О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.
РуЖи
|
Вперед – к возвращению!
Не так давно специалистами Санкт-Петербургской академии последипломного
педагогического образования был проведен опрос выпускников школ на предмет
оценки современной социальной ситуации. Светлому будущему был задан вопрос:
«В каком обществе вы хотели бы жить?» И вот как распределились мнения
молодых людей: 6 % из них решительно все равно, в каком обществе
существовать, 5 % видят себя в обществе, построенном на социалистических
принципах, 7 % - в обществе, построенном на капиталистических принципах.
Большой процент – 30 % - принадлежит молодежи, желающей жить в обществе,
соответствующем российским традициям. Казалось бы, есть повод для радости.
Но… Эти же 30 % молодых людей на просьбу объяснить, что такое общество,
соответствующее российским традициям, ничего не смогли ответить. По причине
полного незнания. Налицо, как сказали бы ученые-социологи, ценностная
неопределенность, мешающая четкому представлению о картине жизни.
Конечно, картина жизни, как мозаика, складывается из множества деталей, и
одной из мозаичных подсказок, мне кажется, может служить книга. Хотя бы
потому, что она концентрирует, обобщает, делает выпуклым чей-то жизненный
опыт. Книга – это пульсация крови в таком огромном организме, как общество.
И книге, которая способна в какой-то мере стать путеводителем в мире
потерянных ценностных ориентиров, и которую можно определить, как
фонтанирующую кровью, суждено было появиться. Впрочем, пульсация мысли и
чувства в ней не могла не обнажиться, поскольку автор сборника рассказов
«Первая леди» (Москва, «Алгоритм», 2007) – поэт
Валентин
Сорокин. «Первая
леди» наполнена эмоциональностью и образностью, и что, пожалуй, присуще
только перу писателя-поэта, и тот и другой стилистический компонент зачастую
переплетаются. Если, к примеру, в рассказе «Митька-Ручей» есть сердечное
откровение: «Годы не бегут, как мы в детстве, и не летят, как Митькин
корабль над землею, годы мигают: мигнут, мигнут, мигнут – и ты седой»; то в
рассказе «Коршун» орел выступает олицетворением недоброго начала: «Орел –
повис надо мною, высовывая, как шасси, лапы, и пошевеливая когтями. Глаза
его, красные, вращались и вспыхивали, красные и дурные. Навис – и снижается,
снижается. Камни шевелятся, и трава, как суслик, свистит».
Но что путеводящего в названной книге? Как она может помочь тому, кто хотел
бы жить, не отрекая сердца от России? На мой взгляд, книга «Первая леди»
отразила доброе количество человеческих судеб, чье жизненное пространство
совпало со значимыми событиями в стране. В частности, многие рассказы
Валентина Сорокина посвящены перестроечному и постперестроечному периоду
(«Сторублевая курица», «Гад», «Первая леди» и др.). Несмотря на некоторую
мрачность зарисовок и ироничность, общая тональность произведений близка и
понятна каждому, кто пережил те судьбоносные годы. В тональности той –
горечь и боль. Оттого, что, так или иначе, в перестроенном чаду произошло
смещение базовых ценностей. «Я люблю тебя, моя Родина, Россия моя, спасенная
и обласканная небесной синевою и августом небесным! Когда замирает сердце
при виде твоего разорения и нищеты, я припадаю к бугорку, прирученному
обелиску на хуторе, низко, низко – и оттаиваю, камень погибели отступает от
моей души, и сердце вновь начинает биться и тужить».
Приходящая на смену идеологическому вакууму перестроечных лет капитализация
общества несет в себе содержательные изменения. Как-то: на смену бескорыстию
приходит выгода, на смену состраданию – индивидуализация, на смену любви –
прагматизм. И думается, горечь размышлений писателя уже в те годы, а многие
из рассказов помечены 90-ми годами, проистекала из предчувствия будущей
ценностной ломки общества. Пронзителен в этом плане рассказ «Три круга».
«Наши совсем исчезли журавли, ближние, а свободные, выделенные журавли для
Урала и Сибири, дадут три круга, дадут три круга и улетят. Это они – когда в
Египет и в Индию летят, от нас летят. А когда к нам – не дают
приветственного круга, не здороваются. Да и эти-то, прощальные-то, круги,
молча дают, молча дают. Трудно звенеть им над мертвым болотом и мертвыми
лугами… Один остался Иван Сергеевич на хуторе. Наташа его умерла. Старухи
раньше ее вымерли. Под крыши их въехали чужие темные люди. Сжигают русские
нищие избенки и возводят на зеленых берегах древней русской реки Сестры
виллы. О ком жалеть-то?»
Но, если в мире разрушенных идеалов не остается света, то мы опять
возвращаемся к книге, как к спасительному пульсу маяка. Безусловно, никто не
может дать советов построения души, и Валентин Сорокин не исключение. Но
душа, как дом, должна опираться на фундамент. И в силах писателя что-то
предложить за его основу. Валентин Сорокин фундаментом для души считает
любовь к истоку, к началу себя как личности – любовь к Родине. Пусть кто-то
сморщится от банальности фразы, но знание, понимание и отсюда принятие и
любовь к всеобъемлющему понятию «Родина» не бывает банальным. И, если об
этом сказано живым, трепетным, кровоточащим словом, то, я уверена, шкала
ценностей постепенно начнет свое возвращение к традиционной.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|