Владимир ПРОНСКИЙ |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКСЛАВЯНСТВОПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Владимир ПРОНСКИЙРадость обнажения душиВспоминая Валерия Авдеева
В конце 80-х годов прошлого века попался на глаза альманах «Литературная Рязань», который сразу привлёк внимание. Альманах начал выходить ещё в 50-х годах, но после появления нескольких номеров выпуск его прекратился, и вот второе «рождение»! Помнится, весьма обрадовался всколыхнувшему событию, и теперь говорю об этом издании неспроста: в тот день открыл для себя замечательного поэта — Валерия Николаевича Авдеева, которому 26 декабря 2008 года исполнилось бы 60 лет. Рязанская земля богата поэтическими талантами, но даже среди многообразия дарований стихотворения Валерия Авдеева (1948—2003) заворожили пронзительностью, а первая строфа одного их них моментально запомнилась глубокой образностью. Четыре строчки сразу создали в душе безмятежную картину деревенской жизни, солнечного летнего дня, нетронутого покоя: Птичья возня в кустарнике, И сразу захлестнули воспоминания детства, тогдашнее романтическое сближение с природой, когда, не понимая этого, воспринимал себя частицей окружающего натурального мира, многообразие которого показано у Авдеева в следующей строфе: А за мостками тонкими Здесь уже другая стихия, другое, многомерное изображение, но та же интонация, то же детское тепло, которое буквально окутывает лирического героя, ещё не подозревающего о грядущей взрослой жизни, которую он приближает своим «прытким бегом»: Каждая тропка здешняя Став поэтом, автор трепетно возвращается в стихию детства, увлекает читателя и смотрит на себя, тогдашнего, взрослыми глазами и пытается понять, как же это было: Это потом я вырасту, Да, «всё потом», а пока поэт будто спохватывается, не решаясь расстаться с воспоминаниями о милой картине, «продлевает» детство, продолжая им любоваться, ещё сильнее обнажая поэтическую душу: А пока — Стихотворение, конечно же, необходимо прочитать без комментариев, которые разрывают целостность восприятия. Цитирую его по книге «Время высмолить лодку» (Авдеев В. Н. Время высмолить лодку. Стихи. — Рязань: Узорочье, 2001. — 231с.), за которой буквально охотился, когда узнал о её выходе. В этом сборнике стихотворение несколько отличалось от варианта, опубликованного в «Литературной Рязани» за 1989 год, но это право автора дорабатывать стихотворение, причём, чем талантливее стихотворение, тем больше внимания ему обычно уделяется. Хочется вновь и вновь возвращаться к тексту, желая довести до совершенства. Да, «Бабочка на татарнике» — возвращение в детство, которое, как и всё хорошее, быстро проходит. Человек даже не замечает, как созревает для взрослой жизни и, коснувшись её, переносит свой пока ещё небогатый жизненный опыт в новые реалии, даже какое-то время чувствует себя много повидавшим человеком, многое познавшим, хотя это и не так. Авдеев — не исключение. После окончания средней школы в поселке Сынтул он работает на местном чугунолитейном заводе, служит в армии. С 1976 года, окончив факультет русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического института, преподавал в сельской школе, трудился редактором. Во время учёбы и работы, создания семьи и воспитания сына, стихи по-прежнему не отпускают его душу, и Валерий Авдеев отдаёт им всякую свободную минуту. Усердие не проходит даром: он начал публиковаться в «толстых» журналах и в журналах меньшей «упитанности». Не сразу, но проложил тропку в центральные издательства. Это — «Молодая гвардия», «Московский рабочий», где у него вышли книги «Родня», «Сосновый хлеб» и другие. В 1989 году стал членом Союза писателей СССР. В общем, ничего необычного, всё как у многих поэтов и писателей того времени. Не всегда лучезарная жизнь заставляла думать не только о будущем, но и вспоминать минувшие годы. Может, именно по этой причине поэтика детства по-прежнему волновала его и не отпускала. Только так можно воспринимать строки из стихотворения «Желание молодого старика»: Так захотелось, ей-богу, Здесь прорывается вернувшийся юношеский максимализм, заставляющий забыть о серьёзности и вспомнить тогдашние переживания. Оказывается, перебравшись на жительство в город, автор в душе по-прежнему соединён с родной природой, сынтульскими лугами и лесами, озером, рекой Окой. Поэтому, бывая на родине, он находит радость в крестьянской работе, отдохновение от городской суеты и по-прежнему зорок к повседневным деталям, которые вдруг неожиданно тревожат душу: Сколько горькой и сладкой Это стихотворение с завораживающим лаконизмом соединяет две стихии: крестьянскую заботу о сене и таинство минувшей ночи, потому что нет, наверное, такого человека, которого это не касалось бы, который, хотя бы раз в жизни, не задавал загадку другим, будучи на ночном лугу, в тенистом парке или на дачной прогулке. Автор сравнивает опыт зрелого человека с опытом собственной молодости, и появляется лёгкая зависть не к ушедшему времени, нет, а к той ситуации, в какой он когда-то, возможно, сам бывал. И потому с такой пронзительностью он, обнажая собственную душу, рассказывает понимающему читателю о, казалось бы, мимолётной новости, тем самым помогая вспомнить золотые денёчки. В какой бы строке ни обнажалась его лёгкая душа — она неизменно привлекает интонацией, искренностью, словно автор говорит сам с собою, но вдруг оказывается, что его мысли и чувства близки многим читателям, доверившим поэту сокровенные тайны и не решившимся поведать о них миру самостоятельно. Это подтверждает ещё одно стихотворение, загадочно размещённое Валерием Авдеевым в заключение сборника «Время высмолить лодку», который, хотя в выходных данных значится год выпуска как «2001», поступил из типографии в Рязанскую областную писательскую организацию на другой день после похорон автора, состоявшихся 22 июля 2003 года на его родине — в посёлке Сынтул. Называется оно так: «Умереть хотел бы ранней осенью»: Умереть хотел бы ранней осенью, Поэты-классики по-настоящему живут в душах большинства читателей несколькими стихотворениями. Зачастую четырёх-пяти бывает для этого достаточно. В этих заметках довелось прикоснуться лишь к нескольким творениям Валерия Авдеева, но и по ним можно судить о силе его поэтического дарования, отмеченного премией Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова. Ведь, чтобы по-настоящему запомнить замечательного поэта, иногда действительно хватает нескольких стихотворных строк. Глубокое же изучение творчества — удел специалистов да тех любителей поэзии, которые не останавливают своё любопытство на нескольких популярных стихотворениях того или иного автора, зачастую превращающихся в любимые песни. Поэты любят предугадывать свою судьбу. Говорят, это часто у них получается. Валерий Авдеев ненамного ошибся, чуток не дожив до очередной осени, но это уже неважно. В жаркий июльский день воды любимого с детства сынтульского озера-пруда приняли Валеру в своё тёплое лоно, и завершилась его земная жизнь, подчас суматошная, неустроенная. Может, поэтому он более других находил утешение в поэзии, жил ею и не замечал за собой такого «греха», но всегда заклинал себя простой истиной, создавая очередную трогательную поэтическую историю, зная, что для этого и нужно-то «немного»: «Не опуститься бы// До дьявола// И не подняться бы// До Бога».
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |