Адриан |
|
1627-1700 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Адриан
Адриан. Портрет работы Виктора Шилова. Адриан (в миру Андрей) (1627-1700) - патриарх Московский и Всея Руси с 1690 года. В конце 70-х годов - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Содействовал церковного строительству. С 1686 года - митрополит Казанский и Свияжский. Доверенное лицо патриарха Иоакима. Поддерживая реформы Петра I, одновременно выступал против нарушения отечественных культурных и бытовых традиций (бритья бород, заморской одежды и пр.). Принимал участие в богословской полемике. По поручению царя вел работу по подготовке нового Соборного уложения. Незадолго до смерти Адриана было введено новое летосчисление (от Рождества Христова). После смерти Адриана Перт I запретил проводить новые выборы и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского, а с 1721 года упразднил патриаршество. + + +Адриан (в миру - Андрей) (1627-1700) - патриарх всея Руси с 1690 года. С 1678 года - архимандрит Чудова монастыря. По поручению патриарха Иоакима в 1682 году ездил к царям Петру Алексеевичу и Ивану Алексеевичу с ходатайством о прощении стрельцов. С 1686 года - митрополит казанский и свияжский. Активный защитник независимости церкви от царской власти. После смерти Адриана патриаршество было ликвидировано Петром I. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Литература: Адриан, "ЧОИДР", 1848, год 3, No 8 (отд. 4); РБС, т. 1, СПБ., 1896. Адриан, в миру Андрей (2.10.1637 или 1639, Москва — 16.10.1700, Москва) — десятый, последний в досинодальный период патриарх Московский и всея Руси (24 августа). Архим. Чудова монастыря (1678–1686). Доверенное лицо патр. Иоакима, поставившего его митр. Казанским и Свияжским (1686). Как представитель старорусской (греко-русской) партии 24 августа 1690 возведен на всероссийское патриаршество. Резко критиковал усиливавшееся влияние Запада на русскую жизнь. Главным противником в борьбе А. с иноземными новшествами стал Петр I. Царь отстранил патриарха от участия в государственных делах, считая его слабовольным иерархом, не способным на решительные действия. А. как глава Русской церкви утратил авторитет, полностью соглашаясь с указаниями царя. Все вопросы решал только с участием Освященного Собора. Своей нерешительностью и медлительностью А. вызывал недовольство даже среди близких ему лиц. Мягкий и незлобивый А. подпал под влияние людей из своего окружения, сведя к минимуму собственную власть. Все это способствовало лишению Церкви господствующего положения в государстве. Ее доходы были взяты под строгий контроль, что привело к полному упадку церковного и монастырского хозяйства. В то же время А. внес серьезный вклад в укрепление связей России с Украиной. Дружеские отношения между А. и митр. Варлаамом положительно сказались на жизни Киевского митрополита, способствовали развитию образования на Украине. А. содействовал упорядочению приказной системы управления, изменив порядок рассмотрения дел и установив личную ответственность исполнителей. Он строил новые и перестраивал старые храмы, обновлял и реконструировал помещения патриаршего дворца, заботился о благоустройстве Моисеева женского монастыря в Москве. В 1696 был разбит параличом, что существенно ограничило, а с сентября 1700 полностью лишило его возможности реально руководить Церковью. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. А. В. Сметанникова. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 165. АДРИАН (в миру Андрей) — архиепископ Московский, с 1690 патриарх «всея Росии». Родился 2 октября 1627 в Москве. В 1678 упоминался в качестве архимандрита Чудова монастыря в Кремле. Содействовал строительству монастырских церквей: Митрополита Алексея и Апостола Андрея. Ходатайствовал перед правительством Софьи Алексеевны за стрельцов во время московского восстания (1682). С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. Стал доверенным лицом патриарха Иоакима, во многом следовал его взглядам, усугубляя их антикатолическую направленность. Сохранилась «память» (4 июля 1691) из Патриаршего разрядного приказа в Сибирский приказ об отсылке туда монгольского посланника, принявшего православие: «…по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по приказу великого господина святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московского и всеа Росии и всех северных стран патриарха, боярину князю Ивану Борисовичю Репнину с товарыщи. В нынешнем во 199 году апреля в 4-м числе в указе великих государей… из Сибирского приказу в Патриарш розряд к окольничему к Михаилу Ивановичю Глебову да духовных дел к приказному иеромонаху Ефрему, да к дьяком к Ивану Арбеневу, к Василью Лукину, к Ивану Тугаринову писано. — Велено, доложа великого господина святейшаго Кир Адриана… мунгальского посланца Бодоя Зайсанова по ево челобитью крестить в православную христианскую веру. А как он в православную христианскую веру крещен будет и по правилом святым во исправлении урочные дни ему отойдут, и ево для отпуску в Сибирь ис Патриарша розряду прислать в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи. И по тому великих государей и святейшаго патриарха указом тот посланец Бодой Зайсанов, быв в подначальстве в Чюдове монастыре, по правилом и в православную христианскую веру крещен июня в 14-м числе, а во святом крещении наречено ему имя Василием, а восприемником у него был стольник князь Тимофей княж Иванов сын Шаховской. И ис Патриарша розряду тот новокрещен Василей в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи послан с подьячим сЫваном Шпагиным…». А. способствовал отстранению от руководства и преподавания в Славяно-греко-латинской академии братьев Лихудов (1694), после чего Академия стала хиреть, а её 150 учеников — бедствовать. Поддерживая петровские реформы, выступал, однако, против брадобрития, курения, иноземной одежды, вообще ассамблей. В беседе с уже больным А. (4 октября 1699) Пётр I после возвращения из Керченского похода, рассказывая о своей программе распространения просвещения в государстве, обратил внимание патриарха на невежество священников, которые даже «грамоте мало умеют». Отдав должное совершенствованию церковного образования, которое «паче всего в жизни сей надобно», царь высказался за то, чтобы «из школы… во всякие потребы люди, благоразумно учася, происходили в церковную службу и в гражданскую воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство», сделав особый упор на то, что о создании подобных школ «надобно и прирадеть тщательно зело». А. принимал активное участие в богословской полемике, являлся автором «Поучения священникам », служб святым Даниилу Александровичу, Даниилу Переяславскому, посланий, в т. ч. Петру I, по поручению которого собирал материалы для нового Уложения. Вынужден был согласиться на введение летоисчисления от Рождества Христова. Умер 15 октября 1700 в Перервинском монастыре под Москвой. Первый из российских патриархов, на погребении которого не присутствовал государь. После смерти А. новых выборов патриарха не проводилось, и Стефан Яворский был объявлен лишь местоблюстителем патриаршего престола. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Далее читайте:Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Литература:Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991 [репр. изд. Париж, 1959]. Т. 2. С. 255–264.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |