Николай Богданов |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
Николай БогдановСЕРДЦЕ ИННОКЕНТИЯ АННЕНСКОГОЛитературная судьба Иннокентия Федоровича Анненского – одного из самых
крупных поэтов «Серебряного века» – поистине трагична, ведь он был
совершенно не известен как поэт при жизни и умер всего за четыре месяца до
выхода своей главной книги – сборника стихотворений «Кипарисовый ларец».
Заслуженная, но запоздалая слава поэта пришла к Анненскому уже после смерти.
Думается, на судьбу этого человека, как и на тональность его творчества,
наложило свой отпечаток то печальное обстоятельство, что он был очень
больным человеком. С детства Анненский страдал тяжелой болезнью сердца. Эта ночь бесконечна была, Несомненно, речь идет о приступе грудной жабы или, выражаясь современным
языком – стенокардии, нарушении нормальной деятельности сердечной мышцы
из-за недостатка кислорода. Что и говорить, картина это драматическая,
неизменно вызывающая у больного человека страх, близкий к панике. Но как же
точно удалось найти Анненскому метафору для описания возникшего в этот
момент приступа аритмии сердца! Скорее всего, это экстрасистолы –
внеочередные сокращения сердца, сбивающие его нормальный ритм. Кажется,
только так, максимально близко к реальным ощущениям, и можно передать их –
это как бы еще неумелые, неуклюжие движения совсем неопытного,
неоперившегося птенца. Птенца, противоестественным образом сменившего
сильную взрослую птицу, обычно легко и радостно несущую на своих крыльях
здорового человека. С поразительной точностью охарактеризована и возникающая
за потоком экстрасистол компенсаторная пауза сердца – судорожно трепетавший
птенец вдруг замирает. Увы, подобные ощущения возможны уже при значительных
изменениях сердечной мышцы: ее гипертрофии – болезненном увеличении и
склеротических явлениях. А это значит, что болезнь уже глубоко пустила свои
корни в сердце поэта. Думается, нет смысла гадать, какой же в
действительности недуг одолевал Анненского. Учитывая обстоятельства его
жизни – болезнь была не врожденной, а приобретенной в детстве после
перенесенного воспаления легких, из-за чего даже пришлось дублировать год
обучения в гимназии. Скорее всего, это мог быть порок митрального клапана
сердца, его сужение или, наоборот, неспособность полностью замкнуться при
каждом сердечном сокращении. В этом случае сердцу приходится работать с
повышенной нагрузкой, из-за чего и развивается гипертрофия его мышц. В
большинстве случаев этот процесс осложняется хроническим воспалением
перикарда – сердечной сумки, что только усугубляет все болезненные явления. Мне не спится, нет огня; Ночь. Мрак. Глаза не различают предметы в темноте, на что же отреагирует
молодой, полный сил, хотя и испытывающий душевное беспокойство, человек? В
атмосфере жилого дома скорее всего …на часы. И точно: К их мерному звучанью примешиваются и другие звуки. Растравленное
тревогой воображение ассоциирует шорох ветра с бормотанием древнеримской
богини судьбы, а неизбежная в условиях сельской жизни мышья беготня вызывает
грустные мысли о бренности окружающего мира. Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется, Конечно, приведенные выше строки написаны поэтами в их молодые годы, а
когда же и быть здоровым, как не в этом возрасте? Пожалуй, только у Тютчева,
в последнюю пору его жизни, отыщется что-то родственное Анненскому. Вот, как
звучит это в его «Бессоннице»: Ночной порой в пустыне городской Кажется, еще ничто не предвещает тех трагических признаний, что через
мгновение польются из измученной души поэта. И вдруг: И сердце в нас подкидышем бывает, Но тщетно плачется и молится оно: Эти строки написаны поэтом в апреле 1873 года, всего за несколько месяцев до смерти. В момент их рождения Тютчеву было уже за семьдесят. Цитированное выше стихотворение Аннеского не датировано, но в момент выхода сборника «Тихие песни», ему не было и 50. Для любого человека, мало-мальски искушенного в медицине, не составляет секрета, что с сердечной недостаточностью тесно соседствует патология дыхательной системы. Естественно, такие люди очень чувствительны к чистоте и свежести воздуха. Действительно, у Анненского можно обнаружить такие, весьма показательные, метафоры и сравнения: Я хотел бы любить облака Или И здесь ему сродни оказывается поздний Тютчев (курсив мой – Н.Б.): Все отнял у меня казнящий Бог: И жизнь над нами тяготеет Увы, закономерным оказывается и впечатление, вынесенное Анненским из пещер Киево-Печерского монастыря, посещение которых обернулось для него настоящим кошмаром: Чьи-то беззвучно уста Нет, не хочу, не хочу! Впрочем, посетившие это замечательное место в какой-либо большой праздник, когда в поземных лабиринтах оказываются сотни людей, желающих припасть к мощам святых угодников, вряд ли осудят поэта за такое, далекое от благоговейного умиления, признание. *** Вместе с тем, благодаря мастерству преподавания и гуманному отношению к людям, Анненский был кумиром своих учеников. Детей не обманешь: они слишком хорошо чувствуют истинное отношение к себе. Положа руку на сердце, многие ли из современных педагогов смогут, не кривя душой, повторить во след за поэтом: Вы несчастны, если вам Да, он общался с ними на равных, ничуть не чувствуя, что потерял
авторитет или зря потратил время! Тяжелый недуг парадоксальным, на первый
взгляд, образом, сделал этого человека не только необыкновенно внимательным
к нуждам других людей, но и мужественным перед лицом многочисленных
жизненных ударов. Пожалуй, наиболее ярко эти качества проявились в период
Первой русской революции. Захваченные вихрем ее событий, многие учащиеся
Николаевской гимназии оказались замешанными в волнениях молодежи,
подписывали петиции с требованиями изменений в учебном деле, участвовали в
уличных демонстрациях. В самой же alma mater 4 ноября 1905 года была
проведена «химическая (! - Н.Б.) обструкция», после чего пришлось даже
прерывать занятия. От директора потребовали объяснений, и, главное, списков
участников беспорядков. Теряя драгоценное здоровье в объяснениях с власти
предержащими, Анненский ухитрился все-таки сделать так, что требуемые списки
поданы не были. Понятно, к чему бы это привело: все значащиеся в них были бы
отчислены, как говориться, с «волчьим билетом», и путь к образованию им был
бы закрыт. Мудрый наставник спас своих подопечных, пусть даже и не всегда
поступавших разумно, на грани анархии и хулиганства, от участи изгоев, но
самому ему это стоило директорского поста. И хотя увольнение было обставлено
как перевод на другую работу, да еще с повышением, сам факт принуждения к
смене деятельности был, по существу, оскорбительным. К тому же новая
должность – инспектор Санкт-Петербургского учебного округа - требовала
постоянных разъездов по губернии, что при расстроенном здоровье было не
только обременительным, но даже опасным для жизни. Правда, теперь появилось
время для раздумий - в долгие часы переездов по железной дороге. И некоторые
стихи Анненского последних лет приобретают характерные дорожные пометы:
«вологодский поезд», «почтовый тракт Вологда -Тотьма». Ты жалел их… На что ж твоя жалость, Спите крепко палач с палачихой! *** Скоропостижная смерть Анненского ужасна своей безвременностью. Но в ней было и одно загадочное обстоятельство. Поэт скончался вечером 30 ноября 1909 года прямо на ступеньках Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Люди, поспешившие помощь к безжизненно оседавшему в снег господину, скорее всего даже не подозревали, кто перед ними. Между тем, до сих пор остается непонятным, почему Анненский оказался в это время на вокзале. По воспоминаниям одного из современников, незадолго перед этим поэт вышел из гостей на Загородном проспекте и должен был ехать совершенно в другую сторону – на Васильевский остров, где его ждали на лекции. Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, чем он руководствовался в своих действиях. Свершилось, то чего поэт так опасался, признавшись в одном из стихотворений: О сердце! Когда, леденея, В реальной жизни чуда, увы, не произошло. Однако, через четыре месяца Анненского ожидало поэтическое бессмертие. Впервые опубликовано:
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |