> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Эдуард Шульман

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Эдуард Шульман

Богиня памяти

Роман с хронологией

ААА и другие буквы

Ахматова - Портрет работы Н.И.Альтмана 1914 РМ

Портрет Анны Ахматовой работы Н.И.Альтмана.
1914 г. Русский музей

Анна Андреевна Ахматова родилась 11(23) июня 1889 года. Тогда же, 23 июня, но в 1973 году  скончался  Павел Николаевич Лукницкий.

Ровесник века. Сын военного инженера. Учился в Пажеском корпусе. Добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Петроградский университет. Корреспондент в блокадном Ленинграде. Публиковал стихи, прозу, пьесы… Познакомился с Анной Ахматовой (АА) и в течение многих лет фиксировал в "Дневнике", почти что стенографически, каждую встречу. Вопросы. Ответы. Жест. Обстановка.

Характерная черта! - отмечал Л  (Лукницкий). - О Пушкине, Данте, о любом гении или большом таланте говорит АА так, с такими интонациями, словечками, уменьшительными именами, как будто тот - хороший её знакомый. Вот сейчас вышел в другую комнату, через минуту опять войдёт, словно нет пространств и веков... Какая-нибудь строчка, например, Данте восхитит АА: "До чего умён... старик!"  Или: "Молодец, Пушкин!"

Шёл 1927 год - девяностолетие со дня гибели. И Лукницкий учинил, по его словам, нечто вроде испытания.

Взял однотомного Пушкина и раскрывал на любой странице. Перебрав 15-20 примеров, перешёл к  прозе, потом к письмам... читал два-три слова, и АА совершенно точно произносила следующие.

Попробуем как бы инсценировать "Дневник", нарисуем в уме некую картину и составим из произвольных цитат воображаемый диалог.

Л (заглянув в томик Пушкина): Недавно тёмною порою... - АА: Когда пустынная луна текла туманною стезёю... 

Л: Ты Богоматерь, нет сомненья... -  АА: Не Та, Которая красой пленила только Дух Святой...

Л: Брови царь нахмуря... - АА:  Говорил: "Вчера повалила буря памятник Петра... "

Перелистнём прозу и обратимся к письмам.

Л: Буря, кажется, успокоилась... - АА: Осмеливаюсь выглянуть из моего гнезда и подать голос. Вот уже четыре месяца нахожусь я в глухой деревне...

Л: Милостивый государь Александр Христофорович! Честь имею препроводить на рассмотрение Вашего Превосходительства новые мои стихотворения... - АА: Если Вы соблаговолите снабдить меня свидетельством для цензуры, то, вследствие Вашего снисходительного позволения, осмеливаюсь просить...

Л: Грустно мне, жёнка!.. -  АА: Ты больна, дети больны. Чем это кончится, Бог весть...

Лукницкий, судя по "Дневнику", был поражён. И, допускаю, воскликнул:

- Вы прямо назубок выучили!

Анна Андреевна улыбнулась, пожала плечами, махнула рукой. Дескать, чему удивляться? Ведь Мнемозина - богиня памяти, дочь Урана и Геи - сама сделалась матерью, зачавши от Зевса. И произвела на свет не кого-нибудь, а девять Парнасских муз.

По той дороге, где Донской
Вёл рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц жёлтый и рогатый, -
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.

 

Расскажу о Цветаевой

Некий хороший человек пригласил её в Англию. Он там читал лекции по русской литературе. Может быть, в Кембридже. Может быть, в Оксфорде. Получал, надо думать, профессорскую зарплату... А та, про кого читал (Марина Ивановна), не имела, как водится, ни шиша.

Ну и позвал в гости. Профессор - в смысле - поэта. Показывал достопримечательности, то, сё. Угощал от души. В изысканных дорогих ресторанах. И очень, понимаете, огорчился, что поэт весьма слабо реагирует на усиленное питание: вяло жуёт и согласно классической традиции всё больше никуда не смотрит.

Вздохнувши опять-таки от души, хозяин-профессор выразил удивление. Или неодобрение. Даже, глядишь, порицание.

- Вы, - укоряет, - Марина Ивановна, безразличны к радостям жизни: к гастрономическим удовольствиям и кулинарным рецептам. Хоть сено-солому подай, всё будете вилкою тыкать!

И Марина Ивановна, представьте себе, согласилась. Точно, кивает, правильно. Мы, заверяет, поэты, производим духовные ценности на подножном корму. С филе-бламанже, с шампиньонов да с рябчиков - кто же, простите, не воспарит? Нет, попробуйте-ка на сене с соломой! Чистота эксперимента, уважаемый профессор!.. И в заключение вроде бы засмеялась.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге куст
Встаёт, особенно - рябина...

 

*          *          *

А хороший человек, принимавший Цветаеву, - князь Святополк-Мирский. Сын царского министра, эмигрант, профессор Лондонского университета, коммунист, евразиец, возвращенец...

О последних его годах повествует Ярослав Васильевич Смеляков - поэт и многолетний сиделец:

Бельё за окном на верёвке,
заплёванный маленький зал.
Он в этой фабричной столовке
о Рюриковичах рассуждал.
Тут вовсе не к месту детали,
как капельки масла в воде.
Его второпях расстреляли
в угодьях того МВД.
В июне там или в июле, -
я это успел позабыть, -
но лучше уж русскую пулю
на русской земле получить.

Что лучше, что хуже - не комментирую. Наверное, о самоубийстве Цветаевой кто-нибудь распевает частушку, где "местная петля" рифмуется с "ля-ля-ля"...

Но детали, Ярослав Васильевич, очень даже сгодятся.

*          *          *

 

О князе Дмитрии Петровиче Святополк-Мирском  - в дневнике Чуковского:

От высокородных предков унаследовал гурманство. Разоряется на чревоугодии. Каждый день идёт в роскошный ресторан... не только ест, но и пьёт.

Мил чрезвычайно. Широкое образование, искренность, литературный талант, самая нелепая борода, нелепая лысина, костюм хоть и английский, но неряшливый, потёртый, обвислый. И особая манера слушать: после всякой фразы произносит сочувственно  "и-и-и"  (горлом поросячий визг)...

Корней Иванович уверяет, что особую княжескую манеру запечатлел будто бы Маршак в известном стихотворении:

Мой мальчик! Тебе эту песню дарю,
Рассчитывай силы свои.
И если сказать не умеешь "хрю-хрю",
Визжи, не стесняясь, "и-и!"

Родился 28.8 (9.9) 1890, имение Гиёвка, близ Харькова. Умер 6.6.1939, отдельный лагерный пункт «Инвалидный», близ Магадана.

 

Конец лета

Не помню, когда я услышал про такого поэта - Георгий Иванов. Вероятно, достаточно рано - из примечаний к Блоку... Зато знаю точно, когда увидел, - в день, как выясняется, его смерти, только спустя двадцать лет, - 26 августа 1978 года, в субботу.

Было это в Крыму, в Феодосии, в музее Александра Степановича Грина. Под стеклом, на стенде, лежал разворот какого-то древнего тонкого журнала, где прилепилось стихотворение:

Там, над Невой зеленоватой,
На жёлтом небе сентября
Несутся клочья жёлтой ваты
И дышит холодом заря.
О. эти снасти над рекою!
И гул толпы, и шорох вод!
С тревогой сладкой и тоскою
Встречаю осени приход.
Опять, опять чудесно слиты
И вещей тайною горды
Холодноватые граниты,
Дворцы, каналы и сады.
Опять волнует и тревожит
Очарованье волшебства,
И облетает в сладкой дрожи
На землю влажная листва.
Как позолота облетает
И угасает навсегда,
Так меркнет день, сиянье тает,
Темнеет гулкая вода.
А он, Великий, он, Победный,
На сером камне над Невой,
Глядит в просторы Всадник Медный,
Благословляя город свой.

 

Здесь Георгию Иванову 20 лет. Или 21. Или классические "маяковские" 22: иду красивый, двадцатидвухлетний.

Почему "маяковские", - читай поэму "Облако в штанах". А почему классические? Потому что Василий Андреевич Жуковский выговаривал власти, что она, власть,  и в 36-летнем Пушкине всё видит 22-летнего.

Вот что такое 22 поэтических года. Не избыть никогда!

Выхожу двадцатидвухлетний
И совсем некрасивый собой
В свой решительный, и последний,
И предсказанный песней бой.

 

Борис Абрамович Слуцкий опубликовал эти стихи в 1956 году.

Георгий Иванов был жив. Теоретически мог бы и прочитать. Вспомнить свои 22 года...

По форме и сути давнее его стихотворение - перепев, наивный и откровенный, "Медного Всадника". Без всяких усилий, не надрываясь, Поэт говорит голосом Пушкина.

Так Евгений Яковлевич Урбанский  (1932 - 1965)  читал некогда, на нашей памяти, Маяковского. Без крика, почти по-домашнему, на глубоком дыхании - и очень громко. Точно присваивал себе...

Но сформулируем по-другому: Маяковский принадлежит Урбанскому, как Пушкин - Иванову.

И оттого полудетские стихи из журнала обращены не вспять, а в будущее. Они - пророческие. В них присутствует не только следующий календарный год - семнадцатый, но даже, если хотите, "ленинградская блокада".

А что удивительного? В "Медном Всаднике" сказано:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним  хладом.

Бог весть, не напиши классик этих мощных тоскливых строк - не случились бы, глядишь, аккурат в ноябре  (по новому стилю)  известные события. Он словно вызвал их из пучины своим заклинанием.

О расставанье на мосту,
О ней, о черноглазой Ане,
Вздохнул... А за окном, в саду.
Такие русские герани
И русских ласточек полёт.
Какая русская погода!
Как быстро осень настаёт
Уже семнадцатого года.
...Как быстро настаёт зима
Уж пятьдесят седьмого года.
Вздохнул... Но вздох иного рода -
Изгнание... Тюрьма - сума.
- Не выдержу!  Сойду с ума!

 

Бедные писатели

В 1856 году, 20 апреля по-старому (2 мая по-нынешнему), в городе Ветлуге, Костромской губернии родился Василий Васильевич Розанов…

Я наткнулся на его сочинения случайно, в квартире-музее известного музыканта. Пианист и композитор, почитатель и посетитель Льва Николаевича Толстого, собрал он обширную библиотеку.

Не только Андрей Белый и Михаил Осипович Гершензон - как-никак местные граждане. Но и (полагаю, изъятые в иных местах) эмигранты: Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева - те самые, что перебрались ко мне в заветную тоненькую тетрадь. И привожу, не справляясь по высохшим неразборчивым строчкам…

Но сперва - маленькое отступление. Розанов поминает Николая Владимировича Корецкого, что явился на свет в 1869 году, пережил Великий Октябрь, лишился собственной типографии, превращён на старости лет в корректора. Арестован 31. XII. 37. Расстрелян 11. I. 38... Долгие годы издавал популярный журнал "Пробуждение" и накануне Февральской революции напечатал стихи Валентина Петровича Катаева.

Вот они здесь, в мятой ветхой тетради. Зоркие, пластичные. Зимний ночной пейзаж... Катаев редактировал "Юность", которую все читали. И онемелыми пальцами переписывая Розанова, я ощутил вдруг, что время замкнулось.

25-летний юбилей Корецкого. Приглашение. Не пошёл. Справили... Кто знает поэта Корецкого? Никто. Издателя-редактора? Кто у него сотрудничает?

Очевидно, господа писатели идут "поздравлять" всюду, где поставлена сёмга на стол.

Бедные писатели! Я боюсь, правительство когда-нибудь догадается вместо "всех свобод" поставить густые ряды столов... "Большинство голосов" придёт. Придёт "равное, тайное, всеобщее голосование". Откушают, поблагодарят. И не знаю, удобно ли будет после "благодарности" требовать чего-нибудь.

Так великая ставка свободы в России зависит от многих больших причин и ещё от одной, маленькой: улова сёмги в Белом море.

Василий Васильевич Розанов скончался 5 февраля 1919 года в тогдашнем и нынешнем Сергиевом Посаде.

Могила не сохранилась.

Поздняя сноска:

Стихи Валентина Катаева из журнала "Пробуждение"

 

Морозный воздух был прозрачен, тих и чуток.
Туманным радужным кольцом окружена,
Из-за садов и дач на белый первопуток
Бросала тени низкие луна.
Звенели бубенцы нестройным, полным звоном,
Откуда-то неслись людские голоса,
И в море, от луны, на золоте зелёном
Переливалась ртутью полоса.
Я помню, как сейчас, холодный блеск тропинок,
Сады... И на ресницах выгнутых твоих
Мерцающие звёздочки снежинок,
Осыпавшихся с веток кружевных.

 

 

У кого что болит

 

В кафе сидит человек. Обыкновенный человек, ноль. Один из тех, о которых пишут: убито 10, ранено 26. Не директор треста, не изобретатель, не Линдберг, не Чаплин, не Монторлан. Он прочёл газету и знает теперь, как настроено общественное мнение в Англии. Он допил кофе и зовёт гарсона, чтобы расплатиться. Он рассеянно думает, что ему дальше делать - пойти в кинематограф или отложить деньги на лотерейный билет. Он спокоен, он мирно настроен, он спит, ему снится чепуха. И вдруг, внезапно видит перед собой чёрную дыру своего одиночества. Сердце перестаёт биться, лёгкие отказываются дышать. Мука, похожая на восхищение.

(Георгий Иванов, «Распад атома»)

*          *          *

 

- Ах, товарищи дорогие! - сказал вдруг Мадьяров. - Вы представляете себе, что такое свобода печати? Вот вы мирным послевоенным утром открываете газету и вместо ликующей передовой, вместо сообщений о том, что бригада сталеваров вышла на вахту в честь выборов в Верховный Совет, и о том, что трудящиеся в Соединённых Штатах встретили новый год в обстановке уныния, растущей безработицы и нищеты, - вы находите в газете, знаете что? Информацию! Представляете себе такую газету? Газету, которая даёт информацию!

И вот вы читаете: недород в Курской области, инспекторский отчёт о режиме в Бутырской тюрьме, спор, нужен ли Беломорско-Балтийский канал. Вы читаете о том, что рабочий Голопузов высказался против нового займа.

В общем, вы знаете всё, что происходит в стране: урожай и недород, энтузиазм и кражи со взломом, пуск шахты и катастрофа на шахте, разногласия между Молотовым и Маленковым. Вы читаете отчёты по поводу того, что директор завода оскорбил семидесятилетнего старика-химика. Вы читаете речи Черчилля и Блюма, а не то, что они «якобы заявили». Вы прочитываете отчёт о прениях в палате общин. Вы знаете, сколько человек вчера покончили самоубийством в Москве, сколько сшибленных было доставлено к вечеру к Склифосовскому. Вы знаете, почему нет гречневой крупы, а не только то, что из Ташкента в Москву доставлена самолётом первая клубника. Вы узнаёте, сколько грамм получают в колхозе на трудодень из газет, а не от домработницы, к которой приехала племянница из деревни покупать в Москве хлеб. Да-да, и при этом вы целиком и полностью остаётесь советским человеком.

Вы заходите в книжный магазин и покупаете книгу, оставаясь советским человеком. Читаете американских, английских, французских философов, историков, экономистов, политических обозревателей. Вы сами разбираетесь, в чём они не правы. Вы сами, без няни гуляете по улицам.

(Василий Гроссман, «Жизнь и судьба»)

*          *         *       

Бывают ночи: только лягу
в Россию поплывёт кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать.
Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.
Закрыв руками грудь и шею, -
вот-вот сейчас пальнёт в меня –
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.
Оцепенелого сознанья
коснётся тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.
Но, сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звёзды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.

 

 (Владимир Набоков, «Расстрел»)

 

Продолжение следует

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев