Рафаэль Адутов |
|
1769-1834 |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Рафаэль АдутовТатарская и башкирская эмиграция в ЯпонииКВЖД7.Миграции, вызванные различными причинами, особенно распространены в странах с обширной территорией и являются одной из важнейших проблем народонаселения. Известно, что в начале 20в. для поощрения заселения Российской Западной и Восточной окраин империи царская администрация выделяла средства и представляла серьезные льготы переселенцам. В конце 19го, начале 20го веков, многие татары и башкиры из Поволжья и Урала переселялись на Дальний Восток, принимая в 18971903 г.г. участие в строительстве Китайской восточной железной дороги (КВЖД) [1]. Первым поселенцемтатарином в Маньчжурии был Байчурин, прибывший с партией поселенцев в 1898 г. после принятия решения о строительстве КВЖД [20]. По мере продвижения строительства железной дороги на Восток в хозяйственный оборот вовлекались обширные территории юга Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, через которые пролегала не только железная дорога, но и возможности быстрого обогащения, в принципе невозможные в Европейской части империи. Наиболее предприимчивые жители центральной России в поисках новой жизни перемещались на Восток (образно говоря – русский дикий Запад), информируя своих знакомых, близких оставшихся в родных краях, о реальных обстоятельствах существования в Даурии (Забайкалье) и на Дальнем Востоке.
Стамбул, октябрь, 1990г. В гостях у семьи Тахира Бичури. По рассказам переселенцев (в том числе Т. Бичури) нахождение в Китае давало возможность организации достойной жизни тем, кто имел инициативу и желание трудиться: оплачиваемая (хотя и тяжелая) работа на лесоповале, сооружении насыпи, укладке шпал железной дороги, на обустройстве станций, расположенных через каждые пятьдесят километров. Как говорил мой собеседник во время нашей встречи в Стамбуле о жизни тех далеких лет: «Везде шло строительство – работай только. Не ленись. А надоела стройка в лесах много дичи, грибов, съедобных растений, в реках рыбы. Собирай грибы, лови рыбу соли и продавай. Торгуй тем, что собрал – китайцы ели все. Из России привозили дешевую мануфактуру, из Монголии дешевое мясо, шерсть, обратно везли товары, отсюда чай, посуду, шелк. Да много всего…Китайские власти ни во что не вмешивались»[3]. Надо отметить, что китайская земля, на которой лежали рельсы 1 метр с каждой стороны железной дороги, территории станций обладая правом экстерриториальности, считалась по русскокитайскому договору 1896г. русской полосой отчуждения и имела русское самоуправление со своими администрацией, судом, учебными заведениями, банками и т.д.[22]. При строительстве КВЖД было возведено 1464 моста, 98 тоннелей (два из которых длиной более 3х км). Железная дорога охранялась армейским корпусом в 25 тысяч человек под руководством 500 офицеров. Считается, что на сооружение КВЖД было вложено 375млн рублей [16]. Хотя произошедшая в 1900г (во время боксерского восстания в Китае) задержка принесла ощутимый вред строительству железной дороги, все же она была благополучно завершена и Россия получила возможность выхода к полуострову Лиаодонг – в Порт Артур. Условием развития торговли является освоение новых рынков. Торговый капитал татар, не только проникая на Дальний Восток из Европейской части империи, но и возникая на местах, создавал условия своего роста. Через двадцать лет после начала строительства КВЖД многие переселенцы, обладая значительными состояниями, имели финансовые возможности поддерживать возникающие в местах массового проживания своих земляков мусульманские общины. Как заметил президент тюркской общины Токио гн Т.Мухит в разговоре со мной в декабре 2003 года: «…в большинстве своем это были высокомерные мишары, ошалевшие от больших денег…». Когда хлынул поток переселенцев, понадобились гостиницы, столовые; возникла мелкая торговля. Было много молодых людей – естественно, начали появляться семьи и рождались дети; задумались о мечетях и школах со своими имамами и учителями. Стихийно возникали инициативные группы, деятельность которых, приобретая общественный характер, поддерживалась земляками. Появились и свои, признаваемые общественностью, лидеры. В 1920 –х годах на Дальнем Востоке проживало более 6000 татар, из которых подавляющее большинство проживало в городе Хайлар[17]. Сложившиеся общины тюркотатар с устоявшим укладом жизни, объединялись деятельностью различных общественных организаций [2]. С 1904 года действовала старейшая, в Восточной Азии тюркотатарская община города Харбин, созданная преимущественно пензенскими и казанскими мишарами[20]. В 1908 году открывается школа «Гиният», названная в честь рано умершего общественного и религиозного деятеля Гиниатуллы Селехметова. Строятся мечети в городах Харбин, Маньчжурия, Хайлар [6]. Мечеть города Харбин. Из архива гна Т.Мухит. Новый этап притока соотечественников на Восток (Китайский Туркестан) начался после окончания 1й мировой войны в 1916г.8 Революции 1917 года, гражданская война в 19181920 годах, привели в движение огромное количество людей, которые с оружием в руках, с небывалым ожесточением боролись друг с другом за свои представления о будущем Российской империи. Летом и осенью 1919г. военные действия на Урале, участниками которых были 119 тыс. солдат у большевиков и до 120130 тыс. у Колчака, происходили на линии, которую... можно провести через ПермьУфуОренбург Уральск [21]. В борьбе за власть жестокость, насилие и террор доходили в России, где традиционно человеческая жизнь ни во что не ставилась, до своих крайних пределов. Потерпевшая поражение на Урале армия адмирала Колчака отступала на Восток, увлекая за собой и гражданское население [3]. Среди многочисленных беженцев были родители гна Тамимдара Мухита – Президента тюркской общины Токио, и гн Мулламухаммат Касим, отец его супруги Салисы Мухит (Касим). Хаджи Нажметдин отец гна Т.Мухита, бежал из деревни Салагаш Казанской губернии после того, как деревня повторно подверглась нападению в августе 1919 года. Отряд, ворвавшись в деревню начал грабить всех зажиточных жителей. По рассказу гна Т.Мухита, ворвались и к ним: не говорившая порусски его мать Шамсенисаапа не понимала, что окружившие ее вооруженные люди в поисках золота требуют, не веря, что она беременна, задрать (уверенные, что там спрятаны деньги и золото) подол платья. Хаджи Нажметдин, находившийся рядом под дулом револьвера, приставленного к его виску, ничем не мог помочь своей жене: уже убили нескольких жителей деревни, оказавших сопротивление. Лишь убедившись в беременности хозяйки, красные мародеры, ограбив дом, ушли. Этой же ночью, после ухода отряда, на нескольких подводах хаджи Нажметдин с семьей и его ближайшие родственники со стороны жены, покинули Салагаш, еще не зная, что никогда сюда не вернутся.
Хаджи Нажметдин Шамсениса Мухит Из письма гна Т.Мухита (Токио,27.11.2000): «…из Салагаша уехали: отец, мать, старший брат Минлишаих, старшие сестры Роза и Зулейха, я. С нами были дед со стороны мамы – хаджи Гимаметдин бабай с семьей и старший брат мамы, его жена – имен не помню, две дочери – Гюльбистан и Гюльчехвар (Гюльбистан Ямалиева* и ее сестра Гюльчехвар живут в Агрызе, сын Гюльбистан, если помнишь, доктор Раиф Ямалиев* работает в министерстве здравоохранения Татарстана). В городе Иркутске, после смерти старшего брата мамы, Гимаметдин бабай со всей семьей уехал обратно в Салагаш. Мы же, продолжив путь, в 1921г. приехали в Харбин». Муж гжи С.Касим – гн М.Касим был представителем семьи крупных торговцев и землевладельцев в Пермской губернии и в 1919 (1918?) имел все основания для беспокойства о своей личной безопасности. Возвращаясь из торговой поездки в Китай и находясь в дороге, он получил телеграмму, в которой сообщалось, что началась гражданская война; пути перекрыты и ему не советуют возвращаться в Пермь. Потеряв весь приобретенный в Китае шелк, не имея средств существования, лишенный возможности вернуться, М.Касим остается в городе Чита и, устроившись на работу к знакомому фабриканту, накопив денег, с беженцами, примкнув к армии Колчака, эмигрирует в Китай. Из письма гжи Рамзии Лаиш – дочери М.Касима. (Стамбул, декабрь 2000г.): «…Отец был богатым торговцем.…Возвращаясь из Китая, где приобрел партию шелка, он получил телеграмму из Перми, где сообщалось, что пути перекрыты и ему не советуют возвращаться. Это произошло в городе Чита»[10] . Уверенные в его гибели в водовороте гражданской войны, семья была обрадована его письму из далекой Японии, с приглашением переехать к нему. Нам известно о больших колебаниях Саймы Касим перед отъездом в эмиграцию.
Мулламухамат Касим Сайма Касим (Тайсина) Но голод, разруха послевоенных лет склонила ее к отъезду. С тремя детьми (Камария, Сания, Рамзия) она отправилась осенью 1924 года (с железнодорожной станции Мулянка* под городом Пермь) в дальний путь. Пробыв в дороге около двух месяцев – через город Харбин в Китае, Корею, они добираются до Японии. Из письма гжи Р.Лаиш (Стамбул, 2000г.)]: «…в 1924г. отец познакомился с русским консулом в Японии. Он оказался его пермским знакомым. И через него смог отправить нам письмо с приглашением переехать к нему в Японию и оказал содействие нашему переезду. В Харбине мы месяц оформляли визу и через Корею на морском корабле добрались до Японии. Как во сне помню морскую качку. В декабре 1924г. начинается наша новая жизнь в Японии…»[10]. В наши дни, владея материалами об истории эмиграции, изданные как за рубежом, так и у нас, мы имеем возможности более детального ознакомления с событиями тех трагических лет. В частности, в публикациях доктора Галимяна Тагана упоминаются события в Даурии, участником которых он являлся в 19181919гг.[9]. В 19181919гг. оказывая отчаянное сопротивление активно наступавшей конной армии красных, армия белых, сохраняя боевые ряды, откатывается в бескрайние просторы Сибири. Описывая торжественное построение мусульманских инородческих казачьих соединений в городе Иркутск по поводу Курбанбайрама осенью 1919г., др Г.Таган пишет о произнесенных на торжественном построении речах. После принятия хлебасоли, поднесенного главным муллой Дальневосточной армии Шамгуловым Главнокомандующему всеми вооруженными силами Российской Восточной Окраины и походному атаману генераллейтенанту Семенову, следуют выступления: от военного нац ного управления татар гн Низаметдинов, от военного мусульмского духовенства – гл. мулла С. Гареев, от беженцев мусульман – З. Ишмухаметов. От военнонацного управления башкир с обращением к начку шт. 5й дивизии японской экспедиционной армии выступает М.А.Курбангалиев9 [22]: «Убегая от произвола красного варварства, стремящегося к разрушению всемирного порядка и уничтожению культуры, настроение наше было приподнято слухами о продвижении Японской армии на запад… мы желаем видеть японский народ, как искреннего союзника в деле освобождения истерзанной России» [9]. Войска атамана Семенова в Даурии (Забайкалье), осенью 1920 года потерпев поражение от частей конной армии красных, бросая все, вытесняются в Маньчжурию, на границе сдав властям оружие 10[9]. К 1921 году в северовосточном Китае скапливается огромное число солдат Белой армии и примкнувших к ним гражданских беженцев [4]. Президент Исламского центра Японии профессор Салих Самарраи: «В результате гражданской войны в России, в Китай, опасаясь репрессий коммунистов, эмигрировало значительное количество мусульман, многие из которых впоследствии осели в Японии» [13]. Президент тюркской мусульманской общины Токио гн Т.Мухит: «Когда мы жили в Харбине, я слышал, говорили, о миллионе беженцев из России. Среди них было много татар, башкир, азербайджанцев, узбеков»[2].
Стамбул. Этилэр. Октябрь,1992г. Интервью гна Т.Мухита турецким журналистам. Из интервью гна Т.Мухита (1995): Вопрос: “Уважаемый Тамимдар Мухит бей, вначале, если желаете, начнем с русской революции?” Ответ: “Как Вы знаете, в России в 1917году была революция... до 1919г. русские делились на белых и красных и боролись между собой. В эти годы казанские тюрки и другие мусульманские братья, убегая от коммунистов – через Сибирь, с отходом белой армии, переселились в Китай. В те годы число мусульман тюрков, переселившихся в Китай, было более сотни тысяч...”[15]. Из информации Квантунского жандармского управления: П.2. колво рассеянных на Д. Востоке татар точно не известно. Считается, что в Маньчжурии и Китае их проживает около 7000 человек. П.3. Дальневосточный съезд тюркотатар 4 февраля 1934г. Из выступления Гаяза Исхаки на съезде: «Национальный дух, который мы храним – это дух чисто азиатского народа, которого только на Д. Востоке насчитывается около 30 тысяч человек»[6]. Лишь чрезвычайные меры, предпринятые властями Китая по организации многочисленных лагерей для беженцев, помогли избежать гуманитарной катастрофы [2]. По рассказу президента тюркской мусульманской общины Токио гна Т.Мухита власти Харбина выселяли целые кварталы китайцев, чтобы заселить в освобожденные дома беженцев из России. Организовали и работу полевых кухонь, где кормили подряд всех нуждающихся беженцев в течение 23 лет. С появлением новой волны мигрантов значительно возрастает общественнополитическая активность, когда каждый беженец мусульманин из Поволжья и Урала, оказавшись в эмиграции, старался объединиться с себе подобными, усилить культурные и общественные связи, и для того чтобы выжить, основывали общества, где они часто встречались для сохранения национального духа» [7]. Оторвавшиеся от Родины эмигранты объединяются деятельностью ряда общественных организаций, действующих на конфессиональной, этнической и профессиональной основах. Функционирование каковых создавало возможности для поддержания традиционного образа жизни и способствовало сохранению языка, культуры, национального самосознания[1]. Из протокола допроса Курбангали Мухаммед (Г)абдулхая от 5 марта 1947г. Вопрос: Какие антисоветские организации существовали среди татарской и башкирской эмиграции в Маньчжурии? Ответ: До (19)35 года все белые эмигранты татарской и башкирской национальности проживающие в городе Харбин были объединены в мусульманское религиозное общество… Также …была создана антисоветская организация ИдельУрал… существовала молодежная организация ИдельУрал»[23]. Перечень эмигрантских организаций на Дальнем Востоке: Культурная ассоциация «ИдельУрал», общество «Исламия», «Матбугаи Исламия», медресе «Исламия», Женский Союз, Кружок татарской молодежи, начальные и средние школы, общество призрения стариков и сирот[2]. С большим трудом мухаджиры из России адаптируются к новым условиям. Мы знаем, например, что Мулламухаммат Касим какоето время работал сторожем на одной из химических фабрик Харбина, а Нажметдин Мухит имел небольшую лавку, где его семья торговала хозяйственными мелочами11. На улице Артиллерийской. Харбин. Китай. 1993г. До середины 1930х годов эмигранты жили упорной надеждой возвращения в Россию, но постепенно она отступала и окончательно ушла после принятия Советской Россией сталинской конституции 1936 года. К этому времени стало ясно, что в МаньчжоуГо оставаться опасно. Под давлением обстоятельств у эмигрантов начинает укрепляться мысль о необходимости отъезда. Часть эмигрантов, поддавшись агитации, принимает решение вернуться в Россию. Известен такой факт: несколько татарских семей решают репатриироваться в город Хабаровск, договорившись с оставшимися, что по приезде в Россию пришлют в Харбин свою фотографию. На ней, если все хорошо они стоят, а если плохо – сидят. На присланной фотографии все были сняты лежа. Дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Многих эмигрантов этот факт заставил задуматься о целесообразности возвращения в Россию. Вторая часть эмигрантов решает остаться в Китае, где многие из них после прихода к власти коммунистов долгие годы провели в тюрьмах. Мы, например, знаем, что господин Сагит Садри был в заключении в различных тюрьмах Китая восемь лет, его родной брат двадцать лет. Земляки, оставшиеся в живых, впоследствии эмигрируют в Австралию и Турцию. Третья часть выезжает в Корею, бывшую в те годы под контролем японской военной администрации. В некоторых ее городах образуются диаспоры наших соотечественников, понемногу перемещающихся оттуда в Японию[2]. В Японии наиболее крупные отделения действуют в городах Токио, Кобе, Нагоя; в Корее в городах Сеул (Кижу), Талгу, Пусан, Инчон, Пхеньян [15]; в Китае – Харбин [25], Хайлар, Мукден [25], Даолянь и многих др. городах. Похищение людей с целью выкупа в МаньчжоуГо не было чемто необычным. Многие преступные группы, в том числе хунхузы традиционно занимались выкрадыванием состоятельных горожан. В 1920х же годах этот «промысел» приобрел другой оттенок: стали исчезать лидеры российской мусульманской эмиграции в Харбине и других городах Китая. Рассказывая об этом, собеседники в один голос утверждали, что физическое устранение лидеров эмиграции совершалось последовательно, целеустремленно и с большим профессионализмом. Мой собеседник, очевидец и участник событий тех трагических лет, рассказывал, как после очередного исчезновения активиста мусульманская общественность обратилась за содействием в поисках к властям МаньчжуГо. Расследование тайной полиции выяснило, что исчезнувший был похищен хунхузами и тайно доставлен ими в здание консульства Советской России в городе Харбин. Созданная под давлением общественности комиссия, обыскав здание консульства от чердака до подвала, никого не нашла. Один из членов комиссии рассказал, что их удивило наличие в подвалах здания большого количества соляной кислоты в стеклянных бутылях. Наличие кислоты объяснялось заключенным с химическим предприятием контрактом, подтверждаемым владельцем фабрики. Лишь через несколько лет выяснилось, что захваченных людей после убийства растворяли в соляной кислоте и сливали в городскую канализацию[1] . Адутов Р.М. Татарская и башкирская эмиграция в Японии. Япониядәге кардәшләребез. Набережные Челны. 2006. Книга предоставлена для публикации в ХРОНОСе автором. Здесь читайте:Рафаэль Адутов (авторская страничка). Адутов Рафаэль. Татары и башкиры в стране самураев.
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|