Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru


Владимир ВАРАВА

ПУТЬ КРЕСТА

Книга, вышедшая в издательстве Спасо-Преображенского Валаамского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, посвящена русской идее. (1) Ей не суждено остаться незамеченной среди довольно большого объема печатной продукции, вышедшей в последнее время на тему, столь близкую каждому думающему и сопереживающему отечеству русскому человеку.

Книгу выгодно отличает как форма, так и содержание. По форме - это историософское исследование, ибо как говорит сам автор: “предлагаемая книга - попытка философского осознания таинственного действия Святого Духа в русской истории и культуре”. Историософия (“мудрость истории”) - наиболее верное орудие для постижения глубинных, духовных, прежде всего, смыслов русского бытия. И свою методологическую установку автор выдерживает до конца, что придает его работе характер целостности и обоснованности (чего нельзя сказать про многие другие существующие сегодня работы на данную тему).

В содержательном плане у работы есть такие неоспоримые преимущества. Во-первых, книга носит в определенной степени итоговый характер, т.к. основная ее проблема - “вопрос о русской победе в истории при кажущемся цивилизационном (прежде всего экономическом и политическом) поражении России в конце XX века”. Соответственно, анализируемый материал распространяется до сегодняшнего времени и включает его как важнейший (отнюдь не последний!) момент в общей канве исторического бытия России. Тем самым предлагается возможность посмотреть на нынешнее тяжелейшее и непонятнейшее время с точки зрения историософской перспективы, а значит, понять смысл происходящего; то, чего как раз сейчас больше всего нужно России, захлебнувшейся в океане бессмысленного существования.

Во-вторых, в книге имеется определенная “логика историософского пути” России, что придает исследованию характер концептуальности и методологической полноценности. Эта “логика” определяется тем, что автор стремится показать, как христианская правда действовала и действует в русской православной цивилизации.

В предлагаемой работе выделяются три идеи - крест, меч и богатство, на которых основывается и между которыми выбирает Россия. И соответственно, исторический путь России предстает как смена трех периодов: “Русь Золотая”, “Русь Серебряная”, и “Русь Железная”.

На протяжении всей работы, автор стремится к сущностному раскрытию смысла всех трех периодов. На вопрос “что такое Золотая Русь?”, он отвечает: “замысел Божий о России”. Здесь - начало нашей христианской истории, прочное основание тысячелетней России. А.Казин считает, что Русь с самого начала выбрала для себя Крест и пошла на крестный подвиг - “попыталась слить воедино святыню и жизнь, небо и землю”. Говорить о том, насколько эта попытка удалась или не удалась в земном устроении даже не стоит, ибо таков “идеальный истоирософский горизонт Святой Руси”, и для нас важно, что именно он определил тот путь России, который ведет в совершенно другие области, чем дорога римо-католической цивилизации. “Святая Русь держалась “сверху вниз”, от Бога к человеку, и люди по мере своего совершенства (или падения) служили Богу, царству, а не самим себе”.

Здесь же глава “Москва - Третий Рим или Новый Иерусалим?”, в которой дан анализ важнейшей историософской концепции XYII века, которая, кстати говоря, сегодня часто используется небрежно и бесцеремонно.

В разделе “Русь Серебряная” речь идет о вехах петербургского периода русской культуры. Указывая на все решительные духовно-онтологические отличия Санкт-Петербурга от Киева и Москвы, А.Казин показывает единство историко-культурного процесса в России. “Если Москва погубила Восток на Куликовом поле и державно оформила русское Православное Царство, то Петербургу пришлось сразиться с иным противником - Европой, которой, в отличие от татар нужна была прежде всего Православная душа”.

Здесь кроется антиномический характер петербургской культуры, которую автор характеризует в терминах тайны и парадокса, и которая проявляется в соединении несоединимого - Православия и антропоцентризма, Руси и Запада, Богочеловека и человекобога.

Бесспорно, это время трагических изломов и кровавых противоречий, но вопреки всему в петербургский период Русь осталась сама собой. “Серебряная Русь не отказалась от несения креста - вот что главное!”. Более того, по мнению автора, не Запад духовно поработил Россию, сколько наоборот, Россия умудрилась овладеть технической стороной западной цивилизации. И конечно же, Петр Великий - центральная фигура данного периода. Автор по отношению к Петру суров и справедлив: “Петр оставил в неприкосновенности сердцевину святой Руси, хотя и переодел столицу по-немецки. Подобно неверующему священнику, совершающему Божественную Евхаристию, Петр Великий объективно подтвердил смысл русской истории как крестоношения”. И в то же время: “Петр вздернул Россию на дыбы (на дыбу) уздой железной, но он не смог разрушить Дома Пресвятой Богородицы даже в своем балтийском “парадизе” - городе Санкт-Петербурге, к которому перешли не только грехи Третьего Рима, но и его Святыни”.

В петербургском периоде перед нами проходят лица, без которых данный период немыслим. Здесь представлены историософские портреты Чаадаева, Пушкина, Киреевского, Тютчева, Данилевского, Достоевского, Леонтьева, Соловьева. Именно в этих великих именах национальной истории и произошло самоосмысление России в XIX веке.

В конце раздела глава “Русская идея и русская революция”. Религия русской интеллигенции - коммунизм - становится здесь предметом авторского исследования, которое осуществляется на примере творческого наследия Александра Блока. Автор полагает, что именно в нем, как ни в ком ином, соединилось несоединимое: русская идея и русская революция.

Завершает книгу раздел Русь железная”. Естественно, речь идет о советском периоде отечественной истории. Крест и звезда - такова авторская характеристика этих семи десятилетий “испытаний красным флагом”. Как христианская история не закончилась с Петром, также она не закончилась и с Лениным - одно из принципиальнейших положений.

Импонирует то, что автор далек от мысли рассматривать этот воистину драматический период нашей истории как провал, бездну, черную дыру ... Он остается последовательным в своем историософском методе и выявляет скрытые смыслы нашего бытия, которые, пускай в искаженном и неугадываемом виде, но также были сохранены тогда. “Тайный Крест против явного насилия и скрытого богатства - вот короткая формула Советской России 1917-1985 гг.”. В качестве основы для исследования советского периода, автором берутся М.Шолохов (“Тихий Дон”, А.Довженко (“Земля”), А.Твардовский (“Василий Теркин”). На этих примерах он отслеживает всю повторяемость основных и исконных ценностей, которые присущи русской национальной культуре в ее сформировавшейся вечной и неизменной духовной сфере.

Говоря о нынешнем периоде, автор предельно честен в своих оценках. Он считает, что демократия западного либерального типа в России является искусственным образованием и изначально обречена на неудачу. Но бед принести может много и уже приносит: “ Россия перестает быть Россией не только по внешности - вот, что сегодня самое опасное. На наших глазах под напором концептуального, информационного, финансового и организационного воздействия колеблются опоры (несущие конструкции) православно-русской вселенной - прежде всего в области религиозной и нравственно-эстетической ... обогащение любой ценой превозносится как предприимчивость, спекулянты и биржевые дельцы названы “новыми русскими”, глубинное наркокодирование выдается за “эротическое искусство”, болезненное влечение к смерти - за утонченный “некрореализм” ...

Произошло то, чего боялись еще Пушкин и Тютчев - к господству пришла чернь, смердяковщина (“грядущий хам”)”.

Каково будущее России и есть ли оно вообще? Вопрос, который в последнее время раздается все чаще и чаще. А.Казин далек от уныния при ответе на него. Историософское рассмотрение России помогает увидеть не только кризис, хаос, разруху, но и Смысл происходящего ныне, который проявляется на фоне современного всеобщего апостасийного процесса (общемирового отказа от Христа). И вот Россия, несмотря на все попытки изменить соборную душу народа, сохранила ее. И все альтернативы (коммунизм, демократия, рынок, план, капитализм, социализм) суть ложные альтернативы. Ибо путь России - путь Креста, который, как надеется автор, Россия, все-таки выберет, пройдя все искушения и соблазны. И ни капитализм, ни “честный бизнес”, ни “средний класс”, ни что иное, а “православная этика святости и жертвы” определит настоящее и будущее России.

Бесспорно книга нужна, и именно сейчас, когда опять начинают появляться проекты социально-политической реформации России и надежды на комфортную в материальном отношении жизнь. Если не хотим провалиться в новую трясину, более глубокую и мерзкую, нужно помнить о высших измерениях России. Об этом книга А.Казина.

(1) А.КАЗИН. Последнее царство (Русская православная цивилизация). Спб., 1998, 142с.

Перейти к номеру:

2001

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2002

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Подъем

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

Rambler's Top100 Rambler's Top100