О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.
РуЖи
|
УКРАИНА ИЛИ ОКРАИНА?
Кохайтеся, чорнобривi,
Та не з москалями,
Бо москалi – чужi люде,
Роблять лыхо з вами.
Москаль любить жартуючи,
Жартуючи кине;
Пiде в свою Московщину,
А дiвчiна гине…
Тарас Шевченко «КАТЕРИНА»
Взаимоотношения России и Украины сегодня достаточно сложны. Воронежский
писатель Иван Иванович Евсеенко – украинец по крови и месту рождения, вот
уже несколько десятилетий живущий в России. С ним беседуем о нынешней
российско-украинской ситуации.
- Когда Вы в последний раз были на родине и каковы Ваши ощущения от тамошней
социально-политической и общественной ситуации? Какие настроения в народе,
что думают о нынешних взаимоотношениях России и Украины?
- В последний раз я был в Украине в прошлом году, в самый канун их так
называемой самой «оранжевой» революции. Конечно, взаимоотношения Украины с
Россией сегодня вызывают одинаковую тревогу и в России, и у здравомыслящих
людей в Украине. Потому что в нынешнем своем виде - это не правомочное,
исторически не обоснованное состояние, вызванное, в значительной степени,
искусственно.
Распад СССР и разделение Украины и России для меня лично - это вторая по
трагизму потеря после очень ранней смерти матери. И для многих людей,
украинцев по рождению, которые находятся в России, это так же. В статье
Солженицына «Как нам обустроить Россию» автором предполагалось, что
останется центральная власть, государствообразующий центр, «Москва» в
понятии обобщающем, которая для преодоления центробежных тенденций, в
крайнем случае, сможет отказаться от территорий, называемых Солженицыном
«колониями». Т.е. от Средней Азии - и оставить страну в безусловном единстве
трех славянских республик. Но во времена Советского Союза никто из нас
вообще не предполагал, что можно отказаться от самой идеи единения, от
единого многонационального государства!
И вот в начале 1990-х собрались три человека – Ельцин, Шушкевич и Кравчук и,
в общем-то, нарушая законодательство своей страны – Советского Союза,
подписали тайное тройственное соглашение. И до сего дня не понесли за это
никакого наказания, между прочим!.. Кстати, в одном из украинских фильмов
роль Кравчука сыграл мой односельчанин, Петро Дорошенко. Я в последний
приезд домой сказал ему: «Вот когда начнут Кравчука судить, – а его будут
судить мирским судом или Божьим рано или поздно – то как бы нести наказание
не пришлось тебе. Подлинный Кравчук, поди, откупится». Такая вот невеселая
шутка. Случилась большая беда – распалась страна, распалась связь времен, по
словам поэта, а все трое «подписантов» до сей поры благоденствуют. А ведь
случилась геополитическая, историческая трагедия, сущность которой до сих
пор не в состоянии ни в России, ни в Украине. В России не могут, а в Украине
не хотят.
- Что изменилось в отношении украинцев к России в последнее время?
- Отношение к России в Украине мы должны оценивать честно, не пряча, как
страусы, голову в песок. Я ведь бывал в Украине достаточно часто и прежде. И
сейчас вижу, что постепенно в Украине из России создали образ врага. Это
произошло не мгновенно. Сегодня на этом основании там делается попытка
консолидировать нацию. И двурушническое поведение украинского руководства
нас не должно обманывать. Когда происходят встречи на высшем уровне, то
украинские президенты и премьеры по-прежнему говорят о дружбе Украины с
Россией. А вот когда смотришь оттуда, изнутри Украины, то ясно, что там
антирусские настроения внедряются очень интенсивно. Может быть, и без
прямого поощрения со стороны местного руководства, но и, честно сказать, без
малейшего сопротивления.
- И кто же, на ваш взгляд, создает этот образ врага, кто инициирует эти
антирусские настроения в украинском народе, на бытовом уровне?
- Указать конкретно на кого-либо, конечно, невозможно. Вина, как и во многих
революционных бедах, лежит, в первую очередь, на интеллигенции, в том числе
и творческой. И самое опасное, как вы правильно заметили, что образ
врага-«москаля» внедряется на бытовом уровне. Конечно, тому есть
исторические причины. Но их можно объяснять совершенно по-разному. Например,
так, как объяснял выдающийся историк, классик украинской и русской
литературы и общественной мысли, друг и соратник Т.Шевченко, наш земляк
Костомаров. Он писал об этом в своих исторических исследованиях «Богдан
Хмельницкий», «Мазепа», «Руина». Так же объясняют это многие современные
представители украинской творческой интеллигенции.
В 1994 году я, как украинец по рождению, был приглашен в Украину на
празднование 180-летия со дня рождения Тараса Шевченко. Эти праздники
проходили в г. Николаеве. Я представлял российских писателей. И уже тогда
выступал там, на сцене в окружении откровенно антироссийских лозунгов. Об
этом я написал документальную работу, которая называется «Навеки вместе – на
века раздельно».
Как происходит внедрение антируссизма? На первых этапах идет тотальное
разделение истории. Совместной истории России и Украины.
- Живя в Союзе, мы со школьных лет знали, что Россия начиналась с Киевской
Руси, т.е. что Украина – это та же Русь…
- Совершенно верно. Просто исторически Русь развивалась, прирастала
территориями. Центр и переместился вглубь этих территорий. Это естественно и
исторически объяснимо.
- А Киев, Киевская Русь постепенно превратилась в крайний рубеж Руси, в ее
ОКРАИНУ, Украину. Но при этом осталась форпостом восточного, православного
славянства, стражем западных границ Руси. Достойная доля. Слепой
местнический национализм сегодня, похоже, торопится разменять судьбу
собственной страны в угоду дурному политиканству. Окраину превратить в
обочину. Трудно понять, зачем делить, дробить собственную ис-торию?
- Вот почему разделение общей нашей истории и страшно. Я в свое время
окончил украинскую школу, и там у нас преподавали историю Украины как
отдельный предмет. Но этот предмет практически просто углублял канву общей
истории Руси, уточнял какие-то даты, давал имена местного значения…
- Фактически, это было регионоведение, или краеведение – история родного
края, так?
- Именно. И это никого не ущемляло. Просто в общей истории страны могли не
называться какие-то украинские исторические деятели, которые для всей страны
не были особо значимы, а в Украине играли свою определенную роль. Сейчас же
в Украине есть попытка вообще общую историю распылить. Для создания из
России образа врага подыскиваются исторические корни. Т.е. история Украины
на сегодняшний момент все в большей степени представляется как история
борьбы с Россией. Это очень опасная тенденция.
- Особенно в среде молодежи…
- Да, многие взрослые люди еще помнят настоящую, общую историю. Но ведь если
детям с малых лет твердить иное, они доверчиво воспримут то, чему их научат.
А учат в школах часто не Киевской Руси, не тому, что русские и украинцы –
это близкородственные, исторически дружественные народы, имеющие единый
восточнославянский корень. А тому, что русские все время хотели украинцев
поработить, лишить свободы, подмять под свою волю. И маленькие люди, дети,
начинают думать, что оно так и было.
- И какие же подтверждающие то факты приводят русофобы в качестве примера?
- На поверхность вытягиваются личности, у которых какие-то антирусские
настроения или отдельные высказывания были. Да, они были и у Шевченко. Но
ведь надо опять-таки объяснять, определять это, исходя из конкретных
исторических условий, в которых люди жили – Тарас Шевченко, Иван Франко… В
особенности украинские националисты сейчас поднимают на щит Мазепу.
Превозносят его всячески. Вот, портрет Мазепы изображен на украинской
денежной купюре, не помню, честно говоря, какого достоинства. Уверяю вас,
это изображение сделано не столько для Украины, сколько для Рос-сии.
- Какие еще конкретные воспоминания об антирусскизме связаны с вашими
посещениями Украины?
- Еще раз возвращусь к своей поездке на юбилейные торжества Шевченко. Нас
тогда возили в Николаевский порт, в доки, где строили корабли. Там работали,
в основном, выпускники ленинградского кораблестроительного института и
других российских вузов. И нам рассказывали, что так называемые «сухие» доки
– те, где собирают суда на суше – стали строить по инициативе Петра Первого.
А мы у себя, в Воронеже в это время собирались праздновать 300-летие
Российского флота. И я по своей наивности председателю местной писательской
организации говорю: «Давайте проведем совместную акцию, обменяемся
делегациями…». И вдруг в ответ на слова мои последовал яростный взрыв! Мне
было заявлено: никогда и ни за что! «Украина никогда не будет праздновать
имперские праздники» и что «день Полтавской битвы – для Украины день
национального позора»… Вот и водораздел. Для нас день Полтавской битвы –
день национальной победы, а для украинцев нынешних, националистов, как
оказалось – день позора.
Вообще в современной Украине очень болезненно говорится об «имперских
амбициях» России. Это едва ли не самое страшное обвинение в ее адрес. К
сожалению, в Украине никак не хотят понять, что «имперские амбиции», иными
словами, высокая духовная державность - есть сущность России, ее
историческая миссия. Только под державным, «имперским» крылом русского
народа в ней могли объединиться, жить и выжить в историческом времени многие
разноплеменные народы. Кстати, сама Украина сейчас все более ощущает у себя
настоятельную необходимость проявления пресловутых этих «имперских амбиций».
Ведь во время «оранжевой» революции уже проговорена возможность объединения
восточных областей Украины в самостоятельное, пусть пока лишь автономное
государственное образование. Не лучше обстоят дела в Крыму и в Западной
Украине, на которую в любой момент, перестав дружить с Украиной против
России, может позариться Польша. И что же тогда Украине делать без
имперско-державных амбиций? Мне представляется, что ей, пока не поздно, надо
бы всерьез учиться этой великой науке у России и не попрекать ее «имперскими
амбициями» – к месту и не к месту.
- Но ведь уже много лет в Киеве, в конце Крещатика стоит памятник- радуга,
символизирующий объединение Украины с Россией…
- И сейчас его регулярно измазывают голубой краской. Ну, допустим, это дело
рук простых хулиганов. Но есть и еще одна скульптурная группа сходного
идейного содержания: мужчина и женщина, символы России и Украины. И там
прежде была надпись: «Навеки вместе». Но сегодня этой надписи нет, остались
только дырки от крепежа… Сестре своей, живущей в Днепропетровске, я сказал:
«Ведь это уже не дело хулиганья, это произведено с ведома администрации, с
ведома властей…».
Попытка разделить общую историю – очень действенный инструмент создания в
Украине антирусского настроения. И надо отдавать себе отчет в том, насколько
это опасно. Я это и своим товарищам - украинским писателям говорю: не надо
выдумывать историю, переписывать правду на узко-национальный лад. Настоящая
история Украины и России – едина.
- Ну, тут же выдвигаются теперь украинскими националистами гениальные идеи о
якобы существовавших некогда древних племенах, «украх», от которых и пошли
украинцы…
- Думаю, абсолютно антинаучные предположения. И это еще не все. Создаются и
новые легенды. Вот, скажем, на общем мероприятии в Украине выступает
украинский литератор, повествующий о жизни Шевченко. А все мы знаем, что для
того, чтобы выкупить Тараса Шевченко на волю из солдатчины, Брюллов написал
портрет Жуковского. Портрет этот был разыгран в лотерею, в которой
участвовала и царица русская. Деньги от продажи картины и пошли на оплату
«вольной» Шевченко. Возможно, не слишком большие деньги, которые требовались
для выкупа, можно было собрать и иным, не столь публичным путем. Но, тем не
менее, они были добыты так, а не иначе. И что же говорит поэт из Запорожья?
Оказывается, это все придумывают в России, а в действительности сам Шевченко
нарисовал портрет Пушкина, продал его и «самовыкупился»! Основную сумму
заплатил сам, а русские разве что немножко добавили... Я говорю: и где же
этот портрет? Где отмечено, что все произошло именно так? Нигде. Но – все
равно подобные истории выдумываются. И они постепенно внедряются в сознание.
На бытовом уровне, как анекдоты.
- Вы полагаете, это серьезно?
- Очень серьезно. Любой национализм или воспитание неприятия какого-то
народа страшнее всего на бытовом уровне. Потому что его потом никак не
вытравишь. Если на государственном уровне могут придти другие люди, которые
реально воспринимают положение вещей, знают настоящую историю, то бытовое
неприятие может передаваться от поколения к поколению.
- И сейчас это неприятие уже так заметно?
- Да, сегодня оно уже есть. Конечно, люди старшего поколения, которые жили
не в такой, как нынче, атмосфере, правду знают. А вот молодежь… Среди них
эти разговоры есть. И если образно говорить, то «оранжевая» революция, за
которую Украина еще долго будет расплачиваться своими же страданиями, а
может – слезами и кровью, так вот – по сути своей эта революция –
антирусская. Молодежи внедрили в сознание, что Янукович был человеком, в
большей степени настроенным на дружбу с Россией, и все… Вот такой создался
противовес. Я здесь не утрирую и не преувеличиваю. Я говорю о том, что к
этому антируссизму надо относиться всерьез. Не надо обольщаться
дипломатическими играми, публичными высказываниями о дружбе с Россией
украинских президентов – одного, другого, третьего. Политики часто говорят
одно, а делают совершенно другое.
- А в чем, вы полагаете, может выражаться противодействие антирусским
настроениям в Украине?
- Во-первых, ни в коем случае их не поддерживать. Здесь же, в России,
антиукраинские настроения не поддерживаются, хотя множество этнических
украинцев проживает на русской земле. Украинцы воспринимаются русскими
по-прежнему как родные, в рамках единой славянской общности. Ни творческая
интеллигенция, ни школа не выступает против украинцев. А ведь во множестве
южнорусских городов и станиц местное наречие, практически, является сильно
украинизированным. Это, конечно, не настоящий украинский язык, а именно
смесь, наречие, «мова». Но она никого не удивляет и не раздражает. Песни,
бытовое общение – все естественно и мирно сосуществует с русским
литературным языком.
- А каково, по вашему мнению, состояние русского языка на пространстве
бывшего союзного государства и, в частности, в Украине?
- Об этом у нас в России сейчас много говорят. И небезосновательно. Может я
и ошибаюсь, но мне кажется, что вопросы языка мы пытаемся решить как-то не
тем способом. Язык все-таки развивается по своим законам, и насильственно
внедрить его невозможно. Но надо действовать другими путями. Во-первых,
защищать всеми силами русский язык на пост-советском пространстве: в
Украине, Литве, Эстонии. Защищать русские интересы, русские инициативы.
Родной язык для человека тот, на котором он думает. Ведь, в конечном счете,
цель украинских националистов такова: запретить не только учить в школе на
русском языке или разговаривать по-русски, а именно думать по-русски… Вот и
защищайте на государственном, на международном уровне права русского языка
как русского человека! Все механизмы применяйте – политические,
экономические. На уровне посольств, государственных решений…Это же в наших
интересах.
- Вы полагаете, что все экономические вопросы и межгосударственные
договоренности следует непременно увязывать с отстаиванием интересов
собственно русских?
- Обязательно. И еще одно. Не исключаю, что если в России не будут уделять
этому должного внимания, то в бывших наших братских республиках русский язык
очень скоро отомрет и забудется.
- И таким образом еще более сократится дружественное окружение,
геополитическая «сфера влияния» России?
- Безусловно. Некогда Польша и Финляндия входили в состав России. И там –
плохо ли, хорошо ли, – но разговаривали по-русски. С момента политического
выделения этих стран в самостоятельные государства русский язык стал менее
актуальным. Конечно, процесс насильственного усиления позиций национального
языка, происходящий в Украине, в Латвии и так далее, в бывшем российском
окружении, интенсивнее «размывает» знание общегосударственного прежде
русского языка: здесь создается ситуация, при которой язык оказывается не
востребован. Но этот процесс, пусть и медленнее, может происходить и
естественным образом.
- Т.е. если в знании русского языка не будут заинтересованы эти «отпавшие»,
но сопредельные России государства? В чем же корень проблемы?
- Русский язык будет востребован там только тогда, когда Россия станет
сильным государством, когда участвовать в совместных с Россией проектах
станет настолько престижно и интересно, что не знать русского языка станет
не выгодно, просто невозможно. Вот сейчас у нас в России все государственные
деятели активно изучают английский язык, и это потому, что интенсивность
связей, необходимость общения с англоязычными странами заставляет говорить
по-английски. Требуется лучше понимать партнера или соперника, как хотите.
Без переводчика.
Мне как писателю, конечно, особенно прискорбно, если через какое-то время
мои земляки в Украине не будут читать великую русскую литературу на русском
языке. И это, на мой взгляд, печально прежде всего для Украины. Зачем же
запрещать разговаривать на близкородственном языке? Да, свой язык надо
пропагандировать и сохранять. Но когда говорят о принудительной русификации
Украины в советские времена, мои земляки лукавят. Тогда именно украинская
элита просила и даже требовала, чтобы открывались русские школы. В бытность
СССР, приоритет изучения русского языка в республиках был незыблем. Все
государственные, административные деятели стремились им как можно лучше и
скорее овладеть: было престижно учиться в России, открывались перспективы
карьерного роста общегосударственного масштаба, возможности освоения
передовых знаний. И никаких специальных указаний из Москвы, из ЦК партии не
требовалось. Это было естественное положение. Я, скажем, заканчивал
украинскую школу, но учился потом в России – в Курском пединституте, потом в
московском Литинституте. И никто меня не попрекнул украинским аттестатом. А
сейчас в Украине пытаются представить ситуацию совсем по-иному. Это
лукавство. И я не думаю, что Украина очень бы пострадала, если бы там было
введено два государственных языка. Так, как в Белоруссии или в Киргизии.
Ничего не изменилось бы в худшую сторону для национальных интересов Украины.
Зато вопрос болезненный снялся бы. А язык украинский развивался б и сам.
Ведь искусственно чужой язык не «продвинешь». Вот мы после войны все изучали
немецкий язык, а все его ненавидели. Так он и остался для большинства из
нашего поколения «мертвым» языком. Но ведь это были последствия только что
прошедшей войны, крови, смертей. Естественное отторжение, а не искусственное
уничтожение возможности говорить и думать на родственном языке, как пытаются
сейчас сделать в Украине.
- И это притом, что русское население составляет значительную часть
исторически российских территорий – Крыма, Востока Украины…
- Да. Но раз уж мы потеряли такое великое пространство единой страны, как
Советский Союз, теперь сохранять и заново взращивать любовь к русскому языку
надо, как надо и воспитывать необходимость его изучения тем способом, о
котором я уже сказал: Россия должна стать такой мощной страной, что не знать
русского языка, не читать и не говорить на нем будет невозможно. Иначе ты не
построишь ни бизнеса, ни карьеры.
- То есть, русский язык надо сделать языком сильного национального
государства…
- Это едва ли близкая перспектива. Хотя, между прочим, я говорил, что партию
Януковича надо было назвать не Партией регионов, а партией «Киевская Русь».
Тогда было бы все ясно и определенно.
- Наша Воронежская область непосредственно граничит с Украиной, с Луганской
областью. Сейчас откуда-то вдруг возник вопрос о создании украинской
диаспоры, едва ли не украинской автономии на территории области. Каково ваше
отношение к этому?
- Действительно, в Воронеже есть несколько украинских обществ, руководимых
моими земляками. Они как-то ко мне заходили с такими предложениями. Но у
меня своя позиция на этот счет, и она очень не нравится людям, активно
«продвигающим» эту идею. Короче говоря, я - против. Я за то, чтобы на всех
территориях, где живут у нас украинцы, всемерно содействовать тому, чтобы
была возможность изучать культуру, язык, создавать фольклорные коллективы,
выпускать газету на украинском языке или совместные издания и так далее.
Вот, скажем, как в Донбассе журнал «Донбасс» издается на двух языках – на
украинском и на русском.… Но ни о каком организационном обособлении не может
идти речи. Это несвоевременно и даже опасно. До сих пор, слава Богу,
украинцы в России не отделены от русских. Мы живем как сородичи, как
собратья, единой семьей. И создавать искусственные границы внутри славянства
ни в коем случае не следует. Неизвестно, как будут развиваться в дальнейшем
отношения России с Украиной, на которую Запад оказывает колоссальное
давление.
- И создание внутри России автономной украинской организации – это создание
потенциальной деструктивной политической силы?
- Именно. Нередко во главе этих диаспор становятся люди, готовые достаточно
яростно настаивать на достижении своих политических интересов и не особо
заботящиеся о нравственной чистоте своих позиций. В Украине, конечно,
найдутся те, кто будет готов всеми силами поддерживать их. Но нам-то,
украинцам, проживающим здесь, в России, зачем отделяться от своих русских
братьев? Разве мы жили и живем здесь хуже, чем сами русские? Делим одну
судьбу, храним одну память… Не дай Бог, что-нибудь случится, а украинцы
заявят о своей «отдельной судьбе». Все будут пересчитаны и эту самую
«отдельную судьбу», не исключаю, вкусят по собственной же инициативе.
Поэтому я против создания этих яростных национальных образований внутри
России. Она всегда была многонациональной и терпимой страной, тем более по
отношению к братьям-славянам. Развивайте, пожалуйста, культурные связи с
малой родиной, кто мешает? Вот в Украине создание русской диаспоры сейчас
правомочно. Бывшие русские территории, искусственно переданные некогда
братской республике вместе с населением, тому причиной. Русские становятся
там сегодня угнетаемым национальным меньшинством: язык не поощряется, на
административном уровне всевозможные сложности… Выступая в свое время на
юбилее Шевченко в Николаеве, я был окружен антирусскими лозунгами. А на
концерте, когда выступали украинцы-представители диаспор из разных стран,
одеты они были в национальные костюмы тех стран, из которых приехали:
канадские, голландские, немецкие, греческие… И пели или танцевали,
представляя национальный фольклор стран, в которых жили. И только из России
приехали «советские», а не русские девочки и мальчики в полуспортивной форме
сплясали что-то детско-вненациональное под музыку песни «Пусть всегда будет
солнце». Почему же не спеть что-нибудь русское национальное?
- Потому что освистали бы, очевидно…
- Конечно… То же и с флагами. Ведь в России и сейчас проживает самое большое
число украинцев, по сравнению с другими странами мира. И в советское время
российский флаг был бы самым большим и висел бы первым. А здесь, помню, наш
флаг висел в самом низу, я его еле нашел. Это что, боязнь как бы не задеть
нездоровых чувств украинских националистов?
- Корни украинского национализма глубоки. Вот вспомним начало поэмы Тараса
Шевченко «Катерина», посвященной автором Жуковскому 22 апреля 1838 года – в
день, когда украинский поэт был выкуплен «москалями» из солдатчины…
- Как раз о ней я тоже хотел бы сказать. Там антирусские мотивы есть:
русский офицер ухаживает за украинской девушкой и потом ее бросает. И вот из
всего возможного, что можно было представить зрителю, драматический театр
избирает для праздничного показа сцену, где героиня приходит к офицеру с
ребенком, а он ей говорит: «Пошла вон!». Почему?
- Избирательная любовь к украинскому классику.
- Это один из приемов нагнетания в обществе антирусских настроений. Так это
все и внедряется.
- Как вы полагаете, во взаимоотношениях славянских народов на
государственном уровне насколько важна личность посла, официального
представителя страны?
- Хоть это и не вопрос моей компетенции, скажу: чрезвычайно важна. Вот
возьмем отношения России с Белоруссией и Украиной. Отказалась же Белоруссия
от Аяцкова в качестве российского посла: человек дискредитировал себя
бездумными, вызывающими заявлениями. Его хотели судить. Как же отправлять
его в страну, с которой хотим создавать единое государство. К чести
белорусов, они его не приняли. Почему же в Украине представляет Россию
вышедший, извините, «в тираж» Черномырдин? Я был в Украине – и там
посмеиваются над этой фигурой. Говорят: «Что же вы, прислали нам то, что вам
не гоже?..» Виктор Степанович не пользуется ни любовью, ни уважением в самой
России. Это же ельцинский политик, создатель то одной, то другой партии, не
обладающий никаким авторитетом…
- Трудно понять, по каким причинам было принято решение послать эту
сверхспорную кандидатуру на такой ответственный пост, как посольство в
Украине – окраине нашей славянской. В такой сложной стране, куда стремится и
Европа, и США, где рвется разместить свой контингент НАТО…
- Потом, я вижу, Черномырдин плохо культуру и историю русско-украинских
отношений знает. Например, показывают сюжет: его посвящают в украинские
казаки, со всеми соответствующими ритуалами. Посол должен, в конце концов,
понимать, куда он «вступает»? Это те самые казаки, которые не доехав до
Переяславля, отреклись от договора Богдана Хмельницкого о вечном союзе с
Россией. Или это какие-нибудь иные казаки, поборники Богдана Хмельницкого? И
таких «проколов» тьма. Вот Украина его и приняла, потому что там понимают: с
Виктором Степановичем можно договориться… обо всем..
- Удивительно слышать такую критику от русского украинца…
- Может быть. Но я считаю, что Россия ведет себя по отношению к Украине не
так, как должно вести себя сильное, уважающее себя государство.
- Что вы имеете в виду, какой стиль отношений с Украиной Вам кажется
правильным?
- Надо вести себя с ней очень достойно, очень справедливо – но не
заискивающе. А мы пока что постоянно ведем себя именно заискивающе: все
прощаем, все обиды смалчиваем.
- По старой памяти, видимо. Ведь были долго одной страной, родственным
народом.
- По старой памяти – да. Но память эту надо и обновлять. Даже на уровне
простого человеческого общения каждый из нас хочет, чтобы его уважали. Не
заискивали, а говорили достойно, на равных. А у нас на высшем уровне
происходит совсем обратное. То собирались бывшего украинского
премьер-министра Тимошенко судить за махинации с нашим газом, то вдруг
милостиво простили…
- Зато теперь новые украинские руководители уже грозятся, что, дескать, не
продаст Россия топливо по удобным для нас ценам, начнем самостоятельный
«отбор». Воровство на межгосударственном уровне, то есть…
- Это результат непоследовательной внешней политики по отношению к нашему
ближнеславянскому соседу. А отношение России должно быть в данной ситуации
строгое. Справедливое, но строгое. Тогда нам легче будет и защищать там и
свои интересы, и своих людей. И это касается не только Украины.
- Какие вы видите спасительные и, возможно, реставрационные в отношениях
России и Украины шаги в плане экономических, политических, государственных
решений?
- С точки зрения экономики, по-моему, России надо вести себя жестче и
определенней. Без конца идти на неоправданные уступки нельзя. Если Украина
так хочет в Европу и в НАТО, пусть рассчитывается за потребляемые российские
энергоресурсы по мировым ценам. Мы не должны вести себя безвольно в ущерб
своему народу. Я там бываю и знаю, что простые люди в Украине живут еще
тяжелее, чем у нас. Ну, так пусть для всех будет очевидно, что это результат
деятельности местных политиков. А то получается Россия – вековой угнетатель,
а газ пусть вполцены дает. В Украине сейчас идет младенческое становление
государственности, период крайне тяжелый. Ведь Украина была собственно
государством только в период Киевской Руси, и больше опыта самостоятельной
государственности у нее не было. Страна и сохранилась в свое время только
благодаря решению Богдана Хмельницкого. А новые украинские элиты все
шарахаются из стороны в сторону и никак не хотят увидеть, что России на
Украине всегда было нужнее нематериальное начало – общие корни, история. А
вот Западу значительно нужнее ее земли. По-моему, Ющенко как президент для
Украины в нынешний период – фигура очень спорная. Там для решения главных
проблем страны нужны такие сильные личности, как Петр Первый или как Богдан
Хмельницкий.
- Раздел Украины на западную и восточную по менталитету неизбежен?
- К сожалению, в «образованной» Украине, увлеченной антируссизмом, не хотят
знать свою историю. Свидетель - наш знаменитый историк Костомаров, которого
никак нельзя упрекнуть в предвзятом отношении к Украине: он друг Шевченко,
состоял в Кирилло-Мефодиевском братстве, и оба они пострадали. Только
Шевченко попал в солдаты, а Костомаров отсидел в Шлиссельбургской крепости,
а потом был сослан, помнится, в Самару с запрещением преподавать. И ведь
именно Костомаров доказал, что Мазепа был, прежде всего, предателем
украинского народа, а потом уж – русского. Но об этом и слышать теперь не
хотят. У того же Костомарова есть книга, которая называется «Руина». Речь
идет о том, что Богдан Хмельницкий понял, что без воссоединения с Россией
Украины не будет. И это точно. Его решение спасло Украину. А правобережная
Украина, западная, отказавшись от русского союза, превратилась в руину. Все
население оттуда ушло в левобережную, восточную Украину. Это надо знать. Но
знать этого не хотят. А потом началось агрессивное влияние католичества,
Польши. Это внедрилось со временем: антиправославие, антируссизм. Потому
себя и население там так ведет. И «западный», польский фактор надо учитывать
при ведении внешней политики с Украиной.
- Вести продуманный и в историческом плане точный диалог…
- Иначе мы можем допустить, что привнесенное католическое влияние начнет
укрепляться в Украине. Католическая церковь, как видите, и сейчас ведет там
достаточно активную политику.
- И, поскольку Вы полагаете, что первым виновником распада единства была
националистически настроенная украинская интеллигенция, что может сегодня
сделать творческая интеллигенция для восстановления утрачиваемого день ото
дня доверия народов?
- Ну, во-первых, творческая интеллигенция должна восстанавливать
историческую справедливость, правду общности истории. В Украине преподавать
ее так, как она и складывалась, не перекраивая, не фальсифицировать ее. Не
препятствовать взаимоотношениям братского украинского и русского народа
никаким образом. А украинская творческая элита препятствует этому – в своих
произведениях, своей однобокой интерпретацией исторических событий и
художественных явлений прошлого. Она должна исторически примириться не
только с русской, но и, прежде всего, со своей подлинной историей, со своим
народом, наконец. Когда разрушительная идея обретает художественную форму,
особенно талантливую, страшное влияние удесятеряется, внедряется в сознание
как вирус. Есть и в Украине здоровые творческие силы, которые понимают
истинную ценность единства наших народов, союза государств.
- Вы видите сейчас пути для мирного второго воссоединения Украины с Россией?
- Боюсь, пока едва ли. Вековая мечта украинской творческой интеллигенции о
полной независимости Украины еще не перебродила, и они не дадут себе
успокоиться. Возможно, в дальней исторической перспективе будет создана
какая-то новая государственная конфигурация, по типу планируемого
объединения Белоруссии с Россией, вот только с этим тоже тянуть не стоит. В
общем, время рассудит. Мы ведь не знаем, как будут складываться исторические
обстоятельства для трех наших славянских стран. Вступит Украина в НАТО,
значит, мы вынуждены будем жестко обозначить свои границы. Мы снова окажемся
порознь. До тех пор, пока новые поколения, наученные горьким опытом…
- Вы полагаете, опыт будет горьким?
- Думаю, что достаточно горьким. Потому что, повторяю, в Украине России
прежде всего нужно братство, добрососедство, духовные ценности. А Западу –
земли, доступ к ресурсам, сырьевая база. Возможность разместить свои военные
объекты ближе к России. Потому что Украина не представляет собой ни военной,
ни даже теоретической опасности для Запада. Она – плацдарм для агрессии на
Россию. Я уверен, что рано или поздно мы с Чечней справимся. Пусть тяжело,
не сразу – но справимся. А ведь в Украине зреет Крым…
- Сейчас, как известно, идет интенсивное заселение Крыма татарами, которые
претендуют на собственную автономию. У них высока рождаемость, и через
некоторое время численность татар может значительно превысить в Крыму
количество славянского населения...
- Весь терроризм рано или поздно может туда переместиться. Территориально
очень удобно. Перекопский перешеек у полуострова перекрыл – и готово:
суверенная территория терроризма. Сегодня русское и славянское население
Крыма вытесняется, происходит заселение татарами-мусульманами, с большим
турецким влиянием. На одного рожденного украинца или русского там сейчас
рождается 5-6 человек татар. Так что уже через 20-25 лет численно они будут
значительно превышать славянское население. Вот если Украина будет
поддерживать эти тенденции, у нее скоро начнутся такие проблемы в Крыму, что
до сих пор и не снились. Пойдет разговор об отторжении Крыма. И не будет
Крыма у Украины, зато будут украинцы тогда вспоминать, что вот были-де
русские тут когда-то, а мы их гнали… Это вполне возможно, и об этом надо
думать серьезно. Тогда, конечно, вспомнят украинцы, что есть у них великий
сосед…
- И попросят опять русской кровью решать украинские проблемы…
- А деваться им некуда. Украина сейчас находится в пост-революционной
эйфории, но скоро наступит и отрезвление. А вообще-то России тоже надо бы
подумать и о том, как поддержать, к примеру, военнослужащих, которые
выводятся из сопредельных республик. Дать квартиры, дать работу. Или,
наоборот, какой механизм найти для мощной поддержки тех русских, кто там
остался… А так на нас все кричат, дескать, «москали», а с другой – тайно
идут: дайте нам газ дешевый. Нет, ребята, так не бывает. По крайней мере, не
бывает постоянно. Не надо думать, что, согласившись давать энергоресурсы по
дешевке, мы к себе Украину привяжем. Нет, мы только порождаем иждивенчество.
Боюсь, они одумаются, когда познается отсутствие этого союза с Россией на
горьком, тяжелом и кровавом опыте. И, исходя из этого, я считаю, что мы
сейчас делаем непростительную ошибку – срочно не создаем союза с Белоруссией
так, как нужно. Пока у власти Лукашенко, надо спешить. Неизвестно, кто
придет потом. Зато всем хорошо известно, что следующую цветную революцию
готовят именно там. Изменись что …
- И единого славянского государства может и не быть?
- Все станет непредсказуемо. Так же, как сейчас с Украиной.
- Итак, Вы по-прежнему считаете, что Россия и Украина навеки вместе, но,
возможно, на века еще обречены оставаться врозь?
- Всей своей историей, близким родством, тесным соседством, верой, языком –
мы обречены на то, чтобы быть навеки вместе. А сейчас, к сожалению, так
сложилось, что мы оказались разделены. И жаль, если на века. Хотелось бы,
чтоб они были не слишком длинными и не закончились большой кровью и большими
слезами.
Римма ЛЮТАЯ
Написать
отзыв
Не забудьте указывать
автора и название обсуждаемого материала! |