ничего, красивый даже. И мама его
красивая, они все красивые. Мне говорили, что Бог добрый.
— Нет, нет! Он сияющий, он свет везде. А страшный по силе и непреодолимости.
Иисус не Бог, он сын Бога, потому что не все может, а отец-Бог может все.
Знай это, потому что такое знание сладко для сердца. Страшный Бог — это
добрый Бог, потому он и сладок. Бойся его и будешь мудрым.
— Дядя Серахим, я не хочу бояться.
— А и не бойся, только пойми, что он везде и все видит, все знает. Вот мы с
тобой вдвоем, а он среди нас третий. И все слышит, и слово неправильное не
прощает. Ты молочко-то прихлебывай, это полезно с картошечкой. Налить еще?
— Но, дядя Серахим, вы пугаете меня своим Богом.
— Сынок, разве ты плохой человек. Нет, хороший. Очень хороший. А только
плохие люди боятся страха Божия. Они лукавые, вину свою знают. Понимай это!
— Я буду стараться.
Юльчик сделал из газеты кулек, аккуратно сложил в него пахучие корочки
картошки, остатки от рыбок.
— Куда это отнести, дядя Серахим?
— В костер. Давай я в костер отнесу.
— Я сам.
— Сиди, сиди, — улыбнулся дядя Серахим.
Он вернулся с большой гроздью мокрого винограда.
— А вот и десерт. Держи-ка. И скажи мне, любишь ли родных своих?
— А как называются ваши копченые рыбки? — облизнулся Юльчик.
— Понравились? Карасики, линьки.
— У нас таких не было... Но, дядя Серахим, они все меня только учат и учат.
Как ходить, как жестикулировать, смотреть, говорить. Уроки все время. То
английский, то французский, то римское право. Ужас один. Зачем мне какая-то
Афина, Плутарх, там их не сосчитать.
— Все это полезные вещи, сынок. Все мировые документы пишутся на французском
языке. Весь мир знает английский. Почему бы и тебе не знать? Смиряйся,
дружок. Смирение угодно всем. Будь терпелив, уничижение и принуждение
принимай с охотой, тогда все беды обойдут тебя стороной. И Плутарх
пригодится в свое время, а когда оно придет — и сам удивишься. Не ленись.
— Я буду стараться... Только скучно очень иногда. Тысячи лет назад это было.
— А терпи, сынок мой. Совсем и не тысячи лет назад, очень недавно. Терпи.
Потом, милый, будет легче. Есть слово такое: приобретай учение за свое
серебро, и потом приобретешь много золота. Ты любишь золото?
Серахим улыбнулся всем лицом, даже, кажется, рыжей кучерявой бородой.
— Да зачем мне оно? Что с ним делать?
— Золото, сынок, это знание, а не монеты или доллары. А серебро — это твое
долготерпение и прилежание. Будешь знающим, будешь всем нужен. Останешься
простецом, будешь жить на подаяние, как сейчас.
— Но разве я на подаяние живу? — изумился Юльчик. — Я ничего не прошу ни у
кого. У нас ходил один побирушка, я сам ему много еды давал, а он все деньги
просил, у меня же нет денег. Карменка его прогнала шпагой.
Виноградные ягоды были какие-то странные — холодные, очень твердые, очень
сладкие и без косточек, с привкусом миндаля.
— Пока имеешь право. Заботы папы твоего и мамы, и Карменки есть подаяние
тебе. А потом сам будешь отдавать. Вот станет папа немощным, и настанет
время твоих главных дел. Так что спеши, спеши приобретать, потому что если
опоздаешь, то останешься глупым; а жизнь глупого зла. Чего не соберешь в
юности, не приобретешь потом никакими силами, никаким серебром. Разве только
грехом и подлостью. Знай, дружок мой, что тесны врата в жизнь и узок путь,
ведущий к праведности и добру, не многие находят пути эти. А пространные
дороги и широкие врата ведут в погибель, и многие идут ими, эти заблудятся и
горькие плоды ждут их.
— А вдруг я буду такой же, как вы? Ну вот бедный совсем. У папы был один
богатый господин, он меня маленького на шее носил, а теперь в тюрьме сидит.
Мама ему колбасу носит. А он мне корабли и самолеты из толстой бумаги делал,
все летало...
— Бывает. Может и так случиться. А пока будешь жить с успехом и в
довольстве, когда подрастешь и будешь важным, не огорчай никакого человека в
его скудости, не утомляй ожиданием нуждающихся. Мама твоя правильно делает,
что носит другу еду в тюрьму. Ведь алчущая душа всегда в печали, ты сможешь
утолить печаль, если не останешься глупым и бедным. Остерегайся и сам
печали, нет в ней пользы, она только истощает сердце, ослабляет душу и
мышцы. Страшись печали, сынок мой! И не дозволяй другим быть в ней. И тогда
тебе будет хорошо жить, если даже сам окажешься в нищете и бедствии, как я
теперь. Но я думаю, тебе не быть бедным.
— Да... Среди наших знакомых и посетителей бедных нету. У меня подарков...
Даже электрический мопед японский есть. «Ямаха».
На холмах правой стороны реки осветились лаковые разноцветные крыши
особняков и замков. На шпиле папиного дома сиял золотом петушок-флюгер.
Скоро зазвонит мобильник.
Скажу, что задерживаюсь. Пусть Карменка приготовит молочный коктейль с
морожеными вишнями. Корицу не надо. Цукаты пускай. Надо научить ее картошку
печь в мангале или в камине.
В пещере сгустился сумрак. Дядя Серахим словно куда-то исчез на мгновение.
Нет, вот он.
— Может так случиться, что через время отец твой станет худоумным. И тогда
прими отца твоего с особенной любовью, даже если он умом своим совсем
оскудеет. Сердце твое всегда должно быть прежним, любящим. Ум всегда в
дураках у сердца. Не огорчай отца твоего, когда ему будет нужна любовь твоя.
Никогда не огорчай отца. И сыном будешь знатным и славным. И дух покоя
посетит тебя... — удобно расположившись в автомобильном кресле, тихо
продолжал дядя Серахим; он почти слился с черным креслом, стал неотличим от
него, только сверкали белые зубы в сумраке скрытни. Голос его был ровен, но
замечательно внятен, словно всякое слово в его значимости жило отдельно, а
все вместе очень дружно.
Из-под алой подушки показалось яйцо — блеснул по всей пещере изумрудный
лучик с его поверхности и остановился на лице Юльчика.
— Я буду стараться, дядя Серахим, — сказал Юльчик, не отводя завороженного
взгляда от камня. — Я папу и сейчас люблю. Только мне не очень понятно,
почему вы так говорите, что он может стать слабоумным. Вот оно, — показал
пальцем на яйцо Юльчик. — Само выползло, выкатилось?
— Не надо сейчас камень трогать. Подожди. Может быть, это с твоим папой
будет не скоро, в старости, а может случиться и завтра. Но ты не думай обо
мне и словах моих слишком долго. Ты маленький пока. Все само вспомнится в
положенное время. А как вырастешь, станешь юным мужчиной, вот тогда и
вспомни слова мои. А меня самого не забывай и сейчас. Ведь моленья из уст
моих, из меня самого — это для меня, в этой моей скрытне эти слова только
для ушей моих. Больше никуда они не пойдут, ничего не достигнут, и ответа
мне не будет. А если ты запомнишь их, воспримешь их и меня тоже, это и будет
светлое добро и ответ мне, потому что я увижу свет для тебя. И это приятно
сердцу моему, потому что суд надо мной уже скоро. А сына у меня нет.
Юльчик напряженно слушал и удивлялся странным словам дяди Серахима.
Он помнил, как совсем недавно дядя Серахим ловко и быстро ездил на
сверкающем никелем большом трехколесном велосипеде с огромным оранжевым
рюкзаком за плечами, а в ячейках проволочного багажника стояли металлические
полированные термоса с топленым молоком, большие баллоны со сливками и
медом.
— Разве вы старый такой, дядя Серахим?
— Я не старый, я всякий, Юльчик. Но если ты, милый, узнаешь, что я пропал в
ничтожестве, не суди меня, а поплачь надо мной, когда свет мой исчезнет. Но
не долго плачь, потому что я успокоюсь. Ведь возвращения времени нету, а
слишком печалясь обо мне, ты не принесешь никакой пользы мне, а себе
навредишь, пребывая в печали обо мне. Потому что пребывающий в печали это
как мертвый. Будешь в печали сам, и никому не поможешь. А про меня, сирого,
малого, что сказать? Я только свечка во тьму и мрак.
— Мне трудно разговаривать с вами, дедушка, дядя Серахим. Но вы интересный
человек. Папа со мной разговаривает мало. Только Карменка много. Да мама
иногда. Она очень, очень ласковая. Но редко. И гости их только по головке
меня гладят и спрашивают: как дела? Хорошо, скажу я. И все.
— Не огорчайся. Очень скоро с тобой будут разговаривать много и многие люди.
Беседа и есть испытание. Только не хвали никого, и меня не хвали, когда
вспомнишь. А если побеседуешь с человеком, помни его и думай над словами
его, потому что много лицемеров в нашем мире. В беседах же упражняйся много.
Но обуздывай язык свой, слушай больше, нежели говори, и будешь мил и
считаться умным. И будешь жить мирно со всеми. Помалкивай, потому что
любезности глупого напрасны совсем и только навредят ему.
— Я и так заметил, что все говорят, а не слушают.
— Юльчик, сынок мой, не будь им подобным.
Дядя Серахим поднялся со своего кресла, подошел к иконам и легким дуновением
погасил зеленую лампаду. Тонкая извивающаяся струйка плотного дыма поднялась
вверх.
Юльчик понял это как знак, что беседа окончена.
— Дядя Серахим, у вас интересно, — вздохнув, проговорил мальчик, провожая
взглядом тающую в вышине струйку лампадного дымка. — Но мне уже надо домой.
— Я знаю. Иди. А то сейчас твоя Кармен начнет названивать, — обернувшись,
улыбнулся он. — Скоро пять, а у тебя строгий режим.
— А можно еще раз посмотреть ваш камень?
Серахим кивнул и как бы с сожалением покачал головой.
И зеленое теплое светящееся яйцо вкатилось в ладони Юльчика, сложенные
горстью.
Золотистые звездочки перемещались внутри его и, ярко вспыхивая, начали
вращаться друг вокруг дружки.
Под прозрачной поверхностью, где-то внутри, можно было различить красные
тонкие каракули, похожие на буквы, они вроде складывались в строчку.
— Дядя Серахим, тут что-то написано, кажется.
Серахим подошел, присел на корточки, глядя на изумруд.
— Это старинные письмена, древний язык. На котором когда-то говорили все
люди на Земле. Поэтому и теперь этот язык должны все помнить, но никто не
помнит. И прочесть, что там написано, не может пока никто. Ты, наверное,
слышал, что на граните у Соснового ключа есть надпись, говорят, что она
означает «самому миру не вместить». А что здесь сказано, я пока не знаю.
— Что не вместить? — растерянно спросил Юльчик, сжимая камень в ладонях.
Впервые в его руках оказалась вещь, с которой очень не хотелось
расставаться. От камня исходила доверчивая ласка, как от котенка,
устроившегося в горстях.
— Кто же теперь это знает, мой милый мальчик. Неведомо. Может быть, гнев и
печаль, может быть, зло и добро, может быть, любовь всех нас друг к другу.
Видишь, там кружатся и кружатся золотые звездочки вокруг друг дружки? Если
очень долго смотреть на них... Нет, не знаю пока. Да внутри камня и буквы,
кажется, меняются.
Юльчик разжал ладони.
Никаких букв внутри камня не было. Только по-прежнему медленно кружились в
недрах изумруда золотые звездочки, похожие на искры.
— А что ты про это думаешь, сынок мой?
— Я?.. Да тут уже ничего нет, никаких букв.
Надоевшей мелодией заверещал мобильник.
— Да, — строго и вопросительно сказал Юльчик. — Коктейль молочный, мороженые
вишни. Один лобстер. Холодный. Без укропа. Через полчаса.
— До свидания, милый, — слегка поклонился дядя Серахим.
— До свидания, — неожиданно для себя поклонился Юльчик. И сказал в телефон:
— У нас есть караси горячего копчения? Нет? Найди.
Он с раздражением захлопнул крышку мобильника.
— Дядя Серахим, вы еще долго будете тут жить и отдыхать?
— Пока не разгадаю, что написано внутри этого камня. Сто лет, наверное.
— А в чем вы нуждаетесь, дядя Серахим? Что вам принести? У меня все есть.
— Ты сам приходи. Видишь, теплый камень к тебе в ладони идет? Может быть,
вместе, втроем и разгадаем тайну.
— Разгадаем! — улыбнулся Юльчик.
И положил остывающий камень под подушку.
По-прежнему мертвый штиль стоял в лесу и над рекой. Сизое марево
испарений как бы подрагивало над поверхностью воды, над камнями берега.
Шевелился и сиял золотыми бликами родной петушок на шпиле папиного дома. Еле
доносилась хорошая музыка — соседи играли на флейте и скрипке свою вечернюю
серенаду.
На одной жердинке мостка зеленых веток стало много больше, появились они и
на другой; ветки склонялись друг к другу, пытаясь образовать зеленый
тоннель, арочную террасу.
Странно, подумал Юльчик, что же они тут так быстро растут? Тогда через
несколько дней здесь будет непроходимый кустарник, не продерешься. Та-ак...
Что у меня завтра? Утром вождение. После обеда в студию, рисовать. Потом
Карменка, испанский. А послезавтра?
КОНЕЦ ШУМАХЕРА
Взаиморасположение небольшого замка папы, дома Юльчика и веранды его
домика было так устроено, что при ясных днях с утра до вечера на веранде
было солнечно.
Юльчик сидел в тростниковом кресле и рассматривал в двадцатикратную
подзорную трубу на треноге зеленые дебри левого берега Тьмаки. Внутри трубы
был гироскоп, поэтому изображение не надо было фиксировать. В дебрях левого
берега ничего не происходило, но вся трепыхающаяся разноцветно-зеленая
листва виделась явственно, до всякой жилки, до былинки, потому что труба
имела специальный желтый светофильтр и поляризационную насадку. Под деревом,
кажется, шалаш?
Пришла Карменка с большой цветной коробкой, на крышке был нарисован гоночный
автомобиль «феррари».
— Мне? — сказал Юльчик.
— Тебе папа прислал из Англии. Настоящая гоночная машина.
Юльчик приник к объективу трубы, зафиксировал изображение.
— Открой.
Роскошная машина сияла никелем, красным и синим лаком. Мотор был обнажен,
ребристый радиатор цилиндра победно торчал наружу. Шесть никелированных
выхлопных трубок, слегка закопченные. Имелся алюминиевый баллончик с
горючим, аккумуляторы, пульт радиоуправления. Дистанция до пятидесяти
метров. Инструкция на пяти языках.
— Ты почему не радуешься? — удивилась Карменка. — Такой подарок... Ты же
всегда хотел.
— Отличная машина, — кивнул Юльчик. — Я знаю.
Он поставил аккумулятор, налил в бак горючее. Отнес машину на аллею.
Вернулся на веранду. Включил на пульте тумблер «зажигание». Мотор чихнул,
затрещал как пулемет. Включил «сцепление», повернул ручку «газ», поставил
минимальную скорость. Машина тихо поехала по аллее. Прибавил газ, скорость.
«Феррари» понеслась, оглушительно тарахча, постреливая сизым дымком. Запахло
метанолом. Рулевое управление работало отлично, папа наверняка все заранее
отрегулировал. Да и Шумахер не дурак.
— Где кегли? — сказал Юльчик. — Принеси. Весь комплект.
Машина отлично проделала слалом, ни одной кегли не задела.
— Молодец, пилот, — сказал Юльчик.
И прогнал машину бампером по кеглям, она все сбила, сама устояла.
— Юльчик, ты же разобьешь игрушку! — всплеснула руками Карменка. — Нельзя
так быстро. Где ты этому научился?
— А тогда зачем газ? — сказал Юльчик и прибавил скорость.
Отлично закладывает виражи Шумахер.
Машина рванулась по прямой, на повороте ее занесло, она ударилась о бордюр,
отскочила, перевернулась два раза, стала на колеса и, подпрыгнув, понеслась
дальше — вокруг клумб, фонтана, озера, вернулась к веранде, постояла
мгновение и опять унеслась.
— Видала? — улыбнулся Юльчик.
— Угробишь, — сказала Карменка.
Шумахер вывел машину на центральную аллею, установил ее по направлению к
воротам усадьбы, включил максимальный газ и предельную скорость.
«Феррари» с рыком рванулась с места, разогналась и через мгновение с
грохотом врезалась в каменную стойку ворот. Во все стороны полетели колеса,
какие-то блестящие железки, бампер взвился вверх, бешено крутясь. Остов
машины, отскочив в газон, полыхнул и принялся гореть с дымом и черным чадом.
Шумахер в охваченном огнем комбинезоне, махая руками, молча пробежал
несколько шагов по траве и рухнул, и взорвался, и весь разлетелся огненными
ошметками, клочками, ногами и головой в шлеме.
— Видала? — сказал Юльчик. — Точно! — хлопнул он в ладоши. — Отличная
машина. Конец Шумахеру. Надоел. Карменка, ты там ничего не убирай.
— Юльчик, но так же нельзя, — покачала головой Карменка. — Это ужас.
— Иди сюда, — поманил воспитательницу пальчиком Юльчик. — Смотри, вон где
сухой ствол, белый такой, на той стороне реки, я нашел в трубу брошенный
шалашик. Смотри в объектив. Я уже два дня наблюдаю, там никто не живет.
— И что это значит? — строго, но недоуменно спросила Карменка.
— Ничего не значит. Никто не живет, и все. Он свободен.
— Я не приветствую такие мысли, — сказала Карменка и приникла к объективу. —
Ты ошибся, Юльчик. Присмотрись-ка, кто-то шевелится около шалаша.
— Это ветер, — сказал Юльчик. — Трава и ветер.
КЛЕВЕРНЫЙ ОСТРОВ
Там, где Тьмака впадает в большую светлую реку Тьму, имеется остров.
Летом он становится светло-розовым, на нем в изобилии растет клевер.
Посередине острова есть кусты черемухи. Но они хороши поздней весной, когда
сплошь покрыты пенными белыми гроздьями цветов. А душным летом это
обыкновенные кусты с темной зеленью, несколько даже мрачноватой.
Но все вокруг покрыто ковром лилового клевера. Цветет клевер долго, и на
острове всегда пахнет нектаром. Множество ос, пчел, шмелей — клеверный мед
привлекает их.
Однажды мальчик Юльчик сбежал от строгих очей очкастой тощей гувернантки
Карменки и пустился в очередной раз бродить по берегу коричневой речки
Тьмаки. И добрел до места, где она разделяется на два рукава, и увидел
цветущий остров.
На берегу обнаружился плот из четырех бревен, сплетенных ивовыми прутьями.
Нужный для плавания шест торчал рядом.
Юльчик легко столкнул плотик с мели и поплыл к острову, благо Тьмака в этом
месте имела тихое течение, была мелкая, чуть выше колен взрослому. На дне
медленно извивались длинные коричневые водоросли, среди них во множестве
шмыгали рыбки.
Плотик, длинный но узкий, слушался шеста хорошо. Матрос Юльчик легко
направлял судно к желанному острову. Слегка картавя, журчала вода за кормой.
Корабль правильно вошел в бухточку и с разгона забрался носом на пологий
песчаный берег.
Метровые мальвы благоухали и, кажется, смотрели своими бледно-лиловыми
цветами величиной с блюдечко прямо в лицо мальчику, словно приветствуя
первооткрывателя.
Тонкая шелковистая трава нежнейшей лаской касалась рук, иногда лица, такая
она была высокая и густая. Малиновая, с черными симметричными точками божья
коровка сидела на стебле травинки. Стрекозы, оказывается, летают с тихим
треском, если они близко.
Клевер, упругий, почти непроходимый, по пояс. Сквозь него идти нельзя, надо
перешагивать, как цапля.
Все кругом пахнет медом.
С кустов черемухи свисали гроздья аспидных ягод. Их можно достать, не
подпрыгивая. Мальчик объелся. Пальцы стали черными, язык затвердел, зубы
скрипят. Попалась малина, почему-то чахлая, но мелкие ягодки сладкие. Это
лучше черемухи.
Прошел одну поляну, другую и оказался на песчаном бережке, немного
захламленном наносами паводка.
Черное бревно, переплетенные сухие прутья, кособокая картонная коробка «самсунг»,
пластиковые бутылки, полиэтиленовые пленки и пакеты. Рыжие тряпки слабо
трепыхались на ветках и коряжинах. Полуголая кукла застряла между корней и
таращилась на мальчика. Юльчик перевернул ее лицом вниз.
Пара аккуратненьких куличков бегала по краю берега. Трясогузки трясли
хвостиками, такие нарядные и занятные, как заводные игрушки. Что тут еще?
Полузанесенный песком скелет собаки, глазницы огромные.
Большие человеческие следы ведут к воде, уходят в воду...
На примятой осоке у самой воды лежал отец.
Он был в своем любимом синем блестящем костюме. Голубой галстук в серебряный
выпуклый горошек, заколка с маленьким брюликом. Черные сияющие ботинки с
острыми носками.
Левая рука вместе с часами в воде. Около пальцев резвились мальки.
Черный лаковый «дипломат» у отца под головой. Позолоченная табличка с
папиной фамилией блестела.
Он дышит?.. Дышит.
— Папа, — сказал Юльчик и не услышал своего голоса. — Папа! — крикнул он что
было мочи.
— Ты тоже тут? — повернул от воды голову папа. — А как наш корабль?
— Корабль? Плот в бухте, — сказал Юльчик. — Близко.
— Это твой корабль, — улыбнулся одними губами папа. — Это твой корабль, мой
милый мальчик. А мой где? Хотя я сюда пешком, вброд. Наша речка очень
мелкая.
— Мелкая... — как эхо прошептал Юльчик.
— Горькая и мелкая речушка.
— Я не знаю, папа, — немножко заплакал Юльчик, потому что папа перевернулся
на живот и оказался наполовину в воде. — Ты куда, папа?
— Не грусти, дружок, — сказал промокший папа, обернувшись. — Мой плотик тут
же, он в другой бухте. Когда отплываем? Давай наперегонки. И уплывем в Тьму
светлую, на простор большой реки, это рядом.
— Давай сейчас пойдем лучше домой, папа, — заплакал Юльчик. — Я не хочу на
большую реку, я больше так не буду.
Папа встал. Вода текла из одного рукава тонкой струйкой.
— Не плачь, мой милый, единственный мой. Я тоже так больше не буду.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |