Владимир Фомичев |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Владимир ФомичевПульс ТушинаПублицистика
Владимир Фомичев. Пульс Тушина. Публицистика. М., "Голос-Пресс". 2003. В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ И НЕОПУБЛИКОВАННОЕРУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ПОЭТВ минувшем году исполнилось 100 лет содня рождения Михаила Васильевича Исаковского, автора бесконечно любимых миллионами соотечественников песен “Катюша”, “И кто его знает”, “Огонек”, “Враги сожгли родную хату”, ”Снова замерло все до рассвета”, “Летят перелетные птицы” и многих других. Широко известны его книги “Провода в соломе”, “Провинция”, “Мастера земли”, “Наказ сыну”, “Здравствуй, Смоленск”, “О поэтическом мастерстве”, “На Ельнинской земле”. Большая личная и творческая дружба связывала Михаила Исаковского с Александром Твардовским, который написал прекрасную аналитическую статью к пятитомнику своего старшего земляка, где оценил его поэзию как говорящую “на таком внятном и полнокровном языке реализма”. Эта статья открывает юбилейную подборку стихотворений Михаила Исаковского в последнем «Дне поэзии». Недавно состоялась презентация этого альманаха в Большом зале Центрального дома литераторов. Ведущими вечера были известные поэтесса Людмила Щипахина и критик Лев Аннинский.
Удивляет небывалая пулярность Михаила Исаковского. Ведь нет буквально ни одного человека на огромных российских просторах, который не мог бы процитировать хотя одной его строки, строфы. В то время как, скажем, лауреата Нобелевской премии И. Бродского, чье творчество активно пропагандируется, наизусть не прочитает никто из большинства сограждан. Думаю, причину этого верно установил А. Твардовский, говоря о внятности и полнокровности поэтического языка юбиляра. Отмеченную автором “Василия Теркина” особенность можно пояснить следующими словами Н. В. Гоголя: “Высокая мудрость простоты - главная прелесть и главная тайна всякого художественного создания”. Да, именно в высокой простоте, но не в простоватости заключены и мудрость, и очарование, и тайна духовного наследия Михаила Исаковского. Он - признаваемый всеми поэт божьей милостью, его ценят везде. Это творец с ясной душой, настоящей любовью, русской культурой. У него нет высокомерной брезгливости, призывов типа “Ну, разбойнички, вперед!”. Он предстает в “массовом” сознании не в ложном виде, а истинном, каким и был в жизни. Если автору бесконечно любимых народом поэтических созданий что-то претило, он так и говорил: “Не нравится мне это”. Если было что-то непонятно, спрашивал: “Что все это значит?” Искренне славил Русь, в том числе советскую. Михаил Исаковский - русский советский поэт по главной сути. Сейчас у нас как будто художественное безвременье. Не появляются в наши дни, например, песни уровня М. В. Исаковского. В целом ощущение безликости литературы и искусства в постсоветское время есть у многих, в том числе у меня. Однако не все, конечно, создатели ценностей изящной словесности ничего не произвели в этом периоде. Что же касается стихотворений, обретающих песенные крылья, тут, как мне кажется, совершенно точным будет определение: полнейший упадок. В чем причина такой любопытной ситуации? Юбилей автора “Катюши” совпадает с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне. Есть такое суждение, что когда говорят пушки, то музы молчат. Но Михаил Васильевич в огненные годы создал такие шедевры, как “До свиданья, города и хаты”, “В прифронтовом лесу”, “Огонек”,“Ой, туманы мои”... Сегодня очень много смертей, а они не вызывают творческого импульса у поэтов и композиторов, как было в минувшую войну. Действительно, почему? Ответ, представляется мне, кроется в отсутствии “высокости”, о которой говорил в приведенном выше высказывании Николай Гоголь. Без этого непременного условия творчество гибнет. Смерть “ради жизни на Земле” и в результате воровских разборок - вещи совсем разного порядка. “Безголосость” спланированного Международным валютным фондом теперешнего российского периода очень четко доказывает его низменность, колониальную захолустность в новейшей истории. М. Исаковский, по свидетельству Евг. Долматовского, был счастлив, услышав рассказы приехавших с фронта Твардовского, Тихонова, Прокофьева, Симонова о том, что его “песня на фронте, песня воюет”. А за что же воевать песне в “Великой криминальной революции”, как назвал посткоммунистическое время Ст. Говорухин? Вот и “народ безмолствует”. Какие мероприятия проведены в связи с юбилеем Михаила Исаковского? Первыми стали готовиться к празднованию его столетия администрации Смоленской области и Угранского района ( бывший Всходский ), в котором поэт родился и вырос. Это также и мои отчие края, где периодически бываю. При очередной поездке туда ознакомился с намеченными планами, рассказал о них в письме в секретариат российского Союза писателей и внес свои предложения. СП России почти за полтора года до столетия сформировал юбилейный комитет. Сопредседателями в нем, кроме меня, стали Александр Бобров и Николай Переяслов. В него также вошли Игорь Ляпин, Валентин Сорокин, Виктор Боков, Анатолий Парпара, Алексей Мишин ( Смоленск ), Виктор Смирнов ( Смоленск ), Анатолий Терентьев ( Угра ), Владимир Лазарев, Лариса Баранова-Гонченко, Юрий Бирюков. 13 февраля 1999 года на “Народном радио” состоялась часовая передача, посвященная рассказу о предстоящем событии, в которой приняли участие представители вновь созданной структуры Игорь Ляпин и Владимир Фомичев. Комитет обратился в правительство с просьбой поддержать финансированием из федерального бюджета Всероссийского фестиваля лирической песни “Ой, цветет калина” с заключитекльным концертом в одном из центральных концертных залов Москвы, вручением призов и премий и выездом лучших коллективов на родину поэта. Предполагали также провести научно-практическую конференцию, посвященную творчеству Михаила Исаковского, и издать юбилейный сборник, составленный из его стихов, воспоминаний о поэте и посвященных ему произведений ( стихов, аналитических размышлений, статей и т. п. ). К сожалению, наше письмо с этими предложениями поддержки не получило. Отзывчивей оказалось правительство Москвы. С его помощью издательство “Русский мир”( директор В. Е. Волков ) выпустило в свет подарочный том Михаила Исаковского “Чужая земля не нужна”. С двумя тетрадями интересных иллюстраций. Отдельные публикуются впервые и представлены вдовой юбиляра Антониной Ивановной Исаковской, фотолетописцем писательской жизни Н. Г. Кочневым, фотоархивами. Мне выпала честь составить эту редкую книгу и написать к ней предисловие. Редактировал ее известный поэт Александр Волобуев. Центральным вечером, посвященным 100-летию Михаила Васильевича Исаковского ( 1900 - 1973 ) стал тот, который состоялся в Российской Государственной библиотеке 19 января 2000 г. Председательствовал на нем Валентин Сорокин. Участвовали Егор Исаев, Михаил Алексеев, члены юбилейного комитета. Примерно по двадцать мероприятий каждый насчитывали Угранский и Смоленский планы по празднованию юбилея именитого земляка. Они неукоснительно выполнялись, потому что всецело поддерживались администрациями и всем населением. В областном центре появился скульптурный портрет национального соловья, издан сборник “Сто песен Михаила Исаковского”. Мне довелось участвовать в одном местном событии 19 августа 1999 года. Это был фестиваль поэзии Михаила Исаковского во Всходах. Третий по счету. Он собрал поэтов, музыкантов, певцов, самодеятельных артистов Смоленска, около десяти районов области и земли Калужской. А самое главное - едва ли не всех жителей “малой родины” выросшего здесь выдающегося певца Родины. Там я подумал: “Вот М. В. Исаковский - Герой Социалистического Труда. Лауреат сталинских премий. Певец коммунистической партии, советской власти. Несмотря на все проклятия “демократического” агитпропа в адрес означенных титулов, какой он все же чрезвычайно интересный для всех присутствующих художник слова, человек! Да и для любого россиянина. Как мощно его поэзия объединяет поколения, народы, страны. В такой ситуации смело можно утверждать: поэтическое слово Михаила Васильевича Исаковского стало составляющей народной культуры. ОНО ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в Здесь читайте:Владимир ФОМИЧЕВ (авторская страница).
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |