Юрий
Нечипоренко
Мой отец - начальник связи продолжение
6 Щуп
Разгуливаю я
по связи, смотрю нечестными глазами - что бы слямзить? Но в общем ничего
я не краду. Скорее - принимаю. Сделаю такой вид┘Они и сами догадаются,
что мне нужно.
И даже отказываюсь вначале. Но недолго. Им-то что:
у них такого добра - завались, а я утащу к себе да разберу как устроено,
а потом для дела приспособлю...
И связь меня тоже принимает. Ну,
как сказать, когда я слышу этот шум трещоток - он такой заманчивый и
добрый, и кажется, что кто-то тут живет большой - по-разному живет: то
лампочками замигает, то засвистит, как сверчок...
Есть такой у
папы щуп, что напряжение слышит: в наушниках ууууу гудит, когда к
проводу подносишь. С помощью него связисты обрыв под землей чувствуют:
где ууууу замолчит - там и обрыв. Под Новый год попался этот щуп мне в
руки - и я решил проводку пощупать. В стене гудит проводка
электрического света, к телефону подношу - он тонко так попискивает.
Пошел я погулять вдоль стеллажей, подвожу щуп к крабикам железным - и
они заголосили все: те - жалобно и быстро, другие - важно и протяжно:
"занято", "не отвечает". Вдруг слышу - слово, другое - заговорили на
человечьем языке - во лафа! Говорят разными голосами - кому бутылку под
Новый год купить, кого встретить, поздравляют, радуются, договариваются,
желают здоровья - и женщины крабики, и дети среди них - ожили все, как в
сказке... И папа - начальник в этой связи - как волшебник
главный.
И кого там только нет... Вот уборщица в тапках, белая,
морщинистая - всегда меня погладит, в улыбочке лицо рассыплет на части -
ласковая. Потом оказалось, что она ключ подобрала и потихоньку у папы из
сейфа деньги таскала - он зарплату туда положит, маме часть на
пропитание выдаст, а потом глядь: денежки-то тю-тю... Вот и
чудеса.
А еще инженер был в связи. Странное слово - "инженер": на
инжир похоже, такой фрукт заморский пухленький. Его никто на работу
брать не хотел - боялись пробовать, что за инженер такой. А папе-то что
- будь ты хоть из Перу, только человек хороший... Но не получился
хорошим - окреп, закруглился, брюшко отрастил - захотелось ему в
начальники выйти - и стал он на папу пописывать. И пошли помехи в связи,
и пробои - посыпались комиссии, заседания, горкомы, бесы разные, будто
листья в ноябре... Но это было потом, а сейчас папа - начальник связи,
волшебник в силах, и мы летим на трехколесном мотоцикле, я обнимаю
ногами бензобак...
7 Ворона Галка
Папой можно только гордиться. Это чувствовали все. Даже
ворона, которую мы подобрали на улице. Или это была галка? Так мы ее
звали: "Галка". Она никого не уважала, кроме папы. Могла клюнуть, если
неудачно ее возьмешь или задразнишь - была очень чувствительной вороной
и в вопросах чести очень разбиралась. И что кому дозволено. Но все-таки
она не так заносилась, чтобы ставить себя главнее папы.
Когда мы
собирались вместе, Галка садилась у папы на плече и при этом если
каркала - то деликатно, в сторону. И в разговоре участвовала: все время
переводила клюв с одного на другого - и если кто-то говорил стоящее,
присоединялась - каррр - негромко так, но внятно сообщала, как визирь,
свое веское мнение папе на ухо - каррр...
Потом подросла, окрепла
- и улетела. Мы долго вспоминали о ней, узнавали ее во всякой птице, что
подлетала к нашему окну. И рассказывали: опять ночью кто-то прилетал и
клювом в окно стучался - да, все слышали, кто-то стучался. Конечно, это
она - кто же еще может быть? Надо обязательно на ночь окна оставлять
открытыми...
Она была очень молодая, эта ворона, - у нее клюв был
с желтой каемкой. Мы ее так и дразнили, чтобы она не зазнавалась:
"желторотик"! Но когда она улетела, было очень жалко... И тревожно за
нашу ворону - как-то она приживется в птичьей стае, да заведет ли себе
семью - или как там у них, ворон, это делается?
8 Рассказы
Мы сидим, собравшись в кучу, и свет настольной лампы...
папа рассказывает про свое детство. Мы выпрашиваем: - Па, а про удава
расскажи, ну про удава... - Какого удава? - Ну, того, что в
деревне всех перепугал, - ты говорил - змея большая! - А, правда,
видел я такого змея...
И папа рассказывает про огромного змея,
что из реки вылезал и катался по деревне колесом, и про то, как у них в
хате жил уж, охочий до молока, - он все норовил в миску голову сунуть,
приходилось его по носу ложкой охаживать - и про то, как на сеновале
сестра спала с гадюкой: та забралась к ней под сорочку - но не укусила,
и про то, как в деревне колдовали, и что если срастаются на огороде
несколько колосьев вместе - жди беды, и про черный глаз... Мы слушаем -
и верим, верим - нет, папка наш не обманет никогда...
Но конечно,
теперь ту речку чистейшую загадили химкомбинатом - и никакая тварь там
не живет. И так, как раньше в церкви пели, - уж не поют, и так богато,
как жили, уж не живут односельчане...
Папа рассказывает про войну. И все его истории мы
выучили наизусть - а все равно клянчим: - Ну па, ну расскажи,
па! - Да я уже вам рассказывал... - А мы забыли. Кто к кому на
фронте ходил - ты к брату или он к тебе?
Папа раззадорился: -
Конечно, я к нему - и два раза! - О, па, ну расскажи - а как первый
раз? А потом - твой брат, он что - на француженке женился? - Да нет,
не женился: привез домой - а мать не разрешила... - Во-о - па, ну
расскажи, ну па-а!
Мы вокруг папы, и свет настольной лампы, и
Галка на плече, и папа начинает: - Мы тогда стояли в
Польше...
Выслушиваем знакомый рассказ и ревниво оберегаем от
искажений: - Ты ж говорил, что брат был на передовой! - А, хитрые,
запомнили - а говорите, что забыли,- так нас папа проверяет.
А
потом мы начинаем на него нападать - хочется посмаковать любимые
места: - А француженка, которую брат привез, была красивой? А как они
говорили - по-французски? - Па, а как ты парашютиста ловил? - А
правда, па, тебя антибиотики спасли? - Да, когда меня привезли в
госпиталь - командир части сказал врачам: вот вам бочка спирта, только
чтобы вылечили нашего радиста! Они и дали мне сульфидина. Он на вес
золота был тогда, и мне бы без него - каюк...
9 Рана в небе
Я раньше играл в войну, придумывал - мол, мы и они, и
как мы им вставим. А кто они? Ну, враги - беляки там, американцы... А
однажды вышел из папиной связи на порог - и увидел, как солнце в красное
садится: будто в небе рана, а облака - как вата кровавая - и так мне
стало страшно... Я почувствовал - нет, не хочу, чтобы кого-то убивали, и
сам никого не хочу убивать, все это - понарошку, а по-настоящему - не
хочу, не хочу... Страшно не только за себя - за папу и за сестер своих -
никому не надо погибать...
Я раньше все папу подзуживал - ну па,
ты хоть одного немца убил? А он мне отвечал - нет, не убивал, стрелял
только из винтовки куда-то, а так Бог миловал - никого не
убивал.
Мне тогда казалось, что тут папа слабину дал - как же
так: всю войну прошел - а никого не убил. А сейчас я обрадовался -
конечно, если на тебя лезут, надо защищаться - но все-таки лучше живую
душу не трогать, люди все разные, и никого нельзя от жизни
отрывать...
Папа воевал в авиаполку - радиостанцией командовал,
чинил ее, чтобы можно было с самолетами связь держать... У него есть
медали - "За отвагу", стальная, "За боевые заслуги", бронзовая, и еще -
"За оборону", "За взятие", "За восстановление"... Есть еще серебро -
монета большая немецкая. Там кайзер выдавлен, немец главный: папа от
него отщипывает кусочки и использует для припоя. Серебро - очень
полезное: от него бактерии дохнут, и оно электричество проводит хорошо.
Его используют для связи. На реле контакты из серебра: по ним ток бежит
и радуется - приятно ему в серебре да в золоте жить - ток, он такой, у
него губа не дура!
10 Бандюга
Папа провел сигнализацию из летней кухни к нам в дом: а
то каждый год к нам в кухню кто-нибудь лазит. Там и нет-то ничего -
только печь да погреб, в который мы на зиму картошку складываем, да
банки с компотами и вареньем храним. Но они все равно лазят - уж не знаю
почему: может, надеются, что раз в нашем доме начальники живут, то кухни
жирные - сервизы там или запасы вин необыкновенные. Я думаю, кто один
раз к нам слазит - уже больше его не заманишь: не будет же он
трехлитровую банку с яблоками тащить. Но всегда находится новый человек,
который у нас в кухне еще не побывал. И ему интересно слазить. А папе
интересно его поймать: надоело все время окна новые вставлять и
решетками украшать... Вот папа и провел такую связь в кухню и поставил
реле - чтоб если окно или дверь отворили, то у нас дома сигнал сработал:
как у рыбака на удочке - клюет!
Раз случилась история: сработала
среди ночи папина сигнализация. Схватил он ружье, позвал соседей - и к
кухне. Подходит тихонько: а там мужик внутри возится. Высветил его папа
фонариком: - Руки вверх!
А мужик посмотрел на папу и
говорит: - Ты же в меня стрелять не будешь, браток...
И как
дернет ружье за ствол на себя! А у папы палец на спусковом крючке - и
двустволка как бахнет! Он хитрый, бандюга - в сторону ствол направил и
под мышкой у себя ружье разрядил. Тут они вроде на равных с папой
оказались. Однако у мужика ножик был...
Крики во дворе раздались
- соседи проснулись. Стало ясно, кому тикать - как прыгнет мужик мимо
папы в дверь - и ходу! По двору бежит - а у нас ворота далеко - и мимо
подъезда проскочить надо, а оттуда соседи - мужички крепенькие
высыпают...
Тут я должен признаться, что историй таких было
несколько - и кого-то поймали: мой крестный Федор Петрович с кочергой
выбежал - и в ноги бандюге ее вставил. Тот навернулся - повязали его. Но
тот, который папе ружье разрядил, - сбежал. Потом в милиции сказали, что
он рецидивист опасный, его папе на фотографии показывали.
11 Памятник
Стоял в скверике у нас памятник - белая фигура из мела.
А потом вдруг пропал - только тарелка из-под него осталась в земле. Дело
было так: вызывают папу в трест и говорят, что едет комиссия серьезная
из области или из Украины, а может, из Москвы. А кто-то догадался, что
Ворошилов в нашем сквере уж очень подозрительно на Сталина похож. Я
никогда не вглядывался: ну, френч помню - а может, они все друг на друга
похожи? Или скульптор, который лицо из мела точил, был специалист по
Сталину, а тут вдруг Ворошилов - ну и получилась накладочка: вроде как
брата сталинского выточил. Комиссии же это ни к чему знать - это наше
дело, на кого он похож,- он же у нас стоит, а не у них. Однако комиссия
настырная, и перед тем как пить с дядьками из треста, она может и в это
влезть. На нем не написано, что он Ворошилов, а в жизни его никто не
видел... И люди меняются с годами и даже на фотографии бывают непохожими
на себя, а в скульптуре и подавно. Поэтому мысль пришла: чтоб не
занимать голову комиссии лишними делами, лучше этого брата убрать. Мы
его поставили - мы его и снимем, сейчас уже не модно мелованных людей
среди деревьев расставлять. Однако как убрать? Тут вспомнили о папе: он
специалист на все руки, мастер.
В общем, папа собрал своих
связистов и говорит: - Только ж вы никому, ребята... Будем Ворошилова
снимать.
Подождали, пока народ угомонится на улице, обмотали его,
бедного, стальными проводами - и давай тянуть... А он не гнется - потому
что крепкий - этот скульптор мел крутого замеса взял - на века!
-
Пошел!
Вначале голова, а потом и весь накренился.
Вот это уж и совсем неприлично - потому что если
памятник стоит, то он стоит, и никто его не замечает. Если же его нет,
то нет - и тоже никто не замечает, - ну, поговорят - мол, нет, - и
забудут. А если вроде и стоит и не стоит - то это не памятник, а,
наоборот, глумление... Неудобно.
Надо спешить, потому что
глумление никто не должен видеть и даже тот, кто его делает, - это
действует вредно.
А памятник возьми да и окажись с арматурой - то
есть он только сверху белый из мела, а внутри железный - одна голова
подкачала.
Тянут стальными проводами - памятник крошится, а не
уступает - будто Геракл связку связистов, дюжих парней,
выдерживает.
Ночью белая фигура видна издалека, и что ей плохо
делают, тоже очень заметно. Комиссия может получить нежелательные
сведения.
Тут папа догадался, что делать: - Руби ему, ребята,
ноги!
Ножовкой по металлу их перепилили, связисты - они народ
запасливый, у них все есть. Раскрошили, конечно, снизу - получился уже
скорее бюст. Его тихонько сняли.
- Куда девать? - Копай,
ребята, яму!
Тут же в кустах сирени отрыли могилу - и памятник
похоронили.
Рисовал Голя Монголин
[начало] [в Пампасы] [окончание]
|