Александр Люсый |
|
|
ЛЕОНАРДОВЫ МЕТАМОРФОЗЫ |
Русская жизньXPOHOCФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯПАМПАСЫМОЛОКОГАЗДАНОВПЛАТОНОВ |
Как отец и дочь пытались сформировать нового человека
В Музее народной графики прошел вечер памяти художника Мануэля Шаца (1916-1998) и показ его графических работ. В 15 лет он начал работать учеником художника в Винницком драматическом театре, а затем отправился поступать в Одесское художественное училище. Однако здесь он оказался разочарован царившим в училище формализмом, тогдашним самозабвенным поиском «новых форм» в искусстве, и предпочел учебу в строительном техникуме, надеясь потом поступить на архитектурный факультет Одесского строительного института. В каникулы работал чернорабочим на стройках и консервной фабрике, а в областной газете «Черноморская коммуна» печатал карикатуры, что укрепило желание стать художником, созвучным эпохе. Шац принадлежал к числу тех, кто искренне и органично вписался в официальный стиль советского искусства 30-х годов, - рассказывает ведущая вечера, искусствовед Вера Калмыкова. - Он родился, чтобы писать картины в стиле советского «социалистического реализма» с его программным воспроизводством реальности в формах, присущих самой этой реальности. Кстати, творчество Шаца позволяет прояснить, что соцреализм не имел ничего общего с неореализмом в живописи и, более - агрессивно отрицал его. Корни техники соцреализма - не только в реализме Х1Х века, как считает официальное искусствоведение, а в импрессионизме с его «ударами кистью», колористической свободой и непосредственностью. Советский реализм, как это ни парадоксально звучит, - самый условный из существовавших в истории искусства стилей. Он стал одной из государственных утопий, забирающих жизни и стирающих индивидуальности. Вот и Мануэлю Шацу суждено было добровольное растворение в ремесле. Это тип средневекового творца, который видит прежде всего главенствующий Большой Стиль, чье изящное, несущее радость бытия творчество почти анонимно. Среди учителей Шаца - художник А. Н. Стилиануди, в чьём творчестве сопрягались традиции школы А. И. Куинджи и русского импрессионизма. В 1938 г. Шац вместе с супругой Еленой решением Одесского областного отдела искусств был направлены во Всероссийскую Академию художеств в Ленинград, чтобы обучаться в мастерской одного из лучших российских пейзажистов и портретистов А.А.Осьмёркина, руководившего, к слову сказать, летней студенческой базой академии в Алупке, основанной Куинджи. Забегая вперед, скажем, что сочные крымские пейзажи - из главных живописных достижений Шаца. В 1941 году, с началом войны, Шац добровольцем уходит на фронт. В 1942 его вместе с женой, больных дистрофией, вывезли из осажденного Ленинграда в Уфу. Здесь он переходит к портретной живописи (став заместителем председателя республиканского Союза художников и главным художником юбилейной выставки к 25-летию Башкирской АССР). С 1944 г. жил в Москве. Война наполнила сознание Мануэля Шаца множеством лиц. Вскоре после войны он пишет серию портретов легендарных героев-партизан, среди них - Г. Линьков-«Батя», П. Вершигора, П. Брайко, С. Ковпак. «Партизанский Леонардо» - так называл М. Шаца П. Вершигора. - Зеркало предельной «похожести» соцреализма удваивает персонаж общей военной судьбой, выводит его из истории, биографии в план вечности, - утверждает Вера Калмыкова. - Разве мы помним деяния тех, чьи портреты и изваяния восхищают нас в картинных галереях и столицах мира? Через столетия забудется и Наполеон, и от Аркольского моста, быть может, ничего не останется. Но Наполеон на Аркольском мосту - благодаря одноименному живописному полотну - будет стоять всегда, независимо от исторического наполнения и персонажа, и события. С 1950-х годов Шац написал портреты композитора Р.Глиэра, итальянского писателя Д.Джерманетто, американского певца Поля Робсона (одновременно - в соавторстве с художниками В.И.Поляковым и И.А.Радоманом - создавая огромное живописное полотно «Песнь мира», посвящённое выступлению П. Робсона в Пикскилле, США). Соцреализм из стиля в искусстве превращается в институт подавления личности, а в творчестве Мануэля Шаца, преимущественно в графике, все более и более проступают черты отвергаемого когда-то формализма… - Шац стал «мольбертом», уставленным в мире для съемок художественных фотограмм неповторимого обаяния, - был он охарактеризован на родине Леонардо да Винчи, в Италии, где живет сейчас его дочь Эвелина Шац, его наследница по созвучности новым временам и в изобразительном искусстве, и в поэзии. На вечере она поделилась своими воспоминаниями об отце. В Италии же и в Москве ее выставки следуют одна за другой. Их названия говорят сами за себя. В Москве - «Археология будущего» в Музее Марины Цветаевой «Итальянские художники Велемиру Хлебникову» в Музее Валерия Брюсова. В Италии - «Эвелина Шац и поэтика рукотворной книги», «Дизобьекты» и «Скульптура-украшение» и т.д. Остановимся подробнее на одной из них. 2. В СЕНАГО ПОЛНЫЙ ДЗЕППИНГ,или Рукопашная с хаосомС итальянского на русский название этой выставки - «e-domani», похожее на непереводимый расхожий знак «e-mail», - можно условно перевести как «и-завтра». Выставка эта, объединяющая 29 итальянских и российских художников прошла в вилле ХV века и окружающем парке местечка Сенаго под Миланом. Куратор выставки Эвелина Шац полагает, что все мы сейчас, как древние греки, столкнулись с проблемой хаоса и поэтому именно хаос следует положить в основу «новой классичности». Художник всегда ведет рукопашную схватку с хаосом и бесконечностью. Название разделов выставки - «Короткий век», «За Парменидом», «Опыт греков», «Преодоление диалектики и похвала различию», «Хаос и новая классика». Новое состояние восприятия хаоса наглядно проявляется в так называемом клиповом мышлении. Уже появился специальный термин для обозначения этого по виду бессистемного переключения каналов ТV - дзеппинг. - Говорят, это шизофрения. По-моему же, это перерождение формы, преодоление формы в новой атмосфере индивидуализации. Я сам себе делаю программу TV, свою газету, свой Интернет. Это и есть деконструкция в действии. Переходы от мужского к женскому роду в прямой речи художницы и теоретика не случайны. Выставка проходит как бы в тени Орлана, итальянского художника, решившегося, кажется, на предельный на все времена перформанс по самопроизводству нового человека. Он (она) превратил(а) в представление очередную хирургическую операцию по изменению своего пола. Возникший в начале ХХ века футуризм,за которым маячит тень Рахметова, к исходу века тем самым как бы кусает себя за собственный, так сказать, хвост. Не зря каталог выставки предваряют факсимильные цитаты из «Манифестов конструктиста» Александра Родченко: «Конструктивно организованная жизнь выше чародейски-угарного искусства магов». Впрочем, деконструктивно-художественные эксперименты большинства участников выставки носят все же менее радикальный характер, чем у Орландо, не чужды ни сновидческой грезе, ни игре остроумия. Предметом последнего, стало в частности, закладывающееся сейчас новое всеевропейское соборное мышление: в керамической композиции «Единая Европа» ночные горшки собраны вместе, но каждый все же имеет отдельную крышечку и явно предназначен для индивидуального потребления. Нельзя не отметить и большую, чем в «тигровых» фантазиях Сальвадора Дали социальную заостренность в «Тигриных яйцах» Энзо Гуариччи. Таким образом, семья Шац - любопытнейший пример эстетической преемственности поколений. |
© "Русская жизнь" литературный журнал |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |