Альберти, Леоне Баттисто |
|
1404-1472 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Леоне Баттисто АльбертиЛеон Баттиста Альберти (1404—1472) — итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. В теоретических трактатах «О статуе», «О живописи», «О зодчестве» обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
Альберти, Леоне-Баттисто (1404-1472) - многосторонний итальянский художник и ученый, родился 18 февраля 1404 г. в Генуе. Изучал сначала правоведение и преуспел на столько в древних языках, что приписываемая ему комедия "Philodoxios" была принята за произведение Римской древности. Он писал также сочинения нравственно философского содержания на латинском и итальянском языках; был превосходным органистом, а в живописи изобрел воздушную перспективу. Его сочинение "De pictura" (Базель, 1540) выдержало несколько изданий. Но его настоящим призванием была архитектура; он стремился к возобновлению классического стиля. Примечательнейшее из построенных им зданий: во Флоренции - дворец Ручеллаи, дворец на улице делла-Скала и воздвигнутые в виде ротонды хор и трибуна в церкви делль-Аннунциата. В Мантуе он построил церковь св. Андрея, в Римини - церковь св. Франциска. Он умер в Риме в апр. 1472 г. Немаловажно его теоретическое сочинение "De re aedificatoria" (Флоренция, 1485; Страсбург, 1541; Beнеция, 1646). Ему принадлежит также прекрасное в стилистическом отношении "Del governo della famiglia". Бонуччи издал: "Ореге volgari di А." (5 т., Флоренция, 1843 - 49). Ср. Никколини, "Elogio di А." (Флоренция, 1844); Пассерини, "Gli A, di Firenze" (2 т., Фдоренцш, 1869 - 70). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Альберти Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя, —25 апреля 1472, Рим), итальянский гуманист. Философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421-28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua, изд. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436-43); вместе с тем он известен и в качестве зодчего-практика, медальера, ваятеля, живописца, музыканта. Как писателя-гуманиста внимание Альберти привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы этики, политики, экономики, права, психологии. Он сознательно претендовал на то, чтобы стать идеологом имущих слоев городского сословия Флоренции. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432-41, изд. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470, изд. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Альберти подчеркивал исключительную роль домашней обстановки в воспитании и формировании человека, разрабатывал этику рачительного хозяйствования, которое должно создать необходимую материальную основу для семейного благополучия. Вместе с тем хозяйственность, умелое обращение с тем, что человеку уделено, и прежде всего со временем, которое находится в его полной власти, толкуется у Альберти очень широко — как краеугольный принцип всего жизнеустроения. Подобно другим гуманистам эпохи Возрождения, он писал о величии человека, наделенного различными дарованиями и умениями, которые возвышают его среди всех существ, обитающих в мире, о безграничности его возможностей и устремлений, о совершенстве, которого он может достичь. В то же время он показывал всеобщую испорченность людей, нарушение ими естественного порядка, оскорбление справедливости и закона, подрыв вселенской гармонии. Гармония — принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. И основной мотив его этики - противоборство человека и Фортуны. В этом предельном заострении противоречия между возможным и реальным, между различными вплоть до взаимоисключения способами оценки человека, между противоположными сторонами и формами его бытия можно услышать отзвуки напряженного диалога, который гуманист вел с самим собой и в котором нашли отражение крайние позиции антропологической мысли ренессансной поры. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения, им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». О. Ф. Кудрявцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 89.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Opere volgari, vol. 1-3. Ban, 1960-73; в рус. пер.: Десять книг о зодчестве, т. 1-2. М., 1935; О семье. — В кн.: Опыт тысячелетия. М., 1996, с. 362-411; Религия. Добродетель. Рок и Фортуна. — В кн.: Сочинение итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, с. 152-162. Литература:Леон Батиста Альберти. М., 1977; Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti Roma, 1911; Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chi.-L., 1969.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |