Речь шведского короля Густава II Адольфа |
|
1616 г. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
На первую страницуНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
Речь шведского короля Густава II Адольфа на риксдаге в Гельсингфорсе. 22.01.1616 год. "Знатные, высокорожденные, благородные, ученейшие, мудрые, честные и добрые господа и владельцы коронных имений (danneman). В течение прошедших четырех лет, когда я по воле всемогущего провидения стоял во главе королевства, я постоянно искал случая поближе познакомиться с положением этой части страны, с состоянием и условиями вашей жизни. Мне хотелось позаботиться соответствующим образом обо всем, что может способствовать вашему благополучию, чтобы вам всем в мое правление жилось спокойно под охраной прочных законов, насколько это возможно в наше неспокойное время. Мне хотелось самому, как того требует возложенный на меня Богом долг, выслушать ваши жалобы, узнать ваши тяготы и затем высказать свое решение. Но, мои добрые господа и мужи, как ни стремился я претворить это решение в жизнь и как ни желал этого всем сердцем, мне постоянно препятствовали многочисленные заботы военного времени. Так было вплоть до нынешних дней, когда вдруг представился подходящий случай: не желая его упустить, я созвал вас всех сюда и назначил это собрание, на котором будут решаться не только местные дела, но и вопросы, касающиеся всего государства в целом, благополучия всего нашего дорогого отечества. Милостиво благодарю вас за то, что вы явились сюда, как надлежит честным, добрым и верным подданным. Вы хорошо помните, как король польский Сигизмунд, с того дня, как по праву наследования вступил на королевский трон здесь, в нашем дорогом отечестве, и позднее, пока сохранял здесь свою власть, стремился отвратить нас от чистого и истинного апостольского вероучения и ослепить нас мраком папского обмана. К этому были направлены и этим определены все его действия - и лесть, и хитрость, и насилие. Блаженной памяти покойный король Карл, мой высокочтимый и любимый отец, вместе с многими другими честными шведами и истинными христианами, действительно любившими свое отечество, приложил все усилия, чтобы этому помешать. Тогда Сигизмунд прибегнул к силе чужеземных войск, привел их в свое отечество, поднял и возбудил жителей страны на братоубийственную гражданскую войну. Он преследовал граждан своей страны, подданных моего, блаженной памяти, дорого отца до тех пор, пока они не обратили против него оружие справедливой обороны. Так были разбиты в 1598 г. при Линчёпинге планы Сигизмунда и его сообщников и наказана была их измена Богу и родине; все их замыслы были уничтожены и преступления отомщены. Оттуда Сигизмунд бежал, покинув государство, вопреки своим последним, там же данным обещаниям. Такой поступок мог привести ко всяческим потерям и даже к прямой гибели не только многих честных людей, но и всего государства. Вот почему мой покойный отец и сословия страны имели достаточные основания лишить Сигизмунда королевского сана: они предлагали этот сан ему и его сыну на нескольких риксдагах и собраниях, но Сигизмунд в ответ не предпринимал ничего, кроме войны и опустошительных нападений на собственное королевство. В силу этого собрание всех сословий страны было вынуждено лишить короля Сигизмунда его наследственного права на наше отечество и королевскую власть в нем. После этого был изменен старый порядок престолонаследия, и право наследования перешло к моему покойному отцу, как это видно из решения, принятого в Норчепинге и из многих напечатанных тогда объявлений, которые король Сигизмунд затем всячески, хитростью и силой, старался уничтожить. Чтобы добиться своих целей, он стремился внести в страну беспорядок не только войной, но и целой массой ложных писаний - писем и распоряжений, которые он засылал в страну и распространял там. В этих писаниях он поносил и бесчестил не только моего покойного отца и меня, но и все сословия страны, сообщая ложные и нелепые выдумки. Наши дела и достойные поступки он осмеливался представлять подданным Швеции и целому свету как заслуживающие презрения. Я несколько раз письменно предлагал ему доброе примирение, чтобы прекратилась долгая кровопролитная война и государство вкусило здоровый мир, избавившись от всех несчастий военного времени. Но он отвечал мне ненужными, пустыми словами, которые скорее могут запутать дело, чем привести к примирению. И сейчас, вопреки заключенному летом прошлого года представителями Швеции и Польши перемирию, он продолжает засылать свои распоряжения и клеветнические грамоты в нашу страну, чтобы таким путем заставить вас отступиться от верности, которую вы обязались соблюдать в отношении моего покойного отца и меня, внести в страну несогласие и раздоры и, если удастся, вызвать гражданскую войну. Об этих злостных и опасных планах я вас милостиво предупреждаю. Он засыпает вас сладкими и сочувственными словами, он сожалеет о вашем положении, он кричит в.своих письмах, что вы втянуты в войну с вашими соседями и окружающими государствами. Но он не говорит при этом, что его цель - заставить вас изменить вашей клятве и таким образом втянуть вас в гражданскую войну. Он умеет мастерски умолчать о том, кто является причиной вражды, вспыхнувшей между нами и нашими соседями - русскими. Он всячески пытается отвратить сердца моих подданных от меня и тем породить побольше смуты. Поэтому я хочу вас предостеречь от подобных писем: берегитесь их, предупредите своих соседей и прихожан своей общины о том же, чтобы никто из вас не был опутан и обманут. Чтобы вы яснее увидели и лучше поняли хитрости короля Сигизмунда, с помощью которых он губит страны, разрушает государства, сеет беспорядки, вызывает войны и кровопролития, я решил вкратце рассказать вам, как он намеревался, использовав затеянную им в России войну, покорить страну; как он стал главнейшей причиной наших враждебных отношений с русскими и каким способом он обманул русских: после всего этого вы поймете, какую цель преследует он своими посланиями. Хорошо известно, что король польский не мог ничего добиться войной, которую вел против Швеции и Ливонии. Тогда он, папские легаты и его помощники признали такой способ нападения на Шведское государство бесполезным и выдумали другой, с помощью которого надеялись сделать, как говорится, одним молотом сразу два удара. Им представлялся случай, при помощи ими же изобретенной лжи, ввергнуть Россию в раздоры и войны, после чего, по их соображениям, было бы нетрудно или посадить на престол послушного им во всем человека, или совсем покорить страну. В то время, в 1605 г., в России правил Борис Федорович Годунов, человек низкого происхождения. Этот Борис был шурином царя Федора Ивановича и конюшим в его правление. Когда он стал шурином великого князя, последний, от природы очень мягкий человек, сделал его правителем (forestandare) всей страны, что дало ему возможность привлечь на свою сторону простой народ. А так как он видел, что у Федора нет детей, то начал подумывать, как бы захватить великое княжество в свои руки. На его пути стоял младший сын Ивана Васильевича, брат Федора - Димитрий. Годунов приказал его убить. Наконец, великий князь скончался, не оставив наследников. Простой народ настаивал на том, чтобы великим князем стал этот самый Борис, уже довольно долго и, по их мнению, хорошо правивший ими. Вообще Борису удалось приобрести такое влияние, что знатные особы, бывшие по родовитости ближайшими кандидатами на престол, не решились противоречить народу и поневоле согласились на избрание Бориса великим князем. Впоследствии, на протяжении всех десяти лет правления Бориса, зависть и гнев знатнейших по отношению к нему росли все больше и больше. Когда король польский увидел, что великого князя ненавидят почти все, он решил, что теперь стоит попытаться с помощью какой-нибудь выдумки вызвать мятеж и раздоры между русскими. Не смущаясь тем, что пять лет назад он заключил с этим самым Борисом мир и дружбу на двадцать лет, король Сигизмунд отыскал беглого русского монаха из незнатного боярского рода Отрепьевых, по крестильному имени Гришка. Сигизмунд считал этого монаха подходящим для себя орудием, как человека весьма коварного, да притом злого колдуна и чернокнижника. Итак, король польский, пользуясь давно известным и в прошлое лето применявшимся в нашем королевстве способом засылки писем, велел распустить по всей России слухи, что этот монах и есть Димитрий, младший сын Ивана Васильевича, который будто бы спасен был от смерти своими слугами в том же монастыре, где ранее воспитывался, и по достижении зрелого возраста перебежал в Литву, чтобы избавиться от тирании Бориса. Письма, подписанные этим так называемым Димитрием, призывали русских отречься от Бориса и перейти к Димитрию, их истинному господину. Кроме того, король предложил воеводе сандомирскому оказать претенденту на русский престол как бы лично от себя помощь войском в несколько тысяч человек, что тот и сделал. Тогда этот монах под именем Димитрия перешел границу с данными ему людьми и занял несколько русских городов, поддавшихся на обман польского короля. Русские, зная, что все это - ложь, оказали вначале сопротивление, так что королю пришлось посылать своему монаху дополнительные подкрепления. Однако все русские так тяготились правлением Бориса, что и знатные и простые люди стали толпами перебегать от него к этому Димитрию. Видя успех своего Димитрия, король заключил с ним союз и обещал помочь в захвате Московского Великого княжества и дать ему в жены дочь сандомирского воеводы. Взамен тот обязался ввести в Россию папскую ересь, помочь польскому королю напасть на Швецию и многое другое. После этого король послал ему на помощь большое количество войск. С помощью их Димитрий принудил часть русских признать его своим повелителем; некоторые примкнули к нему добровольно, по неразумию, считая действительно сыном покойного великого князя; иные, наконец, присоединились к нему просто из-за злобы и зависти, которую питали к царю Борису. В конце концов Борис в отчаянии покончил с собой. Его сын правил после него в течение нескольких недель, а затем был убит вместе со своей матерью. И вот этот монах короля Сигизмунда был коронован в Москве, как великий князь. Судьба Бориса показывает, как Бог карает всех, кто путем убийств и преступлений захватывает трон своего владыки. Пусть даже кара будет отсрочена на некоторое время, тем страшнее и суровее оказывается возмездие, постигающее в конце концов преступника. Добрые господа видят также, что наделал здесь своими посланиями король Сигизмунд, как он лишил Бориса трона и жизни, посадил на престол монаха и посеял рознь среди русских, отчего потом пошли все беспорядки. Вы можете судить по этому, какие опасные замыслы лелеет он против нашего отечества, куда тоже ежедневно засылает свои письма. Но пока милосердие Божье оберегало нас от этих замыслов. Каждый разумный человек прекрасно понимает, в какой опасности находилось наше отечество, когда в России властвовал этот монах польского короля. Они с королем были, как сказано, связаны союзом, исповедовали оба папистскую веру и держали в своих руках две могущественные, граничащие с нами страны, так что, если бы Бог своевременно не предупредил и не расстроил их замысла, противостоять им было бы невозможно. Сказано ведь: "Принимайте решения, но ничто не исполнится; вооружайтесь - и все-таки обратитесь в бегство". Так и произошло, ибо Бог был с нами, за что и воздадим ему хвалу. Дело в том, что, когда этот Димитрий, как было сказано, захватил с помощью польского короля престол, он стал думать о выполнении своих обещаний королю. Начались всевозможные военные приготовления для нападения на Швецию. Теперь согласно договору он должен был получить в жены дочь сандомирского воеводы, чтобы тем самым прочность союза с Польшей подтвердилась еще определеннее. Но Господь судил иначе. Во время самой свадьбы Бог призвал одного русского вельможу по имени Василий Иванович Шуйский, который прекрасно знал, что вся история с Димитрием - сплошная ложь и был возмущен владычеством поляков. Этот Шуйский поднял простой народ, привлек на свою сторону знать и добился того, что народ помог ему, казнил Димитрия с его поляками и выбрал самого Василия Ивановича великим князем. Так закончился этот союз; так превратилось в ничто все, над чем столь долго трудился король Сигизмунд; так дружба между Польшей и Россией превратилась в нескрываемую ненависть, жажду мести и в открытую войну. Польский король немало сожалел, что события в России так сложились, однако решил не бросать дела на этом. Вскоре он снарядил большое войско и отправился с ним в Россию, а чтобы снова одурачить уже опять начавших колебаться русских, распустил слух, что Димитрий не убит, а спасся, бежал и теперь находится у него в лагере. Русские, по своему варварскому легковерию, большей частью покинули великого князя и перешли к полякам. Лагерь поляков настолько усилился, что великий князь, осажденный в Москве с небольшой кучкой своих сторонников, должен был обратиться за помощью к моему покойному отцу. А так как Его величеству, моему покойному отцу, было хорошо известно, какую угрозу для нашего отечества повлекло бы за собою установление польского владычества в России, то он, имея в виду безопасность свою и своей страны, не мог отказать в просимой помощи. Поэтому он послал в Россию свои войска, освободил осажденную Москву и освободил бы всю Россию, если бы не измена иноземных войск, хорошо известная многим из вас, кто сам был тогда в России. Предательство иноземцев привело к тому, что король Сигизмунд занял Москву, заставил русских признать великим князем его сына, а Василия постриг в монахи. Вследствие этого и интриг польского короля, которых мой покойный отец в интересах своей страны не мог оставить без внимания, мы оказались замешаны в русские дела, а позднее, в 1613 г., из-за несправедливости и коварства русских перешли к военным действиям против них. Естественно, что и иностранцам, и подданным нашего королевства может показаться удивительным, как это мы так быстро оказались в состоянии кровопролитной войны с русскими, которым недавно еще оказывали помощь и с которыми были в дружбе. Чтобы вы знали, почему так случилось и поняли, что виною этому исключительно непостоянство и неверность русских, я расскажу вам коротко, как было дело. Я говорил уже, что интриги короля Сигизмунда заставили моего покойного отца оказать помощь русским. За это ему в возмещение всех убытков был обещан Кексгольм с областью. Тем не менее, хотя Его величество покойный король выручил великого князя и освободил Москву от осаждавших ее в течение долгого времени поляков, ему все же не удалось получить обещанной крепости иначе как путем ее осады. Когда же Кексгольм таким образом был взят, король должен был позаботиться об обеспечении своей безопасности в окрестных землях, так как русские незадолго до того уже выбрали великим князем врага Его величества, Владислава, сына польского короля. Его величество отдал приказ своему главнокомандующему ограничиваться обороной границ. Русские вскоре стали раскаиваться, что призвали поляков, ибо те правили в стране, чиня насилия, грабежи и убийства. Вновь собрав большие силы, русские осадили Москву и бывших в ней поляков, но вскоре поняли, что одним им не справиться с осадой Москвы, и написали из своего подмосковного лагеря в Новгород, поручая новгородцам призвать нашего главнокомандующего на помощь. Однако, когда главнокомандующий прибыл в Новгород, положение русских вследствие усталости и неурядиц среди польского войска значительно улучшилось и продолжало улучшаться с каждым днем, так что они решили, что справятся с поляками сами. Поэтому новгородцы, желая обмануть главнокомандующего, задерживали его красивыми речами до тех пор, пока наше войско не стало страдать от страшного голода. Это под конец вынудило главнокомандующего занять город Новгород (stadh). Когда он был взят, представители новгородских сословий, находившиеся в крепости (stollet), заключили с главнокомандующим договор, в котором изъявили желание иметь своим великим князем одного из сыновей моего покойного отца. Позднее этот договор был подтвержден знатнейшими лицами (herrskap) в Москве. После этого согласно договору была занята и остальная часть города. Когда сидевшие в Москве поляки вследствие мучившего их долгое время голода принуждены были сдать город и крепость, русские так возгордились, что не только забыли все свои обещания и выраженное ими желание иметь одного из сыновей моего покойного дорогого отца своим великим князем, но потеряли, казалось, и всякое представление о порядке и правах народов. Они не только выбрали себе нового великого князя, но неожиданно напали на наши гарнизоны в Тихвине и Гдове, помещенные там по просьбе самих же новгородцев для обеспечения их безопасности, и перебили их самым предательским образом. С этим, впрочем, еще можно было бы примириться, если бы русские высказали желание достичь мирного соглашения. Им было написано несколько писем с призывом к установлению дружеских отношений с нами, но они вообразили, что эти письма писались им из страха, так как в то время у них были значительные силы под Бронницами. Чтобы убедить их в том, что они ошибаются, я приказал моим людям под Новгородом напасть на русский лагерь под Бронницами, а также осадил Гдов. Бог послал мне удачу в обоих предприятиях: неприятель под Бронницами был разбит, а Гдов был взят. Чтобы весь мир убедился в том, что я не стремлюсь к кровопролитию и охотно бы избежал подобной разорительной вражды, я, будучи в Нарве, приказал еще настойчивее призвать русских к мирным переговорам. Приказание об этом я передал главнокомандующему. Затем я уполномочил фельдмаршала Йеспера Андерссона и Монса Мортенсона вести мирные переговоры, если русские на них согласятся. Но русские в ответ осыпали нас бесполезными и насмешливыми словами. Тем временем я убедил короля Великобритании и Нидерландские Штаты прислать своих послов для помощи в подготовке мирных переговоров. Послы эти прибыли. Время покажет, захочет ли Бог склонить умы русских к справедливости и обеспечить мир. Так все это произошло и таким образом мы были втянуты в эту русскую войну, избавиться от которой мне не удалось за три прошедших года вследствие упорного нежелания русских пойти мне навстречу, хотя я сделал для этого все, что мог. Сейчас, однако, я надеюсь, что с Божьей помощью принятые нами меры дадут свои результаты и все придет к счастливому концу. А так как король польский своими выдумками и измышлениями, своими ложными писаниями, клеветническими бумагами и войной, которую он ведет в Ливонии и в России, стремится погубить наше дорогое отечество, повергнув его под иго Польши и римского папы, то крайне необходимо, чтобы вы были очень осторожны и не дали обмануть себя, как это случилось с русскими. Их пример, повлекший за собою всевозможные несчастья, смену правительств и внутреннюю смуту, должен служить для вас предостережением. Помните поэтому всегда и соблюдайте те многочисленные письменные и устные клятвы верности и послушания, которые вы давали моему покойному отцу и мне. Не забывайте и того, что ради вашего благополучия мы неоднократно подвергали себя всевозможным опасностям и тяготам. Не забывайте также и об истинных причинах этой русской войны, которая началась, и так долго продолжается не по воле моего покойного отца и не по моей воле, а единственно из-за неверности и упрямства русских. Оставайтесь по-прежнему так же верны мне, мои добрые подданные, как были до сих пор, а я приложу все свои силы, чтобы, с помощью всемогущего Бога, обеспечить вам благополучие, спокойствие, мир и лучшие условия жизни. Сказано 20 февраля*". Из книги Юхана Видекинд “История Шведско-Московитской войны XVII века”, М., 2000.
* Так в тексте. Возможно, после речи в феврале король просматривал запись. Здесь читайте:
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ |
редактор Вячеслав Румянцев |