SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > ПОДЪЕМ

Подъем

Журнал "ПОДЪЕМ"

N 7, 2003 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ДОМЕН
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

РУССКОЕ ПОЛЕ:
ПОДЪЕМ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ФЛОРЕНСКИЙ
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ

Журнал "Подъем", N7, 2003 год

Содержание

Ежемесячный литературно-художественный журнал

Основан в январе 1931 года

Воронеж - 2003

ПОЭЗИЯ

Юрий БЕЛИЧЕНКО

   Всю жизнь Юрий Беличенко писал стихи. Он любил Лермонтова и мечтал написать книгу о нем, в которой будут развеяны домыслы и житейские легенды, заслоняющие собой величие духовного подвига этого неразгаданного русского гения. Лермонтов был офицером и служил на Кавказе. Чтобы понять детали его жизненного пути, проникнуть в мотивы поступков, необходимо знать логику офицерского существования, букву военного распорядка. И, конечно же, нужно любить того, о ком пишешь, и доверять его нравственным предпочтениям.

   Юрий Беличенко – русский офицер другого века, и это обстоятельство стало краеугольным в его кропотливой и неустанной работе над лермонтовской биографией. Книга о Лермонтове как будто подводила итог жизни исследователя, и совсем не случайна завершающая ее благодарность Богу – за то, что дал силы и срок завершить сей труд. Журнал «Подъем» напечатал эту работу Юрия Беличенко под названием «Лермонтов», тем самым обозначив ее основательность и не частность суждений ее автора. Она читается увлеченно и оставляет светлое впечатление – так бывает, когда узнаешь новое о любимом человеке, когда встречаешь еще одно свидетельство его чистоты и духовной стойкости, когда видишь: рассказчик внимателен и непредвзят и его занимает правда поступка и точность слова.

   Написав книгу о Лермонтове, как поэт, Юрий Беличенко удивительно вырос – в его стихах появилось неуловимое знание о том, что есть жизнь, и что мы в ней значим. Притом детали мира в его стихах не стерлись философским рассуждением, но умножились и удивительно упорядочились, как будто подчеркивая красоту и порядок Божьего Творения. Поэт предстал перед своим читателем каким-то другим человеком – словно стоящим на мистической черте, что разделяет мир земной – живой, но тленный, и мир неведомый, заветный, вечно живой, не знающий смерти, свободный от лжи и зла.

   Этот земной облик поэта был с нами недолго. Однако, мы услышали его слова и знаем, что свой духовный долг он исполнил. Его пример – поучителен и высок еще и потому, что реальность, в которой мы сегодня живем, более всего располагает к низменному и мгновенному. И теперь уже нам поручено служение свету и чистоте – и дай нам Бог сил на это.

   Юрий Беличенко родился в 1939 году и вырос на Кубани, в станице Крымской. Он выпускник Харьковского политехнического института и Литературного института им. Горького. С 1962 года его жизнь связана с армией: сначала – офицер-ракетчик, потом – военный журналист. Более четверти века он возглавлял отдел литературы и искусства Центральной газеты Министерства обороны «Красная звезда». Последние годы – полковник в отставке, обозреватель «Красной звезды». Его перу принадлежат девять поэтических сборников и книга «Лета Лермонтова» - документальное повествование о биографии великого русского поэта. Юрий Беличенко – лауреат серебряной медали имени А.Фадеева и Всероссийской литературной премии имени М.Ю.Лермонтова за 2001 год. Скончался в декабре 2002 года.

*  *  *

Над ущельем солнышко погасло.

Пулеметы не стреляют с гор.

Чай, пропахший орудийным маслом,

Наливает молодой майор.

Полосует нежно и опрятно

Сало, пристающее к ножу,

постелив на ящике снарядном

лист газеты, той, где я служу.

Тень горы, крылатыми краями

занавесив зыбкий наш уют,

потекла над минными полями,

где арыки темные поют.

И звезда, лучи переставляя,

поползла по танковой броне,

часовых и камни оставляя

со своей душой наедине.

Чуть жива от дизельного чиха,

на панели лампочка горит.

А майор раскованно и лихо

про удачу тосты говорит.

Он горяч и крепок в свете алом,

как стакан, наполненный войной.

И погибнет там, за перевалом,

что очнется за его спиной.

На войне мы как-то ближе к Богу.

А приметы – это только блажь.

И ему послужит некрологом

мой о нем случайный репортаж.

Но порой оступится неверно

Невеселый бег карандаша:

Понимаю, что душа бессмертна,

Но читать умеет ли душа?..

НОЧЬ НА БЕРЕГУ ЕВФРАТА

Над горячею пустыней

затворился край земли.

Словно злаки в жаркой глине

звезды ранние взошли.

И до самого восхода

дышат в мареве песка

непробудные народы,

непроглядные века.

То ли конное движенье

шелестит в пыли густой.

То ли идолослуженья

звук печальный и пустой.

Иль зовут они куда-то?

Иль спросить о чем хотят?

Или в сторону Евфрата

Птицы черные летят?

Я к песку склоняю плечи.

Я держу его в горсти.

Но созвучий мертвой речи

не могу перевести…

Поклонен иным обетам,

не злодей и не герой,

я спрошу у них об этом,

растворясь в земле сырой.

Когда ветром по курганам

побегу среди зимы

иль сойду ночным туманом

на можайские холмы.

За собою солнце водит

и планеты, и века.

понимаю: все проходит:

люди, страны, облака.

И потомок не услышит

землю ту, что станет мной.

Но какой печалью дышат

Бездны памяти земной!

И какое вдруг сомненье,

иль страданье, иль тоска

возникают у растенья,

у тумана и песка…

УЛИТКА

               Ю.Пахомову

В саду, где старая калитка

скрывает выемку ручья,

живет садовая улитка.

Большая, умная, ничья.

Не прогибаясь твердой спинкой,

не размышляя о судьбе,

она питается травинкой

и дом свой носит на себе.

Не зная времени иного,

и годы исчисляя днем,

улитка тоже слышит Бога,

хотя не ведает о нем.

Но раскрывает на рассвете

в сухом, безветренном углу

роскошной мантии соцветье

навстречу отчему теплу.

Пусть потешаются над нею

за то, что медленный ходок, -

но царств египетских древнее

ее античный завиток.

Кичась своим познаньем нищим,

терзаясь тем, что не везет,

Мы все-то вечной славы ищем.

А слава – вот она – ползет!

И через песни «Илиады»,

толпу героев и побед

идет ее шероховатый

и слизисто-пурпурный след.

САНИ ПУЩИНА

Не топлен дом,

и шторы в нем опущены.

За окнами – сугробы, как стога.

За поворотом скрылись сани Пущина

и канули в колючие снега.

Навстречу им скользит дорога псковская.

И где-то там, в запретной той дали,

уже заряжен пистолет   Каховского,

еще не знает девочка московская

превратностей и славы Натали.

Уехал друг.

Им что-то недосказано.

И это «что-то» с заговором связано.

Цареубийством бредят палаши…

А, может, вздор?

А, может, лишь мерещится? –

Россия православна, как помещица,

и заговоры ей нехороши.

Она – не Рим.

Она, скорее, Азия.

Она не позабудет сгоряча,

как Годунов с тяжелыми подглазьями

ей высватал Емельку Пугача.

Как изменив свое предназначение

при виде иноземного врага,

в ней царь Кащей уходит в ополчение

и медсестрой становится Яга.

Россия дремлет.

Ей еще отпущены

и молодость, и слава, и беда.

И пусть она уносит сани Пущина,

хоть он и сам не ведает, куда.

А, впрочем, Пушкин, ни к чему пророчества!

Тебе еще с бессонницы ворочаться

и, не проснувшись, требовать «Клико».

Любить. Шутить. Поеживаться молодо

от русского общественного холода,

где трудно жить,

но пишется легко.

ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

                                         Оле

Возраст и март. Голубое мерцанье небес.

Маковый цвет, наполняющий ветви березы.

При расставании с милой невольные слезы.

И, как сорока, во тьму ускользающий лес.

Ах, как банально, мне скажут, твое ремесло!

Сколько у прежних про это написано было?

Это - во мне, а у тех, кого было – прошло.

Было похожее – год или много назад.

Но лишь текущее наново нами творимо.

Разве рябые поляны в лесу повторимы?

Разве вон те облака повернутся назад?

Возраст, и март, и берез розоватая даль.

В слово «прощенье» все больше приходит прощанья.

Даже в снегу или звонких синиц совещаньи –

краткость минуты, в которой пролита печаль.

Липы с утра стали старые ветки ломать,

вместе с сосульками выпустив искорки света.

Разве я так бы сегодня почувствовал это,

если бы знал, что жива моя старая мать?!

А на полянах, гудящие ульи маня,

через неделю вовсю разгуляется верба.

Разве о том же расскажет тебе наша верба

в марте, в котором впервые не будет меня?!

И – на банальные чувства не надо грешить.

Не существует банальных ни слов, ни предметов.

И по-другому наступит грядущее лето.

Но не для всех. А для тех, кто останется жить…

РОЖДЕСТВО

Над белой крышей дачи крайней

прошел звезды летучий след.

Но на душе – печаль и тайна,

но просветления в ней нет.

И на губах – одно пустое,

и не влечет, как пастуха,

брести за этою звездою

через российские снега.

Приходит возраст, или зренье,

иль обступает нас беда,

но только в прежнее смиренье

как бы сочится кислота.

Когда в немом ожесточенье

ты метишь собственной виной

и старой матери мученье,

и мир, безумный и хмельной.

И хоть трудна стезя земная,

и оступаться не грешно,

моя шинелка – отставная,

и на плечах ее – темно…

А ночь идет, сдвигая тени,

и дышит бремя тишины

великим таинством Рожденья

и искупления вины.

И звезды, радуя друг друга,

прервали вечные круги.

И вот уже достигли слуха

надежды дальние шаги.

Они от стога, от сарая –

к семье черемух за стеной,

где мир небес, перетекая,

осыпал снегом мир земной.

И вдруг в своей шинелке тесной

почуешь в сердце и судьбе,

что мир земной и мир небесный

соприкасаются в тебе…

 

© "ПОДЪЕМ"

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Подъем

WEB-редактор Виктор Никитин

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Перейти к номеру:

2001

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2002

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2003

01

02

03

04

05

06

07