Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru


ДУХОВНОЕ ПОЛЕ

Священник Игорь ФИЛЯНОВСКИЙ

НА ПУТИ ОБРЕТЕНИЯ

Когда весной 1998 года началась моя переписка с диаконом Игорем Филяновским, в то время сотрудником Секретариата по Взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата, невозможно было предположить, что таким образом устанавливается будущая связь Ворониха и журнала “Подъем” с далекой Австралией и русским православным приходом в Мельбурне.

Игорь Филяновский, уроженец Воронежского края, написал несколько очерков о великих русских миссионерах, один из которых — о святителе Николае Японском — был опубликован в 1999 году на страницах мартовского выпуска нашего журнала, остальные — в ближайших планах “Подъема”.

Сегодня отец Игорь — настоятель Свято-Троицкого храма русской православной церкви Московского Патриархата в Мельбурне. Перед его глазами протекает жизнь не только русской диаспоры, включенной в приходский распорядок, но и повседневное мирское служение иноязычных православных, отдавших свое сердце нашей Матери-Церкви.

Жизнь русского человека вдали от Отечества полна трудностей, не отменяемых внешним благополучием. Тоска по Родине, обостренное чувство родного языка, жадное вслушивание в новостные телепрограммы, по-своему интерпретирующие далекие российские события, посильное участие в передачах русского этнического радио — вот малые штрихи русского быта в Австралии. Отечественная культура на чужбине особенно нуждается в бережном к себе отношении — потому несколько лет назад в Мельбурне образовалось небольшое общество любителей русской словесности имени Владимира Солоухина.

Отец Игорь Филяновский, по собственному характеру скорее книжник (о чем свидетельствуют его письма в “Подъем”), принял на свои плечи бремя пастырского служения и духовного представительства за тридевять земель от Родины. Таков его путь. Мы очень ценим просвещенную почвенность его мнений и желание не терять связи с родным краем — взаимно плодотворной и душевно необходимой.

Небольшой очерк отца Игоря из истории Свято-Троицкого прихода Мельбурна — еще и грань русской жизни в Австралии. Эта жизнь требует пристального внимания, разумеется, как и любая другая, однако всегда есть то, с чего стоит начинать рассказ. В нашем случае — это духовный выбор, исходная точка, из которой проистекает все остальное.

Вячеслав ЛЮТЫЙ.

 

 

История становления нашей общины восходит к началу 80-х годов, когда в одном из мельбурнских англиканских соборов открылся кружок по изучению древних иконописных традиций.

В той небольшой группе встретились люди разных национальностей и христианских исповеданий, русские и австралийцы, священники и миряне, профессиональные художники и любители, но все они были объединены неподдельным интересом к раннему церковному наследию, одним из самых глубоких явлений которого считается православная икона.

Уходящее столетие оказалось временем подлинного узнавания сокровищ православной иконографии не только для нашей Родины, но и для всего западного мира. Открытие древнерусской иконописи в России в начале XX века указало путь к духовным сокровищам прошлого, но вместе с этим дало подлинный критерий для будущего духовного развития. Существенным последствием этих открытий стало то, что в христианском сознании нашего века утвердилась мысль о необходимости личного религиозного делания, если мы хотим найти путь к написанию иконы. Труды замечательных православных мыслителей начала столетия о. Павла Флоренского, Евг Трубецкого, Л Успенского рассматривали иконописную технику и материалы как свидетельства глубоких духовных процессов, переживаемых Церковью. Теперь благодаря культурной миссии русской эмиграции эти работы переведены на основные европейские языки и стали доступны всем христианам Запада, стремящимся прикоснуться к традиции нашей Церкви.

Сегодня, по прошествии более чем десяти лет, размышляя о путях прихода к Православию зачинателей нашей общины, отчетливо понимаешь, что человек, искренне стремящийся проникнуть в мир православной иконы, неизбежно приходит к мысли о том, что продолжение этой традиции требует усилия и личного подвига. Любование “сокровищами прошлого” и эстетическая стилизация только закрывают для нас путь к становлению иконного мышления, обретению того “умозрения в красках”, о котором столь вдохновенно писал в начале минувшего столетия русский православный философ Евг Трубецкой. Это один из основных мотивов того, что часть участников иконописного кружка во главе с тогда еще англиканским священником Петром Хиллом все больше приходила к мысли о необходимости присоединения к Православной Церкви.

“В отношении к духовному миру, — писал священник Павел Флоренский, — Церковь, всегда живая и творческая, вовсе не ищет защиты старых форм как таковых и не противопоставляет их новым как таковым… Церковь, столп и утверждение Истины, требует только одного — истины”.

На этом пути поиска и обретения Истины будущим членам Свято-Троицкой общины помог замечательный пастырь — протоиерей Михаил Толмачев. Сын русского офицера, отец Михаил вырос в Сербии, где его семья делила с сотнями тысяч наших беженцев горечь изгнания из России. После войны его, тогда уже священника с маленькими детьми на руках, в одночасье власти Югославии высылают с семьей в Венгрию. В Будапеште более двадцати лет отец Михаил нес послушание настоятеля храма Прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви Московского Патриархата. После переезда в Австралию протоиерей Михаил Толмачев был настоятелем Свято-Троицкого храма Сербской Православной Церкви, а позднее и по сей день — Свято-Покровского прихода в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

Отец Михаил Толмачев принял Петра Хилла в Православие и помог установить ему живую связь с Матерью-Церковью в России. В 1988 году после рукоположения в православные священники иерей Петр Хилл стал настоятелем Свято-Троицкого прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Мельбурне. Для Русской Православной Церкви открытие англоязычного прихода имело прежде всего миссионерское значение. Среди прихожан этой небольшой общины кроме австралийцев были русские и греки, которые родились или выросли в Австралии и не хотели с утратой ими и их детьми своего национального языка потерять связь с Православием.

Церковное здание тогда находилось в районе Гленайрис, а богослужебная утварь и иконы передали новому приходу в наследство от закрывшейся раньше русской церкви в Гонконге. Поэтому в храме вместе с иконами наших прихожан мы продолжаем бережно хранить иконы и утварь, подаренные русскими моряками гонконгскому православному приходу.

За истекшие годы наш приход пережил немало радостных и драматичных событий. К сожалению, несколько лет назад прихожане остались без постоянного пастырского окормления. Это было трудным испытанием для людей, но вера в то, что приход будет жить, помогла им выстоять. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1999 году в Свято-Троицкий приход г. Мельбурна был назначен священник из Москвы.

Вот уже год как мы вместе шаг за шагом созидаем приходскую жизнь в нашей небольшой общине. Теперь наша церковь находится в Парквилле, в районе Мельбурнского университета. Возобновились регулярные английские богослужения, и несколько раз в месяц проходят службы на славянском языке, проводятся детские занятия, издается приходский листок, раз в две недели проходят катехизические занятия на английском и русском языках. Не так давно были организованы паломнические поездки в греческий и сербский монастыри, которые расположены недалеко от Мельбурна. Мы дружим с нашими братскими приходами Московского Патриархата в Сиднее и Ньюкастле, а также с приходами Константинопольской, Антиохийской и Сербской церквей. По мере сил я стараюсь принимать участие в русской культурной жизни г. Мельбурна, сотрудничаю с обществом русской словесности им. В. Солоухина и русскими радиопрограммами.

Конечно, как и во всякой общине, которая после длительного перерыва вновь начинает регулярную церковную жизнь, у нас хватает трудностей и проблем, связанных с благоустройством храма и налаживанием богослужебного распорядка. Мы мечтаем расширить в будущем английскую и русскую библиотеку церковной и художественной литературы, где каждый интересующийся Православием смог бы прикоснуться к этой великой духовной традиции. Стараемся уделять внимание нашим детям, чтобы они с раннего возраста чувствовали себя активными участниками приходской жизни и учились, что самое трудное для всех нас, быть православными не только по имени, но и по духу. Мы благодарны всем, кто оказывает нам помощь и поддержку, и стремимся к тому, чтобы, придя в нашу церковь, человек всегда мог почувствовать атмосферу духовного родства и общей молитвы друг за друга.

Священник Игорь ФИЛЯНОВСКИЙ,

настоятель Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата г. Мельбурна.

Перейти к номеру:

2001

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2002

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Подъем

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

Rambler's Top100 Rambler's Top100