> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Геннадий Старостенко

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Мечта во спасение

И я, и они, - все мы ее любим. Но любим по-разному: я ее жалею, они - берегут. При этом они не вполне доверяют мне, а я им. Они считают, что жалость – проявление слабости, я же – что их сила слишком часто становится объектом манипуляции со стороны тех, кто чужд и им, и мне. При этом допускаю, они считают меня запутавшимся в идеях неудачником, витией, соцерцателем-одиночкой, а я их – людьми, безусловно, серьезными, но самонадеянными и в общем интеллектуально зависимыми...
Дешифруем. Она – это Россия, они – это органы госбезопасности, и я – русский писатель, иногда сам по себе, иногда под псевдонимом.
Пристальное их внимание к себе я почувствовал десять лет тому назад, когда самиздатом опубликовал роман «Сволочи московские». Где-то решили, что автор – подвид литературного сепаратиста и, следовательно, оставлять его без присмотра не стоит. Поэтому и попросили парня, который был когда-то секретарем комитета ВЛКСМ на 1-м Часовом, где я в конце 80-х трудился не покладая слов в заводской многотиражке, связаться со мной этак по-приятельски и порасспросить о том, о сем.
Сверх-подозрительностью я не отличался, но тут и особой проницательности не надо было, с другой-то стороны. Приятелями мы никогда не были, сам он мне прежде не звонил, да я ему и не был интересен. И вдруг звонок – спустя столько лет. Как там жизнь, чем занимаешься, давай пивка по кружечке… От встречи я не отказался, и по некоторым прямым и косвенным вопросам и признакам понял, что меня что называется слегка «разрабатывают»...
Да и чему удивляться? Представьте себе человека, который, еще будучи редактором АПН, публиковал (за псевдонимом Герман Кантимир) статьи в прохановском «Дне», потом и в «Советской России». О чем писал? О разном. В дореволюционной заметке («День», 92-й) «Утро на панели» – о том, как стремится растлить юные души новое телевидение реванша. Поработав в пресс-службе Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – о том, что там реально происходит и как нам реально выстраивает весь фондовый рынок агентура Штатов. Да мало ли тем и людей бедовых в постперестроечной России было…
Но, пожалуй, рефреном звучавшей темой была тема неприятия Мегаполиса, несущего метастазы неолиберализма, попытка призвать к борьбе с ним, попытка показать, что столицу давно пора вывести в какой-нибудь город-сателлит (и уж во всяком случае не в прежнюю столицу, северную, а в маленький такой городок, компактный, эффективный и прозрачный). Отсечь весь криминал, коррупцию и деструкцию лоббистов, двадцатиэтажно восседающих друг у дружке на шее. Как это сделал Назарбаев у себя в Казахстане. Вашингтон, столица США, был и остается строго чиновничьим городом. Да, столица американского образа жизни – Нью-Йорк, но не в нем все решается.
(Тему, впрочем, толком озвучить так и не удавалось, она всегда была табу. Да и журналистская братия в основной своей массе в общем-то «не догоняла» смысла. Стандартный ответ: «Брось, не выдумывай…» Каково же было мое удивление, когда идею переноса в своей воскресной программе на канале «Культура» недавно вбросил Виталий Третьяков – в компании звезд отечественной политологии. Большинство приглашенных высказалось «за». Скорее всего, это имело целью просканировать общественное мнение в электоральных целях, хотя не исключено и бескорыстное целеполагание.)
Еще я писал о соцдарвинизме, а точнее, о том невообразимом рагу из мифов, что исповедуют те, кто в 93-м расстреливал будущее России или стыдливо отводил глаза от Белого дома – и с того времени всемерно стремится охранить свои приобретения. Писал, что разоблачать надо не преступления нового русского века, а его психологию. Потому что он самым проникновенным образом и всей мощью своей пропагандистской машины стремится убедить в чистоте своих помыслов и благородстве намерений. И повергает обывателя в дионисийское опьянение новыми благами и соблазнами.

+ + +

Из всех силовых структур тайные – вещь в себе, некая сверх-каста, которой доверены великие секреты и специфические полномочия. Со времени Елизаветы Английской их всемерно укрепляли и наделяли максимальными ресурсами. Они спасали от гибели целые государства, однако и зла причинили немало. История советских спецслужб – притча во языцех. Это и обрекло их на шантаж со стороны перестроечного либерализма. Потом их сто раз переформировывали, «деидеологизировали», им активнейшим образом навязывали «комплекс вины». Но это же дало и обратный эффект: по «закону компенсации» у позднесоветских структур госбезопасности выработалась, можно предположить, и некая «мания превосходства», стремление преодолеть этот комплекс, словно бы выместить весь свой прежний «обскурантизм» вовне.
Да и во все века были престиж и романтика профессии. И ведь отбор был, смею думать, строжайший. Брали привлекательных, видных, волевых, физически крепких и спортивных. Или неприметных, но волевых, толковых и ловких. Таких как Путин, например. Да и в аналитические и прочие центры мозги далеко не последние подбирались. Каста. Со временем то, что было продуктом искусственного отбора, стало восприниматься как естественное. И люди думали: да, мы сильнее… да, мы информированней… да, мы смелей и динамичней… да, мы лучше - но почему в таком случае стоим на страже «равенства и застоя»?
Романтика романтикой, престиж престижем, но в народном мнении «особистов» в общем-то не жаловали. С одной стороны взглянуть – защитники, с другой – соглядатаи… Их недолюбливали, побаивались и в реальной армии, в строевых частях.
Тогда, в октябре 93-го, страну «сдали» и те, и другие. Одни прохлопали, другие предали. Было ли это предательством? Может быть, просто ошибкой неведения? Но солдат есть солдат, и высшая его доблесть – в том, чтобы следовать присяге. Он присягает высшему закону страны – ее конституции. А конституция, хотя и вверяет всю власть в стране народным избранникам, но контроль над силовыми структурами поручает высшему исполнительному лицу. А на законодательный орган с утра до вечера лили грязь по телевизору. Первыми предали верхи, средние же и рядовые эшелоны «силовиков» были либо одурманены опиумом либерал-реваншизма и национал-монархизма, бездонно лившимся с голубых экранов, либо были откровенно безразличны ко всему.
Увы. Многим участникам той беды 93-го из числа силовиков внушили, что альтернатива в лице Верховного Совета, особенно в лице Хасбулатова и Руцкого, вообще была неприемлема. Один, дескать, покрывал авизовщиков, а другой и того неадекватнее – послал народ чуть не с вилами на хорошо охраняемое Останкино. Либеральные СМИ, цену которым мы теперь знаем, в карман за враками не лезли.

+ + +

Бывший секретарь комитета комсомола с 1-го Московского часового завода, сказал мне тогда: чего ты хочешь, та власть была слаба, она шаталась – ее тронь и развалится…
Развалился и сам Первый московский часовой завод – и руины уже не дымятся. Исчез и семитысячный коллектив, восемьдесят процентов продукции отправлявший на экспорт. Словно в подтверждение логики Леши П., бывшего первого комсомольца…
Потом я понял, что так, как Лешу П., научили думать многих «силовиков». Просто привили такой мифчик – чтоб не думалось боевому народу, чтоб совесть не терзала. Тронь – и развалится…Дескать отжил свое, не нужен был тот прежний миропорядок, потому что был нежизнеспособен…
Постойте, да этак ведь можно крепкому и абсолютно здоровому человеку сунуть нож в спину, а потом снять шляпу и сказать: смотрите, он же не смог защититься, он совершенно нежизнеспособен.
Но давайте обратимся к истории – разве не с мифа о могучем новом племени людей большевики пытались утвердить свою власть? Ведь и Ленин писал: «Сила доказывает себя только победой в борьбе».
Вспомним кустодиевского «Большевика». Исполин с сердитыми глазами шагает по городу, переступая через дома. Он так велик, что дома ему просто по колено. (Если этот образ преломить в нашу нынешнюю плоскость, то вышел бы «силовик» или «новый русский бизнесмен»). А взять Горького, Шаляпина, Маяковского… - все это фигуры знаковые в своей могучести, на них и взгромоздилась новая эпоха.
Вспомним строки А. Блока – про скифов с жадными глазами…
Сколько в этих словах пассионарного напора, динамизма, стремления отринуть своей несокрушимой жаждой жизни все стареющее и отживающее век. Вспомним – какими ничтожными пузырями Владимир Владимирович Маяковский рисовал в своих агитках «попов», «буржуев» и пр. А сколько силы и новаторства в поэтических образах этого «агитатора, горлана-главаря»? Да что там – половина пропагандистского обеспечения социализма строилась на культе сильного, дерзновенного и витального, на культе покорителя времени и пространства. Сплошные парады физкультурников. Никто не воспевал серости и безликости, которыми щедро наделяют прежнюю эпоху ее критики... Утопичная она или неутопичная – еще разбираться, но это была эпоха с невероятно захватывающей эстетикой…
И в этой связи исключительно важно понять, что сила и харизма не имеют абсолютного имманентного значения. Это – инструмент. Важно, в чьих руках он находится. Любая завоевавшая власть эпоха пытается убедить массы в том, что она самая динамичная и жизнеспособная – и только по этой причине она находится на авансцене истории. И нет никаких оснований полагать, что исключительно нынешняя лучше иных способна культивировать идеалы саморазвития.

Я не собираюсь клясться в любви к отечеству – ни тупо и громоздко, ни образно и красноречиво. Я знаю одно: что русскому счастье, иному – смерть. Для меня, например, сенокос – абсолютное счастье. Помахать литовкой с недельку по росной травке, послушать пение птиц, посмотреть, как заря золотит луга, – вот оно, наше все после Пушкина. Для меня как для писателя мыслить и писать – тоже радость, и тоже не вторичная. Хотя и не абсолютная. А есть немало людей мыслящих, которым меня не понять. Особенно в больших городах.

+ + +

К «Белому дому», которому суждено было быть расстрелянным, я приходил трижды. Полемизировал с кем-то, слушал людей у костра, где грелись охранявшие, маршировал в колоннах протестантов по Калининскому (Новому Арбату). Но в самую заваруху уже все перекрыли – не подойти. Возможно, это и уберегло тогда меня самого (не уверен – что мою честь).
Понимал, что страна могла единственно обрести спасение в народной демократии, которую как мог и воплощал российский парламент – пусть и несовершенный. Только он мог приостановить процессы деструкции, запущенные медведем-шатуном в руководстве страны, только он мог установить подлинное народовластие без ущерба для экономики, без социальных бурь и культурных вакханалий. Только он, наконец, и был способен со временем поставить сложную механику земского самоуправления, о необходимости которой твердили самые упорные (и заслужившие поощрения у Запада) умы.
В первую неделю Ельцин пускал людей к осажденным почти свободно. Милицейские кордоны не препятствовали. Потом появились лица в камуфляже. Обложили людей, словно волков, оставив единственный проход, сообщавший их с внешним миром. Если бы на защиту высшей власти в стране пришел хотя бы один москвич из сотни, то там была бы сотня тысяч человек. Медведь-шатун, возможно, и поостерегся бы кидаться на этакую тьму народа, боясь потерять лицо в глазах внешних «демократий». Дрогнул бы кто-то из его «силовиков», немногочисленных, но прозелитски дерзких. А те, что оставались пассивными, напротив – поднялись бы. Да и та завидовская вечеря 2-го октября (с Лужковым, Куликовым, Ериным, Степашиным, Грачевым, Черномырдиным и проч.) не стала бы движений резких делать…
Но людей было меньше, много меньше. Вначале – раз в двадцать против сотни тысяч, потом – в пятьдесят. Москвичи в своей массе уже почуяли, что сидят в самом центре большого пирога, и в этом их колоссальное преимущество перед всеми прочими. И главное: СМИ (и прежде всего телевидение) к этому времени были крепко схвачены сплоченным либеральным меньшинством, убежденным, что в стране многие годы существовал государственный антисемитизм, за что и следует всей неразумной стране отомстить.
Захват происходил в последние годы перестройки. Сужу об этом не как лицо стороннее, а как человек, немного знавший телевидение изнутри. В 1989-92 гг. работал редактором в телевизионной структуре АПН – Главной редакции видеоинформации. «Новые телевизионщики» обливали тогдашних нардепов липкой телевизионной слизью – смесью лжи, вымыслов, недомолвок, полуправд, прямых оскорблений и простеньких мифов. Простеньких – но как раз по желудку отечественному плебсу.
В этих условиях (и по причине девственности массового сознания) лишь немногие адекватно воспринимали происходящее. И далеко не все из этих немногих были готовы проявить себя как граждане страны и вступиться за ее честь. Так оно и будет отныне: незначительные в своей численности элиты управляют процессами, чуть большее число людей осмысливает происходящее – и подавляющее большинство ни бельмеса ни в чем «не сечет» или от политических процессов самоустраняется.

+ + +

После расстрела Белого дома пришло понимание, что Москва не должна более оставаться столицей России, не имеет морального права. Как не имеет его и Санкт-Петербург, потерявший Россию в 1917-м. Столицей должен быть город-сателлит, абсолютно прозрачный город-управленец, а не развратный многомиллионный мегаполис с хеопсовой пирамидой криминала, коррупции, лоббизма и т.п.
Так я бросился душой в глубинку России. Когда-то исколесив и искрылив в журналистских командировках весь Союз, решил, что лучшая часть России – это ее срединная оседлая Сибирь. И еще решил, что личное счастье искать надо там же. Кому-то все это покажется нелепым и утопичным, но вряд ли непоследовательным…
Просто чуял, что должен достучаться до нутра глубинки, где «вековая тишина» (пользуясь некрасовским слогом), истолковать людям зло столиц, правду происходящего в них – и не того, что они вещали о себе, а самую народную суть – до основ, до кантовской метафизики. Только там, во глубине России, среди людей, чей разум не замутнен московским мозгоблудием, и можно обрести твердую почву под ногами, выбраться из интеллектуальных фекалий столиц.
Середина 90-х. К этому времени я уже много раз побывал в Алтайском крае, месяцами жил, ходил, как на работу, в центральную библиотеку и представлял себе картину событий в крае. Возвращался в Москву, по собственному почину брал интервью у А.А.Сурикова, шедшего на губернаторство под лево-аграрными лозунгами, публиковал в «Советской России». Без корысти, без всякого пиара, просто за державу было обидно. Отдали б в худые руки еще на несколько лет (и после свирепствовавшего в крае чубайсовского ставленника Райфикешта оставалось чем поживиться). Да и верилось в Алтай, как же нет, ведь в 96-м он проголосовал против Ельцина…
А главное, сердце болело за край, за Сибирь-матушку да за Россию-бабушку.
В это время либеральные СМИ-концерны только-только запускали свои щупальца в провинции. Так пошла в регионы в газетных вкладышах и приложениях московская «местечковость большого стиля». К названиям новомодных столичных изданий прилагалось «…на Камчатке», «…в Новосибирске», «…на Алтае».
Я же, наивный, мечтал возбудить противодействие глубин. Потратил немало усилий на то, чтобы создать сибирскую газету для московской читательской аудитории. Будоражил людей в Совете Федерации, в крае, в регионах МАСС, журналистов, бизнесменов, зачем-то - зятя Никиты Михалкова Альберта Бакова в Фонде культуры, которого газеты почитали «режиссерской мафией». Бесплодно, только время и силы потратил…
О центростремительном устройстве России, о пирамидальности ее административного и этнокультурного уклада, порождающего зависимость провинций, об аморфности гражданского сознания писано немало с незапамятных времен. И все ее беды и пороки, казалось бы, рассмотрены и разгаданы нашими религиозными мыслителями позапрошлого-прошлого веков. И были в эпохи, когда командно-административное устроение России несло ей благо. (Екатерина 2 вообще писала о невозможности иного). Славянофилы утверждали, что политическая зажатость населения, отсутствие западной протестности и жажды гражданских свобод вполне компенсировалось в России свободами внутренней жизни, что иногда вели и к разного рода ересям, а в общем-то порождали в народных массах поэтическое мировидение.
Вставая на эти позиции излишне твердо, можно впасть в риторику, которая любое закабаление и системное ужесточение оборачивает во благо. По странности исторических судеб, плодами державной идеи воспользовались новые российские «либерал-реформаторы» и «западники», в общем не имевшие никакого отношения к своим предшественникам. Чего ж не воспользоваться, когда эта риторика приносит баснословные барыши, а главное – когда того требует мировой капитал. В середине и конце 90-х шел интенсивный процесс выстраивания пирамиды подчинения в «четвертой власти». И было до боли обидно понимать, что системного противодействия этому не предвидится. Правда, грянуло третье тысячелетие, пугавшее сбоем и обнулением компьютеров, и чуть не обнулило либеральную идею, а с ней и либеральные СМИ во всем их множестве. Либеральная идея уже не так влиятельна, но она мимикрирует…

+ + +

Нынешние строительный бум в Москве, миграционная и централизационная вакханалия демонстрируют динамизм метастазирования. Подобно Кутузову, оставив Москву, мы спасем Россию. Москва не будет врагом нашей новой исторической идентичности. Пусть живет и развивается.
Совершенно необходимо создавать новую столицу России. Конечно же, враги идеи переноса будут утверждать, что она несбыточна. И приведут тысячу веских аргументов «против». Еще бы, такой передел географии приведет к тому, что очень многие преступные элиты, политиканы и денежные мешки испытают сильнейший стресс и потеряют влияние. Устроят неслыханное кликушество по всей Российской Федерации – и дальше. Препоны будет колоссальнейшие. Ну, так и задача переноса столицы – вовсе не в том, чтобы потакать пороку.
Конечно же, есть огромное число разумных и патриотически настроенных коренных москвичей, людей достойных, которым эта идея также покажется нелепой. Они также испытают целую гамму фрустраций – от активной убежденности в «несостоятельности», «затратности» и «нереализуемости» проекта до элементарных детских обид. И здесь помимо государственной воли нужна будет гигантская разъяснительная работа.
Вместе с тем подавляющая часть населения воспримет эту идею «на ура». Москву не любят многие. А как прикажете относиться к тому, кому было доверено хранить семейный сундук и кто его единолично присвоил? Нет никаких сомнений в том, что население поддержит тех, кто возьмется за дело первым – подавляющим большинством поддержит. Что и подтвердит демократичность идеи переноса столицы. А решать это можно хоть всенародным референдумом, хоть «указным произволом».
Это и должно стать новой национальной идеей. Этого одного будет достаточно, чтобы Россия воспрянула, обрела второе дыхание, новую идентичность, новое эволюционное измерение. Столицу, конечно же, надо переносить на восток. Чуть поближе к Сибири, но не в Сибирь. Нет никакой нужды забредать слишком далеко. Отдаляться от Европы, безусловно, не стоит. Такая евразийская подвижка должна составить что-нибудь в пределах 300-400 км от Москвы, при этом важно и не наткнуться на город-миллионер вроде Нижнего. (Знаю этот город, прожил в нем шесть лет. Город неплохой, но не подойдет). Со времен ополчения Минина и Пожарского многое изменилась, ребро жесткости или «барьерный риф этнической упругости» сместился много дальше на восток…
В общем, это должен быть современный город-сателлит с чистой душой, верой в будущее и благородными помыслами. И все это не просто мечта, а мечта во спасение.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев