Али бен-Аби-Талеб |
|
602-661 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Али бен-Аби-ТалебАли бен-Аби-Талеб - "первый Мозлем" и четвертый калиф, родился в Мекке в 602 г., был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммеда и женился на дочери его, Фатиме. Возведенный в сан халифа после убийства Отмана в 656 г., он победил будто в 90 стычках различных мятежников. Какой-то фанатик убил его 23 января 661 г. в Куфе; вблизи этого города он и похоронен. Впоследствии ему там воздвигнут памятник, к которому и теперь ходят на поклонение его почитатели, и который послужил причиною основанию города Мешед-Али. Его приверженцы, называемые Шиитами, распространились в особенности в Персии и туранских краях. Потомки его и Фатимы, Фатимиды, неоднократно преследуемые Омаядами, царствовали в Египте, Испании, западной Африке и Сирии. Приписываемые А. изречения изданы и переведены Флейшером ("A's hundert Spruche, arabisch und persisch paraphrasiert" (Лейпциг, 1837). Его "Диван" - полное собрание лирических стихотворений - опубликован Куйпером (Лейден, 1745) и отпечатан также в 1840 г. в Булаке, близ Каира. + + + Али Ибн Абиталиб — четвертый праведный халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. С именем А. связан первый в исламе раскол, приведший к зарождению религиозно-политических движений шиитов и хариджитов и к их обособлению от суннитского большинства. В середине VII в. недовольство правлением халифа Османа, действия которого квалифицировались многими мусульманами как «недозволенные новшества», стало открытым. Это недовольство подогревалось верой мусульман в восстановление справедливости при условии передачи власти А. В 656 году, после того как Осман был убит, А. провозгласили халифом. Однако часть мусульманской общины не согласилась с этим решением и подняла мятеж. Воспользовавшись нерешительностью А., мятежники захватили Басру. Одновременно Муавия, наместник Сирии и родственник убитого халифа, выступил против А., обвинив его в причастности к убийству Османа. В декабре 656 года в «верблюжьей битве» под Басрой А. удалось разбить мятежников, но борьба с Муавией оказалась слишком затяжной и кровопролитной. В июле 657 года на правом берегу реки Евфрат произошло крупное сражение между сирийцами и сторонниками А. Сирийцы в этой битве потерпели поражение, однако А. не сумел закрепить успех и воспользоваться победой: он дал согласие на третейский суд, к которому призывали сирийцы. Такое решение обернулось против А. Двенадцать тысяч недовольных воинов покинули его лагерь под Куфой, разочаровавшись в А. как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама. Кроме того, в лагере А. из числа его бывших сторонников выделилась непримиримая религиозно-политическая группировка хариджитов, которая стала вести борьбу и против Омейядов, и против шиитов. Погиб А. от рук хариджитов в 661 году. Его похоронили в Неджефе (Ирак) — городе, который стал одним из святых мест паломничества шиитов. Для суннитов А. — образец преданности пророку, набожности и благородства, он почитаем как один из праведных халифов. Шииты, в отличие от суннитов, идеализируют образ А., видя в нем носителя божественной благодати, непогрешимого авторитета в делах веры и мирской жизни, обладателя и толкователя сокровенных знаний. Шиитская традиция приписывает А. письма и мудрые изречения, которые и поныне признаются в шиитской среде авторитетнейшим источником исламского вероучения. Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 13-14.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |