Дмитрий Ермаков |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Дмитрий ЕРМАКОВДве дуэли
А.С.Пушкин. Портрет работы К.П.Мазера. 1839 г. Пушкин, казалось бы, шёл по жизни верным прямым путём: вольнодумство и фрондёрство юности; взросление, мужание; и полное жизненное и творческое мужество – семья, близость к царю, "Клеветникам России", "Капитанская дочка", "Памятник", духовные стихи – "Отцы пустынники", "Пророк" и т.д. Кажется, вот – человек взошёл на жизненную и духовную высоту… И падение (с религиозной, православной точки зрения безусловное) – дуэль. Готовность убить человека, готовность самому быть убитым (по законам того времени, погибшие на дуэли приравнивались к самоубийцам, со всеми вытекающими последствиями – нельзя отпевать, нельзя хоронить на общем кладбище). Но ведь ещё и принуждение противника к этим же деяниям, ведь отказаться-то от дуэли, не нарушив неписанного дворянского "кодекса чести" Дантес не мог. И он принял вызов. Но и у смертельной черты, уже получив роковое ранение, что делает Пушкин? Находит силы для выстрела и даже выражает своё удовлетворение тем, что попал… А что было бы, если бы Пушкин убил Дантеса? Да, вроде бы, и ничего… Ну, убил бы и убил. Он, Дантес тот, и так для нас как бы и не существует после дуэли, и не интересно, что там с ним стало… Но! Убей Пушкин Дантеса – это была бы катастрофа для всей русской жизни. Пушкин – убийца. Нет. Невозможно! (А ведь хотел, хотел он именно убить, иначе бы и не выстрелил). Ведь это в каждом бы из нас подспудно было: убить можно. Но ведь нельзя! И ведь это же трагедия человека, если всё же убивать приходится, на войне, например… И Пушкин по Высшей Воле не стал убийцей; и ему были дарованы почти двое суток физических страданий, просветливших дух; и он умер, простив врага, покаявшись и причастившись… Воистину величественный уход… (Когда В.И. Даль поправлял подушки на его постели, сказал: "Ну что же ты, смелее, выше, выше…" И в предсмертном бреду – гениален!) … А уже через несколько лет после дуэли на Чёрной речке Белинский писал: "Несчастная русская поэзия вновь понесла тяжёлую утрату – убит Лермонтов".
Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837.
Лермонтов и Мартынов знакомы были задолго до встречи в Пятигорске. Давно уж знал Мартынов его, Лермонтова, едкость, злые шутки… Почему же не стерпел, не ушёл в сторону, не отшутился? Кто-то подначивал, подталкивал?.. Но случилось то, что случилось. Мартынов вызвал Лермонтова. По жребию поэт стрелял первым – он выстрелил нарочито в воздух. Мартынов и этого ему не простил – был в выстреле точен. Вся жизнь Лермонтова, кажется, метания от демона к Ангелу, от молитвы к "и скучно, и грустно…" Но вот этим последним своим выстрелом, выстрелом в воздух, даровавшим и Мартынову возможность прощения и примирения – всё отмёл. И не дано уже было ему страдать – ушёл на высшей точке проявления духа. … Известно мнение царя: о смерти Пушкина жалел; узнав о смерти Лермонтова, сказал: "Собаке собачья смерть". Что ж, и цари ошибаются. Но не ошибается в своей любви народ. Пушкин и Лермонтов – два дуэлянта, не ставших убийцами, два гения русской поэзии… …Русская поэзия от Ломоносова и Державина, через Батюшкова и Жуковского явившая миру Пушкина; русская поэзия, одарившая нас творениями Лермонтова, Баратынского, Тютчева; русская поэзия, явившая нам как вечную но светлую печаль, как радость и утешение, Есенина и Рубцова; русская поэзия – отними у нас всё остальное – спасёт русскую душу. Но, есть у нас (и никому не отнять, ежели не забудем сами) и песни, и былины, и сказания, и вековой лад-уклад жизни, есть природа, через которую прозреваем мы Мир Горний, есть Церковь, есть Слово Божие… Есть душа и Дух! Есть в каждом человеке Образ Божий!.. Только бы, только бы…
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |