О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.
РуЖи
|
«Кто-то должен назвать
чёрное - черным»
Одним из авторов закона Красноярского края об охране общественной
нравственности, принятого еще в начале 90-х, был артист драмы Владислав
Жуковский, тогдашний депутат крайсовета. Он и ныне заботится о нравственном
здоровье своих земляков, выдвигая и воплощая всё новые инициативы.
– Как Вы, Владислав Яковлевич, относитесь к тому, что Вас в городе
называют «главным борцом за нравственность», притом нередко с оттенком
иронии?
- Нормально отношусь. А всяких иронистов я научился побивать их же оружием.
К примеру, недавно одна дама из родительского комитета гимназии, куда я был
приглашен на встречу со старшеклассниками, в перерыве говорит мне эти самые
слова о «борце» и хитро улыбается. «А Вы разве не борец? – спрашиваю. – Ведь
нравственность это – совесть, стыд, сострадание, целомудрие, исконно
присущие русскому человеку. Вы что, против этого?» Вижу – краснеет. Ну вот,
говорю, нас уже двое, борцов…
Но это – с иронистами, так сказать, поневоле, жертвами нашей разнузданной
журналистики, гораздой навешивать ярлыки. С теми же, кто сознательно,
используя общественную трибуну, выставляет меня этаким ретроградом и
дебилом, свихнувшимся на защите нравственности в эпоху «свобод», я обращаюсь
покруче. В своём кабинете вывесил список изданий, которым отказываю в
интервью: «МК в Красноярске», «Мир новостей», «Комок», «Очевидец», «Новые
времена»… Не хочу опускаться до них. А в ответ на недоумения поясняю,
перефразируя известное изречение: «Скажи, кому даёшь интервью, и я скажу,
кто ты». И это, поверьте, действует.
Вообще в противовес насаждению безнравственности нам надо чаще и громче
говорить о нравственности, защищать, возвышать её, а наши правовые акты
сопровождать обращением к совести людской. Лишнее подтверждение тому –
встреча с распространителями рекламы, проведенная нами вместе с
администрацией города. Мы постарались убедить их, что есть некие нормы
«человеческого естества», которые нельзя перешагивать. Вы же не встанете,
простите, голыми вот здесь, на газоне? И не только потому, что вас арестуют
за хулиганство, а потому, что это нарушает нравственные устои нашего бытия и
чревато непредсказуемыми последствиями. Так почему вы тащите подобную
непристойность в газеты, на щиты? И, знаете, рекламщики с нами согласились.
В городе не стало слишком откровенных картинок и слоганов. Тут, конечно, и
милиция поработала, но подействовало и наше слово. До людей дошло, что
нравственность – это инстинкт самосохранения нации, как я люблю повторять.
- Кстати, мне известно, что не без Вашего участия в Красноярске создана
полиция нравов. Оправдывает ли она надежды?
– Не «полиция нравов», а Специализированное подразделение общественной
безопасности управления внутренних дел Красноярска по профилактике и
предотвращению преступлений в сфере общественной нравственности. Сложновато
названо, но точно. Да, в результате дискуссий в нашем горсовете и мэрии, в
Законодательном Собрании края удалось заручиться поддержкой многих
коллег-депутатов, представителей исполнительной власти и создать такое
подразделение из семи человек, профинансировать из краевого и городского
бюджетов. Во многом помог назначенный начальником УВД края Александр Горовой,
который прежде возглавлял городскую милицию и поддерживал мою инициативу.
Находим взаимопонимание и с новым руководством горУВД. «Милиция нравов»
действует активно: проводит рейды, изымает незаконную порнографию, наводит
порядок в торговле эротической продукцией, в секс-шопах и т.д.
С загрузкой работает городская экспертная комиссия по нравственности, строго
следя за исполнением соответствующих правовых актов. Наш почин подхватили
другие города края, где создаются подобные подразделения.
– Помнится, Вы мечтали также о порядке в репертуарной политике кинотеатров
города. Есть ли здесь какие-то сдвиги?
– Нами вместе с администрацией создан совещательный, но и отчасти
контрольный орган – репертуарная комиссия при городском управлении культуры.
В ней мы постоянно работаем с директорами кинотеатров, находящихся в
муниципальном подчинении или арендуемых на условиях сохранения статуса
культурных учреждений. Проверяем, насколько они соблюдают учредительные
документы, в которых наряду с другими моментами оговорено соотношение числа
отечественных фильмов и зарубежных, ретро и современных. Директора охотно
сотрудничают с нами, ибо находят в комиссии не только контроль, но и
подсказку, и помощь.
Например, заботясь о выживании кинотеатра «Родина», единственного
официального Центра российского кино в нашем регионе, мы предложили вместе с
городским комитетом по физкультуре и спорту создать на его базе
культурно-спортивный комплекс. Сделать современный кинозал на 250 человек
как истинный центр отечественного кино, а остальные площади отдать
физкультурникам и спортсменам всех направлений и возрастов.
Не менее интересный проект мною предложен главе города по реорганизации
кинотеатра «Металлург» в специализированный детский – «Мечта». Уже в будущем
году он заработает в новом качестве, с соответствующим репертуаром, с
доступными ценами на билеты. Есть и другие задумки по духовно-нравственному
оздоровлению юношества и молодежи средствами культуры.
Летом в Красноярске проходил театральный фестиваль «Сибирский транзит» и
меня пригласили на встречу с театральными критиками. Я доложил о нашей
политике в области культуры и нравственности, о наших делах, а москвичи
говорят: «Вот бы Вас в нашу Московскую думу!». Лестно, конечно, слышать, но
дело не во мне. Дело в том, что почти все мы испытываем дискомфорт от
морально-нравственной атмосферы, в которой живем, и не видим выхода. А для
начала нужно, чтобы кто-то авторитетный просто называл белое белым, а черное
черным. Чтоб нормальные люди чувствовали, что они не одиноки в своих
нравственных ориентирах.
Ведь и молодежь не так испорчена, как принято думать. На одной из встреч с
учащимися, дискутируя о «нравственном законе внутри нас», я сказал, что
каждый должен сам себе ответить: он Каин или Авель? И если сейчас
скомандовать: «На Каина и Авеля, рассчитайсь!», то, наверное, очень немногие
свяжут себя с братоубийцей, верно? Ребята задумались: пожалуй, так.
Назови-ка человека Каином, он оскорбится и в драку полезет: «Какой я Каин?»
А между тем разве не Каин тот, кто, допустим, выгнал мать родную, сдав её в
хоспис, кто предал наших стариков, «посадив» на мизерную пенсию и лишив
последних льгот, кто на второй день забыл о 60-летии Победы, кто корежит
наше лучшее в мире образование и платит учителям копейки, кто пишет срамные
книжки и тащит на сцену Большого театра «Детей Розенталя»? Только надо
кому-то сказать вслух об этом.
– И лучше, если скажет, где черное, а где белое, какой-то авторитетный
властный или общественный орган…
– Именно к этому я подвожу свою мысль. Но, предвосхищая вопрос, не сможет ли
стать им Общественная палата, которая формируется ныне, сразу оговорюсь:
нет, не сможет. Она в основном возьмет на экспертизу то, что готовится к
рассмотрению на законодательном уровне. А я говорю: хорошо, но кто оценит
то, что уже произошло: показан фильм, оболгавший нашу историю, прошла
передача, отдающая русофобией-ксенофобией, поставлен спектакль о «голой
пионерке»? Чего в них больше: вреда или пользы обществу и государству? Тут
нужен весомый голос другой общественной организации.
Почти год назад я обратился с Президенту с предложением создать таковую,
назвав её комитетом по оценке антигосударственной деятельности. По оценке! У
него могут быть разные подкомитеты или комиссии, например: по энергетической
и продовольственной безопасности, по национальной политике, вопросам религии
и общественных организаций, по науке и образованию, культуре и искусству, по
охране детства и материнства и, конечно же, – общественной морали и
нравственности. Цензура? Отнюдь! Цитирую свое письмо почти дословно:
«Результаты работы комитета не носят характера цензуры либо прямого запрета,
однако сам факт вынесения комитетом вердикта о наличии в действиях
физического лица или группы лиц моментов, угрожающих государственному
устройству либо морально-нравственным принципам общества, может явиться
значимой формой общественной реакции на разрушительную деятельность в
отношении России и её граждан».
Скоро год, как послано письмо. Увы, ответа нет. Думаю, до Президента оно не
дошло. А клерки, прочитав его, глаза выкатили: они что там, в Сибири, совсем
с катушек съехали? Захотелось им, видите ли, (цитирую себя далее)
«возрождения былого могущества России» да еще и «нравственного оздоровления
общества», правды и справедливости. Ишь, Авели нашлись...
Беседу вел Александр Щербаков
Написать
отзыв
Не забудьте указывать
автора и название обсуждаемого материала! |