Юрий КОСАГОВСКИЙ |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
О пользе трагического в искусстве и в русской литературе - укрепляющего нас в жизни…представляют некоторых поэтов и говорят “трагический поэт”… я читаю потом этого поэта, и вижу, да, трагический, и начинаю размышлять … что это такое и зачем?
Пушкин и трагическое вещи несовместные, он светел и жизнерадостен, хотя его жизнь трагична. Сижу за решеткой в темнице сырой Два ангела мне развевают свиток И долго плачу я и долго слезы лью Вспоминаются его некоторые стихи, его дуэль нелепая и смерть. Жизнь трагична, но стихи пожалуй нет. “Орел” сидел в тоске по дальним
странам и в тоске от туповатости современников. Они может и не туповаты,
просто сравнивал он с собой, а он больше думал о чем-то, о чем они не
думали, так как мосты или дома строили, или замуж выходили и разводились в
слезах. А “слезы” он “лил” и “строк печальных не смывал” от досады, что не
так сделал по наивности, что заблуждался, что поддался минутному ослеплению,
или еще за что-нибудь… Но все это малую долю занимает в его общем
повествовании, в его собрании сочинений. Апухтин мрачен и трагичен, но непоследователен – он прикасался к
трагичности, но опять взяв его творчество в целом не видим ясной картины
мира. Только мрачные фрагменты и только. Гоголь поэтичен и весел, но чувствуется глубокая печаль, и он ее выразил
криком в ночи однажды “скучно жить на этом свете, господа!” – но и это
скорей о туповатости ума и души современников. Есенин трагичен и тоже от современников: В своей стране я словно иностранец … сад в берез изглоданные кости всю душу я льдам и октябрю и маю не бродяга я не грабил лесом
Все чаще и чаще думаю Я стал чиновником Хочется кричать не благим Где я нахожусь в лонах Или в лонах красных наркоматов?! … Мы то знаем, что построить общество некоммерческое, не корыстное, не
потребительское можно – но только для обобранного населения и при
обеспеченности начальства, (и еще позабыть о расстрелах, как о принципе), а
он требовал для всех… бескорыстности… да не получалось… да и путь жестокости
вероятно и его оптимизм подточил… Булгаков – трагичен своей “пропиской” в дореволюционной России и
невписываемости в умы начальства. Платонов – трагичен с другой стороны, “прописан” в революционной стране,
но опять хотел бескорыстности для всех и слишком ясно видел туповатость
реализации светлых лозунгов, его хорошо охарактеризовал вождь “сволочь” –
только так мог выглядеть самый благородный, честный, глазастый и откровенный
писатель в устах начальства. Про Достоевского забыл почему-то… Он трагичен от сострадательности своей… Из всех из них (а это самых ярких фигуры русской литературы) самый
трагичный Платонов и Есенин, и Гоголь с Достоевским пожалуй (поскольку не
только сами страдали от туповатости современников, но и слезы роняли за этих
же туповатых). Все перечисленные брались за решение задачи, как ужиться с
государством-монстром, с которым ужиться сами не могли. Достоевский слегка выпадает, он считал людей парадоксально двойственными
(и ангелы, и монстры), тогда отпадает вопрос о государстве-монстре (какие
люди такое и государство создали). Ответ дает (и дал две тысячи лет назад) Христос: богу богово, а кесарю
кесарево. Но в упор не видят этот ответ своими глазами все наши писатели.
Достоевский только лоялен из всех (ну и Платонов и Маяковский, хотя и сыпали
все время перец на хвост кесарю). Всех их объединяет трагическое одиночество. Достоевский вступил в
товарищество писателей на несколько месяцев, поскольку ему, в больном
состоянии, как карточному маньяку-игроку, нужны были деньги на короткий
срок. Итак – одиночество. Итак – для всех. Маяковский казалось бы самый из
них счастливый – при пристально разглядывании еще более одинокая фигура –
его все ненавидели и не вписавшиеся в общество писатели (Есенин) и
вписавшиеся благополучно, но они псевдописатели. (Похожая ненависть была и к
Платонову, но он не был таким счастливцем по тиражам и известности как
Маяковский.) Итак – одиночество. Итак – для всех. А вот вспоминается еще одна веселая фраза Гоголя “я люблю цензуру, она
заставляет меня тоньше писать”. А зачем? Может быть надо “глаголом жечь
сердца людей”? Правда автор сам этого последнего изречения не очень-то
увлекался такой ролью, наоборот даже: Паситесь мирные народы… Это разочарование в “глагольной” позиции, и он добавляет даже, что зря
“потерял время и труды”. А вот «тоньше писать» ближе всего (как и у Достоевского, но по другой
причине, он просто не разглядывает государство, а рассматривает кирпичи, из
которого оно построено – т.е. человека), и так вот “писать тоньше” ближе
всего к тому что говорил Христос “богу богово, а кесарю – кесарево”. Трагичен и Радищев, хотя совсем не яркая фигура в русской литературе
(стихи лучше прозы у него, говорил Пушкин и несколько мест не плохих в
повести) – и как он далек от “тоньше писать” и как близок к “глаголом жечь”.
А автор глагольной формулы (Пушкин) говорил еще, что “поношение не убеждает
и нет истины, где нет любви” – и вот это совсем близко к формуле Христа
(богу одно, а кесарю другое). Еще ближе к ней полные антиподы христианства
советские писатели в массе своей – писали одно, а говорили другое. Но это тоже самое, как чертовщина, идущая от лучшего ученика Христа,
ставшего Антихристом, и эту чертовщину я и не рассматриваю, это смехотворная
трагедия. Это не трагедия, а мерзость даже, ну ладно, спохватимся и будем
милосердны – это трагедия, но не литература, а я взялся говорить о
литературе все-таки. Есть непередаваемое очарование в трагедийности первых пленок с песнями
Булата Окуджавы, когда он был признан всей страной, но не писателями.
Евтушенко не выдержал этого, (как мне рассказывал сам Булат Окуджава) пришел
к нему на работу в кабинетик мелкого литсотрудника, и без него в столе нашел
какие-то стихи, и опубликовал. И некоторое благополучное существование далее
Окуджавы изменило тембры очаровательного голоса. Очарование осталось, печаль
осталась, одиночество осталось и все-таки непризнанное одиночество было
более волнующим. Возможно, что чисто биологически трагедийность жизни и одиночество раскрывают запасные шлюзы изобретательности и зоркости, что у поэта сказывается в глубине повествования. Некоторые, зная эту связь трагедийности и гениальности, имитируют трагедийность и отчасти имитируют гениальность (полностью не получается) или ходят обтрепанными или рассказывают о себе трагические небылицы. Говорят Глазунов ходил перед очередью зрителей в Манеж и говорил, пишите коллективное письмо в ЦК, мою выставку хотят закрыть до срока. Он добился того от властей, чего никто не мог добиться - один выставился в Манеже – такого не было за всю историю совдепии. И при этакой увертливости находил возможность взглянуть на себя как на трагического художника. Трагедия его была в другом, его изворотливость подчинила себе под каблук его талант, где тот и зачах.
Открою кодекс на любой странице Что-то мне и не вспоминается, но я и не знаток его песен, я слушал может
быть часа три его за всю жизнь… Окуджава больше не тембром, а действительно “глаголом” жег сердца людей.
Настоящих людей очень мало ….. На Россию одна моя мама Какой же напрашивается вывод, я уже утомился от столь долгого занятия, к
коему я не привык? Да и полотно обозначилось безбрежное с перечисленными
поэтами и эпохами. Хорошо бы было бы, чтоб поэт помог современнику понять, как относиться к
государству (по мне так его лучше не замечать, как Достоевский), но самое
главное помочь жить, не вдаваясь в уныние. Более того помочь примириться с
жизнью во всех ее стадиях детство, молодость, зрелость, старость, смерть. Мне возразят, как не замечать, что тебя обирают!? Ну можно и об этом, но
лучше это поручить не литератору, а журналисту. Литератор более глобальными
должен вещами заниматься. Его красота должна спасти мир. Поэтому ему лучше и
не замечать государство. Да и важно помнить, что замечая воровство мы фиксируем внимание на
воровстве и многие туда и ломанутся, а фиксируя внимание на благородстве,
нежности и честности, и глядишь туда ломанутся, и жить станет лучше. Так
какой путь милее и эффективнее? Есть еще такое представление, что поэт должен мало прожить и трагически
погибнуть, если он настоящий поэт и смелый гений. И погибнуть от
трагического конфликта с мерзостью непроходимой в жизни. В этом отношении мне кажется более нужным человечеству опыт Рабиндраната
Тагора и Гете, доживших до глубокой старости, нежели чем Маяковский, если он
покончил с собой и Есенин, если он покончил с собой. Может, как говорил
Окуджава Отправляясь на те небеса может и Есенину, и Маяковскому “помогли другие”? Вопрос открыт, были публикации и за, и против. … Я как бы хочу сказать следующим за нами поэтам, да и мысленно говорю
современным – не упивайтесь трагедийностью, не смотря на всю трудность
своего существования. Богу надо отдать богово, цезарю цезарево, поэзии
отдать поэзию, и все это должно стать опорой читателю. Если внушать читателю, что он тупой, то он будет еще тупее, если внушать
ему, что он равный и поэту, и богу, хороших и не туповатых сразу станет
больше. ПУБЛИКА ДУРА, ТАК ЛИ? и еще два слова о трагическом может быть запоздалых Такой ли он тупой современник Пушкина, или наш современник? Какой-то
генерал, пушкинской эпохи, Раевский вдруг такое произносит, что хоть
памятник ставь как выдающемуся искусствоведу “ говорить похоже кукареку -
еще не великое искусство”. Это может многие понимали, но кто был так краток
и выразителен? Если бы это понимали наши “генералы” современные, то
грандиозно здание для музея Шилову не предоставили бы. Пушкин говорит, что у
нас народ (имея в виду читателя) не любопытен и нерешителен, чтобы дать
оценку. Говорил он в связи Грибоедовым, но, может быть, хотел услышать не
только про Грибоедова, но и о себе? Например, услышать про себя, что гений и
“научил всю Россию писать стихи”, как он сам о себе сказал, или хотел
услышать, что он “чувства добрые пробуждал” и тем останется в веках. Но для
того чтобы это сказать, надо быть глазастым Пушкиным, а Пушкины ему
естественно не встречались и не могли встретиться, т.к. все неповторимо.
Скорее Пушкин более прав говоря, что “народ безмолвствует”, жаль конечно. Ну
а если бы он не безмолствовал, мы бы утонули в литературоведческих
дискуссиях, и они бы нам опротивели. Хотя они нам и так опротивели, пишут,
пишут много умных слов и терминов, звучит умно, понять ничего невозможно,
чувствуешь себя дураком, но не полным. Если прочитав статью понять ничего не
можешь (два три термина погоды не делают)… смысл то где? А про смысл обычно
автор-то и забывает. Достаточно опьяняется автор ловкостью жонглирования
терминами. Народ чувствует (и поэтому не лезет, засучив рукава в эти
дискуссии) тонкость жанра, он более тонок, и чуток, чем мы думаем. И вряд ли “публика дура” если она хлопает и Окуджаве и (черт, фамилию к
счастью забыл, я имею ввиду громогласного исполнителя патриотических песен).
Она хлопает с разным смыслом, она милосердна, и одним восхищается, а другого
просто подбадривает, хоть ты мол и дурак дураком, но молодец не унываешь и
поешь. Вот как я понимаю хлопанье и гению, и бездарю. Ах, вдруг вспомнились трагические строки Вертинского Сколько вычурных поз Никому не понять Да поэт видит в минуты трагического повествования щели не видимые нам, смотрит глубже и печалится, и мы благодарны ему за это - это уточняет устройство мира… но все это не повод для уныния, а повод для радости познания, что мы еще чего-то увидали. * Потому что сострадание, печаль, грусть, тоска – настраивают на
искренность, а искренность - на честность, а честность - на зоркость, на
видение мира таким каков он есть. Кроме того сострадание настраивает на чуткость и любовь, а чуткость и
любовь правят миром, и когда человек вычеркивает ее из сердца, его здоровье
чахнет, не может жить и расцветать в здоровье человек без любви в сердце в
том мире где правит любовь – он вырывается из среды обитания и чахнет.
Конечно перебарщивание с трагедийностью может и подорвать вообще желание
жить. Но в меру (если ей не спекулируют, если ее не педалируют*) – она
полезна. (Как деталь, вспоминается мне песни поэтессы Веры Матвеевой, она знала,
что умирает, в ее песнях эта щемящая боль и прощание с жизнью, но их нельзя
слушать долго – слишком ее зов к жизни ранит наше сердце. Трагедийность
зовущая к жизни без надрыва бесконечно тем ни менее привлекательна. Страсти
по Матфею Баха печалят, но в грусти. Она нас настраивает на бесконечную
искренность.) Получается что трагедийность, вызывающая печаль полезна, с ней человек
будет более искренним жить. Укрепившись искренностью идти по жизни, где без
нее шагу не шагнуть. *……… Эта другая крайность, когда ее педалируют, ничего и кроме отупения не может вызвать. Другая крайность – спекуляции на трагедийности используется в детективе, где смерть на каждой странице, в то время как в “Травиате” только в самом конце повествования. Детектив читают невольно - чувство опасности собирает внимание, а вдруг пригодится, но чаще всего от него только уныние. Смерть на каждой странице – это уже озадачивает. Да, всегда произведение вызывает то чувство, которое пережил автор. Автор детектива озадачился, как захватить внимание, а может быть начать убивать начать пускать кровь? И читатель озадачивается: привлечет ли автор своими страницами сердца ему подобных (я имею в виду нейтрального читателя)? и с этим недоуменным вопросом закрывает книгу… не получив ни очарования, ни заряда искренности, что бы жить в мире где правит любовь, и где без искренности и не проживешь. Какая женщина полюбит не искреннего? Какой мужчина полюбит неискреннюю? Без искренности нет любви, а если нет любви то нет и жизни.
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |