|
Зоя Максимова
Шежере — праздники родословной
НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях —
Когда меня и не было в помине.
Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на
общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род,
язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к
своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев,
воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района.
Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской
земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни
республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773—1775 годов.
Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск
дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические
события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера
ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его
родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза — уроженцев нашего района
Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича
Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим — Васильеву и Кубакаеву — высокое и почетное
звание присвоено посмертно. Одному — в боях за Советскую Литву, другому — в
сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на
мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились
построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в
строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был
посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников
Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день
переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения
Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама
праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают
участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы,
КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и
татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» — в марийских, «Чыжы выжыослэн
празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте,
односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит
Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной
дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики
Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края
Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало
администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений
обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы»
(«Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное
воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его
существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник
«Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи
Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи
Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских
поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и
учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава
семейства Саматовых — Риф Саматович приглашает гостей во двор, который
украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также
красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе
Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый
человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району
неоценимый подарок — создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось
70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки
в стародавние времена, — рассказывает Риф Саматович. — В какой-то мере найти
ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни,
материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных
башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и
развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков,
начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный
исторический документ, который достоин своего достойного завершения —
публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения
жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского
уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он
стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля
знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и
настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще
до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в
деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного
пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую
деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где
в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки
новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30
башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д.
Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80
дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не
могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться
на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний
Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места
переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее
название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих
кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых
(по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его
предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый
след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего
Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в
военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805—1807
годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой
войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой
Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых
действий в 1807—1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных
амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против
войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть
зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными
медалями — «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812
года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья:
Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и
их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой
Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не
вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих
земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как
трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так
далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим
образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные
годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5—6 детей
имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о
роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике
«Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников
оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц — женщина средних
лет — громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили
раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали
шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они
постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и
дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к
собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере
байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников,
которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности
поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в
начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2,
Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском,
Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских
Домах культуры.
«Имя твое — в корнях твоих» — так назывался праздничный вечер «Шежере —
байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди.
Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и
Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни
сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так
появилось русское слово «родословная», башкирское — «шежере», марийское
«родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою
жизнь. Это родное место — деревня Тюльди, название которой происходит от
старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем
этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей — через весь мир
тянется» — так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди
тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни
Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его
семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и
последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века — примерно с этого времени ведет начало
родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить
на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати,
является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился
на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных
мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила
песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная
мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а
тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной
(Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей — Ислаевых и
Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей,
заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся
об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где
он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня
Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока
лет. Прошлое — это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы
биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его
внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил
Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником
Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали
пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и
16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни
Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму,
Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария
Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12
внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович
трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и
просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями,
письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся
боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни,
танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и
цветы.
Шежере байрамы — особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не
имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей
родословной — все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм.
Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины
в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На
прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до
деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо
праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме
культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать
праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества — любовь к
Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из
ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы
количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в
других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности
приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист
районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были
вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом
из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена
родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав
знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к
той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал
вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также
оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей.
Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же
имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в
отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из
лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался
смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые
и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были
исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила
в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» — так звучала тема открытого урока в седьмом
классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере
школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках
об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории
Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении
слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском
языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы,
утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних
башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и
краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого
из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало
достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного
поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, —
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, —
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша —
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, —
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.
История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест
проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих
поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые
никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и
своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить
генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род — род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в
1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал
порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он
умел писать, читать», — так начал рассказ о своей родословной Султангареев
Ю.Г. — председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий — 94
года, сын Султангарей — 90 лет, сноха Евдокия — 92 года, внучка Аймалче — 82
года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния.
Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения
рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», — сказал
он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович — жители
деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском
клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана
Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак — с
родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях
своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их
ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно
втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не
только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере
байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи,
национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России
заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере — один из важнейших
источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других
народов.
Праздник шежере — это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет
посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события,
которыми была богата наша земля.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|