SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > ПОДЪЕМ

Подъем

Журнал "ПОДЪЕМ"

N 6, 2003 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ДОМЕН
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

РУССКОЕ ПОЛЕ:
ПОДЪЕМ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ФЛОРЕНСКИЙ
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ

Журнал "Подъем", N6, 2003 год

Содержание

Ежемесячный литературно-художественный журнал

Основан в январе 1931 года

Воронеж - 2003

МАСТЕРА

Анатолий КРЯЖЕНКОВ

СМЕТЛИВЫЕ НА ВСЕ РУКИ

В середине прошлого столетия жителей слободы Алексеевки Бирюченского уезда отмечали как предприимчивых людей, умело осваивающих всевозможные ремесла. Одна из статей в «Трудах Вольного экономического общества» за 1854 год так и утвержда­ла: «Промышленные крестьяне слободы Алексеевки (графа Шере­метева) Воронежской губернии с давних пор вошли у нас в посло­вицу как самые сметливые пройдохи на все руки. Чрезвычайные льготы, даруемые от графа Шереметева крестьянам, служат неис­черпаемым источником для развития их умственных и промыш­ленных наклонностей».

Другой автор в «Воронежских губернских ведомостях» за 1855 год дополнял: «Вообще жители Алексеевки отличаются пример­ным трудолюбием и ни в какое время не станут сидеть сложа ру­ки оттого, что нечем заняться: у них всегда в руках или сапожное ремесло, или столярка, или живописная кисть, или игла портно­го, или обделка шерсти, или ткацкий станок; все эти отрасли про­мышленности если не доведены до совершенства, то по крайней мере делают значительные успехи, и житель Алексеевки не пойдет искать к соседям для себя каких бы то ни было мастеровых, необ­ходимых в домашнем быту». Возможно, в этих утверждениях есть земляческая доля преувеличения, но по существу алексеевцы как сметливые люди проявляли предприимчивость во всех сферах слободской деятельности.

                                        1

Рано умерший отец оставил Ивану Степановичу Штурбе нику­дышнее наследство: хату, огород, сад и леваду. Зато дал глав­ное — образование. Молодой Штурба был обучен письму, счето­водству. Единственный в Алексеевке он получал «Московские ве­домости». Часы посвящал любимому занятию — чтению «Истории Малороссии» Д. Бантыш-Каменского, сочинений Квитко-Основьяненко, Г. Конисского, И. Котляревского и Г. Сковоро­ды. Знания за плечами не носить, вот и набирался ума-разума да пытался поглубже заглянуть в седое прошлое родной земли.

Однако на кушетке не залеживался — дело в первую очередь.

Начинал почти мальчиком, в базарные дни разложив на ро­гожке гвозди, винтики, ножи, замки и другие железные товары. Торговля шла бойко и приносила небольшой доход. Так что вско­ре Штурба открыл лавку и стал ездить в Тулу за товаром, а по­том проторил дорогу в Царицын — за солью. А там и вовсе завер­телось. В приволжских краях познакомился с условиями степной торговли. Скот у калмыков почти ничего не стоил, зато в Остро­гожске, Бирюче, Воронеже и особенно в Москве хорошую цену имели сало, шерсть, овчина и кожи. И конкурентов почти не ока­зывалось.

Ранней весной приказчики Штурбы набирали добрых хлопцев, у которых еще не выветрилась казацкая удаль. Снаряжалось не­сколько десятков повозок, запряженных парою лошадей. При каждой из них — чабан, два гайдаря (пастухи), подпасок, кашевар, он же кучер и приказчик. С ними же — по нескольку овча­рок. Хлопцы были вооружены винтовками и длинными острыми ножами, которыми брили бороды. В повозке на всякий случай ле­жали копья. Ездить в калмыцкие степи было небезопасно. Закуп­ленный скот нагуливал сало в вольной степи. Тут все зависело от чабанов. Подбирались такие, которые любили «святе литечко» провести на лоне природы и умели хорошо выпасти стадо. Про­стое вроде дело, а приняв бычков или овец весною, следовало препроводить их хозяину без утраты, сытыми и здоровыми. Радивый чабан не допустит волка к стаду, не даст угнездиться болез­ни, сумеет выбрать пастбище так, чтобы к полуденному жару овцы были напоены и накормлены. Такого пастуха скот слушает лучше, чем солдаты командира. Таким был Марк Антонович Лобко.

Пригнанное им в сентябре стадо давало высокий нагул сала и мяса, оборачивающийся барышами. Штурба подсчитывал: расход на овцу — 1 руб., выручка составляла 3 руб. 35 коп. Значит, больше двух рублей дохода. На салотопенном заводе осенью убивалось около 50 тысяч овец. Следовательно, щелкал он счетами, барыша сверх 100 тысяч. В то же время он не прекращал зани­маться торговлей солью и железом. Ежегодная прибыль его со­ставляла 200 тысяч рублей. Невиданные в Алексеевке деньги!

Штурба сорил рублями, теша свое хохлацкое самолюбие. Ког­да на громаде проходила раскладка или сбор податей, он обра­щался к зажиточным алексеевцам:

— Папуша, Дидух, Усатенко, поможить людям, тягнить помалэньку!

Те уплачивали годовые подати за вдов, сирот или обнищавших землякцв.

— Пан пысарь, ще скильки трэба тягнуть? — выкрикивал Штурба.

Неразобранными оказывались пять или десять тягол (одно тягло — 6 десятин земли).

— Ну, оцэ и потягну, — подводил итог Иван Степанович и уплачивал подати за 5—10 семейств.

Бедняки всегда получали от него помощь. Целые возы с хле­бом, мясом, мукой и иными припасами развозил он перед больши­ми праздниками. Штурба не считал деньги в 1830 году, когда слу­чился голод. Много капитала ушло тогда на покупку зерна и выпечку хлеба на леваде: все раздавалось страждущим.

Ни на какую награду за свою благотворительность Штурба не рассчитывал. Только на благодарность земляков. Многочисленные юные родственники, обучавшиеся в училищах, или семинаристы присылали ему письма с витиевато выраженной признательностью за его обязательные пять рублей, которые выделял на еду и пита­ние. За те деньги можно было вырядиться франтом.

У Штурбы могли бы накопиться миллионы, но оставались ты­сячи. Он считался самым богатым человеком в Алексеевке. Шере­метевы очень гордились, что у них так процветают крепостные. Таких хозяев называли капиталистые — от слова «капитал».

Как-то молодой граф Дмитрий Николаевич гостил в большом доме Штурбы на Волостной улице. Его удивили огромные зерка­ла в зале. Он встал с бокалом шампанского и с улыбкой разгля­дывал свое отражение в полный рост. Кавалергардский мундир, черные брови, блестящие сапоги. Но неожиданно обернулся. Вош­ли трое сыновей Ивана Степановича: большого роста, статные, крепкие.

— Какие же у тебя, старик, сыновья молодцы!

— Ваше сиятельство! В ноги вам кланяемся. Отпустите на во­лю. Деньги у меня есть... Граф сразу посерьезнел:

— Деньги и у меня есть. Чем же вам плохо у меня?

Разговор на том и прекратился...

И все же через несколько лет Иван Степанович добился свое­го — получил вольную. С превеликими хлопотами и затруднения­ми. Жить в Алексеевке не стал. Уехал в Крым, купил там дом, обзавелся мореходными судами, насадил виноградные сады. На том весь капитал исчерпался.

Сыновья его надели сюртуки и пиджаки. Испросили кредиты в южных банках и занялись хлебной торговлей с заграничными конторами.

Сосредоточение значительных богатств в руках некоторых из крепостных крестьян в Алексеевской вотчине графов Шеремете­вых объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, от­сутствовала стеснительная близость вельмож, обретавшихся в Мо­скве или Петербурге, во-вторых, этому содействовали хозяйствен­но-экономические условия района, в котором они жили, в-третьих, наиболее энергичные и предприимчивые крестьяне с го­товностью оказывали помощь сирым и убогим.

В начале прошлого столетия в Алексеевской вотчине насчиты­валось 39 крестьян-капиталистов, 27 из них были жителями слободы Алексеевки. В Шелякиной семья капиталистого крестьянина из 11 взрослых человек имела капитал в 1000 рублей, нажитый в результате хлебопашества и торговли овцами. В Алексеевке были семьи, владевшие капиталом до 3000 рублей.

Вполне закономерно, что в Алексеевке появился умелец, про­славивший слободу на весь мир.

                                                        2

О жившем возле Базарной площади Данииле Бокареве говари­вали разное: «смекалистый мужик», «этот москаль себе на уме», «добрый хозяин».

Он не был коренным алексеевцем. Его выслали за какую-то провинность из Тульской вотчины в южные владения графа Ше­реметева, где и обычаи были иные, и говор малороссийский, и подсолнух красовался в палисадниках вместе с пышными гвозди­ками и пестрыми маками.

Этот подсолнечник и приглянулся Даниилу Бокареву.

Собиравшиеся к вечеру у подворий бабы судачили и грызли его семена. Лакомство обреталось в каждом семействе. Поджарен­ные семечки лузгали и дома, и на Базарной площади в торговые дни, и даже возле вотчинного правления, когда нужда приводила туда. Даниилу Бокареву тоже нравилось лузгать семечки, ибо вкус их был приятно-маслянистый. Подспудно созревала мысль о получении выгоды из подсолнечника. В тульских краях он наблю­дал, как добывали масло из льна и конопли. Руки у него были мастеровые. И он решился...

В конце лета на всей плантации аккуратно срезал шляпки, свез их во двор и вышелушил. К этой поре Даниил смастерил приспособление. Сбоку в дубовом коротком пне выдолбил квад­ратную нишу, внизу этой ниши выбрал цилиндрическое гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлял­ся деревянный «хлопчик» (цилиндр). С помощью двух клиньев, забиваемых молотом, цилиндр в гнезде давил на семечки. По от­водному желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Не­обычный и приятный запах стоял в сарае, где Бокарев «бил мас­ло». А вкус!

Бокарев не намеревался раскрывать свой секрет. Да и какой резон! Этак в каждом доме появятся маслобойки, а с ними — кон­куренты. Он слыхом не слыхивал о патентах, ему в голову не приходило зарегистрировать свой способ получения масла. Хотя авторам изобретений «привилегии» выдавались в России с 1814 года. Как любой предприимчивый человек, Даниил понимал, что его приспособление — это редкая собственность, и он волен рас­поряжаться ею по своему хотению (сейчас бы предприниматели окутали ее коммерческой тайной).

К следующей осени его обворовали. На участке, где рос под­солнечник, сорвали несколько рядов шляпок. Усердствовали как раз там, где дозревали наиболее масличные семена: черные, не крупные, но полные. Бокарев еще с первого урожая начал испы­тывать семечки по цвету и размерам.

При виде такого разора дух перехватило у Даниила. Ведь ни­кому ничего обидного не делал. Зато сколько помогал, если при­глашали на совет по всякому ремеслу: хоть прядильный станок наладить, хоть фигурную поковку согнуть, хоть ветряную мельни­цу поставить.

Объявились-таки злоумышленники. Сами себя разоблачили. Весной на их участках пробились плантации подсолнечников. У Ивана Буханца, у Гришки Перебейноса и у Луки Гезули. Распи­раемый обидой, Бокарев направился к вотчинному правлению. Почтительно ступив на порог властных чертогов, сбивчиво загово­рил:

— Василий Никитич... накажите воров...

Управляющего Подгорного уважали в слободе за справедли­вость и строгость в отношении ко всем. Хотя и держал сторону графа Шереметева, но крестьян не обижал. Однако помнил, что Бокарева сослали в Алексеевку за ослушание.

— Эти семечки особенные...

Подгорный вновь внимательно посмотрел на Бокарева:

— Так-так...

И Даниил изложил причину своего жалобного прошения. На лице у Подгорного проступило неподдельное любопытство. Разго­вор перешел в русло взаимопонимания. Воров решили разобла­чить осенью, когда созреют подсолнечники. Если у похитителей будут такие же семечки, как на оставшихся шляпках Бокарева, то виновные отдадут ему весь урожай. А Подгорный пообещал еще всыпать каждому по пять плетей. Осенью так и произошло. Но и бокаревская маслобойка уже не являлась секретом.

Неблизко столица от наших краев. С берегов Невы трудно разглядеть подробности того, что совершалось в слободе на Тихой Сосне. Потому газеты и журналы писали так: «Здешний край раз­вил у себя особый род промышленности или торговли, принимаю­щий год от году значительные размеры, а именно: засевают боль­шое количество земли подсолнечными семенами и выбивают из них на особо устроенных заводах масло, которое продается скуп­щикам...» («Земледельческая газета», 1853, № 7).

Слышали звон...

И только в 1860 году, через 31 год, назвали «крестного отца» подсолнечника: «Бокарев испытал семена на ручной маслобойке и, к радости своей, получил превосходное масло, какого он никог­да не видывал и какого здесь не было в продаже» («Сельское хо­зяйство», 1860, № 2).

Печатные сообщения далеко отставали от событий. Пока они писали об открытии, в Алексеевке совершенствовали маслобойное дело. В 1833 году купец Папушин выстроил первый конный за­вод, на котором получали «олию». Ему помогал Бокарев. А через год и он оборудовал такой же завод. К 1860 году в районе слобо­ды заводов развелось, будто карасей в пруду, — до 160. Алексеевское подсолнечное масло заполонило российский рынок. В год на продажу отсюда вывозилось 40 тысяч бочек, содержимое которых весило около 900 тысяч пудов.

Как гласит местное предание, в это время Даниил Бокарев еще здравствовал. Когда умер и где можно поклониться его праху, ни­кто не ведает. Неблагодарными оказались земляки к памяти первооткрывателя: при жизни слава обошла его. Лишь к концу про­шлого столетия появились подробные сообщения о Данииле Семе­новиче Бокареве, почерпнутые из воспоминаний его внука Якова Ивановича. Но и они оказались очень скупыми и размытыми. По­жалуй, все, чтоб об умельце известно, сказано выше...

Между тем Алексеевка, ставшая столицей производства и вы­воза подаренного солнцем масла, начала преображаться. Жители ее, бедствовавшие и тяготившиеся оброчными недоимками, располагали теперь свободными деньгами. Они строили каменные дома и лавки, крытые железом, обзаводились ремесленными мастерски­ми. По постройкам в центре Алексеевка к концу 60-х годов срав­нялась с лучшими уездными городами губернии, хотя являлась волостью. На Базарной площади выросли около 100 одноэтажных и двухэтажных каменных строений, фасадами не уступавших во­ронежским. Так писали очевидцы в губернских газетах...

В судьбе династии Бокаревых, словно в капле воды, отрази­лась недавняя судьба России. Три первых поколения прилежно продолжали дело, начатое Даниилом Семеновичем. Внук постро­ил в Алексеевке первый паровой завод по выработке масла. Прав­нук выделил деньги на благое дело — на сооружение всесослов­ного (купеческого) клуба, где местные жители могли попасть на спектакль заезжих и своих артистов, полистать журнал и книгу в библиотеке или побаловаться кием в бильярдной.

А потом наступила «новая эра». Боже упаси, если человек окажется из состоятельного рода — несдобровать ему. Гордиться своей биографией могли те, кто родился в бедной семье, жил в нищете, всю жизнь батрачил. Вдали от малой родины оказался праправнук первооткрывателя Алексей Михайлович Бокарев. Всегда скрывал свое происхождение. Боясь навлечь подозрение властей, он даже в недавние советские 60-е годы отказался при­нять дома родственницу из Франции.

И только сын Алексея Михайловича — Михаил Алексеевич Бокарев открыто и гордо носит фамилию прославленного предка. Он часто бывает в Алексеевке, живо интересуется историей быв­шей слободы и всем, что связано с маслоделием. А открытие Бокарева достойно наследуется земляками. В городе действует не­сколько заводов по переработке подсолнечника, а на самом совре­менном уровне поставлено производство масла в АО «Эфирное». Его продукция направляется в торговые дома Воронежа, Новоси­бирска, Москвы и другие центры крупных регионов.

                                                                   3

Предприимчивый люд Алексеевки во второй половине поза­прошлого, XIX века находился в поле зрения творческих фигур.

Воронежский художник-иконописец Лев Григорьевич Соловьев (1837—1919) не раз встречался с провинциальными исполнителя­ми церковных заказов и рассказал об этом в своих воспоминаниях «Живопись и рисование в Воронежском крае». Выражая сочувст­вие одному из художников, Соловьев отмечает, как «при всей своей любви к делу и больших способностях он был поставлен в необходимость исполнять требования невежественных заказчиков, работать иконы по заказу подрядчика Михаила Васильевича Моляренка из слободы Алексеевки — той самой Алексеевки Бирюченского уезда, которая своею богомазной фабрикациею перепол­няла все рынки и ярмарки городов и сел на обширном простран­стве территории Воронежского края (точно так же, как другая такая же большая слобода Бутурлиновка Бобровского уезда на­полняет те же базары и рынки сапогами и башмаками своего производства)».

Что ж, художника понять можно. Для него живопись, в том числе иконопись — искусство. Его душа противилась ремесленни­честву. На его пристрастный взгляд, Алексеевка вовсе не равня­лась на оригиналы академических мастеров, а предлагала нетребо­вательному простолюдину поделки безвестных самоучек.

И все-таки статус Алексеевки как одного из центров искусных мастеров проявлялся в иконописном деле. Кроме Михаила Ва­сильевича Моляренка (он же Маляров — в то время украинские фамилии легко переиначивали на русский лад), подобную мастер­скую имел Борис Петрович Москаленко, которую унаследовал его сын Александр Борисович. Вот он-то и поддержал репутацию родной слободы...

Весной 1896 года в Москву для участия в коронации Нико­лая II отбыли депутации от дворянства, от земства и от сельского населения Воронежской губернии. Волостные старшины повезли с собой икону работы Соловьева, на ней были изображены святой Николай-чудотворец, царица Александра, княгиня Ольга и воро­нежские святители Митрофан и Тихон. Выше изображения этих святых — Господь Вседержитель в сонме Сил небесных

«Икона заключена в изящную резную дубовую раму работы крестьянина слоб. Алексеевка Бирюченского уезда Москаленко. На раме иконы две рельефные надписи: «Ангелом своим заповет о Тебе сохранити тя во всех путех Твоих» и «Крепость даяй Ца­рем нашим Господь». Вместе с иконой воронежцы поднесли рез­ное деревянное блюдо для хлеба-соли, сделанное в мастерской то­го же Москаленко. На нем резная надпись: «Царю Батюшке, Ца­рице Матушке — от сельских сословий» (Н. Поликарпов. Празднование св. Коронования Их Императорских Величеств в г. Воронеже и Воронежской губернии. — Памятная книжка Воро­нежской губернии на 1897 г.)

Если бы мастерская Москаленко занималась «фабрикациею», разве она получила бы столь ответственный заказ от имени воро­нежских старшин, которые представляли в Москве сельских жи­телей губернии!

Кстати, в эту депутацию входили среди прочих старшина Матреногезовской волости Бирюченского уезда Ефим Максимович Чичиль и старшина Краснянской волости Валуйского уезда Иона Иванович Алейников. Всех собралось 12 человек — по одному от каждого уезда. Но как меняются времена! Сегодня трудно пред­ставить, как на вступлении в должность Президента сможет при­сутствовать депутация сельских жителей — по одному от каждого района области...

Встреча Николая II и императрицы со старшинами состоялась 16 мая во Владимирском зале Кремлевского дворца. Представлял их губернский предводитель дворянства С. М. Сомов. Старшины поднесли хлеб-соль и икону, к которой император приложился. Можно по-разному расценивать факт подношения искусных по­дарков императорской семье во время коронования. Бесспорно од­но: то был торжественный случай в рамках великого государства. И поручение Москаленко изготовить подарок для такого слу­чая — это лучшее признание мастерства алексеевских умельцев.

                                                                     4

В России привыкли многое делать общими усилиями, особенно храмы...

Стояла в центре Алексеевки Крестовоздвиженская церковь, среди прихожан более известная как Базарная. Возвышалась она на самом видном месте слободы — возле шумной Базарной пло­щади, застроенной магазинами, лавками и торговыми складами. В 1855 году один из алексеевских священников так описывал ее: «Величественный по размерам храм построен в строго византий­ском стиле и обнесен каменной оградой».

Другой источник свидетельствует, что «основан сей храм иж­дивением помещика и усердием прихожан». Без сомнения, замы­сел возвести величественную церковь принадлежит Николаю Пет­ровичу Шереметеву, владельцу Алексеевки. Граф известен как по­кровитель искусств, всячески содействовавший становлению усадебного театра. Это он воспылал романтической любовью к знаменитой крепостной актрисе Параше Жемчуговой (1) и вопреки аристократическим предрассудкам женился на ней. Правда, граф Н. П. Шереметев умер в 1809 году, а закладка церкви в нашей слободе началась три года спустя, когда единственному наследни­ку огромного богатства Дмитрию Николаевичу исполнилось всего 9 лет. Разумеется, его пока забавляли детские игры, а не заботы взрослых. При нем продолжалось то, что было задумано отцом. «... Иждивением помещика». Эта фраза из слободской летописи говорит о прямом участии Н. П. Шереметева в сооружении хра­ма. Выделенные им средства и пожертвования прихожан стали материальной основой строительства.

Сооружали церковь в течение восьми лет. Заготавливали глину и обжигали кирпич алексеевские мастера. По существу храм возведен из местных материалов, в том числе и колонны, что для сегодняшних строителей может служить давним упреком.

Торжественный момент наступил в сентябре 1820 года, когда для освящения прибыл воронежский епископ преосвященный Епифаний. Он окропил водой храм «во имя Воздвижения честно­го и животворящего креста Господня с приделами св. Алексея, митрополита Московского, и св. Великомученицы Варвары».

Мысленно вернемся в тот день и еще раз окинем взором вели­чественную церковь. 40-саженная колокольня уходит в небеса, со­зывая прихожан колоколами, вес которых достигает около 600 и 220 пудов. Крестообразная в плане с главным большим и четырь­мя маленькими куполами, церковь заслужила следующую оценку современника: «Многие лица, бывая по разным местностям Рос­сии, утверждают, что храм этот, хотя и уступает по величине не­которым соборам, но по своей архитектуре, а также величествен­ному виду не с одним из них может поспорить».

Окажись в тот день внутри церкви, мы стали бы свидетелями богатого убранства. Интерьер был расписан местными и воронеж­скими живописцами и анфрельщиками. Часть икон и другой утва­ри подарена Шереметевыми и состоятельными прихожанами, а часть особо чтимых икон перешла из прежней, деревянной церк­ви, построенной на этом месте бывшим хозяином Алексеевки кня­зем А. Черкасским.

В 1879 году при обновлении росписей в Алексеевку пригласи­ли московских художников Малышева и Кондратьева, дарование которых особенно проявилось при оформлении церковного иконо­стаса. К тому времени в храме уже проникновенно звучал хор певчих, на содержание его расходовались значительные суммы. И, наконец, последнее свидетельство, теперь уже касающееся са­мих алексеевцев: «Прихожане Крестовоздвиженской церкви, как народ торговый и промышленный, большею частью грамотные, отличаются особенною религиозностью и усердием к храмам Божьим, которые неопустительно посещают во все воскресные и праздничные дни, где любят слушать пастырские поучения, без всякого уклонения исполняют христианский долг говения, испове­ди и святых тайн причастия...»

Так и стоял бы храм по сей день, если бы не пришли бесша­башные времена. Дети и внуки богобоязненных прихожан про­никлись иной верой и начали преследовать православных. В 1930 году последний раз отзвенели колокола церкви, а затем их свали­ли; двери же надолго закрыли. Распахнулись они для грузчиков, заносивших товары: отныне храм становился складом райпотребсоюза.

                                                              5

... Фамилия Таценко молодым алексеевцам ни о чем не гово­рит. Старожилы же скажут, что, мол, жил такой состоятельный человек, и тут же качнут головой — ох, и прижимист был. По слободе ходили слухи о его скупости, равной, пожалуй, скупости гоголевского Плюшкина. Он владел маслозаводом, водяной мельницей, суконной мастерской.

Архивы сохранили документы о борьбе Таценко за неру­шимость своего состояния в 1907 году. В августе уездный ис­правник доносил воронежскому губернатору, что «в шестом ча­су пополудни землевладелец Константин Михайлов Таценко, проживающий в своем имении близ слободы Алексеевки, чрез своего служащего заявил местному приставу, что у него из са­да при имении, в единичных случаях, крестьяне слободы Дмит­риевки похитили фрукты и вылавливают из реки, прилегающей к его усадьбе, рыбу, но кто именно из крестьян — он заметить не мог, при этом просил прислать хотя бы одного стражни­ка для выяснения виновных и привлечения их к ответственно­сти».

В усадьбу Таценко были командированы четыре конных стражника.

Они усердно исполняли службу, когда крестьяне вновь «в еди­ничном случае» решили позаимствовать у владельца маслозавода десяток яблок и рыбешек. Дело дошло до конфликта со стрель­бой, вызовом на подмогу роты Дорогобужского полка и арестом зачинщиков... Вероятно, таким бы и остался в памяти современ­ников Константин Михайлович Таценко, если бы тяга к сколачи­ванию капитала не уживалась в нем с желанием принести алексеевцам добро. Разве мало знаем мы примеров из отечественной ис­тории, когда состоятельные купцы и крестьяне жертвовали деньги на строительство храмов, учебных заведений, больниц, богаделен. Остались свидетельства благородной традиции и среди наших земляков.

«Памятная книжка Воронежской губернии на 1905 год» сооб­щала: «Для призрения неимущих и престарелых в слободе Алексеевке имеются 3 богадельни — Крестовоздвиженская, Троицкая и имени купца Таценко, в которых призревается до 55 человек». Далее уточняется, что в первых двух домах бедные содержатся на средства умершего купца Григорьева, а в доме Таценко — на его средства.

То был первый шаг в благотворительных намерениях купца. Через несколько лет он выложил деньги на более значительное предприятие. Как вспоминает краевед С. С. Миргородский, при­шел как-то Таценко в дом Рославцева на Базарной площади, где в тесноте размещалась земская больница, и кинул на стол медиков связку ключей:

— Переходите в новое здание...

Оно и по сей день выделяется среди корпусов центральной районной больницы. Недавно там располагалось хирургическое отделение. Это самое первое здание в нынешнем обширном квар­тале здравоохранения. Высокие прямоугольные окна на первом и втором этажах. Просторные палаты. Ротонда для хирургических операций. Сколько алексеевцев прошло курс лечения в этих сте­нах и сколько жизней воскрешено за 70 с лишним лет! Сегодня неизвестно, во что обошлось Таценко строительство здания, но для алексеевцев оно бесценно.

Менее известна старожилам фамилия Самойленко. Найденные недавно документы позволяют рассказать о нем подробнее. Фами­лия его отца Андрея Самойленко значилась в перечне крестьян, изъявивших желание всячески содействовать строительству сло­бодского двухклассного училища в 1869 году. Сам Анисим Андре­евич владел маслобойным заводом, и сколоченный капитал, как гласит предание, удачно разместил в одном из германских банков, увеличив до кругленькой суммы за счет высоких процентов.

В той же «Памятной книжке Воронежской губернии на 1905 год» его имя упоминается в связи с традиционным прибытием из Дивногорья иконы Богоматери: «Для встречи и ношения иконы по слободе местный житель Самойленко в 1900 году соорудил на свои средства красивый киот (специальная остекленная рама) сто­имостью до 700 рублей».

К тому времени, когда вышла «Памятная книжка», Анисима Андреевича уже не было в живых. Он скончался в начале 1902 года, но оставил завещание, которое имело для Алексеевки боль­шое значение. В феврале этот документ, утвержденный Острогож­ским окружным судом, уже рассматривался директором народных училищ Воронежской губернии и попечителем Харьковского учеб­ного округа.

Что же задумал перед кончиной состоятельный крестьянин А. А. Самойленко? Он выделил из своего капитала 350 тысяч рублей и завещал алексеевцам построить ремесленное училище. В папках Государственного архива Воронежской области затаились все подробности последующей канительной истории. Не предпола­гал Анисим Андреевич, что исполнение его желания растянется на большой срок.

Только в январе 1903 года Бирюченский предводитель дворян­ства И. И. Станкевич сообщил об образовании комиссии по уст­ройству ремесленного училища. Позже определяется место, отве­денное алексеевским обществом, — выгон. Председателем строи­тельной комиссии становится В. В. Шидловский. В 1907 году купец А. Г. Шапошников случайно узнал, что он является предсе­дателем строительной комиссии. Именно в этом году и сделаны первые существенные шаги. Подбирается штат педагогов. Инспек­тор В. Е. Акимов в том же году сообщил в Воронеж: «2-го ноября в снятом помещении для ремесленного училища отслужен молебен Василием Поповым и училище объявлено открытым». Даже через пять лет после завещания А. А. Самойленко здание не начали строить, а 25 учеников приступили к занятиям в помещении, арендованном у купца С. К. Крикловенского (в районе нынешне­го комбината стройматериалов).

Юные алексеевцы постигали, как сообщалось в отчетах, слесарно-кузнечное и столярно-токарно-модельное дело, а бумажная карусель все вращалась, свидетельствуя о могуществе бюрократи­ческого механизма. Из Германии (Магдебурга и Дрездена) было выписано нужное оборудование: паровой двигатель, токарно-винторезный, деревообделочный и строгальный станки, ножной пру­жинный молот и физические приборы. И только в 1913 году доку­менты зафиксировали прием комиссией здания училища по проек­ту харьковского архитектора В. В. Величко.

Сегодня — это главный корпус профессионального училища лицея № 24. Не одна сотня юных алексеевцев постигала в его сте­нах технические премудрости.

Мы все чаще говорим о благотворительности. Ставим это свой­ство человеческой натуры рядом с милосердием. Обращаясь к примерам, нередко вспоминаем недавнюю историю и замечаем по­разительную ситуацию: мы далеко не всегда справедливо судим о некоторых своих земляках только лишь потому, что они были бо­гаты; позабыли именитых купцов и крестьян, показывавших при­мер бескорыстия и гражданского достоинства. Богатели-то мно­гие, а вот раскошеливались на общее благо не все.

(1) Подробнее о судьбе Прасковьи Жемчуговой см.: Екатерина Анохина. «Жизнь новую приму...» — «Подъем», 2002, № 5.

 

© "ПОДЪЕМ"

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Подъем

WEB-редактор Виктор Никитин

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Перейти к номеру:

2001

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2002

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2003

01

02

03

04

05

06

07