> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Валерий Шамбаров

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

Webalta

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Валерий Шамбаров:

Заветная мечта Запада – разрушение России

В издательстве «Алгоритм» вышла книга писателя-историка Валерия Шамбарова, представляющая читателю полную историю всех Казачьих Войск России от их зарождения до нынешних дней. Наш корреспондент встретился с Валерием Евгеньевичем, чтобы побеседовать с автором и о сути его исторического метода, и о современных проблемах.

- Валерий Евгеньевич, в своих книгах вы касаетесь не только истории ХХ в., но и других эпох – Древней Руси, XVII в. Чем вы руководствуетесь при выборе тематики?
- Для меня представляют особый интерес как раз те периоды, когда реальная историческая картина оказалась искаженной последующими наслоениями. Взять хотя бы допетровскую Русь. Западник Карамзин, который был вообще не историком, а литератором, популярно излагал не объективные, а заимствованные у немцев взгляды на наше прошлое. А последующие авторы уже основывались на произведениях Карамзина, как на прочном фундаменте, не смея его порушить и в чем-либо усомниться. Вот и отложилась в массовом сознании картина темной, дремучей, отсталой Руси, где ничего важного и яркого просто не могло происходить. Лежала она, горемычная, лениво почесывалась и ждала, когда же придет кто-нибудь и ее “просветит”. Но это было время не “темноты”, а блестящего расцвета Руси! Именно тогда (а не при Петре) произошла промышленная революция, страна покрылась заводами и мануфактурами, втрое увеличила свою территорию. Именно тогда Россия сформировала армию “нового строя”, солдатские, драгунские, рейтарские полки, а в войнах громила сильнейшие державы того времени – Польшу, Швецию, Турцию, Китай. Не через “прорубленное окно”, а через широкие двери торговала с Европой, и на экспорт поставляла даже пушки – до 800 орудий в год. Создала мудрое законодательство, великолепную культуру – и не на чужеземной, а на своей национальной основе. Какая же это отсталость?
Или возьмите еще один “штамп” – о закрепощенном состоянии русских женщин. Ссылаясь на русофоба Герберштейна и несколько строчек из “Домостроя”, историки переписывают друг у друга, насколько бесправной была женщина, сидела в тереме, и на люди ее, бедную, не пускали. Почему-то никто не удосуживается оценить такие рассуждения с позиций обычного здравого смысла. Ведь 90 % населения России составляли крестьяне! И что же они, своих баб взаперти держали? А в поле работать кто будет? Десятки современников-иностранцев оставили описания наших городов – и везде упоминают русских женщин, торгующих на базарах, покупающих, суетящихся по своим делам на улицах. Где же затворничество? Может, оно было только у дворян? Но дворяне годами находились на службе. Откроем “Повесть о Юлиании Осорьиной” и другие памятники литературы XVII в., и мы увидим, что дворянские жены в отсутствие мужей вели все хозяйство, управляли поместьями, торговали. А женщины из высшей аристократии и сами состояли на службе. Из них состоял придворный штат царицы, царских детей. Словом, весь миф о “теремах” малейшей проверки не выдерживает и лопается, как мыльный пузырь.
- - В наше время ревизиям несколько раз подвергалась история правления Сталина. Страна, по мнению либеральных публицистов, жила в сплошном кошмаре репрессий и ГУЛАГов…
- Сталин – очень сложная личность. Представлять ее только в темных (или только в светлых) тонах никак нельзя. Но чтобы понять это, надо учитывать, что и вся компартия была очень неоднородной. Так, Ленин верил, что сумеет сыграть на противоречиях между империалистическими лагерями, и в высших целях революции не грех воспользоваться германскими деньгами. Которые на самом деле были не германскими – у воюющей Германии лишних средств не имелось, деньги лишь “отмывались” в германских банках и поступали из США. Часть видных большевиков – Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Свердлов и др., являлись прямыми эмиссарами англо-американской “мировой закулисы”. После рассекречивания ряда документов об этом уже открыто пишут на Западе (напр. работы видных историков Э. Саттона, Р. Спенса и т.д.), только у нас почему-то помалкивают. Через таких эмиссаров велось разрушение России в гражданскую войну, внедрялись чудовищные “эксперименты”, а “благословенный” нэп не только облегчил положение крестьян, но и стал первым периодом повального разворовывания страны. Золото утекало на Запад десятками тонн в оплату фиктивных поставок, иконы древнего письма сбывались за рубеж за символическую цену 50-70 коп. Но основная масса рядовых большевиков, искренне соблазнившихся идеями построения “земного рая”, составила в партии “патриотическое крыло”. Возглавил его Сталин – верный ученик Ленина, но патриот, не имевший никакого отношения к интригам закордонной политики. Поддержка большинства партии обеспечила Сталину победу в борьбе за власть. Но до начала 30-х гг. он по сути продолжал линию, заданную антиросийскими эмиссарами, и самих их использовал как “опытные” кадры.
Где-то в середине 1930-х в ходе расследований дел троцкистов Сталину открылась страшная информация. Это и стало причиной резкого поворота государственной политики – из “революционной” в державно-патриотическую систему координат. Сталин восстанавливает преемственность Советской России с царской, из тюрем выпускается целая плеяда видных историков, арестованных в конце 1920-х, меняются школьные учебники, выходят кинофильмы о великих царях, полководцах. Разгоняется РАПП, в литературу возвращаются “изгнанные” Пушкин, Толстой, Достоевский. Прекращается финансирование Коминтерна. Восстанавливаются офицерские и генеральские звания, реабилитируется казачество, а в 1939 году прекращаются гонения на Православную Церковь.
С этим поворотом политики связаны и репрессии 1936 – 1939 гг. Впрочем, оправдывать их не берусь. Ведь против врагов народа (пишу без кавычек) была направлена та же машина красного террора, которая создавалась ими против русского народа. И она вобрала под гребенку множество невиновных. Но сами цифры расстрелянных и отправленных в лагеря представляются весьма завышенными и “взятыми с потолка”. Мне ни разу не доводилось видеть ссылок на объективные источники. Цифры переписываются авторами друг у друга или берутся из западных “оценок”. А подобный подход говорит сам за себя. Стоит отметить и то, что сам поворот, осуществленный Сталиным, при сохранении марксистско-ленинской идеологии не мог быть полным. Что и сказалось, когда к власти пришел бывший троцкист Хрущев, по сути вернувшийся к курсу Троцкого (снова курс на “мировую революцию” с беспрецедентным финансированием “дружественных” режимов, новый разгром деревни, возобновление гонений на Церковь и т.п.)
- Сейчас делаются и попытки пересмотреть итоги Второй Мировой войны. В Эстонии и Латвии говорят о “русской оккупации”, чествуют своих коллаборационистов. Как вы к этому относитесь?
- Я уже отмечал, что любые “кардинальные пересмотры” истории – явление заказное и конъюнктурное. Хотел бы лишь предостеречь авторов, кидающихся на сенсации, от характерной ошибки. При “пересмотрах” хода войны советские данные отбрасываются, как “пропагандистские” и недостоверные. А данные из мемуаров германских военачальников и западных работ времен “холодной войны” воспринимаются в качестве безоговорочных истин. Мне доводилось анализировать их, и уверяю вас, подобные источники – это тоже пропаганда, и вранья в них не меньше, а гораздо больше, чем в советских. Не хочу ни в чем убеждать. Просто призываю сравнивать, сопоставлять, проверять. И вы сами увидите, что советские источники о Второй Мировой намного ближе к истине.
Что касается Эстонии и Латвии, то больший интерес представляют не реанимация в них битых эсэсовцев, а отношение к ним на Западе. Обратите внимание, если в России выйдет на улицу группа даже не фашистов, а просто умеренных националистов, средства массовой информации и политики поднимают вонь на весь мир. В Прибалтике маршируют самые натуральные нацисты, и будто так и надо. Никто на них не наезжает, никто не предупреждает, никто не рвет отношений. Вывод? Это не система “двойных стандартов”, как порой принято говорить. Это постоянный “стандарт” Запада: поддерживать и поощрять все, что направлено против России и русского народа. Такая линия проводилась и при царе, и при советской власти, продолжается и при демократии. То есть она носит не политический, а геополитический и этнополитический характер.
Ну а если коснуться вопроса о “советской оккупации” прибалтийских республик, то почему бы не вспомнить другое: а кто осуществлял “советскую оккупацию” России в 1918-19 гг.? Чьими руками проводился красный террор? Основной вклад внесли латыши и эстонцы (их обобщенно называли “латышами”). Центральный аппарат ВЧК на 75 % состоял из латышей. Левоэсеровская газета писала, что “из Латвии едут служить в ЧК целыми семьями, как в Америку на заработки”. Царя и его семью расстреливал спецотряд латышей Свикке. На подавление крестьянских восстаний бросали латышей – русские красноармейцы для карательных акций были ненадежны. А разве не буржуазная Эстония ударила в спину армии Юденича, когда она чуть было не взяла Петроград? После чего учинила зверскую расправу с белогвардейцами и гражданскими беженцами, отступившими на эстонскую территорию. Русских убивали на улицах, держали на морозе в открытых концлагерях и неотапливаемых бараках, тысячи людей погибли. За это Эстония по Тартусскому договору получила от большевиков большие территориальные прирезки. И с начала 1920 г. стала вместе с Латвией тем самым “окном”, через которое в Советскую Россию шли англо-американские поставки и утекало на запад русское золото… Почему же на обвинения прибалтов мы не отвечаем этими фактами?
- История прошлого всегда вольно или невольно проецируется на сегодняшний день. До сих пор не утихают споры, на чьей стороне была правда – красных или белых. Но неужели вместо того, чтобы сосредоточить силы на нынешние задачи, важнее обличать исторические пристрастия друг друга? Как это преодолеть?
- Это надо именно преодолеть. Важно понять, что русских людей раскололи на “красных” и “белых” искусственно! Раскололи извне. Это получилось не сразу. Раскол внедрялся весь XIX и начало ХХ вв. После чего, как писал казачий поэт Алмазов (за точность цитаты не ручаюсь) “мальчики в погонах и мальчики в буденовках порубали друг друга”. Не было полной правды ни в том, ни в другом лагере. В руководстве большевиков, как уже отмечалось, удобно устроились зарубежные эмиссары. Белое же движение было заражено другим западным учением, либерализмом. И шансов победить оно не имело ни малейших. Потому что опиралось на союз с Антантой – сделавшей все, чтобы белые не смогли победить. Но и после гражданской войны раскол поддерживался и подпитывался. До 1917 г. в Россию внедрялась с Запада “советчина”, с 1920-х гг. оттуда же пошла “антисоветчина”. Лозунги противоположные, а цель одна – разобщить народ, ослабить государство. Этот раскол сохраняется и поныне. И опять он искусственно поддерживается! Преодолеть его можно только одним способом. Так, как сделали это наши предки на Земском Соборе в 1613 г. Перед этим дрались друг против друга 8 лет. Кто-то успел повоевать среди повстанцев Болотникова, кто-то в войсках Лжедмитриев I, II, III, кто-то сражался против них. Кто-то обманулся, временно приняв сторону поляков или шведов, кто-то от этого удержался. Счетов друг к другу накопилось ох как много! Но выяснять их – значило возобновить междоусобную резню и отдать Россию чужеземцам, утратить независимость и Православие. И Собор вообще не стал копаться в разногласиях, кто прав, а кто виноват. Признал – все были виноваты. А взаимные счеты и разногласия отбросил, как второстепенные. Напрочь отбросил, не разбирая. Главное – Вера и Отечество. А все остальное по сравнению с этим – мелочь.
- Вы по убеждениям монархист. К какому течению вы себя относите – к легитимистам, “кирилловцам”, сторонникам других претендентов на престол, или Земского Собора?
- Да, я считаю, что Православная монархия – наилучшая форма правления для России. Американцы кичатся, что их демократия существует 200 лет (но лукавят, современные формы она приняла лишь в ХХ веке.) А монархия на Руси существовала более тысячи лет, и шла стране и ее народу только на пользу. К легитимизму отношусь скептически. Он базируется на принципах юриспруденции – принципах сугубо западных. Как известно, опытный юрист, привлекая те или иные законы и поворачивая их, “как дышло”, может доказать все, что ему угодно. Относительно Кирилловичей не мешает вспомнить, кто их вытащил из политического небытия в современной России – Собчак, Ельцин. “Рекомендация” более чем “солидная”.
Но хотел бы указать и на то, что монархия в нашей стране… существует. Напомню, 2 марта 1917 г., в день отречения Николая II, в Коломенском была явлена икона Божьей Матери Державной. Ранее неизвестная, где Пресвятая Богородица изображена с атрибутами царской власти. Таким образом, Царица Небесная сама приняла выпавшие из рук государя скипетр и державу. То есть стала и Царицей России. С тех пор Она – единственная законная Правительница нашей страны. А все сменяющие друг друга власти – временные, и существуют только до тех пор, пока Она их терпит и позволяет им себя проявить. Ну взгляните на любые нынешние выборы: шум, треск, телевизионные вопли, ажиотаж, подработки студентов и пенсионеров раздачей листовок, ряженые в синих, белых, серо-буро-малиновых хламидах, дудки, флажки, символы и чучела животных, фруктов, предметов обихода… Это что, серьезно, что ли? Скорее, буйные игры. Да еще и однообразные. Да еще и на деньги. А Она терпеливо ждет – когда же нам надоест такой ерундой заниматься.
Важно только осознать, что мы с вами продолжаем жить в системе Монархии. И эта Монархия оказывается гораздо важнее всех “кратий” и “измов” вместе взятых. Кстати, даже в нынешних условиях наша Царица сохраняет на земле все инструменты государственной власти. У Нее есть свои законы – а именно законы Православия. Мы их редко выполняем? К сожалению, редко. Но, тем не менее, они же действуют! И из всех законов, действующих в России, Ее законы оказываются единственными справедливыми. А нарушивший их получает воздаяние всегда, независимо от своего положения и размеров банковских счетов. Есть штат людей, постоянно служащих Царице (и, естественно, Ее Сыну) – священнослужители, монашествующие. Причем большинство из них служит своей Владычице гораздо более честно, добросовестно и бескорыстно, чем аппарат чиновников демократического режима. У Нее есть и свои войска. В каком бы они состоянии ни находились, но они есть. Я имею в виду казачество. Ведь казаки издревле определяли себя как “воинов Христовых” – и служили в первую очередь Православию, родной земле и народу. А позже стали служить русским царям, как оплоту Православия, Помазанникам Божьим. Ну а когда и кому персонально из земных деятелей Пресвятая Богородица соизволит передать корону России – это уж, конечно же, не нам решать.
- Недавно вышла ваша книга “Казачество. История вольной России”. Что заставило вас обратиться к этой теме?
- Большинство существующих трудов посвящены определенным периодам истории казачества или какому-то одному Казачьему Войску – Донскому, Запорожскому, Кубанскому, Терскому и т.п. Делались и попытки создать полную историю казачества. Самая известная из них – четырехтомник А.А. Гордеева. К сожалению, эту попытку нельзя признать удачной. Во-первых, она тоже посвящена, в основном, Дону. Немножко об Украине и Кубани, и почти ничего об уральских, оренбургских, астраханских, забайкальских, амурских, уссурийских и др. казаках. Во-вторых, Гордеев был эмигрантом уже не первого поколения, для его читателей требовалось многое разъяснять. И его “История казаков” представляет собой по сути пересказ всей истории России – с акцентом на дела казаков. Писалась она на основе тенденциозных западных источников, вобрав в себя их недостатки. Поэтому ценнейшие и интереснейшие сведения получились перемешаны с ошибками и нелепостями.
За книгу о казачестве я взялся не сам, а по поручению круга отряда им. св. Александра Невского и Международного Объединения журналистов казачества. Задача – создать именно полную историю казачества. От глубинных корней, от зарождения, и до наших дней. И чтобы книга рассказала обо всех Казачьих Войсках (в том числе и о таких, которые впоследствии исчезли – Дунайском, Азовском, Ставропольском, Бугском, Башкирско-Мещерякском и т.п.). Кроме того, мне была поставлена задача, чтобы работа уложилась в один том и легко читалась. Чтобы была написана не только для специалистов, а для любого, кто возьмет ее в руки. Насколько получилось решить такие задачи – судить уже не мне, а читателям.
Кстати, при работе над историей казачества тоже пришлось иметь дело с ложными “историческими штампами”. Один из них создавался отечественными дворянскими авторами XIX в., но был подхвачен и советскими историками – дескать, казачество составилось из беглых крепостных и скрывавшихся от преследований старообрядцев. При этом напрочь игнорировался очевидный факт, что казачество окрепло и представляло собой внушительную силу уже в XVI в., когда крепостного права на Руси еще не было, и ни о каком церковном расколе еще речь не шла. Другой, противоположный “штамп”, внедрядся эмигрантскими историками – что настоящее казачество могло быть только потомственным. Факты говорят о другом. Подпитка извне происходила во все времена, особенно интенсивно в период Кавказских войн. И лишь в полустолетие 1868 – 1917 гг. внешний приток прекратился. Вообще в процессе сбора материалов для книги и ее написания довелось убедиться, что даже мы, казаки, плохо знаем собственную историю. И иногда это мешает правильному пониманию и решению задач сегодняшнего дня. Приведу пример: в конце 1980-х – начале 1990-х, когда пошло бурное возрождение казачества, за образец брались только те формы службы и ведения хозяйства, которые лучше всего нам известны по “Тихому Дону” и мемуарам эмигрантов начала ХХ в. А когда нынешние правители России не позволили реализоваться этим формам, у многих руки опустились, заговорили о том, что “возрождение не состоялось”. Хотя на самом-то деле казачество никогда не было жесткой, раз и навсегда заданной схемой. И слепо копировать образцы 100-летней давности – так же нереально, как в начале ХХ в. восстанавливать модели времен Платова, а во времена Платова – казачество эпохи Петра I. Оно очень сильно менялось. Но при этом все равно оставалось казачеством. Сохранялась основа, главные традиции, а второстепенное могло отмирать или трансформироваться. В разные времена и в разных Казачьих Войсках формы службы весьма отличались: возьмите, допустим, службу сибирского землепроходца, запорожского сечевика и уральского казака на степном кордоне.
- Какие ваши книги ожидать читателям в ближайшем будущем и над чем, если не секрет, вы работаете сейчас?
- В “Алгоритме” должна выйти книга “Великие империи Древнейшей Руси”. Она рассказывает о до-летописном периоде нашей истории, о государствах киммерийцев, скифов, сарматских народов, древних русов, готов, антов, славянских княжествах. Завершается книга сокрушением Хазарского каганата дружинами Святослава Игоревича и Владимира Святославовича и Крещением Руси – которое и сплавило ряд славянских (и неславянских) народов Восточной Европы в единый русский народ. Хочу также более подробно исследовать гражданскую войну, первые годы Советской власти. Предварительное название книги – “Антанта. Все вместе против нас”. Но работа над книгой только началась, сделать предстоит еще очень много.

Беседу вел Дмитрий Якунин

Здесь читайте:

Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007.

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев