|
Елена Шарова
Учение с увлечением
Вот уже пятнадцать лет каждый год, 4 ноября, юные художники
республики получают награду за победу в творческом конкурсе, который носит
имя Алексея Александровича Кузнецова. Это же имя присвоено художественной
школе №1. Не так давно она отметила свое 45-летие. На сегодняшний день это
признанный в Башкортостане центр художественно-эстетического воспитания
детей и юношества.
О ее прошлом, настоящем и будущем рассказывает директор школы Рамиль
Хайруллович Мустаев.
— Рамиль Хайруллович, с чего начиналась история старейшей в республике
художественной школы?
— Школа была открыта в 1960 году, первым ее директором стал Наиль Гарифович
Вагапов, выпускник Казанского художественного училища. Сначала она занимала
всего три комнатушки в жилой квартире на улице Мира. В течение первого года
Наиль Гарифович сам был и преподавателем, и директором, и столяром, словом,
от скуки на все руки. Работал полгода на чистом энтузиазме — зарплату ему не
платили, потому что даже не существовало такого документа, подтверждающего,
что он — директор. Первый набор учеников — 15 человек — все же состоялся.
Это были на редкость талантливые ребята. Их имена сейчас знают не только в
республике, но и за ее пределами: Николай Калинушкин, Рафаэль Салимгареев,
Лариса Решетникова... Желание творить было в них так велико, что многие
ездили в школу через весь город по проспекту Октября, который был тогда еще
не проспектом, а пустырем.
В 1962 году при школе открылось вечернее отделение для работающей молодежи.
Естественно, трех комнатушек не хватало — необходимо было помещение
просторней, нужны были преподаватели. И случилась тут почти криминальная
история. На улице Ульяновых был построен жилой дом, его уже заселили, а
цокольный этаж пустовал. Там должно было размещаться Республиканское
управление колхозов и совхозов. 1 сентября в глухую ночь Вагапов достал
где-то лошадь, погрузил мольберты и прочее хозяйство и занял этот этаж,
повесив на дверь замок и сургучную печать. Захватчика, конечно, вычислили
быстро, пугали увольнением и арестом за незаконное занятие площади, но,
видимо, приняв во внимание благородство цели, отнеслись человечно и
официально передали помещение школе с формулировкой «как свершившийся факт».
Дом на улице Ульяновых служил юным художникам приютом до 1977 года.
Александра Михайловна Графова, ставшая директором школы в 1964 году,
рассказывала: «Ребята были какими-то одержимыми. Я иногда оставалась в школе
ночевать, так как жила далеко, на улице Ветошникова. И вот такая ночь. Слышу
шаги по коридору и тихий говор. Все, думаю, воры. Открываю дверь кабинета и
вижу свет в одном из классов. Захожу — и перед глазами такая картина: сидят
мои мальчики на скамеечке и…рисуют, а на другой скамеечке — черный хлеб и
килька — их ужин».
Имена этих возмужавших мальчиков сейчас широко известны. Это Вячеслав
Авдяков и Рафаэль Салимгареев. В новое здание пришли новые преподаватели,
появились новые дисциплины, например, скульптура, история искусств. В 70-е
годы количество учащихся достигло уже 600 человек, а учеба велась в 4 смены.
В этот период работы наших учеников стали посылать на всесоюзные и
международные конкурсы, и они никогда не оставались незамеченными.
Именно тогда в СССР появилась тенденция создавать школы искусств. В этом
была, конечно, своя идеология: воспитать человека новой формации,
всесторонне развитого, умеющего и рисовать, и танцевать, и петь. Пример был:
такая школа существовала и существует в Каунасе, но она была и осталась
единственной, а опыт в целом не удался: нужен педагогический коллектив
высокого уровня. Что-то получалось на уровне малышей 5—7 лет: они еще могут
с удовольствием немного попеть, немного потанцевать, а дети постарше уже
тянутся к чему-то одному. У нас в Уфе на Нежинской, 5 открыли школу
искусств: 3-й и 4-й этажи заняла художественная школа, а на первых двух
этажах разместились музыканты.
Шли годы, менялись директора. А. М. Графова, трудившаяся на посту директора
целых 20 лет, по семейным обстоятельствам ушла на преподавательскую работу.
В 1983 году ее сменил С. В. Завражнов, в 1984 году директором стал В. Е.
Данилов. И для художественного отделения начались драматические времена.
Будучи по профессии музыкантом, Данилов предпочтение отдавал музыкальному
отделению. В результате началось сокращение числа преподавателей —
художников, учеников. Неизвестно, чем бы кончилось противостояние, если бы в
школу с просьбой посодействовать организации республиканской конференции по
проблемам художественного образования не зашел известный художник А. А.
Кузнецов. Я знаю многих художников, но художника с такой активной жизненной
позицией, как А. А. Кузнецов, пожалуй, не встречал. К нам в школу он пришел
в 1987 году, а через три года его, к сожалению, не стало, но за это время
именно он помог нам разрешить ту тупиковую ситуацию, в которой мы оказались.
Школа искусств была разделена, а Детская художественная школа № 1
восстановлена в прежнем статусе самостоятельного учреждения.
В память о человеке, так много для нас сделавшем, и по предложению нашего
преподавателя, сменившего А. А. Кузнецова на посту председателя
республиканского общества изобразительного искусства Ю. Н. Григорьева в 1991
году был учрежден конкурс детского художественного творчества, носящий имя
художника. Уже в 1992 году конкурс приобрел статус республиканского, а с
2002 года — Открытого республиканского. Работы шлют из разных уголков
России, и количество их доходит до 1500—2000. С 2002 года, с тех пор, как в
Орджоникидзевском районе Уфы открылся выставочный зал «Ижад», принадлежащий
Нестеровскому музею, работы лауреатов конкурса экспонируются именно там. Их
число достигает 200 — творения керамистов, художников, юных мастеров
декоративно-прикладного искусства. Обладателю «Гран-при» вручается
керамический приз — сосуд с крыльями, выполненный бывшим преподавателем ДХШ
№1 Верой Георгиевной Деркач. Такой же сосуд получает лучший преподаватель
года, бескрылый человек творить не может!
Могу без стеснения похвастаться — уровень подготовки наших учащихся самый
высокий. Они изучают 6 дисциплин, нагрузка — 13 часов в неделю. От 20 до 30
процентов наших выпускников поступает в ведущие художественные вузы
Башкортостана и России.
Традиционной стала «Черниковская котовасия» — Открытый республиканский
конкурс детских работ, который, начиная с 1998 года, проводится детской
художественной школой №1 и республиканским обществом изобразительного
искусства. Идея его также принадлежит Ю. Н. Григорьеву, основная мысль
конкурса — юмористическое изображение кошачьего мира, проводится он в День
юмора — 1 апреля. С недавнего времени «Черниковская котовасия» выпускает
каталог работ победителей с цветным воспроизведением их творений.
— Рамиль Хайруллович, к сожалению, бытует мнение, особенно среди
преподавателей вузов и училищ, что детей, приходящих из художественных школ,
приходится переучивать, что им-де неправильно ставят руку…
— Не в первый раз я это слышу и, конечно, совершенно с этим не согласен.
Ведь мы занимаемся по проверенной годами академической программе: те задачи,
которые ученики решают в школе, они решают и в училище, и в Академии
искусств. Конечно, у ученика могут быть отклонения от общих правил — каждый
человек индивидуален. Здесь уместно сравнение с музыкантами. На каком-либо
конкурсе одно и то же произведение каждый участник интерпретирует по-своему.
Это нормально. Так и мои дети: пишут один и тот же натюрморт, но все
по-разному — в зависимости от видения, настроения даже, характера,
темперамента. Думаю, тут сказывается еще и та несогласованность, отсутствие
тесных связей, преемственности между работой художественных школ, училищ и
вузов, о которых давно говорится, да мало что делается.
— Многие психологи любят использовать в работе с людьми тесты, связанные с
рисованием, изображением. Вы давно работаете с детьми, как вам кажется,
насколько изменились дети, если судить по их работам?
— Сами дети стали несколько аморфными, несамостоятельными, менее
энергичными. Потом, ведь не секрет, что количество детей нездоровых чуть ли
не от рождения значительно увеличилось. У нас в школе дети уже с утра идут
на какие-то лечебные процедуры, потом к нам на занятия. Кто-то уже и
операции перенес. В отличие от детей прошлых поколений они не воспринимают
школу как ступеньку, по которой они будут двигаться дальше и дальше: многих
просто привели родители, чтобы не болтались без дела на улице. Они не спорят
о художниках, о творчестве. Это сказывается и в их работах, особенно в
композициях: работы какие-то бездушные, механические. Компьютеры тоже особой
пользы не приносят. Если раньше дети рисовали то, что видели, с натуры, то
сейчас дети живут в виртуальном выдуманном компьютерном мире. Задаешь,
например, тему «Мой двор», в их работах все равно чувствуется что-то
ненатуральное, видимо, связанное с какой-то игрой или мультфильмом. Очень
часто мир в их работах не первичный, а вторичный, кем-то выдуманный.
— Как всякая организация, особенно творческая, ваша школа, конечно, не стоит
на месте. Что в перспективе?
— Последние несколько лет деятельность школы получила особый размах. Пришли
новые преподаватели: Салават Мухаметович Гилязетдинов, Юлай Сахиевич
Басареев, Ольга Владимировна Сазонова. Благодаря их увлекательным урокам, у
детей усилился интерес к использованию новых техник в рисунке, к печатной
станковой графике, к художественной обработке различных материалов в
декоративно-прикладном искусстве. Ю. С. Басареев много экспериментирует с
учащимися в акварели. Композиции они выполняют в различных графических
техниках. С. М. Гилязетдинов увлек детей занятиями линогравюрой и бумагой
ручного литья. О. В. Сазонова (продолжая традиции керамистов М. Ф. и И. В.
Таран, В. Г. Деркач) успешно работает с детьми над освоением таких видов
декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье, печворк и обработка
бересты. Многие наши преподаватели, члены Союза художников России —
постоянные участники республиканских, всероссийских и международных
выставок, их призеры и лауреаты, так же, как и наши воспитанники. Ребята
принимали участие в самых престижных конкурсах детского художественного
творчества, проходивших в разные годы в Канаде, Германии, Индии, Македонии,
Сомали, Филиппинах и в различных городах России. Восемь наших учеников
награждены медалями разного достоинства.
Неосуществленных задумок еще много. Мы уже давно мечтаем ввести такой
предмет, как компьютерная графика. Не хватает места. На 360 учащихся у нас
всего 9 кабинетов. В общем-то, неплохо бы нам получить собственное здание. В
начале 90-х годов был разработан проект и даже выделено место недалеко от
нас, во дворе, но это был 94-й год, страну лихорадило, было не до нас. И
план, и макет нашей желанной школы до сих пор пылится где-то в мастерских «Башпромстройпроекта».
Правда, в последние годы наши хождения по инстанциям возымели некоторый
эффект. На улице Калинина собираются строить жилой дом, и первый этаж
обещают отдать нам. Вот тогда, думаю, воплотятся мечты о классе компьютерной
графики. Может быть, организуем два класса по скульптуре, и дети будут не
только лепить из пластилина, но и резать по дереву. Хочется дать побольше
места тем ребятам, которые занимаются декоративно-прикладным искусством,
обзавестись швейными машинками, печкой для обжига, хотелось бы заняться и
дизайном. Словом, были бы площади, а занять мы их с пользой для дела сумеем.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |