№ 2'07 |
Надежда Горлова |
|
|
XPOHOС
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Надежда ГорловаОбзор вышедших книгАня Каренина и Наташа РостоваЛилия Ким. Аня Каренина. Книга первая. Книга вторая. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. Анна Бабяшкина. Разница во времени. — М.: Издательство «Октопус», 2005. Роман Лилии Ким озаглавлен «Аня Каренина» не только в расчете, что на
него, заинтересовавшись интерпретацией классики, обратит внимание «серьезная
критика». Название персонажей именами героев Толстого не лишено смысла и с
точки зрения творческой сверхзадачи: «Анна Каренина» — «роман из современной
жизни», написанный с мыслью «сопоставить наше (толстовское — Н.Г.) время с
временем упадка Рима», «Аня Каренина» — то же самое, только год — 20...-й.
Но вот насколько выполняется сверхзадача? Автор хотел бы трагедию «Анны»
повторить в своей «Ане» фарсом. Поначалу это даже местами удается, выходит
злая и довольно точная сатира, напоминающая сологубовского «Мелкого беса»:
нет ни одного положительного персонажа, — все гротескны, а получающаяся
картина жизни — узнаваема. Изображено «случайное семейство», еле сводящее
концы с концами в типовой пятиэтажке на окраине города: мать-инвалид,
сын-тунеядец, его загнанная жена с двумя детьми, которая вышла замуж из-за
прописки, и тянет на себе весь дом, и — Аня Каренина, толстая школьница,
завидующая подружке-модели (Кити). Здесь собраны все фобии современной
российской жизни: нищета, безработица, инвалидность, алкоголизм, наркомания,
проституция, гомосексуализм и бездуховность — и мракобесие, как восточного,
псевдоправославного, так и западного, сектантского образца; и страстное
желание уехать из «этой страны», хоть тушкой, хоть проституткой, — и
«патриотизм» РНЕ.
«CASUAL»-2Наташа Маркович. ANTICASUAL. Уволена, блин. — М.: РИПОЛ классик, 2006. И еще одна Наташа, почти клон предыдущей. Книга Наташи Маркович привлекла
внимание первой частью названия — «ANTICASUAL» в совокупности с названием
серии — «Покорителям Москвы посвящается». Видимо, подразумевалось, что имеет
место быть нечто противоположное «CASUAL» Оксаны Робски, взгляд на
московскую жизнь не с Рублевского шоссе, а, скажем, из «Пельменной» у
Черкизовского рынка, откуда начинает светлый путь девушка из провинции.
Что-нибудь такое социальное представлялось. Ожидания не оправдались.
Героиня, в самом деле, с Урала, но от москвички отличается только тем, что
квартира у нее не своя, а съемная. Квартира, а не комната. Не на Рублевке,
но и не в Жулебино, а с видом на Ботанический сад. А еще дорогая машина,
домработница, «одежда правильных марок» и маленький, но все-таки уставной
капитальчик для покупки опять-таки маленького, но своего ресторанчика.
Никаких онтологических отличий от «CASUAL». Мужики, подружки, возбужденное
занятие бизнесом и хеппи-энд — встреча с мужчиной мечты, который делает
предложение, да еще оказывается докой-ресторатором и берет на себя ведение
дел. Продолжение традиции Робски — женский роман для эмансипированных
дамочек, которые, если в книжке нет ни слова о бизнесе, кричат: «Не верю!»
НЕУНОСИМАЯ ДЫРАМихаил Елизаров. Красная пленка: Рассказы. — М.: Ad Marginem, 2005. Рубен Давид Гонсалес Гальего. Я сижу на берегу. — СПб.: Лимбус-пресс, 2005. Сборник рассказов Михаила Елизарова — с художественной точки зрения одна
из самых любопытных книг из представленных в обзоре. При этом, как и прочие,
не лишенная социальной проблематики. Елизаров — талантливый рассказчик.
Стиль, наблюдательность, фантазия: «Моргал он судорожно и жилисто, будто
хотел до синяков ущипнуть веками все, что перед собой видел»; «От
повязанного платка лицо ее сделалось вдвое уже, будто она выглядывала через
крепостную амбразуру»; «люстра, похожая на учебную модель молекулы»;
«венозные, под гжель, ноги»; «жаба, как вырванное сердце, пульсировала
нежным бородавчатым телом». Главный недостаток этой прозы — ориентация на
раскрученные постмодернистские образцы. Сюжеты и лексика подчас «достойны»
Сорокина и Вик. Ерофеева, в этой «маскировке» — беда Елизарова, он рискует
остаться тем, кем иногда кажется — подражателем. Однако, стирая случайные
для литературы и неслучайные для книжного рынка черты, можно все-таки
увидеть, что в лучших своих рассказах Михаил Елизаров — прямой продолжатель
темы «маленького человека». Его герои — закомплексованные до сумасшествия
люди, неуверенные в себе, боящиеся и ненавидящие других, ненавидящие и
жалеющие себя. Самый пронзительный рассказ, где нет ничего «эдакого», для
«красного словца», — открывающий книгу — «Госпиталь». Госпиталь военный.
Дедовщина, унижение, насилие. Кошмар подчеркнут эстетикой: «Коридор озаряли
сиреневые сполохи. Дождевые капли стучали как зубной озноб, стрекотали
легионом насекомых. В небе катился громовой гул, дребезжали рамы…. Окна
отражались голубыми полыньями на линолеуме… Кочуев с усилием, точно
продирался сквозь шипы, говорил: «…Я вырвался, а Шапчука поймали…»
ВОЛКИ, СТАВШИЕ АГНЦАМИЗахар Прилепин. Санькя: Роман. — М.: ООО «Издательство Ад Маргинем», 2006. В противоположность «Петровичу» роман «Санькя» молодого писателя из
Нижнего Новгорода Захара Прилепина остро социален. И это лучшая книга
обзора. Цветущий реализм, слова не тратятся на идеологические подводки и
пояснения, с читателем говорит не автор, придерживающийся тех или иных
позиций, но сам художественный мир, им созданный. Санька — парень из
провинциального городка, с деревенскими корнями, без определенных занятий.
Член молодежной партии «Союз созидающих», со всей очевидностью списанной с
НБП. Только действия «союзников» доведены до логического конца: терроризм и
гибель. Санька и его товарищи хотят «что-то изменить» в России, но для этого
у них нет ничего, кроме юной агрессивной энергии, и молодые люди,
вообразившие себя стаей волков, легко и для себя незаметно превращаются в
стадо ягнят, добровольно и строем пришедшее на бойню. Автор никак не
декларирует своего отношения к «союзникам», он просто описывает их
максимально правдиво. В романе — умирающая деревня с пронзительным монологом
бабушки, пережившей своих детей, умерших от пьянства: «Сяду у окна и сижу,
сижу. Думаю, кто бы мне сказал: иди тысячу ден, босиком, в любую зиму, чтобы
сыночков увидеть своих, и я бы пошла. Ништо не говорить, не трогать, просто
увидеть, как дышат... И что теперь — легли все, и лежат. Никуда больше не
встанут, водки не выпьют, никуда не поедут, слово никому не скажут.
Напились. Мы с дедом думали — ляжем рядом с младшим сыночком, а Колькя и
Васькя в наши могилки улеглися. Нам и лечь теперь негде». Страшные зимние
похороны отца, бессистемный, но всегда отчаянный и агрессивный протест,
«крысиный король» — сросшиеся клубком крысы — как символ коррумпированной,
застывшей власти и ощущение, что Россия погибла, но это не значит, что за
нее не надо больше умирать. Не случайно роман назван именем в той форме, в
какой звучит оно в устах бабушки главного героя. Он так и не «вышел» из
народа, не оторвался от земли, от настоящей России, которую таковой считать
не хотел, взыскуя чего-то иного. Чего — не знал сам. Но в минуту смертельной
опасности бежал в «свою деревню». И даже незнакомая деревня оказывалась
своей. Мы хотим от литературы многоцветья. Но вот страхи и мечты современных нам «маленьких людей», отражаясь в литературном зеркале, показывают российскую действительность черно-белой, с уклоном в черное. Безо всяких градаций серого. Нам судить: это так повсеместно в нашей действительности или только в ее болевых точках. Так что уж лучше отражение черно-белое, адресованное тем, кому с этими точками что-то делать (то есть нам), чем цветастость мыльного пузыря «русской души» в экспортном исполнении.
Написать отзыв в гостевую книгу Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |