Аблесимов Александр Онисимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аблесимов Александр Онисимович

1742-1783

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Онисимович Аблесимов

Аблесимов Александр Онисимович [27.8(7.9).1742, Галичский у. Костромской губ., - 1783, Москва], русский писатель. Родился в мелкопоместной семье. Лучшее произведение Аблесимова - комическая опера Мельник, колдун, обманщик и сват (пост. и изд. 1779), в которой изображён крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). Аблесимов писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал Разкащик забавных басенъ... (ч. 1-2, 1781).

+ + +

Аблесимов Александр Онисимович (27.08[7.09].1742— 1783), писатель. Происходил из бедной дворянской семьи, Галичского у., Костромской губ. Образование Аблесимов получил только начальное. В 1758 Аблесимов поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 Аблесимов вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 Аблесимов снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер Аблесимов в 1783 в большой бедности. Литературные наклонности проявились в Аблесимове благодаря влиянию Сумарокова, которому он переписывал сочинения. На литературном поприще Аблесимов выступил впервые в 1759 в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, Аблесимов долго не появлялся в печати. Только в 1769 он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А. П. Шувалову. В «Сказках» в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769—70 Аблесимов сотрудничал в «Трутне» Новикова, где поместил несколько сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевд. Азазес Азазесов. В 1769 Аблесимов написал комедию в пяти действиях «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В. И. Лукина, постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До к. 70-х Аблесимова знали только небольшие литературные круги. В 1779 Аблесимов сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала Аблесимову комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779; музыка была составлена из русских песен Соколовским. «Мельник» имел большой успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782, «Мельник» появился в 1783 в «Российском Феатре» и выдержал много изданий (последние — М., 1890 и СПб., 1900). Ободренный успехом «Мельника», Аблесимов вслед за ним написал еще две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», рукопись второй утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. «Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787, пьеса «была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части». В 1780 Аблесимов выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 Аблесимов, при содействии Н. Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего». Аблесимов потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. «Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. Аблесимов — по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. Первые сатирические произведения Аблесимова — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих. Начав литературную деятельность в тисках классицизма, Аблесимов уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в «Мельнике»: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. Исследователи находят в «Мельнике» подражание французским комическим операм. Русские подражания французским комическим операм уже были в России до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно приукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее комические оперы нанесли серьезный удар классицизму, и в этом видную роль сыграл «Мельник» вместе с «Деревенским праздником» В. Майкова, «Несчастьем от кареты» и «Сбитенщиком» Княжнина, «Анютой» Попова, «Розальтом и Любимой» Николаева и др. Сочинения Аблесимова изданы Смирдиным в 1849 в одной книге с сочинениями Кострова.

Фомин А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Аблесимов Александр Онисимович [27 VIII (7 IX) 1742, Галичский у. Костромской губ.—1783, Москва]. Сын мелкопоместного служилого дворянина. Получил домашнее образование. В 1751 был записан в военную службу, где числился при Герольдмейстерской конторе. В 1756 по просьбе А. П. Сумарокова был переведен копиистом в только что организованный Российский театр. В 1758 начал действительную военную службу солдатом в артиллерии. В 1759 был произведен в подпрапорщики. В 1760—1762 в звании сержанта участвовал в Семилетней войне. В 1765 состоял фурмейстером. В 1766 был уволен в чине прапорщика. В 1767 определен на службу в Комиссию нового Уложения. Общение с М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И . Новиковым, исполнявшими различные обязанности в комиссии, во многом определило литературный путь А. Свои первые стихотворные опыты — элегию «Сокрылися мои дражайшие утехи», эпитафию «Подьячий здесь зарыт» и шесть эпиграмм — А. напечатал в журнале А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (1759, июнь, сент.); эпиграммы ошибочно были перепечатаны Новиковым в числе произведений Сумарокова (см.: Сумароков А. П. Полн, собр. всех соч. М., 1787, ч. 9). В 1769 вышел сборник стихотворных басен А. под заглавием «Сказки Александра Аблесимова» (2-е изд. 1787). Историю его появления в печати А. в иронической форме изложил в письме к Новикову (см.: Трутень, 1769, л. 17). В другом письме к нему (л. 29) А. выступил с защитой и обоснованием принципов сатиры «на лицо». В том же журнале А. под псевдонимом «Азазез Азазезов» и анонимно поместил несколько своих сатирических стихотворений и статеек, в которых, подражая сатирам и басням Сумарокова, высмеивал щеголей, мотов, хвастунов, взяточников-подьячих; высмеял и своего литературного противника В. И. Лукина («Игрок, сделавшийся писцом», л. И; «Стыд хулителю», л. 13). В 1770 А. снова поступил на военную службу. В качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина А. участвовал в походах против турок в Грузии, в осаде тур. крепости Поти. В 1772 А. вышел в отставку в чине капитана и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния. К кон. 1771 А. сочинил три комедии и одну комическую оперу в стихах: «. . .первая комедия „Подьяческая пирушка“ в пяти действиях, а другие в одном действии, все они довольно хороши, а некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток» (Новиков. Опыт словаря (1772)). «Подьяческая пирушка» не сохранилась. А. прославился комической оперой (в 3-х д.) «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779; 4-е изд. 1792; муз. М. М. Соколовского, с 1792 исполнялась с муз. Е. И. Фомина), сочувственно изображавшей быт и правы крестьянства. Представленная впервые 20 января 1779 на Московском театре, эта пьеса шла в нем 22 раза подряд; в «. . .Вольном театре у содержателя г. Книппера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания» (Драм, словарь (1787)). В Петербурге и Москве «Мельник...» периодически ставился до сер. XIX в. В роли мельника Анкудина прославились актеры A. Г. Ожогин (в Москве) и А. М. Крутицкий (в Петербурге). «Мельник. . .» вызвал к жизни многочисленные подражания. Анонимные оперы «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» (1788), «Невеста под фатою, или Мещанская свадьба» (1791), «Колдун, ворожея и сваха» (1789) И. Юкина, повторяя сюжетную схему оперы А., уступали ей в художественном отношении. Против «Мельника...»выступили поэты из кружков Д. П. Горчакова и Н. П. Николева (см.: Николев Н. Л. Творении. М., 1796, ч. 3, с. 383; Руа эпиграмма (1975), с. 142). B. В. Капнист в «Сатире I» (1780), назвав А. «Обвесимовым», включил его в «ослиный собор» плохих поэтов —- авторов бессмысленных стихов. «Ода похвальная автору „Мельника“» (см.: Рус. стих, пародия (1960), с. 112—114; автором ее, по-видимому, был Д. П. Горчаков) высмеивала «грубости» языка в пьесе А., осуждала изображение на сцене народных обрядов, исполнение народных песен. В 1779 была поставлена комическая опера А. «Счастие по жеребью» (в 1-м д.) (1780), но успеха не имела. Написанная тогда же комическая опера (в 3-х д.) «Поход с непременных квартир», впервые исполненная в Москве (с муз. Эккеля) 7 июня 1787, напечатана не была. Она была «довольно хорошо принята публикою. Г-н сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так как искусившийся в сей части» (Драм, словарь (1787)). Список пьесы сохранился в неполном виде (нет 3-го д.) (см.: Берков П. Н. Комическая опера А. О. Аблесимова «Поход с непременных квартир». — В кн.: Театр, наел. М., 1956, с. 189—224). К открытию нового Петровского театра в Москве А., по поручению театральной дирекции, сочинил аллегорический диалог «Странники» (Росийский театр, 1780, ч. 28), в котором провозглашалось, что сатира должна быть изгнана из комического театра. В 1781 при материальном содействии Новикова А. анонимно печатал в его типографии журнал «Разкащик забавных басень, служащих к чтению в скучное время...», в котором публиковал гл. о. свои сочинения, частично вошедшие в книгу «Сказки Александра Аблесимова», а также стихи И. Коростовцева я В. И. Майкова. В № 38, 40,. 41, 45, 46 и 51 А. поместил переписку Б. Фонтенеля с Э. Юнгом (1741), извлеченную из т. 3 анонимно изданной книги Ж.-Б.-К. Делиля де ла Саля «De la philosophie de la nature». B № 49 A. поместил ответ на «Оду похвальную автору „Мельника“». В. Г. Белинский, называя «Мельника...» «прекрасным народным водевилем», считал, что это произведение А. «и комедии Фонвизина убили <...> все комические знаменитости, включая сюда и Сумарокова». Будучи гимназистом, Белинский сам участвовал в постановке этой оперы, исполняя роль мельника (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 1, с. 53, 551; т. 3, с. 288). Факты из биографии А. легли в основу комедии Н. А. Полевого «Первое представление „Мельника — колдуна, обманщика и свата“». Реминисценции из «Мельника...» служат характерологическим целям в рассказе А. П. Чехова «По делам службы». А. умер в бедности. Собрание сочинений (неполное) А. издано А. Ф. Смирдиным (СПб., 1849).

Е. Д. Кукушкина

Словарь русский писателей XVIII века. Н.Д. Кочеткова и др. Выпуск 1 (А – И), Ленинград, Наука, 1988, с. 18-19.

Литература: Мерзляков А. Ф. Разбор оперы «Мельник». — Вестн. Европы,. 1817, N° 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889); Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894, Прил., кн. 2; Майков Л. Аблесимов А. О. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Аарон — имп. Александр И» (1896); Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII—XIX вв. Кострома, 1958; Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958; Стих, сказка (1969); Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2; Берков. История комедии (1977); История драм, театра, т. 1 (1977).

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Россия в XVIII веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Соч., СПБ, 1849; [Соч.], в кн. Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.

Литература:

История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

Мерзляков А. Ф. Разбор оперы «Мельник». — Вестн. Европы,. 1817, N° 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889);

Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894, Прил., кн. 2;

Майков Л. Аблесимов А. О. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Аарон — имп. Александр И» (1896);

Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII—XIX вв. Кострома, 1958;

Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958;

Стих, сказка (1969);

Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2;

Берков. История комедии (1977);

История драм, театра, т. 1 (1977).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС