О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.
РуЖи
|
Достали с полки достали
Шаламова
Если сплюнуть через левое плечо на фильмографию кинорежиссера Николая
Досталя, то в месте, куда оно упадет («Маленький гигант большого секса»,
«Штрафбат», etc.), все зашипит и вспенится. Уж очень агрессивна там
химическая среда. Идейно-образная, конечно – но и химическая тоже. Вещество
и само пространство досталевского «креатива» насыщено форсированной
ненавистью ко всему советскому – к истории Советской России, к ее преданиям,
к лицам ее и характерам, к самой ее географии.
За объяснением этого феномена не надо ходить к продвинутым кинокритикам.
Те все переврут. Да и объяснять, в принципе, нечего. Поругание всего
прежнего – строя, человеческих отношений и общего облика эпохи – программная
установка Досталя, его кредо и «модус операнди».
Те же, с кем он в одном идейном «пуле», давно и последовательно выполняют
задачу по фрагментации отечественного геополитического пространства – не
всегда злонамеренно и не всегда бездарно, но всегда системно. А
фрагментировать пространство можно только фрагментируя время, иначе говоря,
вбивая клинья в единую истории народа, вселяя антагонизмы в историческую
ткань страны и порождая конфликты поколений.
Конфликт поколений – это не столько гражданская война и даже не ругань с
мордобоем, но прежде всего прекращение трансляции накопленного опыта –
духовного, технокультурного, всякого. Остановка в развитии, регресс.
Прошедший недавно на канале «Россия» фильм кинорежиссера Николая Досталя (и
сценаристов Арабова и Сироткина) «Завещание Ленина» ни на градус не отошел
от установки на разлом исторического сознания русского народа. Это
продолжение все той же чернухи и натурализма 90-х, продолжение все той же
линии на одурачивание масс.
Старо как мир и безусловно верно: побеждает тот, кто убеждает. Поэтому
прежде всего позаботились о «достоверности» Взяли рассказы Шаламова, чтобы
не вышло промаха с литературной первоосновой. И сочинили нечто «по мотивам»
- т.е. допускающее отклонения от правды текста вплоть до ухода в полное
вранье.
Ты можешь быть трижды прав, но есть люди, которым верят не по словам, а «по
морде», потому что они несут некую генотипическую суть, воспринимаемую как
абсолютный позитив. Без актера, обладающего таким даром, подобного рода
фильм был бы немыслим.
И вот нашли фактурного Владимира Капустина, которому нельзя не поверить (и
которому единственному, должно быть, и заплатили хорошо – с бюджета в три
миллиона долларов). [Известно, что массовке в Перми платили всего по 200 рэ
за 12-часовой съемочный день, хотя массовка добавляла еще на треть
«достоверности»]. Была и еще плеядка провинциальных актеров, готовых на
любую поденщину, - эти «отрывались» вволюшку. Не чуяли подвоха. Не
«догоняли», что беспросветное «очернилово» - всего лишь элемент в стратегии
тех, кто русских стравливает с русскими, вынося за кадр все внешние силы.
Итак, проект весьма бюджетный и при этом некоммерческий. Но тогда какой?
Пропагандистский. И специфически русофобский. Потому что в нем русские как
нация десятилетиями занимаются членовредительством и самоликвидацией. А
какой нормальный народ будет этим заниматься? Только ненормальный…
В каждый фрагмент, в каждый кадр этого сериала железнодорожными кувалдами
вгонялось то, что раньше называли «махровым антисоветизмом». Все советское
жестоко, кроваво, античеловечно, мерзко, безнадежно и бессмысленно. (Хотя до
момента когда Сталин обратился в лохматого клыкастого анти-космополита, все
советское либерал-интернационалистами считалось самым гуманным,
сверхдобродетельным, единственно верным – и вообще лучшим из лучших).
Авторы тычут зрителя физиономией в экран: смотри, сталинизм хуже фашизма,
Гитлер со своими такого не вытворял. И слова Швыдкова (надо полагать, и
отстегнувшего народных денег на съемки сериала) о том, что русский фашизм
страшнее немецкого, обретают художественное раскрытие в образах героев
«Завещания».
Вот эпизод с «доходягой» в колымском лагере – у которого нет сил выполнять
непомерную норму. Измываясь над несчастным, испытывая сатанинское
удовольствие, охранник отводит его, приказывает справить большую нужду и
расстреливает в тот момент, когда тот садится на корточки. Крупный план
голого мужицкого зада, обмен ненормативностями – и выстрел в затылок… Про
фашистов такого не снимали – даже соплеменники Досталя, евреи, при всей их
ненависти к фашизму и печали по холокосту…
Фрагмент снят по рассказу Шаламова «Одиночный замер». В тексте рассказа нет
и тени изображаемого Досталем и Арабовым «инфернала». Там «смотритель» даже
не грубит зэку Дугаеву. В тексте нет и намека на эти ужасы, нет ни
издевательств, ни самих слов «садись срать» или «у меня говна нет». Там
измученного голодом героя отправляют к следователю, а потом расстреливают за
саботаж. Это само по себе страшно, но трижды страшен подлог киношников,
перевравших Шаламова. Что-то в этом фрагменте прихвачено из рассказа «Тачка
II», но и там все другое. В общем наворочено усталым гением Арабова… Был бы
жив сам писатель… эх, да что там...
Никто не спорит - нужно снимать рассказы Шаламова, там много правды, хотя бы
и экстремальной. Но делать это нужно честно и без мстительного азарта.
Между тем «Новая газета» уже пустила (14.06.07) восторженного
голубя-перевертыша на выход в эфир этого сериала: «К чести сценаристов и
режиссера, они сумели перевести эту, быть может, самую сильную лагерную
прозу на язык кино, не отклоняясь от шаламовского текста… А еще Досталь
замечательно понял, как под модным сериальным соусом можно подавать в
телеэфире настоящее кино…»
Не менее хвалебен и отзыв РИАНовского Юрия Богомолова: «Гражданским и
творческим подвигом стала эта картина для тех, кто ее снял».
Вот так. Это их мнение. Это наша маленькая победа, - убеждены они.
Задача у создателей «Завещания Ленина» одна – накрыть большим черным
квадратом полосу русской истории, которую называют советской. Подчеркнем –
всю эту полосу чохом, ни деля ее ни на какие периоды. Деморализовать
применительно к этой эпохе сознание молодежи – тех, кто не жил при
социализме и не имеет собственных знаний о той жизни. Да, и у Шаламова нет
ни капли любви к советскому, он не был конформистом и за это жестоко
пострадал - и в этом его личная человеческая правда. Но пририсовывать к этой
страшной правде чей-то художественный вымысел никому не должно быть
дозволено…
Эти жуткие кадры должны вызывать у молодых точно такой же рефлекс, как
рефлекс отдергивания и отскакивания, возникающий у ребенка при ожоге. Должны
приучить молодых ненавидеть собственную историю, а следовательно, себя
самих. Или как минимум спровоцировать ответный протестный дискурс, который
породит новый виток внутренней конфронтации…
А ведь в первых сериях – о вологодском детстве в семье отца-священника –
было подобие живого, а не сатанинского реализма. Всерьез хотелось верить:
вот наконец-то после всех этих бесчисленных сериалов со стрельбой и
блатняком (снимаемых опять же с легкой руки г-на Швыдкова - опять же на наши
денежки) на экране появились характеры, а не маски. Да и актриса Ирина
Муравьева постесняется в плохом «кине» сниматься. Хотелось даже простить
авторам фантазии на темы вологодского детства героя – дутые с оригинала, где
в третьем лице были довольно краткие упоминания об отце.
Тема сухого и властного отца-священника авторами, возможно, замышлялась как
тема природной патерналистской жесткости общественного устройства России.
Если это так, то аллюзия не вполне удачная – и в общем еще дальше уводит от
правды шаламовской прозы. И все же в начале хотелось верить Досталю…
Увы, радость была преждевременной. Первоначальная мнимая правда
потребовалась авторам только для того, чтобы затащить в тему и настроить на
доверие зрителей… Это был всего лишь трюк, нацеленный на то, чтобы скрыть
вопиющую тенденциозность фильма. Примеров разного рода подлогов, замещений и
подстав по сериалу тьма тьмущая разбросано. В опусе с многозначительным
названием «Завещание Ленина» зрители столкнулись с типичным случаем
художественной «расчлененки»…
Распространено ошибочное мнение, что телевидение – особенно центральные
три-четыре канала - стало лояльным к власти и доброжелательным к народу. Что
посытело и устаканилось, что стало исповедовать мораль общего дела,
озаботилось вопросами консолидации общества… Ничего подобного. Да, ему
запретили открыто «наезжать» на Путина, но оттого оно озлилось пуще прежнего
и стало «наезжать» на телеаудиторию, нанося акцентированные удары по
нравственности молодежи. Удерживая большую и сочную фигу в кармане, оно
продолжает курс на растление электората с изощренностью провансальских
катаров или арабских исмаэлитов. Гидра, на которую ходили колонны в 92-м и
93-м, потеряла несколько своих голов и щупалец – но обрела много новых.
Здесь читайте:
Шаламов Варлам
Тихонович (биографические материалы).
|