Владимир Фомичев |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Владимир ФомичевПульс ТушинаПублицистика
Владимир Фомичев. Пульс Тушина. Публицистика. М., "Голос-Пресс". 2003. В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ И НЕОПУБЛИКОВАННОЕРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК«Образы России» — так в 1984 году участник Великом Отечественной войны Федор Викулов назвал персональную выставку скульптуры и живописи в МХТИ имени Д. И. Менделеева. Затем был издан широкоформатный буклет мастера со множеством цветных и черно-белых иллюстраций, повторивший название той экспозиции. И вот уже около пяти лет бросается в глаза москвичам и гостям столицы при подходе к корпусу «Дельта» в туристическом центре «Измайлово» постоянно «играет» целый оркестр многолетнего викуловского вдохновения, запечатленного с помощью кисти, дерева, масляных красок, даже грецкого ореха. Открывающими эту публикацию словами само время выкристаллизовало глубинную суть всего созданного выходцем из многоснежной Сибири, отметившим уже свое восьмидесятилетие. Я думаю, количество отзвуков Родины в душе художника, ставших необыкновенными созданиями искусства, несомненно, переросло в новое качество — из образов превратилось в образ России. Да, именно Россия — «Русь», «великая», «могучая», «матушка», «родная», как ее воспринимали Александр Пушкин. Иван Никитин, Сергей Есенин, все естественные отечественные гении и таланты, воссоздана в произведениях сегодняшнего сердечно чтимого обществом творца-фронтовика. Такой она представлялась и представляется самому народу, лучшим представителям его, бесконечную галерею которых вылепил, вырезал, написал за долголетний период удивительный творец прекрасного. Начиная с языческих времен и заканчивая днем сегодняшним — вся наша история исполнена им в лицах: от восточнославянских мифологических существ, сказочно-фольклорных персонажей, Святослава Легконогого до Маршала Победы Г. К. Жукова, боевых друзей ваятеля, современных деятелей науки и культуры. В его творчестве воплощены Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Сергий Радонежский, Иван Грозный, Ермак, Иван Сусанин, Аввакум, царица Евдокия, Михаил Ломоносов, Багратион, Барклай-де-Толли, создатель бессмертного «Конька-Горбунка» Петр Ершов, декабристы и их жены, Дмитрий Менделеев, Игорь Кобзев, Иван Шевцов, Иван Лысцов, многие-многие другие. В выборе персонажей, событий, явлений, в крупных и мелких бюстах, батальных и иных сценах, композициях пластического жанра, в живописи, которой Ф. В. Викулов занимается с 1966 года, он всегда как бы обращается к широким массам с единой и задушевной мыслью: «Имеющий Родину наделен великим человеческим счастьем». За каждой скульптурой, рельефом, полотном встает несоизмеримой величины народный дух. Так, Святослав подчинил Руси земли вятичей (где, в частности, расположена нынешняя Москва), разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, победил ясов, касогов, совершил победоносный поход на Дунайскую Болгарию, отразил печенежский набег от Киева, избавил восточных славян от дани хазарам, устранил препятствия к торговле с другими народами. Великий русский князь, талантливый полководец и отважный воин погиб в бою с превосходящими силами печенегов со словами, ставшими крылатыми: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые не имут сраму!» При первом царе Иоанне Васильевиче территория России увеличилась почти в два раза, создан выдающийся архитектурный памятник — храм Василия Блаженного, появилась первая типография в Москве. Бородинский цикл Федора Викулова рисует в воображении день 26 августа 1812 года, когда на одном из полей Подмосковья в разгоревшемся страшном бою пало 100000 человек. Еще М. Ю. Лермонтов писал об этом:
...Носились знамена, как тени,
Наполеон до того в многочисленных войнах одерживал над врагами победу за победой. В несколько лет он завоевал почти все народы Западной Европы и во главе их общей армии вступил в наше Отечество. У Бородино, по словам А. П. Ермолова, «французская армия расшиблась о русскую армию». Лично Бонапарт так расценивал эту битву: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Меня сегодня мало занимают собственно искусствоведческие нюансы творчества Ф. В. Викулова, потому что они достаточно разработаны, да это и не лежит в сфере моих специфических интересов. Я хочу отметить в нем как главное ясную национальную философию двадцатого столетия. У седовласого уже художника, как в начале служения образному воспроизведению действительности, так и в течение полного долголетнего творческого периода, сохраняется детская восприимчивость всего происходящего вокруг. А стало быть — родовая первозданность художественной идеи, изначально реалистической. Она никогда не стареет, как любое Божие создание, как и сам человек. Кристально чистой душой большой современный художник выражает подспудное в человеке: гордость за землю, на которой родились, тоску соплеменников по расчлененному восточнославянскому единству, отсутствию подчиненной им территории, печаль от невозможности в полный голос честно сказать об этом. — Властвующие «демократы» и околовластная оппозиция очень болезненно и резко реагируют на любые попытки взглянуть на жизнь с русской национальной точки зрения, — говорит Федор Васильевич при очередной нашей встрече. — Так же как они делали это вчера в общей роли высших партноменклатурщиков. Держали, держат и собираются держать массовое сознание в точных и установленных рамках. Известные исторические факты сознательно замалчиваются, насильственно исключаются из культурного обихода. Одна из моих последних работ, посвященная тосту Верховного Главнокомандующего в честь «руководящего» народа России после Победы над фашистской Германией, вызывает у некоторых общественных «поводырей» нездоровую реакцию. К ней нельзя отнестись иначе как с горькой улыбкой, если сопоставить их собственную разрушительную работу с русским подвигом в огненные годы. Резкое неприятие, зловещее молчание сопровождает и другие произведения Федора Васильевича, например «Творцы Победы». Композиция включает фигуры И. Сталина и Г. Жукова, одни из которых доложил план очередной боевой операции, а другой, рассмотрев, утвердил его. Не вызывает восторга у сторожевых псов антирусского правящего режима и тема «Екатеринбургская Голгофа», которая стала определяющей в подвижничестве Федора Викулова. Скульптор словно бы задает правящему клану в отличие от их ернически муссируемых «кто виноват?», «почему?» и т. п. «извечно русских вопросов» естественный, просто человеческий: «ЗА ЧТО?» Это, думаю, действительно наш национальный вопрос сегодня. За что гибнут невинные дети? За что на родимой земле внедрен идиотский калейдоскоп ненаказуемых преступлений, совершаемых русофобами всех мастей? За что население лишают святынь, сбивают с толку осуждением самых авторитетных лиц? За что обречены на деградацию юные создания, как представил их ваятель еще в одном новом сюжете «Беспризорники»? Красота, сотворенная ветераном войны, — это красота исконной России. Он воссоединил души живущих с целым миром. Наш современник Федор Васильевич Викулов в произведениях многожанрового изобразительного искусства восстановил Русское государство. И тем самым, как пророк, предсказал грядущий путь своего народа. Газета «Читающий патриот» № 7, 2000.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в Здесь читайте:Владимир ФОМИЧЕВ (авторская страница).
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |