Юрий НЕЧИПОРЕНКО |
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
Физика мифаКосмическая, химическая и квантовая физика в мифологии Данное исследование родилось в результате попыток автора объяснить актерам группы «Пища богов» представления о трех состояниях, которые должна выразить танцовщица, исполняющая роль богини любви. Интерес к шумерской мифологии объясняется тем, что наиболее древние из известных нам литературных произведений создали Шумеры (народ Междуречья, культура которых перешла в Вавилонскую, они изобрели первое письмо – клинопись и записали свои предания на обоженных глиняных табличках). Вопреки расхожему мнению, наука родилась не в Новом времени и даже не в античности, она происходит из Шумера и Вавилонии, где некогда составляла единство с искусством. Именно вавилонские жрецы создали меру времени - составили нынешний календарь, передали нам деление года на 365 дней, круга – на 360 градусов и так далее… Шумерский миф о схождении богини любви Инанны в подземный мир, (первая строка: "С великих небес в великие недра", (смотри Библиотеку Всемирной Литературы, том 1) имеет весьма необычную структуру, интересна и картина мира, которую он рисует. Из мифа мы узнаем, что существует две половины мира - верхняя и нижняя. В верхней царит своенравная богиня утренней звезды Инанна (в греческой мифологии ей соответствуют Венера и Афродита), в нижней царствует ее старшая сестра Эрешкигаль. Нижний мир называется "Страна без возврата" - попавший туда уже не может вернуться назад - будь то смертный или бог. Боги верхнего мира свято чтут этот завет и не нарушают границ своей компетенции. Интрига мифа начинается с того, что своенравная юная богиня Инанна решает нарушить такие границы - и проникнуть в подземный мир. Мотивация поступка Инанны отсутствует - она действует спонтанно: либо это каприз, либо детское желание сделать по-своему, либо следствие гонора богини. Похожую историю мы знаем из сказки про рыбака и рыбку, когда старуха заявила своему старику "Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою..." Инанна одевает самое пышные одежды - и направляется к воротам подземного мира. Однако перед тем, как туда опуститься, она дает наставления своей служанке, описывает целую программу действий для нее: в какие города пойти и к каким богам обратиться, с мольбой о помощи в случае, если Инанна не вернется из подземного мира к назначенному сроку. Далее Инанна громко стучит в ворота подземного мира и сообщает превратнику о своем желании навестить сестру, царицу Эрешкигаль. Тот докладывает о неожиданном визите своей хозяйке. Эрешкигаль не рада (она кусает губы и бьет себя по бедрам). Она разрешает сестре войти - но при том условии, что Инанна предстанет пред ней согбенной и нагой. Инанну впускают - и у семи ворот подземного царства снимают то или иное украшение или часть одежды. Миф дает детальное описание утраченных украшений - последними с груди Инанны снимают сетку "приди мужчина, приди" и с бедер - повязку, одеяние владычиц. Она каждый раз пугается и спрашивает: "Что это, что это?". Звучит ответ: "Молчи Инанна, так надо по законами подземного царства". В конце ей дают разъяснение: "скрюченный и нагой приходит человек в страну без возврата". Шумеры хоронили умерших раздетыми, в позе плода в чреве матери. Инанна теряет свои одежды - "защитные оболочки", признаки могущества и величия. Она предстает перед сестрой в жалком состоянии - и та умерщвляет ее одним взглядом, превращает в половину мясной тушки. То, что осталось от Инанны, вешают на крюк - и тушка быстро портится, покрывается плесенью. В верхнем мире начинает действовать служанка Инанны - она стенает, плачет, бьет в барабан в общественном собрании и обходит города, в которых расположены храмы разных богов: выполняет программу, которую ей задала Инанна. Двое богов отказывают в помощи - но третий из тех, к кому она обращается, берется за дело. Бог Энки говорит: "Что случилось с моей дочерью? Я должен напрячь свои силы!" Он выковыривает из-под ногтей грязь и изготавливает двух посыльных - галатура и кургара (названия переводятся как "малый певчий" и "шут"). Эти существа сами по себе удивительные - они не принадлежат ни к богам, ни к людям, занимая промежуточное положение - нечто вроде демонов, или духов. Им даются инструкции - проскользнуть в подземный мир и пронести туда воду жизни и траву жизни для оживления Инанны. Посыльные должны войти в доверие к Эрешкигаль и завоевать ее благодарность посредством сочувствия к ее бедам. Дело в том, что у Эрешкигаль есть много поводов для стенаний - кроме безвременно почившего мужа, есть еще и неприятности с маленькими детьми (которые то ли никак не могут родиться, то ли умирают во младенчестве). Она проводит время в плаче - посыльные являются искусными плакальщиками, артистами, которые вторят ей и тем облегчают ее мучения. Все получается так, как задумал Энки - растроганная сочувствием, Эрешкигаль передает плакальщикам тушку Инанны - и они оживляют ее. Однако Инанну не могут выпустить "просто так" из Страны без возврата - она должна кого-то направить сюда взамен. Инанна обходит верхний мир - и обнаруживает везде только тех, кто скорбел по ее гибели - их отправить взамен себя в преисподнюю она не может. Исключением оказывается ее муж Думузи. Он сохранял спокойствие. Его и назначает Инанна взамен себе. Далее следуют драматические перипетии преследования Думузи демонами подземного мира. Он трижды выскальзывает из их рук - и трижды они его ловят. Единственным человеком, который встает на его защиту, оказывается его сестра Гештинанна. Она готова заменить его в подземном мире - и Инанна решает, что брат с сестрой будут "подменять" друг друга. В зависимости от того, кто находится в подземном мире - пастух или его сестра, меняются сезоны. Начинается смена времен года - пошло календарное время. *** Если два первых бога не активируются, то третий - Энки - начинает действовать ("мне надо напрячь силы" - говорит он). Энки действует, как мастер, художник: налицо работа целого центра сил, где изготавливаются некие управляемые сущности. Это демоны - операторы, узкие специалисты, которые способны выполнять определенные функции. Операторы пробираются в нижний мир. Они настраиваются на внутреннюю частоту колебаний центра сил нижнего мира (царицы Эрешкигаль) и входят с ним в резонанс. Энергия ("самочувствие", "настроение") Эрешкигаль возрастает - и она совершает великодушный поступок - отпускает захваченную в плен сестру. Инертная доселе, потерявшая энергию, "тушка" Инанны активируется - "оживает". Однако покинуть подземный мир она может только при условии замены - нижний мир может отпустить свою жертву лишь если ему принесут взамен новую жертву. После поиска замены (еще один каскад процессов, в который вовлекается верхний мир) оказывается заведен могущественный механизм смены времен года. Попеременное погружение Думузи и его сестры в подземный мир - процесс медленный и глобальный. Так оказывается, что быстрый и локальный процесс столкновения частиц верхнего и нижнего миров имеет своим следствием медленное раскручивание маховика замирания жизни и ее расцвета. Первое замирание жизни происходит в момент кратковременного спуска Инанны в подземный мир - тогда прекратилось веселье и любовь, роды и смех на земле. Тот, кто при этом продемонстрировал аномальное поведение ("супруг" Инанны) был отдан в жертву нижнему миру. Схождение Инанны в подземный мир может рассматриваться в этом случае как освобождение грандиозной энергии, что-то вроде ядерной реакции. Спонтанность действий богини сродни спонтанности распада ядра и явлению радиации. Случившееся имеет смысл как проверка верхнего мира на преданность Инанне ("провокация"). С другой стороны, в космологии есть идеи о рождении целых миров из одной энергичной частицы. Психологические жесты, наблюдаемые в рамках этого мифа, можно рассматривать как удобный способ описания представлений о структуре реальности. Предположим, шумеры знали нечто очень важное и общее, "архетипическое" о строении мира. Нечто вроде наших современных знаний о структуре материи, строении космоса и ядра. Как они могли передать в будущее это знание? Через миф и ритуал. Пушкин сравнивает своевольную красотку с беззаконной кометой: И против всех условий света Инанна - архетип такой своенравной гордячки. Сошествие Инанны в подземное царство - мистериальное действие, которому наследовали мистерии Вавилона и Древней Греции. Сравнение женщины с кометой кажется сейчас поэтическим образом, метафорой. Но что такое сама поэзия? Это воспроизведение и создание мифов, которыми полны сердца и души людей. Физика - наука об измерении энергии. Физика инициировала создание изящного математического аппарата, описывающего поведение частиц - в квантовой механике, ядерной и космической физике мы видим формально совершенные аксиоматические структуры. Если отвлечься от художественных и антропоморфных образов, провести «деметафоризацию» данного предания, откроется любопытная структура, лежащая в его основании. Эту структуру можно формализовать, подобно тому как формализуются процессы, происходящие в химической или квантовой физике. Во-первых, можно выделить два ряда сущностей - "боги" и "слуги". Боги обладают инициативой - они дают указания, принимают решения и дают предписания ("программа" - это и есть "предписание", в соответствии с буквальным переводом). Слуги безынициативны, они исполняют программы, которые им задают боги - так служанка Нинашбур действует в верхнем мире, привратник Нети - в нижнем. Однако боги способны не только к программированию - например, Энки способен (если "напрячь силы") создать особые сущности - "галатура" и "кургара". Эти сущности исполняют роли певчего, шута, оживителя (нечто вроде фокусника?) - то есть функции коммуникаторов и артистов, способных в частности, к искусному подражанию и небескорыстным трюкам (их действия рассчитаны на вознаграждение). Эти самые операторы могут вступать в резонансные взаимодействия с заданными системами и производить манипуляции, исполняя заложенные в них программы. Богиня Эрешкигаль оказывается объектом такой манипуляции. Боги могут служить не только субъектами, инициирующими действия операторов и целых программ, но и объектами, подвергающимися воздействию программ. С учетом изложенного выше, запишем происходящее в мифе как программу,
введя следующие обозначения: «Психологическая физика» - если можно будет так назвать науку об измерении психических энергий, базируется на том же основании, что и прочие физики - и посему не удивительно, что предание несет черты всех перечисленных наук. Как могли шумеры представить знания о структуре реальности? Только через миф. Итак, в образной структуре мифа и программе его исполнения (а мифы не были оторваны от ритуалов, по сути мы имеем в виде мифа сценарий постановки), содержится знание о природе вещей и природе человека. То есть вполне научное знание, которое мы способны расшифровать только сейчас, после революционных успехов в естествознании. Заметим, что судьбы людей и богов у Шумеров написаны на таблицах, которыми владеет бог мудрости Энки. Эти таблицы можно сравнить с математическими таблицами, которые позволяют преобразовать векторы: самый простой вариант записи оператора - это матрица преобразований. Аппарат квантовой механики оперирует с такими матрицами. Инанна пребывает в трех состояниях: In - в силах, в одежде Взаимодействия между героями мифа могут быть формализованы и описаны в виде последовательных событий передачи энергии и информации, и тем самым мы можем построить определенную "физику мифа" с ее законами. *** Представления мифа «Богиня любви в подземном царстве» состоялись в мастерской художника Бориса Морковникова и в арт-клубе «Третий путь».
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |