|
Александра
Навозова
ЖИТЬ РАДОСТНО, КРАСОЧНО, ЯРКО!
О творчестве художника-педагога А.Ш.Кудаярова
7 ноября в галерее «Урал» состоялась персональная выставка нашего
современника — уфимского художника педагога Альберта Шамильевича Кудаярова,
который обладает универсальным художественным дарованием: в сферу его
творческих интересов входят лаковая миниатюрная живопись, станковая живопись
и графика. На выставке, получившей название «Белое облако», художник решил
показать только графические листы — более 40 работ, выполненных в 2005—2006
годах в технике акварели и монотипии.
Представленные в экспозиции декоративные натюрморты («Восточный напиток»,
«Цветы»), напоенные воздухом и светом пейзажи («Теплый день», «Банька»,
«Окрестности Ермолаево», «Урал», «Рождение утра»), словно наперекор осеннему
ненастью, навевали воспоминания о лете. Долго не отпускали от себя виртуозно
выполненные портреты («Лена», «Ольга», «Олеся»), любуясь которыми,
посетители кружили по залу, вновь и вновь переходя от одной работы к другой.
В 1980—90-е годы А.Ш.Кудаяров наиболее активно работает в области
декоративно-прикладного искусства — создает в технике лаковой миниатюрной
живописи дивной красоты произведения, словно бы подсвеченные изнутри.
Лаковая миниатюра появилась в Башкортостане в конце 1970 х годов и в
настоящее время представлена в творчестве лишь нескольких художников.
Разрабатывая в эскизах композиционное решение, художник отталкивается от
традиций мстёрской, федоскинской и восточной миниатюры. Он работает в
смешанной технике, использует плотное и сквозное кистевое письмо, перовую
роспись, применяет сусальное золото и инкрустацию перламутром. Созданные им
миниатюрные портреты, пейзажи, жанровые и тематические композиции отличаются
лиричностью. Особенно интересны произведения, в которых он обращается к
темам башкирского эпоса и национальных праздников, вводя в сюжеты
стилизованные элементы пейзажа и мотивы традиционного восточного орнамента
(шкатулка «Волшебный цветок», 1995; ларец «Песня», 1999). В миниатюре, для
которой характерна условность форм и повышенная декоративность цвета,
Альберт Шамильевич стремится не растерять достоверность увиденного в жизни,
удачно избегает приблизительности маленького эскиза и «красивости» дешевых
сувенирных поделок, граничащих с китчем. Его ларцы, шкатулки, коробочки
сохраняют свою функциональность в быту, а отображенные в них образы
располагают к спокойному созерцанию в уютном уголке небольшого кабинета или
гостиной.
Искусству лаковой миниатюры будущий художник учился в Уфимском филиале
Московского художественно промышленного училища им. М.Калинина, которое
окончил в 1988 году. Уже тогда он начинает пробовать свои силы в станковой
графике и живописи, обращается к портрету, натюрморту, но предпочтение
отдает камерному пейзажу.
Работа в жанре камерного пейзажа для многих художников являлась мостиком,
необходимым, чтобы перейти к другим жанрам. Так и А.Ш.Кудаяров,
совершенствуя свое техническое мастерство в камерных пейзажных
произведениях, во второй половине 1990-х годов подошел к новому творческому
этапу — почувствовал желание и готовность писать портреты, оставаясь при
этом в привычном небольшом формате, который для него, мастера лаковой
миниатюрной живописи, изначально являлся наиболее комфортным. Этот формат
также продиктован работой с акварелью, которую на сегодняшний день художник
предпочитает всем другим техникам. Она достаточно неприхотлива — не только
на этюдах или в мастерской, но и дома, и даже в перерывах между сменами в
школе она позволяет заниматься творчеством, что для художника-педагога, как
правило, редко располагающего свободным временем, большая ценность.
Акварелью Альберт Шамильевич пишет со студенческих времен. В те годы он
относился к ней несколько снисходительно, как к вспомогательной технике,
которая позволяла быстро разработать многочисленные цветные эскизы для
миниатюр. Уже тогда, в училище, один из старейших педагогов, наблюдая за
работой талантливого студента, высоко оценил его склонность к стремительным
красочным импровизациям и наставлял: «Альберт, пиши больше акварелью, это —
твое!»
Учитель был прав. И теперь, даже на пленэре, где коллеги чаще пользуются
масляными красками, А.Ш.Кудаяров предпочитает акварель. А ведь она требует
не только точного глаза, но и определенного темпа в работе и,
соответственно, особого профессионализма, что связано с краткосрочностью
акварельного сеанса на открытом воздухе.
Сюжеты, наиболее близкие лирической натуре Альберта Шамильевича и потому
постоянные в его творчестве — это деревенская околица, опушка леса, облака,
вид реки, цветущий сад, «зимка». На фоне сиюминутных эпатажных проявлений
современного искусства одним они кажутся неактуальными, другим дают повод
упрекать художника в провинциальности, салонности. Но Кудаяров не стремится
кому-то подражать или оригинальничать, а идет через собственные внутренние
ощущения. Он остается верным большой традиции русского пейзажного жанра,
мастера которого не пренебрегали бесхитростными, непритязательными мотивами,
находили для родной природы некрикливые, спокойные краски.
Творческое кредо художника — «крепкий, здоровый реализм, базирующийся на
традициях российской и мировой художественной классики» — в полной мере
воплотилось в пейзажах, выполненных маслом. Они отличаются конкретностью
натурного сюжета, цельностью цветового и композиционного решения,
тщательностью проработки переднего плана («Утро в Хорошаево», «Вид на
залив», оба — 1999; «Утро на реке Уфимка», 2002 и др.).
В отдельных работах А.Ш.Кудаярова четко прослеживаются признаки
индивидуального стиля. В своих акварельных пейзажах и сюжетных сценках он
воплощает легкие, чуть наивные фантазии по мотивам натурных впечатлений
(«Тишина», 1998; «Сторожка», «Табунщик», обе — 2002; «Вечереет», 2006). В
них художник остается приверженцем реалистического направления, но
отказывается от буквального воспроизведения мотивов и излишних подробностей,
тяготеет к плоскостному решению пространства, некоторой условности цвета.
Очевидно, что эти качества появились в его графическом творчестве под
влиянием лаковой миниатюрной живописи, как и особое понимание пейзажа — как
некого зачарованного пространства, где нет места тревоге и опасности.
Подобные работы располагают к тишине и неспешности, к длительному любованию
ими в состоянии умиротворения.
К лучшим пейзажам А.Ш.Кудаярова, созданным в 2006 году, можно отнести
«Летний сад», «Оранжевый вечер», «Ночь в деревне», «Вечер на окраине
города». Их отличает благородная бархатистость, особая мягкость тональных
переходов, которую дополняют деликатные акценты — словно случайно
оставленные белые островки бумаги, густые сочные мазки, мастерски
исполненные прозрачные заливки, эффектно растекшиеся пятна. Отбирая только
самое важное, художник умеет выразить увиденное линией, тоном, цветом так,
что зритель с первого взгляда улавливает тончайшие нюансы в «настроении
природы». Особая прелесть этих акварельных листов заключается в их легкости,
кажущейся незавершенности, которая достигается работой по сырой бумаге,
отчего изображение получается нечетким, чуть размытым, воздушным (подобная
незавершенность была замечена художником в творчестве милых его сердцу
классиков — живописца Н.Фешина и графика А.Фонвизина).
Годами вырабатывал «свой» метод работы А.Ш.Кудаяров в жанре психологического
портрета. Он редко пишет незнакомых, случайных людей. Портретируемые — в
основном люди из его окружения. К ним Альберт Шамильевич долго
присматривается, изучает, пытается понять их духовную сущность, и только
когда ему это удается, берется за кисть. У большинства его героев
прослеживается общая особенность: они — личности с сильным, независимым
характером. В основном портретируемые обращены к зрителю, с которым они
словно вступают в диалог. Исключение составляет лишь портрет живописца
С.А.Литвинова, написанный уже после его смерти, в 2005 году. Старейший
художник изображен в своей знаменитой душегрейке и показан чуть сбоку, его
сосредоточенный взгляд направлен в сторону, словно он осматривает картины и
еще раз бескомпромиссно оценивает все, что создал при жизни.
Свойственный портретам Кудаярова индивидуальный стиль наиболее ярко
проявляется в его новых работах, таких, как «Ольга», «Тетя Кашифа», «Люся»,
«Портрет художника Гамбара», «Портрет брата Талгата». Слегка намеченный
карандашом рисунок лица художник заливает прозрачным тоном, в который
включает богатые оттенки, передающие тени и рефлексы, затем уточняет его
черты и окончательно дорабатывает их чуть позже, «по сухому». Волосы,
одежду, фон художник пишет несколько грубовато — декоративно, густо, цельно,
крупными мазками, при этом нежная прозрачность лица и рук контрастируют по
тону с остальными деталями, что делает образы особенно выразительными.
Талант Альберта Шамильевича Кудаярова проявился и в педагогической
деятельности. Сразу после окончания Уфимского филиала Московского
художественно промышленного училища им. М.И.Калинина, А.Ш.Кудаяров, как
перспективный молодой художник, владеющий крепкими навыками рисунка и
живописи, был приглашен туда же на преподавательскую работу, где под его
руководством были выпущены 2 курса студентов. Затем, в связи с закрытием
училища и экономической нестабильностью конца 1980—90-х годов, он
учительствует в разных учебных заведениях Уфы. В 1999-году его силами была
восстановлена деятельность Народной студии им. Г.В.Огородова при ДК им.
М.И.Калинина, руководителем которой художник являлся до 2001 года, когда ДК
было передано в аренду.
Ныне Альберт Шамильевич — руководитель изостудии «Многоцветье»,
организованной в 2001 году при школе №68. В 2002 году школа стала
победителем VI Всероссийского конкурса «Красивая школа». Она является
активным участником Международного движения «Красивая школа — школа XXI
века» под эгидой Европейского форума за свободу в образовании и базовой
площадкой Башкирского института развития образования (БИРО МО РБ). Ее
педагогическим коллективом был разработан проект «Школа успеха» для
осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. С
этой целью ученикам предоставляются условия для развития, в которых они
могут осознать свои потенциальные возможности и в соответствии с ними
определить свои жизненные планы. Частью проекта «Школа успеха» является
изостудия «Многоцветье», которая активно сотрудничает с Клубом юных техников
«Гефест».
Основной педагогический принцип А.Ш.Кудаярова, к которому он пришел
самостоятельно, в целом соответствует концепции проекта «Школа успеха». Он
считает, что важно понять индивидуальность ребенка и помочь ему
реализоваться. Ведь одному ученику по душе мелки, карандаши, фломастеры,
ближе графика — работа линией, штрихом; другой все видит цветовыми пятнами,
не мыслит себя без кисти и красок. Отдельная категория ребят такие
абстрактные понятия, как композиция, тональное решение, колорит легко
соотносит с творческой практикой; у других ярко выражен интуитивный подход,
они теряются, сталкиваясь с теорией. Все это необходимо учитывать. Главное,
чтобы ребятам было интересно открывать что-то новое для себя, видеть
результат своей работы (с этой целью в школе была организована галерея юных
художников). Именно увлеченность, желание творить является залогом успеха, а
одна из основных задач учителя — поддержать это желание в ученике. Только не
надо торопиться и сразу требовать слишком многого, ведь все дети разные —
каждый ребенок со своим темпераментом, настроением.
Индивидуальный подход, на который в своей педагогической практике опирается
Альберт Шамильевич, уже давно доказал свою действенность. Ведь многие его
воспитанники, уходя во взрослую жизнь, решают связать ее с изобразительным
искусством и получить профессиональное образование в этой области. Так,
Конивченко Алина и Ядренкина Света учатся на художественно-графическом
факультете БГПУ; Медведев Костя является выпускником, а Константинова Юля —
студенткой Уфимского филиала Московского Открытого педагогического
университета им. М.Шолохова; Хакимова Гульнара — студенткой архитектурного
факультета УГНТУ; Сафаров Динар — учащимся Уфимского профессионального
училища № 65.
Ученики детской изостудии «Многоцветье» тоже радуют успехами. Среди них есть
участники Международного детского конкурса изобразительного искусства в
Македонии, лауреаты ежегодных Открытых Республиканских конкурсов детского
художественного творчества им. А.А.Кузнецова и им. А.Э.Тюлькина,
Первоапрельского Всероссийского конкурса детского юмористического рисунка «Черниковская
котовасия» и других.
Работа А.Ш.Кудаярова заинтересовала сотрудников БИРО, где ему было
предложено организовать выставку учеников студии «Многоцветье» и поделиться
педагогическим опытом с коллегами.
Сам Альберт Шамильевич участвует на выставках с 1979 года. С этого времени
он представляет произведения лаковой миниатюры, а с конца 1990-х годов —
станковые произведения. Наиболее значительными художественными смотрами для
него стали Всесоюзная выставка самодеятельного творчества и
декоративно-прикладного искусства (1985), где его работа была отмечена
дипломом 1-й степени, II Всесоюзный Фестиваль народного творчества (1987,
оба — Москва, Центральный дом художника), Региональная выставка народных
художественных промыслов и ремесел «Мастера Большого Урала» (1997,
г.Курган), I и II Республиканские выставки декоративно-прикладного искусства
(1997, 2002; обе — Уфа), Республиканская (1998) и Международная выставки
акварели (2005) «Акварельная весна» (обе — Уфа). Кроме того, в 1994—2004
годах художник показал 5 персональных выставок. Та, что состоялась в ноябре
в галерее «Урал», стала шестой.
В заключении отметим, что искусство Альберта Шамильевича Кудаярова во многом
строится на интуиции, на спонтанности, импульсивной артистичности. Наверное,
у художников так и должно быть: разве можно творить, когда, как сказал
В.И.Вернадский, «спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то
чудных, каких-то неуловимых … фантазий»?
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |