О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.
РуЖи
|
Пульс Тушина
Публицистика
Владимир Фомичев. Пульс Тушина. Публицистика. М., "Голос-Пресс". 2003.
В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ И НЕОПУБЛИКОВАННОЕ
РОКОВОЙ ИСХОД
СУДЬБА
М. В. Исаковскому
Сосед мой был хорошим парнем,
Теперь бы тоже был не плох –
Когда б в Афгане не был ранен,
В Чечне от взрыва не оглох.
Когда б Россия мать-отрада
Склонила голову к нему,
Когда б она была бы рада
В беде, как сыну своему.
Теперь добра ни в чем, ни лада,
В слезах встречает он зарю…
«Куда пойти теперь солдату,
Кому нести печаль свою?..»
Виски завеяны порошей,
Жена не весть куда ушла…
Ему ни пенсии хорошей,
Ему ни теплого угла.
А силы все солдата тают,
А он все терпит, как в бою.
И за Афган медаль сверкает,
И ноют раны за Чечню.
Живет солдат, что свечка тает,
Ему не ясно, чья вина…
Живет солдат и допивает
Бутылку горького вина.
Это стихотворение Алексея Мишина опубликовано, с
указанием после фамилии автора места его проживания – Смоленск, в
юбилейном столичном альманахе «День поэзии- 2000», в разделе «От Москвы до
самых до окраин…» Таким образом оно является одной из эмблем древнего города
России. И я, знающий жизнь Смоленщины и русского народа изнутри, как свою
семью, хочу отметить, что эта эмблема верна по сути и художественно
исполнена. Подчеркиваю: знаю, как свою семью, что архиважно. Ибо человек
любой мудрости и любого опыта не скажет о ваших домочадцах вернее вас. Что
бы он не произносил об этой чужой для него ячейке, не случайно называемой в
народе потемками, всегда будет попадать пальцем в небо. Это ощущение
известно каждому из нас. К сожалению, зачастую мы слышим о нашей русской
семье всякую дрянь только потому, что о ней берутся рассуждать сторонние
маленькие человечишки с холодными лицами языческих истуканов. Даже не
догадывающиеся о том, что у нас так не принято. Что правдиво можно
определить лишь известное в деталях. Тем более, когда речь идет об интимных
вещах, к которым относятся и национальная жизнь, и коренная поэзия.
Уже название стихотворного произведения «Судьба»
говорит о непрозевывании Алексеем Мишиным основного в нашей реальности.
Только при внимании литературы к сакральному она исполняет свое
призвание, оставляя графоманам обожать пошлость, быть довольными единым
хлебом. Мой же поэтический собрат и земляк не пребывает во мраке нынешней
утробной цивилизации. Он верует в традиционные духовные ценности и следует
им. Как лучшие представители смоленской поэтической школы, начиная с ее
основоположника Михаила Исаковского, которому, конечно же, не случайно
посвящено стихотворение «Судьба». Это обстоятельство, на мой взгляд, - очень
точно найденное его творцом художественное средство, полновесное и свежее.
Да, как сам Михаил Васильевич мастерски вплетал в ткань
лучшего лирического стихотворения Второй мировой войны устоявшиеся за века
поэтические и смысловые формулы «широкое поле», «друзья, подружки», «трава
могильная» и другие, так Алексей Мишин вводит в сегодняшний оборот
ритмического искусства достижения М. Исаковского. Причем так же незаметно,
ненавязчиво, таинственно. У первого в сорокастрочной балладе слово «солдат»
употреблено десять раз, у его поэтического потомка – примерно в таком же
соотношении к общему объему текста. И в одном, и в другом случае оно
вызывает не впечатление бедности изображения, но, наоборот, - яркости и
глубины, поражает неотвратимой силой искусства. Эти произведения сразу
вводят читателя через подсознание в мир фольклора ( песни, заговора ), где
повторы ключевого – сам воздух, в котором живет родное слово.
Поэтические переклички одновременно являются и
переплетением нитей национального бытия. Поэты разных поколений неотвратимо
вяжут узор оставления главной фигуры важнейших событий у разбитого
корыта, которое символизируют медали за участие в коммунодемократических
интернационализациях-либерализациях: «Медаль за город Будапешт»; «И за Афган
медаль сверкает, И ноют раны за Чечню».
Солдат стихотворения А. Мишина – сосед лирического
героя, «был хорошим парнем» и по нормальной логике жизни «Теперь бы тоже был
не плох». Однако ничего положительного сказать о нем нельзя: «жена не весть
куда ушла», «ни пенсии хорошей», «ни теплого угла» и «допивает бутылку
горького вина». Что же стало с ним, наделенным от рождения недюжинными
физическими и духовными силами? Не зря же сгодился для двух самых главных
мужских дел последних десятилетий – для войн в Афгане и Чечне? А воины
всегда у нас были в почете и достатке. Однако глагол «быть» и у поэта, и у
меня как рецензента употреблен в прошедшем времени не просто так.
Судьба этого человека разгадана автором настолько
проницательно, что фактически стала символом самой нашей Родины – Русского
государства России. Она ведь тоже БЫЛА «хорошей» и сегодня тоже была бы «не
плохой». В ХХ столетие русские ( великоросы ) вступили, будучи вторым
по численности ( после китайцев ) народом мира. Территория их государства
занимала шестую часть суши. Теперь историческая Россия докатилась до ручки,
коль 12 июня отмечает в качестве обрезанной свой «День независимости»,
всенародно празднует собственное уничтожение, что является полным
издевательством над здравым смыслом. У русского народа отсутствуют свои
государственные органы и должностные лица, свои конституция и законы, своя
территория, которые имелись одиннадцать с лишним веков. В чем же дело? Ясный
ответ дан в стихотворении А. Мишина.
Все у нашего современника было бы «хокей», когда б в
Афганистане не был изувечен, а «в Чечне - от взрыва не оглох». Именно за то,
что вроде бы исполнил свой долг перед страной, она не стала ему
матерью-отрадой, коль не рада сыну, попавшему в беду. Такое возможно лишь в
Эсенгении, Эрефии и тому подобных миражах, но не в подлинных собственных
державах. Находящиеся у власти в нашей стране с 1917 г. служат идеологии,
той или иной, но не человеку как таковому. В
этом историческом контексте век героя стихотворения Алексея Мишина чреват
роковым исходом. «Живет солдат, что свечка тает».
Вернуться к
оглавлению.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
Здесь читайте:
Владимир ФОМИЧЕВ (авторская страница).
|