№ 07'06 |
Ильгам Фаткуллин |
|
|
|
«Чтобы жить в мире»В XIII—XIV вв. башкирскому народу, как и всему населению Сибири, Казахстана и Восточной Европы пришлось пережить серьезные испытания в связи с завоевательными походами монголов. Их приход создал в крае совершенно иную историческую обстановку. На нее имело сильное влияние финансовая организация государства завоевателей — Золотой Орды. Она, эта организация, основывалась на огромном количестве видов повинностей. Приоритетными из них были военные: «...чтоб они (покоренные народы — И.Ф.) шли с ними в войске против всякого человека...», и имущественные — «...чтоб они давали (баскакам) десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества», остальных же пересчитывали и приказывали, «чтоб каждый как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, а именно чтоб давал одну шкуру медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, шкуру лисию и хорька».1 Такие повеления и приказания именовались ярлыками хана. А вообще в Золотой Орде ярлыком назывался каждый приказ хана по вопросам законодательства или управления. Они наносились на каменных плитках, свитках и вырезались на скалах у «больших дорог». Для нас ярлык — это важнейший источник для изучения феодальных отношений в монгольском государстве. В каждом из них содержится ценный материал по социальным отношениям, по административной и фискальной системе Золотой Орды. Так, например, ярлык хана Тимура—Кутлуга содержит пространный перечень ордынской чиновной иерархии, где перечисляются и чиновники, участвовавшие в раскладке податей.2 Установленные ханом подати получали статус закона и тем самым становились главными инструментами управления для ханской администрации. Составление древнемонгольского закона — кодекса связано с именем Чингисхана, состоял он из двух частей: первая называлась бимек (билик), вторая — джасак.3 Отсюда, наверное, дань с покоренных народов Поволжья, Южного Урала и Сибири называлась ясак. —————— В исторической науке о названии этого закона существуют различные мнения.
В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием законов
Чингисхана, писал, что «слово ясак означает запрет»4 который фиксировался в
тетради, названной Засаг. Необходимо заметить, что в словаре древнетюркского
языка встречается слово «иасак», которое означает запрещение, восстановление
правого акта и порядка, штраф, наказание, повинность, заем под залог,
военный порядок. Ясак, по-видимому, тюркская форма монгольского слова «джасак»,
что буквально означает закон. Следовательно, если основной налог был
именован названием свода законов, то свойства ясака не ограничивались только
фискальной функцией. ———— Одновременно монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских
ресурсов, грабежом скота и других ценностей. Положение башкир усложнялось
также и из-за раздела их территорий между улусными владениями и практическим
превращением их в кочевья ордынских царевичей. В результате чего башкиры
лишились прежних лучших мест пастбищ и были насильственно расселены на
новые, но уже худшие земли. Так, почти двухсотлетнее монгольское иго
обернулось для народа тяжким испытанием на право самостоятельного
существования. Из-за постоянного роста видов налагаемых повинностей, как
свидетельствуют арабские источники XV в., люди вынуждены были продавать в
рабство своих детей5. ———— В XV в. Золотая Орда, раздираемая феодальными усобицами, бесконечными войнами и набегами, распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства и Ногайскую Орду. Территория Башкирии оказалась разделенной на три части. Южная и центральная часть ее попали под власть Ногайской Орды, западная и северо-западная части относили к Казанскому ханству. В составе Сибирского ханства оказались восточная и северо-восточная части башкирских земель. Эти ханства находились в постоянной вражде между собой, башкирские феодалы, в свою очередь, за участие в войнах освобождались от уплаты сохранившегося ясака. Вся тяжесть ясачного обложения ложилась на средние слои башкирского населения. Так, по рассказу повстанца Алдара, в таком бедном состоянии достались башкиры Казанским и Сибирским ханам, приводившим их еще в большее разорение6. Итак, в XV—XVI вв. обнищавшая Башкирия оказалась еще и в феодально-раздробленном состоянии. Если в XIII—XIV вв. она находилась в зависимости только от одного государства, то теперь стала подвластна трем ханствам. Подати, которые башкиры продолжали платить своим новым правителям, становились все более тягостными. Видов повинностей было великое множество. Обратимся к ярлыку казанского хана Сахиб-Гирея в котором указаны виды налогов, взимаемых с башкирского населения. Основной ясак — это «салыг», наряду с ним существовала таможенная пошлина «харадчи» или «хараджат». Кроме налогов за имущество и собственность, налагалась подать деньгами за воды. Рядовые башкиры несли также повинность по содержанию ссыльных, повинность наподобие подводной, чем вменялись расходы по временному содержанию представителей администрации. Так, «посланники-гости» заселялись в башкирские дома, а хозяин дома в свою очередь должен был содержать «гостя». Кроме того, ярлык отдельно выделяет земельную, трубную, продовольственную (фуражом) повинности7. ———— Основным занятием башкир оставалось полукочевое скотоводство, охота и
бортничество, а их разорение приводило к тому, что, лишившись скота, они
вынуждены были заниматься другими видами хозяйства. Русский историк XVIII в.
П.И. Рычков писал, что башкиры в тот период «от своих владельцев совсем были
разграблены и пропитание свое имели с крайнею нуждою от ловли зверей и
рыбы»8. Тем временем они оставались ясачнообязанными. Об этом, например, в
шежере племени мин говорится так: «в 956 году (1547 г. — И.Ф.) Канзафар-бий,
Чюблек, Урман, Туман, Тенекей, Акман остались здесь (на территории 11 родов
племени мин. — И.Ф.). Трем великим (ханам) улусам уплачивали ясак»9. Таким
образом, ханские государства, образовавшие собственные администрации, на
местах сохранили названную подать — ясак, т.е. каждый из трех улусов
продолжал собирать его с башкир для своих нужд. ———— С образованием Русского централизованного государства возникла
необходимость создания единой московской финансовой системы. В начале XVI в.
в Московском государстве были монеты четырех видов: московская,
новгородская, тверская и псковская. Самой низшей монетой называлась деньга.
Из денег складывались более крупные денежные единицы, например, 6 денег
московских равнялись алтыну*, 20 — гривне, 100 — полтине, 200 — рублю. В
начале века чеканились новые монеты — полденьги, в рубле их было 400. ———— После этой реформы закрепилась единая для всего Русского государства
денежная система и чеканка монет с одинаковым содержанием металла. С этого
времени началась чеканка новых общегосударственных серебряных монет копейки
и московки, где московка была равной деньге, а по весу половине копейки.
Также чеканилась монета, равная четверти копейки, названная полушкой. В
результате реформы 100 московских денег равнялись новому рублю. Таким
образом, распространение находят монеты полушки, деньги и копейки. С тех пор
копейки составляли счетные единицы: алтын, гривну, полтину, рубль, не
имеющие соответствующих им металлических знаков. Постепенно чеканка монет
становится одной из статей регулирования доходов государства, для чего
счетно-денежная система стала десятичной. Итак, Иван IV, последовательно
продолжая финансовую политику своих предшественников, к середине XVI в.
перевел финансовую систему Московского государства на более качественный
уровень. ———— Налоговая политика царского правительства во второй половине XVI в. становится более обновленной и усовершенствованной. Так, если для периода феодальной раздробленности была характерна система кормлений, то к началу XVI столетия кормление постепенно заменяется определенными сборами и повинностями с населения. А царский указ от 1555 г. полностью отменил систему кормлений, после чего сбор налогов был передан в руки «излюбленных голов» и «целовальников»10. С отменой системы кормлений происходит важная перемена в податном обложении, выражавшаяся во введении общей по всему государству более крупной налоговой единицы — большой московской сохи. Эта единица обложения выражала определенный размер земельной площади, например, в отношении поместной земли большая московская соха равнялась 800 четвертям или 400 десятинам лучшей, 1000 четвертям средней и 1200 четвертям худшей земли11. Эти измерения были организованы прежде всего в фискальных целях, так как земля становится главным источником для налоговых сборов. ————— Во второй половине XVI в. дворянское поместье стало самым
распространенным видом землевладения. Хотя рост поместной системы,
происходивший в условиях развивающихся товарно-денежных отношений, имел
тяжелые последствия для крестьянства. Так как помещики, владения которых
были сравнительно невелики, стремились выжать из зависимых крестьян максимум
возможного и поэтому внедряли барщину — самую тяжелую форму феодальной
эксплуатации. Невиданное усиление крепостнического гнета вызвало обострение
классовой борьбы в стране. Сопротивление крестьян крепостному гнету
принимало форму бегства их на окраины государства и за его пределы, что
требовало усиления внешнеполитической деятельности Руси и в юго-восточном
направлении. Таким образом, реформы государственного управления, финансов и
налогов в Московском государстве проводились для усиления государственной
централизации и отвечали всецело интересам наиболее многочисленной группы
феодалов. Впоследствии волна переселения, проходившая в период централизации
государства, вылилась в походы на Казанское ханство. ————— Из всего сказанного видно, что во внешней политике правительство использовало сложившуюся обстановку, противоречия между народами и феодальными группами юго-восточных территорий. После взятия Казани в 1552 г. князь Андрей Курбский отмечал, что правительство прибегало к жестким мерам по отношению к народам Поволжья, восставших в 1552—1556 гг. против царя, что «осталось их мало и того ради ходили за ними целый месяц аж за Уржум и Мет реку, за леса великие, и оттуда аж до башкирска языка»14. Правительство Ивана IV не планировало ограничиваться покорением Казанского ханства и двигалось далее в восточном направлении в целях увеличения государственных доходов15. Но правительство рассчитывало на добровольное признание народами Поволжья, Приуралья и Сибири русского подданства. Поэтому Иван IV «вопреки советам бояр остаться до весны со своим войском, чтобы довершить покорение всего края, через 10 дней после взятия Казани покинул его и вернулся в Москву»16. Так, рассчитывая на мирное покорение этих народов, правительство направляло к ним послов с грамотами с призывом их присоединиться к Русскому государству, при этом обещая им мир и безопасность. Н.М. Карамзин об этом, в частности, писал, что после завоевания Казанского ханства и подавления восстания народов, «послал стряпчего Ярцева с объявлением, что ужасы рати миновали, что народы ее могут благоденствовать в тишине, как верные подданные белого царя». В 1556—1557 гг. было присоединено к Русскому государству Астраханское ханство, а ногайцы признали русскую вассальную зависимость, так как не в состоянии были своими силами обороняться от русского наступления. Собственное подчинение Русскому государству ногайцы объясняли тем, что «чья будет Астрахань, Волга, Яик, того будет и вся Ногайская Орда»17. В целом политика московского правительства, направленная на мирное присоединение большинства этих народов, сыграла свою роль. Грамоты Ивана IV с обещаниями мира и спокойствия произвели большое впечатление на народы, уставшие от разбойничьих набегов и грабежей. —————— Со второй половины XVI в. Русское государство в лице правительства Ивана IV закрепило свои позиции в юго-восточном направлении. В то же время независимо от методов осуществления политика русского правительства выражала сословные интересы дворянства. Грамоты Ивана IV дошли и до башкирских краев. О поездке их в Казань и Москву рассказывается во многих шежере, содержатся их просьбы о принятии башкир в подданство. Так, например, в шежере бурзян написано, что после взятия Казани четверо от четырех родов, т.е. от усерган — князь Бикбав, от кыпчаков — сын Меши князь Каракуджак, от бурджан — князь Ильчикей-бий (князь Бурангул-бий) и от тамьянов — князь Шагали Шакман пошли в Казань. После того, как Иван IV их назвал подданными и даровал им достоинства биев и князей, раздал каждому жалованные грамоты на владения землями, башкиры сами обратились с прошением «означенные земли обмерить»18. В шежере упоминается о разделе земель между родами, после которого каждый из представителей башкирских племен направился на известные свои земли. Иван IV требуемый ясак предлагал уплачивать лошадьми, куницами, лисицами. Так, башкиры за эти земли согласились платить лисий ясак, а когда «не будет добыто лис на уплату лисьего ясака, то (ясак) считается от 10 копеек и от 50 копеек до 55 копеек медью»19. Итак, чтобы их потомки в будущем жили в мире, лисий ясак уплатили. Шежере племени мин содержит сведения о количестве уплачиваемого ими натурального ясака — 171 куница и 18 батманов меда20. А родословная иряктинских башкир называет Исян-хана, который в ———— течение пяти-шести лет трижды ходил в Казань, показывая преданность русскому царю. В первый раз Исян-хан обязался платить ясак шкурами выдры, второй — медом. Так, иряктинские башкиры платили в казну «выдрой и медом». Со временем, как «выдры и меда перестало хватать, стали платить куницей, потом белкой, только потом согласились платить деньгами»21. Обращаясь к шежере башкир племени юрматы, видим, что из их числа Татигас-бий, Азна-баба, Ильчиктимер-баба и Кармыш-баба отправились в Казань и согласились быть поданными русского царя. Обязались они платить ежегодный ясак в количестве 100 куниц из 300 дворов. После их объявления об этом юрматынцам, последние согласились, так как «теперь на этой земле есть места для зимнего жилища, достаточно воды для питья, (есть) беркуты, в реках есть бобры, в лесу быстроногие лисицы, есть куницы, есть и выдры». Потом они эти земли и положенный ясак разделили по тюбам, чтобы «друг к другу жить в мире»22. Почти каждая башкирская волость направляла к царю своих представителей. Основную массу волостей составляли ясачные башкиры. Богатая их часть проходила военную службу в рядах царского войска, получая за нее тарханные звания, освобождаясь от остальных налогов и повинностей. Помимо тарханов и рядовых башкир, совладельцами волостной земли были бии, старосты, старшины и сотники. Именно последняя категория волостных представителей со времени присоединения стали посредниками в сборе феодальных платежей, т.е. в обложении населения налогами и повинностями. ———— А теперь посмотрим, сколько ясака в деньгах поступало в царскую казну
после принятия башкирами русского подданства. В связи с этим напомним, что
русское правительство со второй половины XVI в. устанавливает казенную
монополию на торговлю пушниной. Одновременно эта мера вводила контроль над
одним из главных промыслов башкирского населения — охотой. Вот данные
летописей конца XVI века. В 1594 году казной в дар за границу были
отправлены 1009 сороков соболей (шкурок) на 28 907 руб., куниц 519 сороков
на 5190 руб., 1200 лисиц черных и чернобурых на 565 руб., белок 337 235 по
20 руб. за тысячу, бобров 3000 на 2708 руб. и 100 волков на 530 руб23.
Заметим, что в документе идет речь не о продажи товара, а только о его
оценке. Получается, казенная стоимость шкур соболя была 0,70 руб., куницы —
0,25 руб., лисиц — 0,47 руб., белки — 0,02 руб., бобров — 0,9 руб., волков —
5,3 руб. При сравнении определенных казенных цен с башкирским ясаком
получается, что минцы платили 171 куницу (42,75 руб.) и 18 батманов меда*,
юрматинцы 100 куниц (25 руб.) от 300 дворов, т.е. 0,08 руб. с каждого двора.
Итак, отсюда виден относительно низкий уровень башкирского ясака в первое
время подданства. Это данные только по куничному ясаку, а еще существовал
лисий оклад ясака, который почти в два раза превышал куничный. ——————
Написать отзыв в гостевую книгу Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |