Алексей (Алексий) |
|
1293-1378 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей (Алексий)Алексей (греч. 'Alexios, по церк. - Алексий) (родился приблизительно между 1293-1298 - ум. 1378) - русский митрополит с 1354 года. Сын черниговского боярина Ф. Бяконта, перешедшего в конце 13 веке на службу к московскому князю; Алексей был тесно связан с московскими великими князьями и активно помогал им в борьбе за объединение русских земель. Во время княжения Ивана Ивановича Красного и малолетства кн. Дмитрия Ивановича Донского был фактически главой правительства, поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями; выступал за сохранение единства русской митрополии, против притязаний литовских князей, стремившихся создать митрополию в Киеве. Был сторонником соглашения с Золотой Ордой для предотвращения новых вторжений на Русь. В 1448-1449 годы был канонизирован. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Литература: Голубинский Е., История рус. церкви, т. 2, 1-я пол. тома, (М., 1900), с. 171-225. Алексей (Алексий) (ок. 1239—1378), митрополит Московский и всея Руси, автор поучений. Алексей — сын богатого черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве. При крещении получил имя Елевферия-Симеона. Был пострижен в московском Богоявленском монастыре, в 1345 рукоположен в епископы Владимирские, в 1348 получил в Константинополе сан митрополита всея Руси. Заметно усилил свое влияние на политическую жизнь в борьбе с монголо-татарскими завоевателями, боролся за единство русских земель, сглаживая княжеские противоречия. Мощи его были в московском Чудовом монастыре, а общерусская канонизация установлена митр. Ионою в к. 1448. Помимо дня смерти стали праздновать день обретения его мощей (20 мая), а впоследствии к этому добавился праздник святителей московских Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена 5 окт. Сведения о жизни и деятельности Алексея содержатся в летописях и в его житии. Алексей известен как автор двух поучений, Послания, или грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового Завета. Память свт. Алексию отмечается 12/25 февр., 20 мая/ 2 июня (обретение мощей) и 5/18 окт. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Алексей (Алексий) (1293-1378) - русский митрополит (1354). Принял пострижение в 1304 году и находился сначала в московском Богоявленском монастыре. Митрополит Феогност в 1340 году назначил его наместником во Владимире. Весной 1353 года, незадолго до своей кончины, Феогност посвятил Алексея в сан епископа владимирского, и Алексей поехал к патриарху в Константинополь. Летом того же года патриарх Филофей поставл его в митрополиты Киевские и Всея Руси. Московские государи вынуждены были в то время вступить в борьбу с новым сильным противником - Великим княжеством Литовским, не менее 9/10 территории которого было заселено православным русским народом. Чтобы упрочить свою власть на этих землях, великий князь литовский Ольгерд должен был подчинить себе православную церковную иерархию, для чего послал в Константинополь посольство с целью получения разрешения на организацию отдельной Литовской метрополии, не зависимой от Москвы, и в 1355 году добился своего. Новый митрополит - тверитянин Роман, состоявший в родстве с Ольгердом, - сел в своей резиденции в Новгороде-Волынском. Недовольный тем, что в подчинение ему перешли лишь Туровское и Полоцкое епископства, он сразу же начал борьбу за подчинение Киева и других православных земель. В результате долгих споров и взаимных обвинений Алексей сохранил свой титул, а Роман стал митрополитом Малой Руси без Киева. Он отказался подчиниться решению патриарха и провозгласил себя митрополитом Киевским. В 1358 году Алексей прибыл в Киев, полагая, что находится под защитой патриарха, однако Ольгерд заключил его под стражу. Алексей вернулся в Москву из плена лишь через два года. К этому времени Иван II Красный умер, и на престоле оказался его девятилетний сын Дмитрий. Ярлык на великое княжение перешел от Москвы в Нижний Новгород. Алексей, только что вернувшийся из плена, не стал оспаривать право суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича Старшего на великокняжеский стол, не смея перечить Орде. После очередного переворота в Орде в 1362 году Москва добилась, чтобы великокняжеский ярлык достался двенадцатилетнему московскому князю Дмитрию Ивановичу. Московское правительство тотчас же послало рать во Владимир, которая согнала Дмитрия Старшего с престола. Алексей во время малолетства Дмитрия Ивановича фактически руководил Московским княжеством. Он использовал авторитет церкви, предотвращая княжеские усобицы, сурово наказывал иерархов, не подчинявшихся его воле. В 1367 году, когда Дмитрий Иванович вмешался в усобицу в Тверском княжестве, местный епископ Василий выступил против него, приняв сторону противника Москвы - великого князя тверского Михаила Александровича. Алексей тотчас же послал в Тверь митрополичьих приставов, которые привезли мятежного епископа к нему на суд. Создавая антилитовскую коалицию, Дмитрий Иванович решил с помощью митрополита оказать давление на Тверь. Результатом действий Дмитрия и московского митрополита явились два похода Ольгерда на Москву и разорение Московской округи. Русско-литовская война вызвала осуждение в Константинополе. А в 1370 году патриарх одобрил деятельность Алексея и советовал ему обращаться в Константинополь по церковным и государственным делам; Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту Алексею как представителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха. В 1371 году в Константинополь прибыл старец Феодосий, привезший грамоту от тверского князя Михаила и епископа Василия, в которой были изложены жалоба на митрополита Алексея и требование суда. В 1374 году Алексей вместе с посланником патриарха - болгарином иеромонахом Киприаном - посетили Тверь. Миротворческая миссия болгарина способствовала сближению Москвы и Твери. Тем не менее, в 1375 году коалиция русских земель обрушила свою мощь на Тверь, в результате чего тверской князь Михаил отказался от ярлыка на великое княжение, который ему привезли из Орды незадолго до этого. Однако мир, навязанный таким образом Твери, мало что значил и был ненадежен. Миссия Киприана провалилась, и он в конце концов встал на сторону Литвы и Твери, обвиняя в своей неудаче Алексея, так как тот якобы, вместо того чтобы, используя свой авторитет, помирить Москву и Тверь, благословил поход на Михаила. В декабре того же года, по просьбе Ольгерда, Филофей провозгласил Киприана митрополитом Киевским и Литовским. А для того чтобы сохранить единство русской митрополии, патриарх и собор в Константинополе постановили, что после смерти Алексея Киприан возглавит всю русскую православную церковь. Это решение явилось самым большим поражением Алексея в его жизни. Авторитет его пошатнулся не только в Византии и Литве, но и в Москве, поскольку он лишился поддержки патриарха и старого московского боярства, уже сошедшего со сцены. Однако Дмитрий Иванович и его правительство отказались признать решение патриарха о поставлении в Киеве митрополита и в противовес ему выдвинули своего кандидата - священника Митяя. Алексей вначале противился этой кандидатуре в свои преемники, но после долгих уговоров великого князя сдался и, следуя приказу Дмитрия, направил посла к новому патриарху Макарию с просьбой утвердить своим преемником не Киприана, а Митяя. Канонизирован русской православной церковью. Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. АЛЕКСЕЙ (Алексий) - митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., сын московского боярина Федора Акинфовича Бяконта. Род. ок. 1293 г., был крестником будущего великого князя владимирского и московского Ивана I Даниловича Калиты и получил при крещении имя Елевферий (Алферий). Прожив при московском дворе 20 лет, он принял пострижение в 1304 г. под именем А. и обосновался в московском Богоявленском монастыре за Торгом в Китай-городе, неподалеку от Кремля. Монастырю покровительствовали многие знатные московские вельможи. Иноки обители из бояр сохраняли тесные связи с московским княжеским двором и всегда были на виду. А. выделялся среди братии не только знатностью, но и незаурядными способностями. Митрополит Феогност удостоил его своим расположением и в 1340 г. назначил своим наместником во Владимире. Весной 1353 г. Феогност скончался в Москве от моровой язвы. Незадолго до своей кончины он посвятил А. в сан епископа владимирского. А. выехал в Орду. В 1354 г. ханша Тайдула, которую А. вылечил от глазной болезни, выдала ему подорожную грамоту на проезд в Константинополь. Летом того же года патриарх Филофей поставил на Московскую митрополию А., получив послание от великого князя владимирского и московского Ивана II Ивановича Красного с просьбой об этом. Послание было подкреплено солидным денежным взносом. А. встал во главе Русской православной церкви в трудные времена. А. уже в первые годы своего митрополичества проявил качества незаурядного политика, обладая, кроме властолюбия, такими чертами характера, как решительность, смелость, умение привлекать к себе людей. В 1355 г. по настоянию великого князя литовского Ольгерда учреждена литовская метрополия с центром в Новогрудке (Новгородке-Волынском). В 1355 г. по настоянию литовского митрополита Романа патриарх вызвал А. в Константинополь для окончательного раздела русской митрополии. В результате долгих споров и взаимных обвинений А. сохранил титул «митрополита Киевского и всея Руси», а Роман стал митрополитом Малой Руси без Киева. Он отказался подчиниться решению патриарха и провозгласил себя митрополитом Киевским. В 1358 г. А. прибыл в Киев, полагая все же, что находится под защитой патриарха. Однако Ольгерд «изымал» митрополита обманом, заключил под стражу, отнял у него многоценную утварь, «полонил его спутников, может быть, и убил бы его, если бы он, при содействии некоторых, не ушел тайно и таким образом не избежал опасности». А. вернулся в Москву из плена лишь через 2 года. К этому времени Иван II Красный умер, и на престоле оказался его 9-летний сын Дмитрий. Ярлык на великое княжение перешел от Москвы в Нижний Новгород. А., только что вернувшийся из плена, не стал оспаривать право суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича Старшего на великокняжеский стол, но сохранил верность московскому великокняжескому дому, заняв выжидательную позицию. После очередного переворота в Орде, в 1362 г. московские послы ездили к хану Амурату с «великими дарами» и добились, чтобы ханские послы привезли великокняжеский ярлык 12-летнему московскому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). Москва тотчас же послала рать во Владимир, которая согнала Дмитрия Старшего с престола. А. во время малолетства Дмитрия Ивановича фактически руководил Московским княжеством. Использовал авторитет церкви, предотвращая княжеские усобицы в Нижнем Новгороде, сурово наказывал иерархов, не подчинявшихся его воле. В 1361 г. ездил в Тверь для поставления епископа Василия. Через 3 года он крестил там дочь Ольгерда. В 1367 г., когда Дмитрий Иванович вмешался в усобицу в Тверском княжестве, епископ Василий выступил против него, приняв сторону противника Москвы великого князя тверского Михаила Александровича. А. тотчас же послал в Тверь митрополичьих приставов, которые привезли мятежного епископа «на суд пред митрополита». Суд был не скорый, и Василию «бышет истома и протор велик». Создавая антилитовскую коалицию, Дмитрий Иванович решил с помощью митрополита оказать давление на Тверь. По словам тверского летописца, Дмитрий и А. позвали Михаила «на Москву по целованию, любовию, а съдумав на него совет зол», т. е. пригласили на мирные переговоры, но задумали зло - великого князя, тверских бояр «всех поимаша и разно разведоша, и быша вси в нятьи и държаша их в истоме». Вскоре, правда, Михаила и всю его свиту отпустили, боясь гнева Орды. Результатом действий Дмитрия и митрополита Московского явились 2 похода Ольгерда на Москву и разорение Московской округи. В 1370 г. в Москву с предложением мира прибыли литовские послы. А. и московские бояре «взяша» мир с литовцами и сосватали дочь Ольгерда за удельного князя серпуховского Владимира Андреевича. В 1370 г. константинопольский патриархФилофей подтвердил постановление «чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита Киевского». Вскоре после этого патриарх обратился с обширным посланием к митрополиту А. и русским князьям. Он полностью одобрил деятельность А. и советовал ему и впредь обращаться в Константинополь. Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту А. Особую грамоту патриарх направил русским князьям, помогавшим литовцам и отлученным за это от церкви А. Филофей подтверждал законность действий А. и заявлял, что проклятые им князья лишь тогда получат патриаршее прощение, когда примут участие в войне с язычниками. Митрополит А. добился триумфа, но ненадолго. Ольгерд отправил Филофею ответное послание, в котором излагал свой взгляд на литовско-русскую войну, обвиняя Москву в захвате якобы литовских земель. В 1371 г. в Константинополь прибыл старец Феодосий, привезший грамоту от тверского князя Михаила и епископа Василия, в которой были изложены жалоба на митрополита А. и требование суда. Жалобы Твери и Литвы привели к тому, что А. получил от патриарха приглашение приехать на суд в Константинополь самому или прислать своих бояр. В своем новом послании к А. и русским князьям Филофей в 1372 г. просил не доводить дело до суда, а помириться с Михаилом и Ольгердом. В 1374 г. А. вместе с посланником патриарха болгарином иеромонахом Киприаном посетил Тверь. Миротворческая миссия способствовала сближению Москвы и Твери, ему удалось на время примирить А. с православными князьями в Литве, ранее отлученными им от церкви. А. поставил во время своего визита в Тверь епископом Евфимия, игумена местного Никольского монастыря. Вскоре А. поехал с Киприаном в Пeрeяславль-Залесский на княжеский съезд. В 1375 г. возникшая после двух княжеских съездов коалиция русских земель обрушила всю свою мощь на Тверь, в результате чего тверской князь Михаил признал себя «молодшим братом» московского князя и отказался от ярлыка на великое княжение. Однако мир, навязанный таким образом Твери, мало что значил и был ненадежен. Миссия Киприана провалилась, и он, в конце концов, встал на сторону Литвы и Твери, обвиняя в своей неудаче А., т. к. тот якобы вместо того, чтобы, используя свой авторитет, помирить Москву и Тверь, благословил поход на Михаила. В декабре того же года, по просьбе Ольгерда, Филофей провозгласил Киприана митрополитом Киевским и Литовским. А для того, чтобы сохранить единство русской митрополии, патриарх и собор в Константинополе постановили, что после смерти А. Киприан возглавит всю Русскую православную церковь. Однако Дмитрий Иванович и его правительство отказались признать решение патриарха о поставлении в Киеве митрополита и в противовес ему выдвинули своего кандидата - священника Митяя. А. вначале противился этой кандидатуре в свои преемники, но после долгих уговоров великого князя сдался и, следуя приказу Дмитрия, направил посла к новому патриарху Макарию с просьбой утвердить своим преемником не Киприана, а Митяя. Не дождавшись ответа из Константинополя, А. в 1378 г. 12 февраля скончался «и положен бысть на Москве в созданнеи от него церкви в архаггеле Михаиле, еже есть чюдо его иже в Хонехе, в общем монастыре». Канонизирован Русской православной церковью. Его мощи, обретенные 20 мая 1439 г., хранились в созданном им Чудовом монастыре. В 1485 г. они были перенесены в специально созданную церковь во имя святителя и в 1533 г. положены в серебряную раку, устроенную великого князя Василием III Ивановичем. Память ему чтится в день кончины, в день обретения мощей и 5 октября, вместе со святителями Петром московским и Ионой. Последнее празднование установлено по повелению царя Федора Ивановича и патриарха Иова. Автор статьи для книги "Славянская энцкиклопедия. Киевская Русь - Московия" (изд. ОЛМА-ПРЕСС. 1201). Владимир Богуславский. Литература:Голубинский Е., История рус. церкви, т. 2, 1-я пол. тома, (М., 1900), с. 171-225.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |