Наталья Маркова |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Наталья МарковаТелепроект «Дом-2» как средство социального наученияТолько корыстными интересами, коррупцией или малообразованностью можно объяснить поразительные высказывания профессионалов от современного искусства и СМИ о якобы свободном, ничем не управляемом развитии средств информации и не контролируемом их содержании. Проводится мысль о том, что единственной Священной Коровой на телевидении может и должен быть рейтинг, то есть число зрителей, привлеченное к экрану той или иной телепередачей. Между тем, со времен возникновения примитивных сообществ искусство является средством социального управления. Это было хорошо известно еще Платону и Аристотелю, описавшим способы такого воздействия. Наскальная роспись, карикатура, плакат, живопись, театр, кинематограф – этапы развития средств искусства и одновременно, - социального управления. От завораживающего ритма танца, бубна и бубенчиков шамана - до гипнотического мерцания телеэкрана. Таков исторический диапазон средств массовой коммуникации и одновременно средств управления, где искусство занимает главенствующие позиции. «Искусство воздействует на чувства, а через чувства на социальную жизнь людей», писал Питирим Сорокин. В современной психологии и социологии СМИ подробно описаны способы такого воздействия: 1. Поведенческие последствия. Согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поведения кино- и телегероев. 2. Установки. При помощи классического обусловливания можно наделить любого человека или предмет неодолимой притягательностью или отталкивающими свойствами. 3. Когнитивные последствия. Новые знания изменяют мышление. 4. Физиологические воздействия. Изменения частоты сердцебиения, электрохимических характеристик кожи, учащение дыхания и изменение ориентировочного рефлекса, блокирование альфа-волн испускаемых мозгом. Таким образом, воздействия СМИ могут менять представление человека о мире и социальной реальности, направлять взгляды людей в единое русло, унифицировать их. Особенно велико влияние СМИ на детей. Они еще не способны критично мыслить и воспринимают любую информацию как реалистичную. Информационное поле, окружающее любой социум, имеет совершенно определенную структуру, образования и законы, и являет для общества предметы рефлексии, обладающие функциями, необходимыми для его нормальной жизнедеятельности. Разрушение этих структур и образований отражает сбои и негативные изменения в социуме и может привести к его гибели. В большой степени то новое, что изменило информационное пространство последних лет - стимулы, имеющие рефлекторное воздействие. Прежде в средствах информации на два этих основных стимула было наложено табу. Речь идет о половом стимуле и стимуле отвращения. Никогда еще на экранах и страницах не помещалось столько секса и отвращения, как в последнее десятилетие ушедшего и первое - нового тысячелетия. Определенная физиологическая реакция, возникающая при просмотре эротических (порнографических) картинок, обусловливает, положительно подкрепляет нейтральные предметы, соединенные с сексуальным стимулом и позволяет манипулировать индивидом. Сексуальный стимул, появившийся рядом с банкой пива или любым другим предметом потребления, обусловливает его, делает притягательным. Таким образом можно придать притягательность любой идее, предмету, человеку. При помощи физиологического стимула отвращения, напротив, можно отвадить потребителя от любых нежелательных идей или действий. Таким образом, рефлексия, основанная на воздействии стимула и получившая отрицательное (отвращение) или положительное (секс) рефлекторное подкрепление, представляет собой неограниченное поле для манипуляций. Одно из ключевых образований информационного пространства – модель. С момента зарождения самого действенного средства массовой коммуникации, - искусства, - образ героя, модель его поведения становится предметом рефлексии социума. Модель искусства и СМИ передает символическое представление о поведении, которое впоследствии служит для руководства к действию. Рефлексия социума относительно модели выполняет функцию социального научения: «Установлено, что как дети, так и взрослые, - пишет известный психолог Альберт Бандура, - приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поведения кино и телегероев… Одна единственная модель может передать новые формы поведения одновременно огромному числу людей, находящихся в самых различных географических точках». Люди склонны подражать героям, обладающим привлекательными качествами и такому поведению, которое приводит к полезным результатам, даже если оно не эффективно, - говорит А. Бандура. Таким образом, рефлексия, возникающая по поводу действий привлекательного героя, может обратить социум в любую идеологию. Привлекательная модель, ставшая предметом рефлексии социума, передает обществу поведенческие и идеологические установки и объединяет отдельных индивидов в социум с единым пониманием добра и зла, с единой идеологией. Однако, модели передающие соответствующие установки, могут играть и дезинтегрирующую роль. Говоря о моделях, ставших предметом рефлексии социума в последние десятилетия, к сожалению, приходится говорить об их именно дезинтегрирующей роли. СМИ и искусство нового времени формируют: - агрессивное, асоциальное, девиантное поведение; - модели поведения потребителя наркотиков; - идеологию релятивного и рекреативного секса (технология демографического сдерживания); - формируют различные субкультурные группы, в том числе, фашистского толка. Недавнее качественное исследование материалов телепередачи «Дом-2», проведенное группой экспертов подтверждает активное распространение этих деструкций. Приведем некоторые фрагменты этого исследования.
Ничего святого
Дискредитация социально-культурных феноменов (discoused of derision) - один из постоянно действующих механизмов проекта, который достигается путем формирования крайне негативного восприятия явлений (понятий), в дальнейшем вызывающих исключительно негативную реакцию. Например, в эпизоде «Степа репетирует песню для Вики Бони» во время исполнения песни о лебединой верности, символизирующей верность влюбленных, в левом нижнем углу кадра появляется изображение яростно отплясывающей парочки в нижнем белье. Манипулятивный прием соединения противоположных звуко- и видеоряда приводит к нивелированию воздействия песни, к дискредитации образа «лебедь», как символа верности и любви. Еще раз этот образ целенаправленно скомпрометирован в эпизоде, где при помощи куриных перышек, изображения змей на крыше Домика превращаются в пародийные изображения лебедей. Дискредитация понятия «брак» продолжена образом назойливой Насти Дашко, одержимой идеей замужества. Благодаря простой бихевиористской манипуляции (образ физиологически обусловлен стимулом отвращения) рефлекторное отвращение распространится и на понятие «выйти замуж»: «Настю, которая козявки ела, показали на всю страну». Манипуляция используется в «Доме-2» для обусловливания стимулом отвращения понятия «поцелуй». Например, в одном из эпизодов Степан ковыряет в носу, после чего следует его страстный поцелуй с Викторией Боней. Линии дискредитации женского и мужского образов, понятий «семья», «дети», «верность», «счастье» продолжены в программах сопутствующих телепроекту «Дом-2». Программа «Ребенок-робот» - Всего два дня наедине с младенцем! - внушает страх перед детьми и трудностями воспитания, прививает подсознательный ужас, представляя младенца в виде отвратительного создания. Программа «Настоящий мужчина» демонстрирует трудности и ужасы беременности, дискредитирует многодетность. Программа «Клуб бывших жен» - тиражирует по стране драматические истории неудачных замужеств.
Если вы молоды и доверчивы…
Анализ содержания рекламных роликов, размещенных в телепередаче «Дом-2» показывает, что целевыми зрительскими аудиториями программы являются демографические секторы 12-18; 18-25; 25-40 лет. Это подростки, молодые люди, женщины средних лет (домохозяйки). В проекте используется активная половая стимуляция, обусловливающая информацию о «Доме-2», вовлекающая зрителя в зависимость от телепередачи – сексуального раздражителя. Рекламная информация о Доме-2 перенасыщена эротическими фотографиями, фотосессиями, любовными и постельными историями, описанными в подробностях: «Дом-2 без монтажа и без цензуры. Круглосуточная трансляция wap.dom2.ru». «Домик влюбленных. Заходи в Дом-3 бесплатно. www.dom3mir.ru». Для соблюдения внешних приличий промоутерами часто используется прием «кто-то-украл-наши-интимные фотографии-(фильмы)-и-поместил-в-Интернет». «Эротические кадры с нашими фотографиями в Лазаревском выкинули на общий сайт. Ребята, кто-нибудь признается, кто это сделал? Это наш со Степой отпуск», - жалуется Алена Водонаева. Однако этот прием уже использовался авторами проекта в эпизодах с порнозвездой Е. Берковой и, совсем недавно, с ведущей К. Собчак. В систему продвижения проекта входит привлечение телезрителя в качестве потребителя продукции для мобильных телефонов и одновременно, косвенного пропагандиста гимна, персонажей, идеологии «Дома-2» среди своих ровесников: «Любишь Дом-2? Хочешь поговорить об этом? Звони 7702». «Герои Дом-2 разыграют твоих друзей. Звони 7702». «Сувениры «Дом-2». Закажи на www. Дом-2». «Поменяй обычные гудки в мобильном на гимн Дома-2!». Предусмотрено вовлечение подростков-зрителей в действие телепрограммы «Дом-2», вплоть до полной идентификации с персонажами и самореализации в качестве одного из телеобразов: «Стань участником Дом-2, звони 8 (495) 124-15-32! Кастинг в «Дом-2» на mail.ru . Зайди на foto@mail.ru. Участвуй в кастинге!». Осуществляется необходимая в социальном маркетинге обратная связь для выяснения точности и охвата воздействий. Надпись: «Отправь № участника и свой текст на 3354. Дом-2. Дай совет участнику», - появляется в психологически кульминационные моменты телепередачи. Совет подростка – ответ на психологический тест, выявляющий наличие конструктивной (деструктивной) установки, и оплачиваемый из кармана телезрителя. Исследуются установки, связанные с репродуктивным поведением: «один партнер-много партнеров», «брак-сожительство», «целомудрие-раскрепощенность», «покидать [партнера] – оставаться», «брак – семья - дети», «гендерные роли» и отношением к национальным меньшинствам. Другие тесты выявляют степень внимания телезрителей к содержанию телепрограммы. Аудитория стимулируется обещаниями подарков и призов.
Как воспитывают фашистов
Телепрограмма «Дом-2» целенаправленно создает телевизионные жупелы, призванные возбуждать расовую ненависть и межнациональную рознь. Участник шоу Рустам в глазах большей части зрителей является «лицом кавказской национальности». «Этот Рустам на самом деле такой мерзкий и противный как кажется?» - спрашивает участница проекта. Он плетет интриги, пытается оказывать влияние на ход проекта, заносчив, коварен, труслив. Участники проекта уверены в его гомосексуальности. Характерное развитие большинства эпизодов с участием Рустама: «провокация – скандал – драка». В разгар скандала на экране появляется надпись: «Дай совет участнику». Степень агрессии телезрителей по отношению к «лицу кавказской национальности» проверяется тестированием. Эмоциональное включение зрителей в события передачи, побуждение их к действию (отсыл SMS-сообщения) закрепляет агрессию, рождающуюся в процессе наблюдения за сценой драки. Создается образ врага, который в дальнейшем, всякий раз будет вызывать подсознательную неприязнь и агрессию у телезрителя, подвергнувшегося манипуляции. Сообщая о замене акции 14 февраля 2007 года телемостом, который пройдет в журнале «Дом-2», участник проекта Рома говорит: «Вы можете задавать любые вопросы, желательно остренькие и, пожалуйста, в прямом эфире оскорбляйте Рустама!». Оскорбление человека, принадлежащего к национальному меньшинству, поощряется с телевизионного экрана и становится легитимным. Другой подобный жупел - представитель африканской расы Сэм. В 2007 году журнал «Дом-2» подчеркнуто наградил его в номинации «Самый завидный жених». История пары «Сэм - Настя Дашко» развивается исключительно в плоскости назойливого навязывания брака со стороны Насти и избегания брака Сэмом. Постоянство схемы подчеркивается ведущими, сопроводительным голосом за кадром: Сэм находит 100 причин для того, чтобы отложить свадьбу. Сэмик все еще не сделал предложение Насте. Настя безрезультатно ждет от Сэма предложения о браке. Сэм продал автомобиль и вместо бракосочетания вкладывает деньги в бизнес. Культивируется образ чернокожего «жениха» (соперника) – жирующего, танцующего баловня судьбы, «портящего» белых девушек. Такой образ врага транслируется на сайтах национал-фашистов (см. сайты русских фашистов, тексты Сергея Шнурова). Культивация стереотипа «врага» в лице представителей национальных меньшинств указывает на участие проекта «Дом-2» в многоуровневой системе формирования национал-фашистской идеологии на территории Российской Федерации.
Пропаганда гомосексуализма
Для пропаганды гомосексуализма характерно позиционирование нетрадиционной сексуальной ориентации, как свойства интеллектуалов, далеко превосходящих простых людей умственными способностями. Статус «Сергея Павловича» подчеркнут не только обращением по отчеству, но и речью: псевдонаучными, «интеллектуальными» рассуждениями. На вопрос телеведущей К.Собчак, когда же он определиться с девушкой, Сергей Павлович туманно отвечает: «Со мной может быть только та женщина, которая прочла «Пир» Платона» («Дом-2» 27, 28, 29 марта 2007 года). Разгадка Сергея Павловича скрыта в содержании Платоновского «Пира» развивающего идеи о высочайшей ценности истинной любви между мужчинами. «Женщиной» Сергея Павловича стал транссексуал «Эрика», во время очередной перетасовки пар закономерно выбравший Сергея Павловича. Гомосексуальную линию вели на проекте и другие участники проекта: мужеподобная «Оля», без промаха забрасывавшая мячи в баскетбольную корзину, Артур о нетрадиционной ориентации которого упоминалось в программе. Участники реалити-шоу бурно обсуждали сексуальную ориентацию Рустама, заселившегося с девушкой. Сожительство с гомосексуалистом выглядело в передаче гораздо привлекательнее гетеросексуальных отношений. Рустам был вежлив, не бранился по пустякам и проводил время, приятно музицируя (целенаправленное создание образа).
Порнографы в законе
Участие исполнительницы главных ролей в жестких порнофильмах Елены Берковой в шоу «Дом-2» (2005) стало скандальной рекламной акцией, впервые в истории страны, пропагандирующей порнографию и проституцию, на легальном телевизионном канале. Порнографическая часть проекта «Дом-2» не ограничилась Еленой Берковой. Участницы Галеева, Бузова и Водонаева снялись обнаженными в мужском журнале «Максим». В СМИ широко была распространена информация о высоком гонораре, полученном девушками за съемку (подкрепленное поведение). В Интернете появились эротические видеоматериалы о звездах «Дома-2». В марте 2007 года на проекте оказался «Эрика Кишева», – по данным Интернет-сети, – транссексуал из Нальчика, профессионально оказывавший услуги гей-проститутки. Пребывания Кишева на проекте с марта по апрель 2007 года с избытком хватило для популяризации порнографических и гей-сайтов, использовавших раскрутку «Эрики» для рекламы проституции и продажи порнофильмов. Интернет-сеть пополнилась фальшивыми и настоящими материалами, содержащими фотосессии и порнофильмы с изображениями участниц «Дома-2». За короткое время семьсот десять сайтов поместили информацию об Эрике Кишевой для привлечения клиентов: «Эрика из реалити-шоу «Дом-2» отрезал член и стал телеведущей!» [megaCelebs.ru]; Интервью с «Экзотической танцовщицей, трансcексуалкой Эрикой Кишевой» [Geyukraine.com]. Размах пропаганды порнографии Берковой и рекламы транссексуала Кишева, само их участие в реалити-шоу «Дом-2» указывает на возможную связь телепроекта с преступным порнобизнесом. Легитимация порнографии и проституции стали одной из линий проекта.
Пропаганда наркотиков
В праздничном капустнике, посвященом 1000 выпуску «Дома-2», участник Антон Бородин, представляющий растамана с дредами, хвалит урожай на острове Ямайка: «урожай в этом году накосили хороший, поэтому все веселые». В субкультуре растаманов потребление наркотиков (курение марихуаны) предписано идеологией, поэтому речь в данном случае идет об урожае марихуаны, а сообщение является латентной рекламой наркотиков (№42; 7, 8, 9 февраля 2007). Видеозапись на кассете «Дом-2, конопля» содержит эпизод с Ксенией Собчак, сидящей спиной к зрителям. Телекамера около 20 секунд показывает общий план, где в левой части кадра расположено изображение листа марихуаны на спинке куртки ведущей. Демонстрация изображения марихуаны на телеэкране в течение 20 секунд равносильна демонстрации любого другого товарного знака и выполняет функции: а) постоянного напоминания о товаре; б) легитимации товара известным лицом. Фигура телеведущей размещена в левой части кадра и утяжеляет, перевешивает правую часть, создавая психологический дискомфорт. Не может быть и речи о «случайном» появлении изображения марихуаны на телеэкране. Изумрудное пятно притягивает взгляд, что достигается специальной неравновесной композицией. Реклама и пропаганда наркотиков в телепередаче носит как латентный, так и открытый характер.
Технология проекта «Антисемья»
Итак, проект «Дом-2» является системой стратегического социального маркетинга, манипулятивно воздействующего на целевые группы с целью изменения конструктивных установок на деструктивные и осуществляет многоуровневое распространение модифицирующей информации по различным информационным каналам (маркетинг-mix). Контент-анализ содержания телепередач (6 видеокассет, записи 2007 года) обнаруживает культивацию деструктивных гендерных стереотипов, присутствующих в большинстве эпизодов реалити-шоу «Дом-2». 1. Женщины всеми способами хотят женить на себе мужчин (9 повторов стереотипа): «Героиней вчерашнего дня стала новенькая Жанна… Сначала она требовала внимания от Вадима, но после отказа Жанна закатила ему скандал и переключилась на Антона. В слезах она призналась ему в симпатии, но ответ Антона был также категоричен как и Вадима. Жанну это не остановило. Следующим объектом ее интереса стал Герман…». 2. Мужчины всеми способами избегают женитьбы (8 повторов стереотипа): «Сэм находит 100 причин для того, чтобы отложить свадьбу» 3. Поведение, характерное для мужчин – половая искушенность и предательство (9 повторов стереотипа): «Май Абрикосов - человек, отбивший максимальное количество женщин на проекте». 4. Поведение характерное для женщин - скандальность и нечистоплотность (11 повторов стереотипа): «Девушки занимаются накладыванием штукатурки и наращиванием волос», не убирают за собой «как свиньи», нецензурно бранятся, дерутся до крови и т.д. 5. Частая смена половых партнеров (10 повторов стереотипа): «Не успели Дима и Марина занять домик Мая и Алены, как между ними возник неразрешимый конфликт. Дима застал Марину, лежащей в постели с Вадимом и устроил скандал на почве ревности. В результате Марина, вместо того, чтобы оправдываться ушла к Вадиму и ребята расстались». 6. Брак – вынужденное зло, печать в паспорте (пять повторов стереотипа): «Бракосочетание заканчивается тем, что гости засыпают «лицом в салат»… печать в паспорте ничего не значит». 7. Нецензурная брань и курение участников проекта (шесть повторов стереотипа): - присутствуют во всех записях телепрограммы. Асоциальное поведение подкрепляется материальными стимулами: участники реалити-шоу ездят за границу (Рома и Оля Бузова побывали в Венеции, Виктория - в Арабских Эмиратах, Степа вернулся из Таиланда) получают денежное вознаграждение (Алена со Степаном выиграли приз зрителей - миллион). Согласно теории социального научения (A.Бандура) подкрепленная модель поведения становится объектом подражания для миллионов подростков. Молодые и обаятельные телегерои задают девиантные рефлекторно подкрепляемые модели поведения, дискредитирующие отношения полов, разрушающие институт семьи. Происходит культивация деструктивных гендерных стереотипов, уничтожающих позитивное наполнение понятий «брак», «семья», «любовь», «счастье», «дети». Реалити-шоу «Дом-2» транслирует модели поведения характерные для западной сексуальной революции: раннее начало половой жизни, внебрачное сожительство, откладывание деторождения, частая смена половых партнеров.
*** Средства массовой информации и особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации, устанавливающие нормы поведения – способ социального управления. Важнейшим фактором государственной безопасности является контроль над сферой социального управления в cсредствах массовой информации. В законодательстве должны быть исключены огрехи, передающие в руки преступников или геополитических противников, возможность насаждать и культивировать разрушительные нормы, имеющие непосредственное отношение к национальной и культурной социализации населения, отправлению репродуктивных функций и демографической, а значит и территориальной безопасности Российской Федерации. В действующем Законе о СМИ положения, касающиеся содержания информации, чересчур расплывчаты и могут быть истолкованы слишком широко, например, формулировки, запрещающие «материалы, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» или «скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье». В этой связи, учитывая права и свободы, обозначенные в статье 29 Конституции Российской Федерации, учитывая социальный характер государства (статья 7, пункт 1 Конституции РФ), опираясь на статью10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., предусматривающую основания ограничений свободы слова и печати, ратифицированную ФЗ от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ, в действующий Закон о СМИ следует внести следующую продублированную (в соответствии со статьей 10 Европейской Конвенции) формулировку: «Государство обладает приоритетом в определении и проведении социальной политики в сфере информации. В интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности; для предотвращения беспорядков или преступлений; для охраны здоровья или нравственности населения запрещается по государственным и общественным каналам распространение информации: а) содержащей рефлекторно воздействующие сильные физиологические стимулы, обусловливающие прикрепленные к ним суггестивные (внушающие) деструктивные программы, позволяющие манипулировать человеком на подсознательном уровне, изменяя его установки и поведение. б) содержащей культивацию норм, ценностей и стереотипов, разрушительных для личности, общества, государства.
* Автор - старший научный сотрудник ИСЭПН РАН Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |