Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы sema.ru
Арсений ЛАРИОНОВ |
|
РОК |
|
XPOHOCРусское полеНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАЖУРНАЛ СЛОВОМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯ |
Рецензия на книгуСаму книгу вы можете приобрести, написав письмо по адресу:
Арсений Ларионов Рок. Роман. «Советский писатель», Москва, 2002. Арсений Ларионов вошел в русскую литературу в 70—е годы теперь уже прошлого века с романом «Лидина гарь». В нем была отражена дореволюционная жизнь северной деревни, слом устоявшегося уклада, резкие, зачастую болезненные повороты людских судеб в исторической круговерти 20—х годов. «Рок» — тоже роман о деревне, только автор переносит нас в самые «благополучные», застойные годы. И если «Лидина гарь» — книга, где главными героями являются крестьяне, то в «Роке» писатель талантливо изображает представителей так называемого «партийства», мелкой и средней сельской номенклатуры. Главная идея «Рока» — отрицание собственной жизни и отеческой судьбы центральным героем романа, директором Лышегорского совхоза Коробеевым. «Застойное» время 70—80—х годов, сохранившее у власти старых «фронтовиков» (Коробеев в годы Великой Отечественной был танкистом), сделалось горестной предтечей грядущей национальной катастрофы: люди, принесшие победу России в сорок пятом, почти безропотно хоронили ее в начале девяностых. Автор послесловия, доктор филологических наук Николай Неженец, видит в этих событиях печальную параллель с Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. «Как схоже с Сенатской площадью», — замечает он. Тема, поставленная автором в «Роке», своим «замахом», пожалуй, вытесняет размышления других писателей—деревенщиков по этому поводу (Астафьев, Белов, Абрамов, Можаев, Распутин, Солженицын). Даже внешняя канва произведения драматична. Перед читателем разворачивается печальная история о том, как сбежавшие с войны дезертиры, уже на закате своих лет начинают сводить счеты с односельчанином. А он, добиваясь правды и ясности, начинает обличать не только своих явных хулителей, но и управителей современной жизни. Все кончается трагически: главный заводила застрелился, оклеветанный воин умер от разрыва сердца, а в среде «номенклатуры» тоже произошли изменения — начальствующего и надоевшего людям Коробеева отправили на пенсию, а его место занял молодой сообщник по воровскому делу... Жизнь, как говорится, продолжается... Впрочем, главная идея «Рока» значительно глубже. Автор показывает распад русского мира, всеобщий людской разор и «духовный паралич» (Достоевский). В романе, реалистическом по сути, закрепляется мысль о трагической безнадежности мира. Потому — «Рок»... Автор явно тяготеет к образцам староклассической прозы — Толстому, Достоевскому, Леонову. Рок — хождение против истории, против природы и против Бога. Рецензия перепечатывается с адреса: http://www.ruscenter.ru/
|
© ЖУРНАЛ 2003 г. |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |