|
Ризаэддин бин Фахреддин
Знаменитые женщины
7. ГАЛИЯ1
Дочь Шигабуддина Марджани, прославленного ученого в городе Казани.
Получив у своего отца образование и воспитание, она много извлекла и из
сочинений других искателей истины.
Рассказывают, что Марджани открыл и объяснил своей дочери Галие такие тайны
науки, которые он изложил бы только редким ученым.
Говорят, что Галия выучила Священный Коран наизусть и большую часть своего
времени проводила за чтением арабских и персидских диванов2.
В 1290 (1873) году она была выдана замуж за казанского купца Габдулвали,
сына Исхака Уразова. Но в месяце раби аль-авваль 1293 (1876) года по ее
инициативе супруги разошлись из-за отсутствия любви. В месяце раби аль-ахир
1295 (1878) года она была выдана замуж за бирского купца Мухаммедджана, сына
Габдуллы, но и с ним разошлась по собственной инициативе. В третий раз она
была выдана замуж за Сафиуллу, сына Габдуллы, шакирда Марджани и знаменитого
ученого, и с ним прожила до конца. Ее дочь была замужем за молодым ученым
Тагиром-эфенди Ильясом.
8. ГАФИФА ТЮНТЕРИЯ3
Дочь Шейхгали, сына Сайфуллы, сына Габдуррашида, имама и мударриса деревни
Тюнтер Малмыжского уезда [Вятской губернии], и жена Шамсуддина, сына
Рахматуллы, сына Рахманкулы, имама и мударриса той же деревни.
Гафифа училась и воспитывалась у своего родителя, знаменитого
Шейхгали-хазрета, поэтому ее знания и нравственные качества достигли высокой
степени совершенства. Она изучала морфологию и синтаксис арабского языка и в
необходимой мере была знакома с персидским языком, поэтому газеты и журналы,
издававшиеся на арабском и персидском языке, читала с большим удовольствием.
Издававшуюся в Египте газету «Нил» и выходившую в Стамбуле газету «Звезда»
она выписывала на свое имя и читала их номер за номером.
Она прочитала взятые у своего родителя книги «Путь истины, указанный
Мухаммадом», «Обучение учащихся», «Сад просвещенных», «Поэма о создании»,
«Цель просвещенных», «Гулистан» и другие, а сверх этих книг прочитала еще и
Священный Коран от начала до конца по всем правилам. Уровень ее познаний в
науках об арабском языке превышал тот, который в ее времена можно было
приобрести во многих медресе. Всю свою жизнь она посвятила обучению девочек
своей деревни и окрестных деревень, преподаванию вероучения ислама, особенно
тех его предписаний, которые предназначались женщинам. Она постоянно
обращалась с проповедями и назиданиями к женщинам и девочкам.
Однажды, когда ее сын вернулся из медресе и подробно рассказал об аргументах
Тафтазани4 в полемике с мутазилитами5 относительно тех, кто совершает тяжкий
грех6, Гафифа заметила: «Слова вашего Тафтазани по этому поводу даже не
стоят слов одной старухи, которая, в числе других женщин, пришла услышать
что-нибудь полезное для себя на встречу, устроенную Суфйаном Саври,
мутазилитским имамом. В ответ на изложение им своей точки зрения на
положение человека, совершившего тяжкий грех, она возразила и образумила
его: «Ваши слова не согласуются со Священным Кораном и даже противоречат
ему, поскольку Священный Коран провозглашает: «Он сотворил вас, и одни из
вас неверные, а другие из вас верующие»7, — и разделяет людей на два сорта».
На что Суфийан Саври воскликнул: «Вот вам и старуха!» — поблагодарил ее и
посоветовал всем прислушаться к ее словам». — Так она сказала своему сыну
Наджибу-махдуму.
Гафифа была образованной, воспитанной девушкой с хорошим характером, и на
самом деле добродетельной девушкой. Она росла единственной дочерью богатого
и известного ученого, любившего свою семью. Позже она вышла замуж за такого
ученого, который готов был отдать душу за своих родителей, и испытала всю
силу его любви к себе и смогла оценить это чувство. Естественно, что рабы
Божьи, живущие такой жизнью, питают и к своим детям сильнейшую любовь.
Очевидно, именно по этой причине она так чрезмерно любила своего сына, что
ее нежность и ласку невозможно описать.
Когда ее сын Наджиб-махдум попросил ее позволить ему отправиться учиться в
дальние края, в зарубежные страны, у Гафифы не хватило смелости дать свое
согласие. Она не дала своего согласия, даже когда Муртаза, сын Мустафы
аль-Иджли, один из богатейших и знаменитейших казанских купцов и лучший друг
ее отца Шейхгали, настойчиво просил ее: «Давайте пошлем Наджиба-махдума
учиться за границу. Все расходы я беру на себя, буду всем его обеспечивать».
Потом тот же Муртаза-эфенди сказал самому Наджибу-махдуму: «Махдум!
Оставаясь в этой деревне, можно лишиться возможности [получить хорошее
образование]. Если уж нельзя поехать за границу, приезжайте в таком случае с
Вашей почтенной родительницей в Казань. Сам ты будешь учиться в любом
медресе, в каком пожелаешь, а твоя почтенная родительница будет гостить в
нашей семье. Я с большим удовольствием и радостью возьму на себя заботу о
вас. Для себя я почту это дело божественным благом и милостью».
После такого предложения в деревне Тюнтер в доме покойного Шейхгали
состоялось большое совещание. Совещавшиеся вели долгие прения, и для того,
чтобы принять какое-либо решение, должны были знать, на каком медресе
остановит свой выбор Наджиб-махдум, если он отправится в Казань, и какого
мударриса он намеревается избрать своим наставником.
Выяснилось, что, если поездка Наджиба-махдума в Казань будет осуществима, он
не поступит ни в какое иное медресе, кроме медресе, которым руководит
Марджани, и не изберет своим наставником никакого другого мударриса, кроме
Марджани.
И тогда под впечатлением слов влиятельных людей совещавшиеся вынесли такое
решение: «Марджани подозревается в приверженности шиизму8, он не пользуется
уважением верующих, он известен своими порочными убеждениями. Если
Наджиб-махдум будет учиться у него, то под влиянием наставника испортит свои
убеждения и будет малоуважаем верующими. Поэтому будет благоразумнее не
ездить в Казань». Гафифа выполнила это решение так: ни сама не поехала в
Казань, ни сына Наджиба-махдума не пустила.
Почтенный родитель Гафифы Шейхгали-хазрет скончался в возрасте 94 лет в
месяце раджабе 1291 (1874) года и был похоронен на кладбище деревни Тюнтер.
Над его могилой есть камень с надписью.
Родительница Гафифы, Гиззунниса, дочь Габдулгафура, покинула этот мир в
возрасте 74 лет в 1298 (1881) году. Она была энергичной и смелой женщиной и
всю свою жизнь обучала девочек. Все ее дети умерли в раннем возрасте, одна
только ее дочь — Гафифа — оказалась жизнеспособной.
Гафифа родилась в 1252 (1836) году. В возрасте 24 лет она была выдана замуж
за Шамсуддина, сына Рахматуллы. Проповедь по случаю бракосочетания и само
бракосочетание совершил Габдулла, сын Яхйи, аль-Чиртуши имам и мударрис
деревни Маскара.
Муж Гафифы, имам и мударрис Шамсуддин, сын Рахматуллы, скончался в 1293
(1876) году. Она осталась вдовой в сорокалетнем возрасте и провела свою
жизнь, заботясь о своем сыне Наджибе. Она родила четырнадцать детей, но,
кроме Наджиба, все умерли в раннем возрасте. В девичестве к Гафифе сватались
такие знаменитости, как Габдулхабир аль-Муслими и Марджани, но ее родитель
Шейхгали не захотел отпускать от себя свою единственную дочь, поэтому он
извинился перед ними и сам сосватал ее за своего шакирда Шамсуддина.
После смерти своего супруга Гафифа взяла на себя ведение домашнего
хозяйства. Большое хозяйство после смерти родителя и супруга велось так же,
как и при их жизни: она нанимала земледельцев и держала мельницу.
Гафифа была действительно добродетельной. Она не жаловалась на
несправедливости своего времени, не притворялась другом богатых людей и тех,
кто был слишком предан земной жизни. Оставаясь без копейки, она не ходила по
миру, а постоянно проводила свои дни согласно со сказанным: «Незнающий
почтет их, по скромности их, богатыми»9. Своему сыну она постоянно
советовала: «Сегодня в этой стране занятие ишана противоречит набожности,
дети ишанов обычно бывают безнравственными. Поэтому не ступай на их путь, не
отдавай предпочтения занятию ишана, а ищи и найди другой путь!»
В последние дни своей жизни почтенная госпожа Гафифа страдала болезнью
нервов и воображения, вызванной жестокостью одних злодеев и дурных умыслов
других. Она потеряла сон, не ела и не пила и говорила людям, приносившим ей
еду: «Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! —
сказал: «Не принуждайте меня есть вашу пищу, ибо пищей снабдит меня Аллах»,
— поэтому не предлагайте мне еду».
Однажды, уже лежа больной, она подозвала к себе своего сына Наджиба-махдума
и сказала ему: «Послушай, как я прочитаю одно место из Корана. Нет ли в моем
чтении ошибок? Услышишь — скажи», — и прочла суру «Преграды» от 138/142 аята
до 140/143 аята. Ее чтение Корана было правильным, а беседы с ней были
беседами о науке. Она писала приятным почерком, литературным стилем и верным
правописанием.
Так и не оправившись от своей болезни, госпожа Гафифа пролежала около месяца
и покинула это мир в возрасте 63 лет в 10 часов в пятницу 10 рамазана 1316
(1899) года. Она была похоронена рядом с гробницей своего почтенного
родителя Шейхгали-хазрета. Да помилует ее Всевышний Аллах!
9. ЗАГИРА-ХАНЫМ10
Дочь Асфандияра, симбирского купца из рода Акчуриных, и жена господина
Исмаил-бея [Гаспринского], издателя и редактора газеты «Терджиман»11.
Загира-ханым в юности получила прекрасное образование на тюркском языке и
некоторое образование — на русском языке.
В 1298 (1881) году она прочитала брошюру, бывшую предшественницей
бахчисарайской газеты «Терджиман», и заочно влюбилась в его автора —
Исмаил-бея Гаспринского.
В том же году для перемены климата она отправилась в Крым, сопровождаемая
своим близким родственником, Ибрагимом-эфенди Акчуриным. Посетив несколько
мест ради развлечения, она направилась прямо к Исмаил-бею, чтобы
познакомиться с ним. После этой встречи они начали переписываться.
После того, как Загира-ханым была посвящена в замыслы Исмаил-бея на пути
служения сообществу мусульман России и его просвещения, она вышла за него
замуж с твердой уверенностью в том, что капли чернил на кончике его пера
однажды превратятся в родники, которые растекутся во все стороны света. Судя
по рассказам, Загира-ханым была единственной сотрудницей «Терджимана» с
первого дня издания этой газеты. В 1300 (1883) году была основана газета
«Терджиман», и когда началась переписка с мусульманами разных губерний,
Загира-ханым, знавшая волго-уральский тюркский язык лучше Исмаил-бея, вела
всю корреспонденцию на этом языке.
Загира-ханым, по существу, оставила все свое состояние, все богатство, свою
безмятежную прежнюю жизнь и предпочла всему этому роль супруги человека, у
которого не было ничего, кроме писчего пера. И этот факт является
доказательством ее беззаветной преданности делу науки и просвещения. Ее
желание посвятить себя этой деятельности было настолько велико, что она,
судя по рассказам, вопреки своему отцу и родственникам, оставила свою родную
Симбирскую губернию и переселилась в Крым, в Бахчисарай. На свое золото,
алмазы и другие драгоценности она усовершенствовала типографию газеты и
поддерживала ее тогда, когда число подписчиков было невелико. В течение
первых пяти-шести лет она одна занималась почтовой рассылкой и ведением
делопроизводства. Если бы эту работу поручили наемным служащим, то касса
редакции не выдержала бы этих расходов и газета, естественно, не смогла бы
издаваться.
Ясно поэтому, что только благодаря усилиям Загиры-ханым газета «Терджиман»
продолжала издаваться для такого народа, как российские мусульмане, мало
знавшего о положении дел в мире и плохо знакомого с новинками издательского
дела.
Когда, наконец, дела газеты пошли успешнее, у Загиры-ханым уже были дети. Но
даже занимаясь воспитанием детей, она не оставляла и своих обязанностей в
редакции газеты.
Загира-ханым прожила в супружестве с Исмаил-беем двадцать лет и никогда не
соглашалась на покупку для себя роскошных платьев и украшений, а своих детей
она никому не доверяла и сама смотрела за ними.
Имя Загиры-ханым никто не видел на страницах газеты. Но ее преданная служба
и усердие в деле просвещения были известны многим. И когда она скончалась, в
адрес ее супруга из самых разных губерний поступило почти триста телеграмм с
соболезнованиями.
Загира-ханым была женщиной редкой красоты, но она также отличалась своими
выдающимися духовными качествами. Она была терпелива, благочестива, умна и
рассудительна. В трудные и беспокойные для газеты времена она постоянно
утешала своего супруга, напоминая ему разные пословицы и поговорки, взывая к
помощи Аллаха и напоминая о необходимости быть старательным и терпеливым, о
том, что такое дело не должно быть брошено на половине пути (Возьмите пример
любого великого человека и внимательно изучите его биографию, — и вы всегда
увидите рядом с ним его жену, подготовившую его к величию).
Загира-ханым покинула этот мир в субботу вечером 13 апреля 1319 (1903) года
в возрасте 45 лет и была похоронена [в Бахчисарае] рядом с гробницей хана
Менглигирея на кладбище при медресе Зинджирли.
10. ЗАЙНАБ, ДОЧЬ ШАГИМАРДАНА12
Дочь Шагимардана, сына Ахмеда, сына Габдулгаффара аль-Утягани, имама и
мударриса деревни Кышкар Казанского уезда, и жена одного из казанских
священнослужителей. Она была женщиной ученой, писала красивым почерком и
интересовалась событиями своего времени.
Вот ее письмо, адресованное нам:
«Мой дорогой отец, Шагимардан-хазрет, будучи 72 лет от роду и следуя
священному приказу моего Господа «Возвращайся!», покинул это бренный мир 15
июля 1930 года (17 сафара 1349 г. х.) и 17 июля был похоронен на казанском
кладбище. Его душа и тело исчезли с лика земного рая. Да окружит его мой
Господь своей щедрой милостью со всех сторон и да превратит его могилу в
лучший из садов рая! Аминь! Нас же [мой дорогой отец] бросил в глубокое и
безбрежное море скорби. Что же делать... Каждый из нас когда-нибудь
оказывается в таком положении.
Приехав больным в Казань, он пролежал у нас пять месяцев. Он терпеливо
переносил свою тяжелую болезнь и приветливо встречал людей, приходивших
навестить его. Люди, начинавшие с ним разговоры на научные темы, не утомляли
его, как бы долго они ни говорили. Когда же он потерял надежду поправиться,
он просил передать привет своим шакирдам и близким людям.
Почтенный хазрет! Я довожу до Вашего сведения дату кончины моего папочки и
самый последний его привет. Папочка считал Вас очень близким человеком, он
всегда интересовался тем, как Вы поживаете. Свидетельствую Вам свое глубокое
уважение и передаю привет. Зайнаб, дочь дамуллы Шагимардана аль-Утягани».
11. ЗУБЕЙДА13
Дочь Мусы, сына Исмагила, сына Апаная, из известного казанского рода
Апанаевых и жена Тимурпулада, сына Мусы, сына Якуба. Восьмая казанская
мечеть была построена на средства этой Зубейды в 1223 году [хиджры]14.
12. ЗУЛЕЙХА15
Жена Мухаммедлатифа, сына Мухаммедшарифа, знаменитого купца в сибирском
городе Кызылъяре (Петропавловске). Она доверила государственной казне свой
вклад в сорок тысяч рублей на строительство второй соборной мечети в этом
городе. Да зачтет ей это Всевышний Аллах!
13. МАВГУБА16
Дочь Рамкула, сына Максуда, имама деревни Старый Иштиряк Бугульминского
уезда [Самарской губернии], жена Фахреддина, сына Сайфуддина, и наша мама.
Она родилась в 1236 (1821) году и в 1255 (1839) году сочеталась браком с
моим родителем. Достигнув школьного возраста, она училась у своего отца
Рамкула, у матери Фархиджамал и у деда со стороны матери Гисматуллы, сына
Габдуррахмана ат-Тайсугани, имама, мухтасиба и ахунда, превосходного
ученого, и получила от них очень хорошие знания. Но она так и не научилась
писать, потому что ее воспитатели и учителя не захотели учить ее этому.
Переселившись в деревню Кичучат, она собирала у себя девочек и учила их по
тюркским, арабским и персидским книгам, теоретически и практически обучала
их вероучению и основам ислама. В специально назначенное время она читала
проповеди женщинам и старалась с лучшей стороны воздействовать на их
благонравие. И для меня моя мама была самой авторитетной наставницей
благонравия. Я испытываю к своей маме огромное чувство благодарности и
признательности за то, что она была моей мамой и наставницей.
У нее родились и прожили разное количество лет Мингаджуддин, Магсума,
Мавдуда, Кашшафуддин, Ризаэддин и Зияуддин. Сегодня все они, кроме меня, уже
покинули этот мир.
Она скоропостижно скончалась в возрасте 54 лет (по лунному календарю) в
четверг 10 раджаба 1290 (20 августа 1873) года и была похоронена на кладбище
деревни Кичучат. Да помилует ее Всевышний Аллах!
14. МАГДАНУЛЬДЖАМАЛ17
Наша соотечественница, дочь шейха Фазлуллы, сына Файзуллы18, из
Мензелинского уезда и жена Якуба бин Нигматуллы, сына Мансура аль-Амири,
знаменитого мударриса.
Получив образование у своего отца, Магданульджамал обладала обширными
познаниями в арабском и персидском языках и писала красивым почерком. Своею
рукою она переписала книги «Религиозное учение Пророка Мухаммада» и «Ниша
для светильников» и позже откорректировала эти списки. Свою жизнь она
посвятила обучению и религиозному воспитанию девочек и женщин.
Вот имена детей Магданульджамал.
1) Лутфулла был имамом и ахундом деревни Новое Алимово.
2) Ханифа была замужем за муллой Габдулханнаном, сыном Яхшигула, сына
Габдулгали.
3) Губайдулла был муэдзином19 деревни Мирас.
4) Габдулла был имамом деревни Алимово.
5) Вакагулла был имамом и учителем.
6) Аннукаят был имамом.
7) Нукайя была замужем за муллой Лутфуллой, сыном Ахмедджаном, из деревни
Учбуля.
Один человек, хорошо знавший Магданульджамал, писал о ней так:
«Магданульджамал-абыстай была немногословна, сообразительна и остроумна. Она
в совершенстве знала мусульманское право, очень правильно читала Коран, и ее
чтение было приятно слушать. Однажды она собрала своих дочерей и сыновей,
чтобы повидаться с ними, и в ожидании наступления времени предвечерней
молитвы прилегла на молитвенный коврик и отдала Богу душу, хотя никогда
ничем не болела и ни на что не жаловалась».
Она скончалась в возрасте 78 лет 7 раби аль-ахир 1324 (1906) года. Могила ее
находится на кладбище деревни Алимово (Позже в метрической книге ее смерть
ошибочно датировали 17 мая)20.
15. МАГИРУЙ-ХАНЫМ БАРУДИЯ21
Магируй-ханым родилась в 1279 (1862) году в деревне Маскара Малмыжского
уезда [Вятской губернии]. Ее отец Исхак, сын Мусы, Утямишев был очень
богатым человеком, владел прядильными и ткацкими фабриками, шил белье и
одежду из парчи и кумача.
Магируй-ханым с самого раннего возраста начала ходить на уроки к
Гайше-абыстай, внучке Габдулхалика-ишана, брата знаменитого Курсави, и
изучала тюркский, арабский и персидский языки. У Габдулхалика-ишана,
получившего образование в Каире, она научилась правильно читать Коран и
красиво писать. Позже, прочитывая все попадавшие в ее руки тюркские книги и
получаемые отцом письма, она приобрела много религиозных и светских знаний.
Одиннадцати лет она осталась без отца и воспитывалась матерью и
родственниками.
В 1882 году она была выдана замуж за Галимджана-хазрета аль-Баруди и
продолжила учиться у него и у Ахмедджана Мустафы. Постепенно она достигла
такого уровня знаний, что могла понимать смысл Корана и хадисов. Более того,
когда Галимджан-хазрет в своем медресе со своими помощниками Ахмедджаном
Мустафой и мирзой Габдуррахманом Зубайри отдельно занимался чтением
«Достоверного [сборника хадисов]» аль-Бухари, Магируй-ханым вместе с ними
участвовала в этом чтении. Однажды произошел такой случай. Мужчины читали
слова аль-Бухари о том, что некоторые из сподвижников Пророка по случаю
пятницы ели «салк»; не зная татарского перевода этого слова, они в
растерянности прервали свое чтение; тогда заговорила Магируй-ханым,
слушавшая их, сидя за занавеской: «Один из вас — крупный казанский мударрис,
двое других — старшие помощники мударриса медресе «Мухаммадия», — и вы не
знаете, что такое «салк», а «салк» по-татарски — свекла».
Об этом уроке Магируй-ханым очень забавно рассказывали во время нашей учебы
в медресе.
Магируй-ханым придавала большое значение тому, чтобы женщины скрывали себя
за занавеской или покрывалом, поэтому она участвовала в чтении, находясь за
занавеской. Об этом поведал Ахмедджан.
Магируй-ханым досталось в наследство от отца имущество на очень большую
сумму. Большая часть богатых женщин тратит свое богатство на одежду и
украшения. Они и не думают о том, чтобы своим богатством послужить своим
сестрам по полу — женщинам и девочкам, чтобы употребить его на полезные для
народа дела. Что же касается Магируй-ханым, то она старалась служить своему
народу и своими знаниями, и своим богатством, и благодаря этому оставила о
себе очень хорошую память.
В области женского просвещения и религиозного образования Магируй-ханым
успела сделать много. По примеру Галимджана-хазрета, открывшего в Казани
первую благоустроенную мужскую новометодную школу22, Магируй-ханым открыла
первую женскую новометодную школу и сама преподавала в ней. Много
учительниц, окончивших эту школу или познакомившихся с методами преподавания
в ней, стали работать в окрестных новометодных школах. Одна из знаменитых в
Казани учительниц, Лябиба-ханым, построившая большую женскую школу, тоже
была ученицей Магируй-ханым и после ее кончины продолжала руководить ее
школой.
Магируй-ханым собирала на нижнем этаже своего дома девочек, попрошайничавших
на улицах Казани, и учила их. Она и учила их, и каждый день давала им
деньги, а самым нуждавшимся даже покупала одежду. Таким образом
Магируй-ханым спасла от бесчестия многих девочек.
Магируй-ханым предложила казанским женщинам идею научиться правильно читать
Коран, и многие купеческие жены и усердные пожилые женщины приходили в ее
дом и учились читать Коран.
Магируй-ханым много пользы принесла и своим богатством. Свое состояние она
вложила в самые доходные места. После ее кончины я видел ее расходные
тетради с отчетами о благотворительности и о раздаче милостыни. Она была
чрезвычайно аккуратной, организованной и умной. Она помнила о том, что в
Судный день ей придется отчитываться перед Всевышним Аллахом. Она раздавала
милостыни полностью и вела записи об этом. Она даже записывала расчеты со
своим мужем. Очень много денег она пожертвовала нуждающимся способным
шакирдам медресе «Мухаммадия». Книги, по которым учились шакирды, большей
частью были подарены ею. Значительным количеством книг она снабжала
окрестные новометодные школы. Она помогала деньгами и своим ученицам. Она
помогала строить школы в нескольких деревнях (в расходных тетрадях указаны
их названия).
Кроме того, Магируй-ханым оказала большую помощь и медресе «Мухаммадия» в
осуществлении его учебного процесса.
В 1890 году из Стамбула возвратился Джихангир-эфенди — первый в медресе
«Мухаммадия» мугаллим, преподававший по новым методам. Он потом более
тридцати лет руководил начальными классами. В Стамбуле побывал и помощник
учителя Рахим Ханафи. Мударрис старших классов Ахмедджан Мустафа совершил
поездку в Стамбул, Каир и Бейрут. Один из известных в Казани и среди татар
других мест кари Вали несколько лет прожил в Каире. Он стал знаменитым кари
и прослужил много лет. В 1904 году Шагар Шараф и имам города Буинска
Габдулла-хазрет ездили в Стамбул и знакомились там с организацией средних и
приготовительных школ. И всем этим людям большую помощь оказывала
Магируй-ханым.
Умирая, Магируй-ханым завещала направить совершить хадж вместо себя такого
человека, который заодно был бы способен приобрести за границей полезные
знания, и оставила на эти цели изрядную сумму денег. На эти завещанные
деньги Тагир Ильяс, известный ученый и член Совета улемов, посетил Стамбул,
Каир и Хиджаз, где проучился три-четыре года. В дальнейшем он совершил много
полезных дел.
Вот что писал о Магируй-ханым ее супруг, муфтий Галимджан аль-Баруди: «Моя
первая жена — Магируй-ханым — была такой женщиной, о которой можно сказать —
венец человеческих достоинств. До конца своей жизни она продолжала учиться и
в результате приобрела огромные познания. Ни один текст она не выпускала из
рук, пока не прочитывала его целиком, не разбирала его слов и не понимала
его до конца. Она всегда обращала серьезное внимание на написание букв и
писала очень грамотно. Почти двадцать лет она отдала просвещению. Она первой
в Казанской губернии занялась улучшением методов обучения в женском
образовании и стала преподавать женщинам чтение Корана по всем правилам,
первой начала распространять среди женщин идею о необходимости для них
большего и лучшего образования. У нее были хорошие способности критика.
Когда у меня не было возможности самому прочитать книжные новинки, я просил
ее ознакомиться с ними и с ее слов составлял себе представление о них. Когда
мы с ней только еще познакомились, она очень усердно и с полным пониманием
смысла читала книгу «Укрепление слабых23» и говорила: «Эта книга — моя
наставница. Она радует мою душу и придает мне религиозное одушевление!»
Позже она присоединилась к тому пути совершенствования, который проповедовал
шейх Зайнулла-хазрет, много времени проводила в молитвах и в ночных чтениях
Корана».
Магируй-ханым оставила восемь тысяч рублей на нужды медресе «Мухаммадия».
Эта необыкновенная женщина своей эпохи скончалась 4 мая 1904 года (2 раби
аль-авваля 1322 г. х.) в Казани.
Шагар Шараф
16. МАРХАБА24
Дочь Ибрагима, сына Ярмухаммеда, сына Иштиряка, из деревни Корса Казанского
уезда, родная сестра Абуаннасира Габдуннасира аль-Курсави и жена Габдуллы,
сына Габдуссаляма, сына Утямиша, — богача из деревни Маскара [Малмыжского
уезда Вятской губернии].
У Мархабы было четыре сына: Губайдулла, Муса, Мухаммедджан и Ахмедджан. От
Мусы и Ахмедджана остались потомки. Многие знаменитые мударрисы и почтенные
купцы нашей страны возводят свое происхождение к этой Мархабе.
Мархаба скончалась в 1243 (1827/28) году и похоронена в деревне Маскара.
17. МАРЬЯМБИКЯ25
Дочь известного фабриканта Тимурпулада-хаджи Акчурина и жена Арслангали,
сына муфтия Мухаммедйара Султанова26. Выйдя замуж за Арслангали, она
приехала в Уфу, купила дом, оставшийся после смерти муфтия Габдулвахида27 и
поселилась в нем. После смерти своего супруга она осталась вдовой.
Когда летом 1313 (1895) года в Уфимский уезд приехал сеййид Али (Мухаммед
бин Али) аль-Витри, мединский ученый и известный знаток хадисов, он целый
месяц гостил у Марьямбики. Она выделила сеййиду один из своих домов,
стоявших в саду напротив (видимо, имеется в виду дом напротив Видинеевского
сада, на Спасской улице — нынешней Новомостовой). Сеййид со своей женой
поселился в этом доме, а другой дом превратили в аудиторию для тех, кто
занимался на уроках хадисоведения. Любители этой науки собирались в том доме
и учились у сеййида. Сеййиду же от них была большая материальная помощь. Я
сам видел, как на основании документов высоких инстанций он выписывал
свидетельства на право чтения некоторых хизб. Один из листов самаркандской
рукописи висел у него на стене в стеклянной рамке28. У кого после смерти
сеййида оказались тот лист и свидетельства, написанные его рукой, и в каком
состоянии они находятся сейчас, — этого узнать я не смог.
В 1330 (1912) г. Марьямбикя вместе со своим братом Хусаином Акчуриным
путешествовала по Хиджазу и вернулась после хаджа. Марьямбикя знала турецкий
и русский языки и писала на этих языках. Орфография ее была правильной, а
почерк — красивым. Мне приходилось видеть ее турецкие записи.
Марьямбикя основала в городе Уфе специальный воспитательный дом для
брошенных на улицах города и нуждавшихся в призрении мусульманских девочек и
назначила туда учительниц и воспитательниц. Все расходы на содержание этого
дома, в котором воспитывались до двадцати девочек, она брала на себя.
Девочки учились читать и писать, изучали русский язык и в целом необходимое
для женщин рукоделие. Подготовленных девочек она пристраивала на подходящие
места и, таким образом, стала самым ярким инициатором того, что эти бедняжки
избежали участи погибнуть в пучинах позора и унижения. Рассказывали, что из
тех девочек выросли обладательницы самых похвальных качеств.
Намереваясь показаться врачам по поводу своей болезни, в 1347 г. х. (1928)
году Марьямбикя предприняла поездку в Казань и Москву. И во время этой
поездки на семидесятом году жизни она скончалась в Москве 30 рамазана (22
марта) 1928 года и была похоронена на мусульманском кладбище.
18. МАХБУБДЖАМАЛ АКЧУРА29
Дочь Ахмеда, сына Хусаина Акчурина, отличавшаяся своими знаниями и
искусством писать. Когда я жил в Оренбурге, в редакцию журнала «Шура» почта
доставляла из деревни Савинки [Новоузенского уезда Самарской губернии]
письма этой уважаемой женщины со статьями, посвященными национальным и
социальным вопросам. Писала она аккуратно, красивым стилем правильной
орфографией. Возможно, что она писала и лично мне. По-видимому, по моей
просьбе она прислала и свою биографию. Но сегодня в моей памяти не осталось
никаких сведений о том, где она жила, за кем была замужем, где учились ее
сыновья и чем они сейчас занимаются, где учились ее дочери и за кого они
были выданы замуж.
Вследствие различных происшествий и жестокости судьбы все тетради,
содержавшие письма с биографиями, листки с важными сведениями и сообщениями,
оказались утраченными. И даже то, что я очень хорошо помнил когда-то, под
действием различных злосчастий теперь забыто, было — и не стало. Невероятные
события в действительности происходят на наших глазах. Прошлое стало только
приснившимся сном. Хвала Аллаху Постоянному!
Мне бы хотелось написать подробную биографию Махбубджамал-ханым, но сейчас у
меня нет основного источника сведений о ней. Прошло уже более пятнадцати
лет, и даже не сумел узнать, жива ли она.
СНОСКИ.
1. Л. 178. Галия — благовоние, ароматическая мазь (араб.).
2. Диван — сборник стихотворений, расположенных в алфавитном порядке рифм
или по родам произведений (араб.).
3. Л. 173 об — 175. Гафифа — добродетельная, целомудренная, чистая; скромная
(араб.).
4. Тафтазани (умер в 1390 г.) — один из знаменитых поздних теологов,
известный своими сочинениями по логике, геометрии и грамматике арабского
языка, жил и творил при дворе Тимура.
5. Мутазилиты (отделившиеся [от ортодоксальной теологии]) —
теологи-рационалисты, утверждавшие превосходство разума над верой и
отрицавшие слепое следование религиозным авторитетам, учение которых в
XII–XIII вв. получило распространение в Хорезме.
6. По мнению мутазилитов, совершивший тяжкий грех мусульманин уже не может
считаться верующим, но и не может быть причислен к неверующим, он находится
в «промежуточном состоянии» между ними.
7. Коран 64:2/2. Перевод Г. С. Саблукова. И. Ю. Крачковский перевел так: «Он
— тот, кто создал вас; среди вас есть и не верующий, среди вас есть и
верующий».
8. Шиизм — исламское вероучение, согласно которому законными наследниками и
духовными преемниками Пророка Мухаммада являются четвертый правоверный халиф
Али и его потомки (араб.).
9. Коран 2:274/273. Перевод Г.С. Саблукова. И.Ю. Крачковский перевел так:
«Глупец принимает их за богачей из-за скромности».
10. Л. 116 об — 117. Загира — блистающая (араб.), ханум — принцесса,
благородная женщина; дама (монг.).
11. В метрической книге [деревни] Старо-Тимошкино за 1858 год записано так:
«Номер 8. Бибизагира. Отец — Асфандияр, сын Курамши, Акчурин. Мать —
Бибифатима, дочь Сулеймана. Родилась 2 августа 1858 года (конец месяца
зу-ль-хиджжа 1272 года хиджры)». — Прим. Ризаэддина бин Фахреддина.
12. Л. 121 об — 122. Зайнаб — получившая жизнь от Зевса (др.-греч.).
13. Л. 109. Зубейда — цветы ноготки (араб.).
14. 1223 год хиджры приходился на 1808/09 годы от Рождества Христова.
15. Л. 115 об — 116. Зулейха — маленький дюгонь (травоядный кит)? (араб.).
16. Л. 222. Мавхуба — подаренная (араб.).
17. Л. 220 об — 221. Магданульджамал — источник красоты (араб.).
18. Он упомянут во втором томе «Асара». — Прим. Ризаэддина бин Фахреддина.
19. Муэдзин — служитель мечети, возглашающий призыв на молитву (араб).
20. Следовало датировать 19 мая.
21. Л. 213–214 об. Магируй — луноликая (перс.). Эту биографию написал Шагар
Шараф. Я только дословно копирую ее, разве только в некоторых случаях
орфография будет такой, к какой я привык. — Прим. Ризаэддина бин Фахреддина.
22. Новометодные школы, или школы новых методов (усул-и джадида), были
школами общеобразовательными в противоположность школам ветхих методов
(усул-и кадима), остававшимися школами теологическими. Различия между ними
начались со способов обучения детей грамоте: ветхометодные школы применяли
буквослагательный (вернее — буквоназывной) способ, а новометодные — звуковой
(вернее — звукопроизносительный). Первым тюркским учебником звукового метода
обучения был букварь Исмаил-бея Гаспринского «Наставник детей» (Бахчисарай,
1884). Его автор (нигде не указывая источников) привил на тюркскую почву
достижения русских педагогов, в частности барона Александра Николаевича
Корфа («Руководство к обучению грамоте по звуковому способу». СПб., 1867) и
Федора Васильевича Ливанова («Золотая азбука. Народное руководство к
обучению по звуковой и церковной методе чтению и письму». М., 1876),
восходящих через книги баварского педагога Генриха Стефани («Азбука, или
элементарное руководство обучать чтению», 1802 и «Краткое наставление в
самом основательном и легком методе обучать детей чтению», 1804) к учебнику
чешского педагога Яна Амоса Коменского «Правила более легкой грамматики»
(1615), незамеченному его современниками. Постепенно новые методы обучения
грамоте стали причиной нового отношения к другим аспектам учебного процесса:
к разделению школы на череду классов, к введению преподавания родного и
русского языка, светских предметов (арифметики, геометрии, естествознания,
географии и др.), к изменению внутреннего интерьера школы и т. п. Торговый и
фабрично-заводской капитал пришел в образование и создал новометодные школы
для подготовки своих служащих. См. также биографию Фатимы-ханым Аитовой.
23. «Укрепление слабых» — сочинение бухарского поэта Аллаяра, излагающее
суфийский путь к совершенству (начало XVIII в.).
24. Л. 217 об. Мархаба — добро пожаловать! (араб.).
25. Л. 218. Марьям — высокая (др.-евр.).
26. Мухаммедйар (Мухамедьяр) Султанов был муфтием в 1886—1915 годах. См.:
Азаматов Д. Д. Султанов Мухамедьяр // Башкортостан: Краткая энциклопедия.
Уфа, 1996. С. 551.
27. Габдулвахид (Габдельвахит) Сулейманов был муфтием в 1840—1862 годах.
См.: Азаматов Д. Д. Сулейманов Габдельвахит // Башкортостан: Краткая
энциклопедия. Уфа, 1996. С. 549.
28. Ризаэддин бин Фахреддин имел в виду так называемый Коран Османа. См.:
Утябай-Карими Р. А., Валеева М. Г. Коран // Башкортостан: Краткая
энциклопедия. Уфа, 1996. С. 343.
29. Л. 215–215 об. Махбубджамал — любимый и красота (араб.).
(ОКОНЧАНИЕ)
19. МУХЛИСА-ХАНЫМ БУБИ1
Наша соотечественница, официально избранная мусульманами членом Духовного
управления в Уфе. Ниже следует ее служебная биография, составленная Духовным
управлением и хранящаяся вместе с биографиями других его членов.
Мухлиса Буби, дочь имама и мударриса дамуллы Габдулгалляма-хазрета, родилась
21 августа 1869 года в деревне Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии
и в том же году была записана под шестым номером в раздел о родившихся
метрической книги № 5 упомянутой деревни.
Училась у своего отца Габдулгалляма-хазрета и брала частные уроки у других
ученых. С 1898 года руководила женским медресе в деревне Иж-Бобья и
преподавала в нем. После знаменитых событий в деревне Иж-Бобья переехала в
город Троицк и два года преподавала в женском медресе Габдуррахмана
Ахмерова.
Потом от ее имени Яушева открыла медресе «Гайния» — женское педагогическое
училище, в котором она преподавала науки об арабском языке и религиозные
предметы. В 1919 году выдержала испытания в Духовном управлении и была
признана достойной должности «мугаллима религиозных дисциплин в средней
школе и мударриса в женском медресе», о чем 28 мая 1919 года было выдано
свидетельство за номером 1473.
В 1919 году во время гражданской войны она оставалась при Духовном
управлении и с твердостью и постоянством хорошо исполняла обязанности
советника председателя, за что была удостоена его благодарности. Эта
благодарность была записана в книгу протоколов Духовного управления 18 мая
1919 года среди других решений его заседания.
В мае 1917 года на проходившем в Москве мусульманском съезде была избрана
членом Духовного управления и приступила к службе в нем. 9 января 1918 года
тайным голосованием повторно была избрана на должность члена управления.
12 февраля 1887 года была выдана замуж за ученого Джалялуддина, сына
Ахмедджана, и 23 декабря 1917 года развелась с ним. От этого брака 15
февраля 1895 года родилась дочь Мунаджжия.
Неофициальная биография
Отец Мухлисы-ханым — имам и мударрис Габдулгаллям, сын Нигматуллы (биография
Нигматуллы, сына Мунасиба, опубликована в «Асаре». Т. 2. С. 121), мать —
Бадрульбанат, ее биография помещена выше.
У своего отца Мухлиса-ханым научилась читать арабские книги, а у матери —
персидские, однако, в годы учебы писать она так и не научилась, поскольку
родители не позволяли ей этого. Позже, вынужденная жить под властью
нелюбимого человека, она сама выучилась искусству писать, чтобы тайком
сообщать своим родителям о своем положении.
В медресе ее отца Габулгалляма-хазрета постоянно находилось более двухсот
шакирдов, которые отличались хорошими знаниями и благонравием. Они потом
становились, по обычаям своего времени, помощниками мударрисов. Но в
сравнении с этими простыми и скромными молодыми людьми без места и без
средств существования родителям показался большим ученым мударрис,
вернувшийся из Бухары и получивший назначение в их знаменитое медресе, и они
выдали Мухлису за него, посчитав, что тем самым нашли способ сделать ее
счастливой. Однако все в этом мире испокон веков изменяется под воздействием
многих взаимосвязанных причин. Поэтому расчеты и замыслы людей не
исполняются. Совершенное родителями дело, целью которого было сделать
Мухлису-ханым счастливой, не достигло этой цели, и она так и не смогла
полюбить своего супруга. Из уважения к родителям и родственникам несколько
лет она терпела это замужество, но, в конце концов, забрав свою дочь
Мунаджжию и оставив мужу все свое приданое, вернулась в родную деревню и,
оставаясь замужней женщиной, стала жить отдельно от мужа.
Вернувшись после окончания учебы в стамбульском медресе, сын
Габдулгалляма-хазрета Губайдулла открыл женский мектеб и назначил свою
сестричку мугаллимой в нем. Так с 1897 по 1911 год она обучала в нем
девочек. Слава о мужской и женской школах деревни Иж-Бобья достигла даже
казахских и киргизских степей, Сибири и Туркестана, и учиться в них
приезжали юноши и девушки из самых дальних мест страны.
Однако царские власти, противясь такой популярности, закрыли и мужское и
женское медресе, разогнали их учащихся, а его директоров, Губайдуллу и
Габдуллу, бросили в тюрьму. Брат Мухлисы-ханым, проведя в тюрьме два с
половиной года, заболел хронической болезнью и, выйдя из нее, скончался, так
и не оправившись от болезни.
После закрытия школы Мухлиса-ханым уехала в город Троицк и проработала там в
женской школе до 1917 года. Прошедший в 1917 году мусульманский съезд принял
решение избрать одним членом Духовного управления женщину, и этим членом
была избрана Мухлиса-ханым. 17 июня 1917 года она приехала в Уфу, приступила
к исполнению своих обязанностей и исполняет их до сих пор. Ее единственная
дочь Мунаджжия скончалась в возрасте 27 лет 13 ноября (23 раби аль-авваля)
1922 года и была похоронена на мусульманском кладбище Уфы.
Уважаемый муфтий дамулла Галимджан аль-Баруди в 1338 (1919) году выписал
Мухлисе-ханым разрешение на право передачи полученных от него знаний2.
20. НУР-СУЛТАН3
Жена казанского хана Ибрагима, сына Мухаммеда, сына Махмуд-хана, и мать
ханов Габдуллатифа и Мухаммедамина. Она была дочерью ногайского хана Тимура.
После кончины Ибрагим-хана она вышла замуж за крымского хана Менглигирея,
сына Нурдавлета. От этого брака родился Сафагирей-хан.
Нур-султан была умной и для своего времени образованной женщиной, она даже
давала своему мужу полезные политические советы. Передают, что она
переписывалась с московскими князьями Иваном III и Василием III. В 918
(1512) году она посетила Москву со своими сыновьями Габдуллатифом и
Мухаммедамином.
Ее муж Ибрагим, сын Мухаммеда, взошел на престол в 872 (1467) году, а
скончался, должно быть, в 891 (1486) году.
21. САФИЯ4
Жена одного приходского имама из деревни близ Казани. Ее муж имам вступил на
путь безрассудства и заблуждения и погубил в себе все человеческое. После
этого Сафия оставила свою женскую одежду, переоделась мужчиной, пошла в
соседнее медресе и поступила в число его шакирдов. Несколько лет она
проучилась там, тщательно скрывая свое истинное состояние. Закончив медресе,
она приняла свой прежний облик, вновь стала женщиной. Поселившись в городе
Буинске, она всю жизнь занималась обучением девочек.
Более подробных сведений об этой женщине разузнать не удалось. В старых
рукописных сборниках попадались стихи о ее жизни, но они были беспорядочными
и малопонятными, поэтому извлечь из них что-либо новое не представлялось
возможным.
22. СИДДИКА5
Дочь Сайфуддина, сына Субхангула, имама деревни Кичучат Бугульминского уезда
[Самарской губернии]. Она была замужем за Хабибуррахманом, сыном Махмуда,
сына Исмагила, сына Хусаина, имамом деревни Альмет на реке Зай.
После смерти своего мужа имама Хабибуррахмана она осталась молодой вдовой и,
не выходя замуж второй раз, растила трех детей-сирот.
Летом 1240 (1825) года вместе со своим супругом она отправилась на развалины
города Булгара, навестила гробницы и жилища своих дорогих далеких предков и
вернулась, проникнувшись уважением к ним. После смерти своего супруга в
опасное для путешествий время она по своим личным делам совершила поездку в
Оренбург и Сеитовский посад. Она много беседовала со своими дядьями со
стороны матери (братьями своей матери Махбубы, дочери Габдулманнана)
Габдулгафуром, сыном Габдулманнана, имамом и мударрисом города Чистополя, и
ахундом Габдулвахидом бин Габдулманнаном, имамом и мударрисом деревни
Мензелябаш, и многому научилась у них. Она знала предписания шариата, была
целомудренна и приятна в общении. Она обладала хорошей памятью и здравым
рассудком. От многих наставников своего времени она получила разрешения на
право чтения хизб и вирд6 и была постоянна в их чтении. У нее была особая
способность к запоминанию родословных. Она была родной сестрой моего отца,
поэтому я часто видел ее, в детские годы я часто бывал у нее в гостях. Я
подолгу слушал ее рассказы о моем деде, о других наших предках, об ученых,
мударрисах и шейхах прежних времен. Но я был маленьким и не запомнил ее
рассказов, поэтому я не располагаю сейчас тем, что можно было бы записать и
привести в порядок.
Сиддика в замужестве жила бедно и терпела лишения. После кончины мужа, когда
повзрослел ее сын Искандер, она стала одной из самых богатых в уезде. А
после смерти всех своих сыновей она осталась без содержания. Страх и
одиночество усугублялись недостатком средств существования. Близко знавшие
ее люди говорили о ней так: «В достатке она не была надменной и
высокомерной, а в бедности никто не слышал от нее жалобы. Ко всем она была
доброжелательна. Она сама не опускалась до злословия, сплетен и зависти и
была против того, чтобы ее близкие занимались этим. Всем она советовала быть
добропорядочными и сама жила так, как советовала другим».
Сколько бы раз она ни повторяла рассказы о событиях своей жизни и истории,
слышанные ею от своих предков, каждый раз она повторяла их в одном стиле и в
одних выражениях. Она хорошо помнила и родословные. Мой почтенный родитель —
да помилует его Всевышний Аллах! — советовался с ней по любому, малому ли,
большому ли делу и поступал так, как она считала нужным, говоря: «Это такая
женщина, здравомыслие которой редко встречается даже у мужчин», — и
постоянно расхваливая ее. Трое ее сыновей, Искандер, Исмагил и Ахмед,
скончались прежде нее, оставив своих потомков.
Сиддика-абыстай скончалась в возрасте 99 лет 17 шаабана 1315 (1897) года.
Могила ее находится на кладбище деревни Альмет.
23. СУФИЯ7
Жена Казанского хана Ибрагим-хана, сына Махмуд-хана, сына Улугмухаммед-хана,
и мать Ильгамгали-хана. Некоторые называют ее именем Фатима. Из двух этих
различных имен одно, должно быть, является прозвищем.
Улугмухаммед-хан около 840 (1436) года вышел из [столицы Золотой Орды
города] Сарая, пришел в Казань и стал первым ее ханом. Сын Суфии Ильгам-хан
взошел на престол после своего отца Ибрагима, став восьмым казанским ханом.
В мае 893 (1487) года русские начали войну с казанскими мусульманами и в
июне того же года вошли в Казань, взяли в плен самого Ильгамгали-хана, его
мать Суфию, двух его жен и двух братьев и увели их в Москву. Потом
Илхамгали-хана с его женами поселили в городе Вологде, а братьев хана с их
матерью Суфией — в городе Белое озеро. Брат хана Худайкул принял в плену
крещение. Сам хан, его мать Суфия и жены хана окончили свои дни в этом
плену.
24. СЮЮНБИКЯ ИЛИ СЮЮМБИКЯ8
Самая знаменитая женщина среди ханов и обитателей ханского дворца в Казани
того периода, когда в Казанском государстве правили мусульманские ханы. Она
родилась в 927 (1520) году и была дочерью Юсуфа-мирзы из города Сарайчика, а
по другому преданию, — дочерью хана Юсуфа, сына Мусы.
Сююнбикя была чрезвычайно красивой, умной, сообразительной и предприимчивой.
В четырнадцатилетнем возрасте она была выдана замуж на казанского хана
Джангали, сына Аллаяра, сына Бахтияра, сына Якуба, сына Мухаммедхана.
Джангали сел на казанский престол и стал ханом с помощью русского князя
Василия Ивановича.
В месяц раби аль-ахир 942 (25 сентября 1535) года Джангали был убит
восставшими, и Сююнбикя осталась вдовой 16 лет от роду, прожив с мужем около
двух лет.
Она стала ханом в Казанском государстве. Потом вернулся из Крыма и стал
ханом в Казани Сафагирей, сын Махмудгирея, женившийся на Сююнбике.
Рассказывают легенды о любви Сююнбики и Сафагирея, об их жизни во взаимном
уважении.
В 954 (1547) году Сююнбикя родила от Сафагирея сына Утямишгирея. В 956
(1549) году скончался Сафагирей, и Сююнбикя второй раз осталась вдовой. Ее
двухлетний сын Утямишгирей был провозглашен ханом Казанского государства, а
страной управляла Сююнбикя. Вдове тогда было около тридцати лет.
В это время Иван Грозный подошел к Казани, чтобы напасть на нее. Сююнбикя
просила помощи у своего отца Юсуфа-мирзы, но Юсуф-мирза не оказал ей помощи
под предлогом своей дружбы с Москвой и нежелания портить с ней отношения.
Казанское войско было побеждено, и Сююнбикя с сыном Утямишгиреем были взяты
русскими воинами в плен и отправлены в Москву. Это случилось в 958 (1551)
году.
16 августа того же года ханом Казанского государства был посажен Шахгали,
сын Аллаяра, сына Бахтияра, сына Махмуд-хана, называвшийся ханом в Касимове.
Русские насильно выдали Сююнбикя за Шахгали-хана, и она возвратилась из
Москвы в Казань. Однако близких отношений между ними не было. Говорят, что
она нисколько не любила его.
Русские в Москве крестили Утямишгирея, крестным отцом был сам Иван Грозный.
Его назвали Александром и оставили служить в царском дворце. Он скончался в
973 (1566) году в возрасте 19 лет и был похоронен на кладбище Архангельского
собора.
Шахгали-хан жил с Сююнбикей плохо, в ссорах и перебранках. В конце концов,
он отправил ее в Москву как пленницу и сдал русским властям. Предание
сообщает о том, что перед отъездом в Москву Сююнбикя ходила проститься со
своим вторым мужем Сафагиреем, у могилы которого она приказала построить
соборную мечеть, произносила проникновенные слова, проливала кровавые слезы,
читала печальные стихи.
В Москве Сююнбикя прожила недолго. Говорят, что она скончалась от горя и
печали. Год ее кончины точно не известен. По-видимому, это произошло не
позднее 964 (1557) года, когда ей было около 57 лет. Некоторые говорят
также, что скончалась она в городе Касимове.
В Казани есть знаменитый минарет9 — это минарет Ханской мечети внутри
кремля. Считается, что это минарет той самой мечети, которую приказала
построить Сююнбикя. Однако этот кремль был построен русскими уже после
взятия Казани, а прежний кремль, возведенный мусульманскими ханами, был
гораздо выше и просторнее современного, но был разрушен русскими.
Сююнбикя была одной из тех знаменитых личностей, на долю которых пришлось
много великих событий.
Казань была [взята]10. В то время ханом в Казани был Ядкар, сын Касима, сына
Саидахмеда. Этот девятнадцатилетний хан был взят русскими в плен и отправлен
в Москву. Русские крестили его и женили на Марье, дочери Андрея Кутузова.
25. ТУЙБИКЯ11
Судя по тем рассказам, которые ходили среди нашего народа, передавались
нашими предками своим потомкам и сохранились до нашего времени, она была
дочерью Айдар-хана, сына Туки-хана, падишаха наших далеких предков и
правителя Булгарского государства.
Отец Туйбики, Айдар-хан, был ханом в городе Булгаре в 9 году хиджры (630
году от Рождества Христова), в то время, когда Солнце находилось в
зодиакальном созвездии Рыб. Однажды Туйбикя была разбита параличом. В те
времена врачи были не в силах найти лекарство против этой болезни. В то
время сподвижники Пророка, ‘Абдаррахман бин аз-Зубайр, аз-Зубайр бин Джа‘да,
Талха бин ‘Усман или Хантыл бин ар-Раби‘, направленные Посланником Аллаха —
мир ему и благословение Аллаха! — в город Булгар и к булгарскому народу для
обращения его в ислам, под видом арабских врачей были приняты в ханском
дворце и начали лечить ханскую дочь. В необыкновенно холодный зимний день
они вырастили березовое дерево, приказали связать из его веток свежий веник
и велели охлестать ее в бане этим веником и самой охлестаться. После того,
как это было сделано, девушка исцелилась.
Увидев такой результат, хан принял ислам вместе со своим двором и всеми
жителями города. Это событие пришлось на двенадцатый день рамазана 12 года
хиджры и совпало с двадцать четвертым днем зодиакального знака Рыб. А
Туйбикя была выдана замуж за Зубайра бин Джаада или за Хантыл бин
ар-Рабиа12.
Этот рассказ, как уже было отмечено выше, в течение долгого времени
передавался устно из поколения в поколение и стал популярным среди простого
народа. Не было, видно, таких, кто бы отрицал его истинность, и он получил
известность и среди знатных людей. Как бы то ни было, этот рассказ был
распространен и среди нашего простонародья, и среди нашей знати. И только
после публикации книги Марджани «Полезные сведения о положении дел в Казани
и Булгаре» популярности этого рассказа был нанесен удар: в книге
достоверность этого рассказа отрицается и опровергается от начала до конца.
Вот причины, по которым этот рассказ в только что приведенном виде не
является правдивым. 1) Ибн аль-Асир в своем произведении «Логовище льва»,
Ибн Абд аль-Барр в своем произведении «Содержание», Ибн Хаджар аль-Аскалани
в своем произведении «Правильность» не упоминают сподвижников Пророка с
именами Талха бин Осман, Зубайр бин Джаада, Хантыл бин Рабиа. В тех местах
этих произведений, где излагается биография Абдаррахмана бин Зубайра, об
этом событии упоминания нет. 2) Табари, Ибн аль-Асир, Ибн Халдун, а также
Ибн аль-Каим аль-Джаузи в «Запасе для будущей жизни», Касталани в
«Мистических дарах» и Бурхан ад-дин аль-Халаби аш-Шафии в книге «Зрачки глаз
на достоверную и надежную биографию», ведя речь о том, что Пророк, — да
благословит его Аллах и да приветствует! — призывая к принятию истинной
веры, писал письма и направлял послов за границу, не указывают на то, что
событие этого рассказа имело место. Если бы существовал источник сведений об
этом событии, то в текстах перечисленных ученых были бы какие-нибудь слова,
поясняющие это событие. 3) В то время, о котором идет речь, мусульмане еще
не завоевали Сирию, Ирак, Хорасан, Иран и другие страны Среднего Востока.
Сообщения между Хиджазом, Аравийским полуостровом и Булгаром не было, путь
между ними еще не был открыт. 4) В 12 году хиджры месяц рамазан не совпадал
с созвездием Рыб. Рамазан совпадал с созвездием Рыб в 36, 69 и 103 годах
хиджры, а в 12 году рамазан приходится на созвездие Скорпиона.
С другой стороны, эта история, отчасти, похожа на правду. Возможно, что во
времена правления халифов Омара и Османа — да будет доволен ими Аллах! — или
во время событий в Армении, Дербенте, Ширване и Грузии, или во время войн с
аланами и тюрками-хазарами такие военачальники, как Сулейман бин Рабиа
аль-Бахили, Сарака бин Амр, Абдаррахман бин Рабиа аль-Бахили, вполне могли
направить людей с упомянутыми выше именами в качестве своих посланников для
заключения каких-нибудь договоров и соглашений [с булгарами], чтобы
восстановить против тюрков-хазар, с которыми воевали мусульмане, или с
какими-то другими намерениями. В любом случае, после битв при Кадисии и
Медаине и завоевания большей части Персии арабскому войску уже были известны
город Булгар и Булгарское государство, а его предводителям был хорошо
известен путь к нему.
В таком случае пришедшие в Булгар и представшие перед ханом люди будут либо
приказчиками, либо сыновьями сподвижников Пророка. И тогда посланники, о
которых была речь, позднее, возможно, запомнились как сподвижники Пророка.
Итак, нельзя признать недопустимым тот факт, что ислам был принят в период
деятельности этих посланников независимо от того, был ли он принят по
политическим расчетам булгарского хана или потому что были поняты и приняты
с любовью истинные преимущества ислама. Это первое.
Второе. Ибн Абд аль-Барр, Ибн аль-Асир, Ибн Хаджар и им подобные собиратели
и составители биографий сподвижников Пророка были учеными более поздних
времен, чем времена Пророка Мухаммада. И они не писали свои сочинения по
собранным ими архивным бумагам, подкрепляя свои сведения сомнительными или
широкоизвестными данными. Среди них есть очень надежные сведения,
подтвержденные многими свидетелями, а есть и такие, которые основаны только
на единичных свидетельствах. А некоторые известия вообще могли не дойти до
их сведения. Поэтому только на основании того, что в их сочинениях не
встречаются эти имена или что в произведениях Табари, Ибн аль-Асира,
Балазури и Ибн Халдуна ничего не написано об этом, — на этом основании было
бы неуместным отрицать свидетельства о каком-нибудь событии или сведения о
существовании какого-либо человека. Клянусь, только Аллах знает точно!
26. ФАРЗАНА, ДОЧЬ МУСТАФА13
Наша соотечественница, жена Мухаммедджана, сына Габдуззагира, сына
Рахманкулы, имама и мударриса города Троицка. Ее отцом был Мустафа, сын
Габдулкарима, имам деревни Сабабаш Казанского уезда, а матерью — Дильшад,
дочь Таджуддина аль-Иштиряки14.
После кончины Мустафы его жена Дильшад, дочь Таджуддина, со своими детьми
Гарифом, Фазылом, Каримом, Гайнуддиом и Фарзаной переехала из деревни
Сабабаш в город Троицк и жила там под фамилией Учарова.
Фарзана, дочь Мустафы, была выдана замуж за Троицкого имама Мухаммедджана,
сына Габдуззагира, родила детей и прожила долгую жизнь. Она заботилась о
том, чтобы воспитать своих детей способными и энергичными, читала проповеди
и наставления женщинам, обучала девочек, была ученой и благовоспитанной
женщиной.
Мавдуда, мать Дильшад, дочери Таджуддина, была дочерью Ибрагима-эфенди,
известного казанского мударриса. Поэтому дети Фарзаны-ханым по материнской
линии были внуками Таджуддина аль-Иштиряки и Ибрагима-эфенди аль-Казани и
близкими родственниками дамуллы Фахреддина из Бухары, автора сочинения
«Ныряльщик в двух морях».
Дети Фарзаны-ханым: Габдуррахман, Зияуддин, Ахмед, Зияия. Они были
образованны и добродетельны — благополучные потомки благополучных предков.
Зияия была выдана замуж за Габдулваггаба, сына Габдулбари, ахунда города
Петропавловска.
Фарзана-ханым скончалась в возрасте более восьмидесяти лет 2 раджаба 1343
(29 января 1925) года в Троицке.
27. ФАТИМА-СУЛТАН15
Наша соотечественница, дочь Мухаммедсаййида, сына Буляксаййида, сына Шахкула
из Касимова16. Ее супругом был Арслангали, сын Гали-хана, сына Кучум-хана,
сына Муртазагали-хана.
Этот Арслангали стал правителем Касимова после Уразмухаммеда.
После его кончины титул хана перешел к его трехлетнему сыну Саййидбурхану, и
Фатима-султан стала править страной от его имени. В 1065 (1655) году
Саййидбурхан крестился и принял имя Василий, но продолжал оставаться ханом.
Он скончался в возрасте 58 лет в 1090 (1679) году.
После него ханом стала его мать Фатима-султан, но ханство ее не было долгим.
Около 1094 (1683) года скончалась и она, став последней из касимовских
ханов.
28. ФАТИМА-ХАНЫМ17
Наша соотечественница, жена Габдулфаттаха, имама деревни Агрыз
[Сарапульского уезда] Вятской губернии.
Любознательная мугаллима, она открыла в своей деревне школу для девочек и
многие годы преподавала в ней по новым методам. Благодаря своему
педагогическому таланту она в течение короткого времени успевала доступно
объяснить многие предметы. Она была постоянной советчицей женщин и их
наставницей на истинный путь.
Фатима-ханым скончалась 4 рамазана 1322 (11 октября 1894) года ([Газета]
«Терджиман». 1894. № 89).
29. ФАТИМА-ХАНЫМ АИТОВА18
Фатима-ханым родилась 5 января 1879 года в городе Троицке. Отец ее,
Габдулвали Яушев, богач и меценат, был одним из первых в Троицке и
Челябинске, кто начал содействовать открытию новометодных школ и помогать
учителям19.
В 1887 году Фатима-ханым, получив обычное для своего времени образование,
вышла замуж за Сулеймана, сына Мухаммедджана Аитова, из знаменитой и
уважаемой казанской семьи. На их свадьбе присутствовал приглашенный в Троицк
большой мусульманский ученый — старец Марджани-хазрет20.
В 1906 году скончался Габдулвали Яушев, и Фатиме-ханым досталось в
наследство имущество на очень большую сумму. Но именно после этого скорбного
события в ее жизни и начинаются все благодатные инициативы Фатимы-ханым, она
становится известной, она приступает к своей многообразной деятельности на
ниве распространения знаний и практического жизненного опыта среди
мусульманского женского населения. Таким образом, кончина ее отца оказалась
благодатной.
Большинство обладательниц такого огромного наследства, как у Фатимы-ханым, и
большинство богатых женщин распоряжаются своим богатством так: они тратят
его на приобретение модных платьев, одно новее и дороже другого, на то,
чтобы нарядить и украсить себя. Они проводят свою жизнь заносчиво и
высокомерно, собирая вокруг себя праздных девиц и женщин, старых приживалок,
кочующих из дома в дом. А богатство другой части женщин оказывается в руках
их мужей, и эти женщины бывают вынуждены выпрашивать у них даже самое
необходимое для себя.
Нашей Фатиме-ханым посчастливилось пойти по другому пути. Ее муж
Сулейман-эфенди был благородным и умным человеком. Его не прельщали большие
деньги своей жены. Всеми ее делами он предоставил заниматься ей самой. Он
даже сам постоянно помогал своей жене вкладывать все ее деньги, идущие на
благотворительность, в самые доходные места.
Доставшееся ей наследство Фатима-ханым употребляла на распространение знаний
и практического жизненного опыта среди мусульманского женского населения, на
просвещение женщин и девочек, на улучшение их подготовки к самостоятельной
жизни. Она открыла собственную женскую школу и обеспечила ее всем
необходимым, пригласив самых лучших мусульманских педагогов из мусульманских
и русских школ.
Фатима-ханым в своей школе кроме преподавания религиозных предметов, родного
и русского языков начала вводить обучение различным навыкам, необходимым в
жизни женщины. Таким образом, она направила свою школу на хороший путь.
Спустя 5-6 лет Фатима-ханым отстроила для своей школы большое двухэтажное
кирпичное здание. Так она еще больше улучшила свою женскую школу, которая
теперь во всем соответствовала требованиям времени, и она решила поднять эту
школу до уровня русской женской гимназии. Взявшись за дело, она получила
официальное разрешение, пригласила попечителя Оренбургского учебного округа
и казанского губернатора и, попросив имамов прочитать Коран, торжественно
открыла женскую гимназию.
Дела открытой Фатимой-ханым женской гимназии уверенно пошли вперед. И во
время великих революционных перемен в России эта школа стала прославленной
женской гимназией, занявшей первое место среди других мусульманских школ,
благодаря тому, что она шла по пути улучшения преподавания знаний и навыков,
необходимых для девочек, подготовки их к жизни в современном им мире. Эта
школа давала хорошее воспитание и образование, поэтому в ней было много
приезжих учениц.
Сама Фатима-ханым была душевной, пылкой и остроумной женщиной. Она
руководила своей школой, советуясь со знающими добросовестными духовными
служителями и мирянами, которым она вполне доверяла. Возглавляя школу в
целом, она также большей частью занималась нравственным воспитанием, следила
за посещаемостью, благовоспитанностью и скромностью своих учениц. Часто она
приходила в школу раньше учителей, встречала всех входящих и провожала всех
выходящих, смотрела за порядком, в свободное время сама садилась за парту
рядом с ученицами и слушала урок, наблюдала за всем ходом обучения и только
после окончания занятий выходила из школы вместе с ученицами и
учительницами.
То, что больше всего заботило Фатиму-ханым в последнее время, о чем она
больше всего говорила на наших встречах, о чем просила совета, то, что
больше всего занимало ее мысли, были дела, касающиеся женщин, школы и
воспитания. Многие люди были довольны школой Фатимы-ханым, многие девочки
стремились учиться в ней.
Фатима-ханым вместе со своей блестящей и перспективной школой, выведенной на
правильный путь, погрузилась сейчас в пучину великих перемен, происходящих в
России.
Шагар Шараф
30. ХАБИБДЖАМАЛ21
Наша соотечественница, дочь Хабибуллы из пензенского рода Тенишевых. Святая
соборная мечеть в городе Пензе, на которую было израсходовано четыре тысячи
рублей золотом, — одно из ее богоугодных дел. Именно в связи с этим ее имя и
упоминается здесь.
31. ХАНИФА-ХАНЫМ22
Дочь Гисматуллы ат-Тюмени, мударриса деревни Малчин Тюменского уезда
[Тобольской губернии] в Сибири. Она изучала у своего отца морфологию и
синтаксис [арабского языка], логику и теологию, а затем с помощью
собственного таланта и дарования еще более усовершенствовала свои знания.
Она была одной из первых мусульманок нашей страны, чьи сочинения были
напечатаны. Такие знаменитые личности, как сеййид Мухаммед Али аль-Витри,
шейх Зайнулла Расули23 и Галимджан аль-Баруди24, выписали ей свои разрешения
на право преподавания полученных от них знаний. Она была замужем, но муж ее
умер в молодом возрасте, и она, оставшись вдовой, всю свою жизнь посвятила
женскому образованию. Рассказывают, что у нее были способности слагать
стихи.
32. ХУРШИД-АНА25
Дочь казанского хана Ибрагима, сына Махмуд-хана, сына Улугмухаммед-хана, и
младшая сестра Эмин-хана и Габуллатиф-хана. По какой-то причине она
пользовалась уважением казанских государственных мужей и даже вступала в
сношения в московскими князьями. Говорят, что тем самым она заставляла жизнь
в Казанском государстве бурлить как в котле, и что ее заслуга есть в том,
что Казанское государство (его мусульмане) оказалось в русских руках.
О ней рассказывают также, что она умела читать и писать по-тюркски и
занималась ворожбой.
Ибрагим-хан правил Казанским государством более десяти лет и скончался около
1478 года.
Существуют данные о том, что Хуршид-ана была жива около 1538 года.
33. ШАМСИДЖЕХАН26
Дочь человека по имени Сабит и жена Камалуддина, сына Сайфуддина аль-Каши
ас-Симбири, знаменитого мукри27 и хаттата28, жившего в Казани и
скончавшегося в 1324 (1906) году.
Шамсиджехан после смерти своего уважаемого супруга Камалуддина прожила
вдовой почти десять лет и, следуя своим убеждениям, всю жизнь отдала
обучению девочек. Свой собственный дом она пожертвовала в пользу мектеба и
медресе.
Шамсиджехан скончалась в возрасте 73 лет 30 мухаррама 1335 (1916) года в
городе Казани. Говорят, что потомков после нее не осталось.
СНОСКИ.
1. Л. 215 об — 217. Мухлиса — искренняя, сердечная; верная, преданная
(араб.).
2. Далее написана копия арабского текста этого разрешения.
3. Л. 233 об. Нур-султан — луч, свет (араб.).
4. Л. 149 об. Сафия — избранница, искренняя подруга (араб.).
5. Л. 148—148 об. Сиддика — правдивейшая (араб.).
6. Вирд — часть Корана, читаемая молящимися ночью (араб.).
7. Л. 151. Суфия — женщина-суфий, предавшаяся мистике (араб).
8. Л. 138–139. Сююн, Сююм — радость; радостное сообщение; вознаграждение за
радостное сообщение (тюрк.).
9. Минарет — место, где зажигают огонь, маяк; башня при мечети, с которой
возглашают призыв к молитве (араб.).
10. Далее в оригинале следуют две строки без текста.
11. Л. 153–154. Туй — пир, пиршество, свадьба (тюрк.). Бике — незамужняя
женщина (тюрк.).
12. Этот рассказ вошел в состав «Булгариевых историй» Хусамуддина бин
Шарафуддина аль-Муслими, датируемых концом XVI века (эта датировка
подвергается сомнению многими учеными читателями) и впервые изданных в
Казани в 1870 году, а также в «Историю булгар» Таджуддина бин Ялчыгула,
написанную в 1805 году. Разные варианты этого рассказа в истории Таджуддина
переведены на русский язык: Галяутдинов И. Г. «Тарих нама и булгар»
Таджетдина Ялсыгулова. 2-е изд., перераб. и доп. Уфа, 1998. С. 162–164;
Башкирские родословные. Уфа, 2002. Вып. 1. С. 177–179.
13. Л. 189–189 об. Фарзана — разумная, мудрая, ученая (перс.).
14. Таджуддин аль-Иштиряки был родом из деревни Новый Иштиряк на реке Шошма
Бугульминского уезда [Самарской губернии]. Он служил имамом в деревне Сосна
Малмыжского уезда [Вятской губернии], его биография есть в «Асаре». — Прим.
Ризаэддина бин Фахреддина.
15. Л. 185—185 об. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.).
16. Семья сегодняшних Шакуловых в Касимове восходит к этому Шахкулу. — Прим.
Ризаэддина бин Фахреддина.
17. Л. 185. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.).
18. Л. 180—180 об. Фатима — отнимающая ребенка от груди (араб.). Эту
биографию составил Шагар Шараф. — Примечание Ризаэддина бин Фахреддина.
19. О Габдулвали Яушеве написал книгу Г. Баттал: Меценат Габдулвали Яушев.
Оренбург: Типография газеты «Вакт», 1912 [тат. яз., араб. алф.]. —
Примечание Ризаэддина бин Фахреддина.
20. 1887—1879: Фатима-ханым вышла замуж в возрасте восьми лет?! Верна ли
дата ее рождения?
21. Л. 67. Хабибджамал — друг красоты (араб.).
22. Л. 75. Ханифа — истинно верующая в единого Аллаха (араб.). Ханум —
ханша, царица (монг.-тюрк.).
23. Зайнулла Расули (Зайнулла бин Хабибулла бин Расул, 1833—1917) —
религиозный деятель, шейх суфийского ордена накшбандия, основатель медресе «Расулия»
в городе Троицке.
24. Галимджан аль-Баруди (Галимджан бин Мухаммедджан Галиев, 1857—1921) —
религиозный и общественный деятель, основатель медресе «Мухаммадия» в
Казани, автор учебников для медресе и богословских сочинений, издатель и
редактор журнала «Ад-Дин ва-ль-адаб» («Религия и нравственность»), муфтий
Духовного управления (с 1917 года).
25. Л. 94 об. Хуршид — солнце (перс.). Ана — мать (тюрк.).
26. Л. 144. Шамсиджахан — солнце мира (араб.-перс.).
27. Мукри — чтец Корана при мечети; преподаватель чтения Корана (араб.).
28. Хаттат — каллиграф; учитель каллиграфии (араб.).
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Абыстай — простонародное сокращение обращения к ученой [хафиз] тетке или
старшей сестре [тутай]; жена духовного лица, учительница.
Ахунд — духовное лицо, которому подчиняется низшее духовенство нескольких
соседних приходов; учитель, наставник (перс.).
Дамуллf — почетное звание муллы — преподавателя медресе (араб.-перс.).
Имам — предстоятель на коллективной молитве; духовное лицо, выдержавшее
испытание в Духовном управлении и получившее письменное разрешение (указ)
исполнять религиозные ритуалы и возглавлять приход (араб.).
Ишан — духовное лицо, отличающееся своим фанатизмом в вере и почитаемое
святым еще при жизни (перс.).
Кари — чтец Корана, умеющий читать его по всем правилам (араб.).
Махдум — почтительное приложение к имени сына или члена семьи уважаемого
священнослужителя.
Медресе — место, где изучают религиозные дисциплины; училище следующей после
начальной школы ступени (араб.).
Мектеб — место, где пишут; начальная школа, в которой, однако, детей учили
только читать Коран и не учили писать (араб.).
Мирза — сокращение слова эмирзаде «сын князя» — дворянин (араб.-перс.).
Мугаллим — учитель, преподаватель начальной школы — мектеба (араб.).
Мугаллима — форма женского рода слова мугаллим.
Мударрис — учитель, лектор, преподаватель духовного училища — медресе
(араб.).
Мударриса — женская форма слова мударрис.
Мулла (маула) — господину грамотный человек, знаток религиозных обрядов,
служитель культа, учитель в мектебе (араб.).
Муфтий — дающий фетву, знаток шариата, разъясняющий основные его положения и
принимающий решения по спорным вопросам (араб.); в России — председатель
Духовного управления.
Мухтасиб — учетчик, надзиратель (араб.); духовный глава мусульман
мухтасибата, объединения приходов таких административно-территориальных
единиц, как волость или уезд.
Намаз — молитвенный обряд, совершаемый пять раз в день и являющийся одной из
пяти главных обязанностей мусульман (перс.).
Сеййид — вождь, господин; позже — потомок Пророка Мухаммад (араб.).
Улема (форма множественного числа слова алим, или галим) — ученые-богословы
(араб.).
Хадж — обряд паломничества к Каабе (каменному зданию в Мекке — главнейшей
мусульманской святыне), являющийся одной из пяти главных обязанностей
мусульман (араб.).
Хадисы — предания о словах и действиях Пророка Мухаммада, второй после
Корана источник мусульманского права (араб.).
Хазрет — господин; почетное, уважительное обращение к духовным лицам: Вы
вместо ты, они вместо он (араб.).
Хиджаз — название области на Аравийском полуострове, в которой находятся
священные для мусульман города Мекка и Медина.
Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину
(араб.). Первый день первого месяца года переселения был принят за эру
мусульманского летоисчисления по лунному календарю.
Хизб — доля коранического текста равная 1/120 его части (араб.).
Шакирд, вернее, шагирд — учащийся, ученик (перс.).
Шариат — прямой, правильный путь; закон, обязательные предписания.
Шейх — старейшина, старец, патриарх; почетное прозвище крупных религиозных
авторитетов, наставников и учителей, а также глав суфийских братств (араб.).
Ризаэддин бин Фахреддин (1859–1936). Знаменитые женщины.
Подготовка к публикации, перевод, предисловие и примечания старшего
научного сотрудника отдела литературоведения Института истории, языка и
литературы Уфимского научного центра РАН, кандидата филологических наук Р.М.
Булгакова.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|