Аль Даниил |
|
р. 1919 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Аль ДаниилАль Даниил (настоящее имя Даниил Натанович Альшиц) [3.2.1919, Петроград] — драматург, прозаик. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (1994). Родился в семье служащего. В 1937 поступил на исторический факультет ЛГУ. В июне 1941 вступил добровольцем в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, на «ораниенбаумском пятачке». После войны окончил университет (1945), защитил кандидатскую диссератацию (тема — редактирование Иваном Грозным летописной истории своего царствования). Был старшим, затем главным библиографом ОР Государственной Публичной (ныне Российской национальной) библиотеки в Ленинграде. В дек. 1949 незаконно репрессирован, в начале 1955 досрочно освобожден и полностью реабилитирован. В 1983 защитил докторскую диссертацию («Опричнина и формирование аппарата власти самодержавия. Разыскание и исследование новых исторических источников»). Первая публикация — научно-популярная книжка «Нашествие Батыя» в серии «Библиотека красноармейца» (Воениздат, 1939) — получила высокую оценку специалистов: «Литературная одаренность автора, сознание ответственности темы и назначения работы дали здесь решительную победу. Книжка эта не только знакомит с прошлым в увлекательном изложении, но и будит в читателе живое чувство любви к родине и народу» (профессор М.Приселков). В дальнейшем свои научные труды (более сорока) Альшиц подписывал полным именем, а художественные произведения — псевдонимом (Д. Аль). Первая пьеса «Что скажут завтра?» (в соавторстве с Л.Раковым) была поставлена в ленинградском Театре Комедии (1958) и на ленинградском телевидении (1959). Подлинный успех выпал на долю следующей пьесы — «Опаснее врага» (также в соавторстве с Л.Раковым, 1-я постановка — в Театре Комедии, 1961). В основе пьесы — события в некоем научно-исследовательском «институте кефира», где заправляют бездельники и приспособленцы, а немногие талантливые и честные работники находятся в тени. Просочившиеся сведения о якобы начинающейся кампании по борьбе с дураками (отсюда название пьесы, восходящее к известной строчке И.Крылова: «услужливый дурак опаснее врага») повергают руководство в смятение и служат началом цепочки комических поворотов сюжета. Четкое размежевание сил «добра» и «зла», «значащие» фамилии отрицательных персонажей (Допетровский, Хеопсенко), полное посрамление их в финале («Вас всех опередила наша стремительная, вечно молодая жизнь!») придают пьесе характер притчи. В условиях «оттепели» она воспринималась как «сатирическая комедия, высмеивающая невежественное партийно-номенклатурное руководство наукой и страной в целом... Зритель, как говорится, валил на нее толпами. На билеты записывались с ночи и то за несколько суток. Во время гастролей в Москве вокруг театра стояла конная милиция... Похвалы пьесе протрубили в 63 газетах, начиная с центральных — "Правды" и "Известий"...» (воспоминания Альшица в книге «Писатели России»). Успеху комедии способствовали узнаваемость ситуаций, живой язык, остроумные реплики, широко расходившиеся по стране (красноречивая оговорка заведующего отделом кадров: «Введите!» вместо «Войдите!»). Однако похвалы вскоре сменились резкими нападками, от высоких партийных инстанций исходили требования «смягчить» сатирический запал комедии. Авторитет руководителя театра — Н.Акимова — помог сохранить пьесу в репертуаре без изменений. Схожая судьба была у историко-докумен-тальной драмы «Правду! Ничего, кроме правды!». Основой ее послужили стенограммы «суда» над Октябрьской революцией, организованного в 1919 юридической комиссией сената Соединенных Штатов. В качестве персонажей выступают исторические лица (в т.ч. привлекаемые в качестве свидетелей Джон Рид, Луиза Брайант, деятельница партии правых эсеров Брешко-Брешковская и др.). Поставленная Г.Товстоноговым в БДТ (1967), пьеса вызвала сначала похвалы (автор выступал убежденным сторонником исторической правоты социализма), затем критику в официальных инстанциях (инкриминировалась приверженность идее «конвергенции», то есть мирного соединения положительных черт капитализма и социализма). Тем не менее историко-документаль-ная драма в течение 2 лет удерживалась в репертуаре театра. Прием историко-документального монтажа использован и в других пьесах Альшица: «Рыцари светлой мечты (Первая глава)» — о судьбах социалистов-утопистов (Томас Мор, Кампанелла, Фурье, Оуэн, Сен-Симон и др.) (поставлена в Ленинградском Театре им. В.Ф.Комиссаржевской, 1970; на Ленинградском телевидении, 1978); «Салтыков и Щедрин. Биографическая драма» (в основе сюжета — диалог между двумя ипостасями одного лица: честным и порядочным, питающим либеральные иллюзии молодым чиновником Салтыковым и умудренным жизнью писателем-сатириком Щедриным), 1-я публикация — в сборнике «Пьесы ленинградских драматургов» (1979). Перу Альшица принадлежат также «повесть для кино» «Без лжи и железа» (в журнальной публикации — Ленин в Финляндии // Нева. 1975. №4), сценарий «Необычайные приключения Крошкина» (история обывателя из города Беспальтополя, очутившегося в Первопочинске — идеальном городе осуществленной коммунистической мечты), комедия-памфлет «Ультиматум». Среди прозаических произведений Альшица наиболее значительна книга «Приказа умирать не было» (1980 и 1985, в 1-м изд.— «Повесть и рассказы», во 2-м — «Повести и рассказы»), включающая произведения о войне и блокаде, в большинстве своем публиковавшиеся ранее в периодике. Прозе Альшица свойственны точность и достоверность деталей, ясность языка, юмор, не покидающий автора-рассказчика даже в самых драматических ситуациях. В журнале «Нева» (1992. №8) опубликован мемуарный очерк Альшица «Хорошо посидели. Воспоминания времен сталинщины», в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1992. 15 февр.) — цикл стихотворений «Никто не поверит, кто сам не бывал», написанных в заключении. Сборник «Восстановление ума по черепу» (1996) включает сатирическую прозу Альшица. Альшицу принадлежат многочисленные публикации научно-популярного жанра, в т.ч. книги «Истории из истории. От вещего Олега до Петра Великого» (1997), «Историю России рассказывает Санкт-Петербург» (2001) — очерки, созданные на основе материалов, находящихся в хранилищах Санкт-Петербурга. И.О.Фоняков Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 51-53.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:
Правду! Ничего, кроме правды!: сб. пьес. Л., 1976, Диалог: пьесы. Л., 1987. Литература:Альшиц (Д. Аль) Даниил Натанович: Библиография научных трудов и художественных произведений. К 75-летию со дня рождения. СПб.: издательство Государственной Академии культуры, 1994; Писатели Ленинграда: библиографический справочник 1934-1981. Л., 1982. С.18; Ленинградские писатели-фронтовики 1941-1945. Л., 1985. С. 40-41; Писатели России: Автобиографии современников. М., 1998. С.29-34.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |