Йост Амман |
|
1539-1591 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Йост Амман
Йост Амман (1539-1591). Специфика швейцарского искусства всегда определялась соседством крупных стран - Германии, Франции и Италии. В разные периоды истории эти страны оказывали различное влияние на искусство Швейцарии, втягивали в орбиту своей культурной жизни тех или иных мастеров. Так, в эпоху Возрождения большое влияние на швейцарское искусство оказала Германия с ее идеями Реформации не только в области религии, но и во всех сферах человеческой деятельности. В Швейцарии появляется свой глава Реформации У.Цвингли, а страна все более тяготеет к немецкому варианту ренессансной культуры. Происходит взаимопроникновение культур. В Базеле, который был тогда крупнейшим художественным центром, работают немецкие художники Альбрехт Дюрер, Бальдунг Грин, Гольбейн Старший. А такие известные швейцарские графики, как Урс Граф или Пост Амман, уезжали в немецкие города. Для обоих, в частности, пристанищем стал Нюрнберг. Для искусства Реформации характерно, что оно оказалось важным элементом социальной, антифеодальной и религиозной борьбы. Мысли Лютера, Мюнцера и других реформаторов пронизали все общество, захватив и многих передовых деятелей искусства. Художественная деятельность становится выражением социально-политических и философских идей, оружием Реформации. В первой половине XVI века европейское искусство переживает период необычайного расцвета. Художники открывают множество новых тем. Отношения человека и природы, социальная борьба, сатира на духовенство и князей - все это становится темой искусства, которое выходит на передовые позиции общественной жизни. В это время особую роль получает графика. Так как реформаторская литература распространялась в виде книг, памфлетов и листовок, то она часто снабжалась графическими иллюстрациями, которые часто были главными носителями содержания (грамотность не была распространенным явлением). Сначала, то есть еще во второй половине XV века, гравюра находилась в руках безвестных мастеров, но вскоре к ней обращаются и самые крупные художники. И хотя уже в 30-е годы XVI века искусство Германии и близких ей стран приходит в состояние упадка, традиции графики продолжают оживлять искусство на протяжении всего столетия. В этот период гравюра уже окончательно вытесняет книжную миниатюру. Базель продолжает оставаться центром графических искусств. Здесь создают свои ксилографии Урс Граф и Х.Аспер, печатают офорты Тобиас Штиммер и Йост Амман. Эти художники еще пытаются продолжать гуманистические традиции своих старших современников, но уже к середине века их искусство оказывается захваченным в тиски шаблонного мышления. В графике повсеместно складывается стиль своеобразного декоративизма. Отражение всех этих процессов можно найти в графике Аммана. Будучи учеником витражиста, он отдал себя главным образом графическому искусству. Первую половину своей жизни Амман провел в Швейцарии, где работал главным образом в Базеле и Цюрихе. С 1561 года и до смерти он жил и работал в Нюрнберге, городе славных художественных традиций, родице Альбрехта Дюрера. Здесь им были созданы и графические портреты (например, королей Франции), и отдельные листы, изображающие охотничьи и батальные сцены, знаменитые иллюстрации к книгам "Искусство верховой езды" (1566), "Книга костюмов" (1567), "Книга сословий и ремесленников" (1568), "Книга об игре в карты" (1588), "Книга о гербах" (1589). Все эти работы в основном сделаны в технике ксилографии. При этом Амман, для ускорения творческого процесса, перестал делать подготовительные рисунки для ксилографий и рисовал прямо на доске. Это сказывалось на качестве гравюр, которые упрощались и схематизировались. Вообще "Книги" Аммана имеют прежде всего историко-бытовое, а уже потом художественное значение. С точностью этнографа гравер изображает обычаи и одежды своего времени, профессии и ремесла. Используя самые незамысловатые графические приемы, он не ставит перед собой цели художественного осмысления образа, а лишь констатации определенного факта. Поэтому многие его гравюры ценны лишь как свидетельство жизненного уклада и быта эпохи ("Живописец" из "Книги сословий и ремесленников"). На примере творчества Аммана видно, что графика постепенно утрачивает самостоятельность. Все чаще она используется в декоративном искусстве для изготовления образцов чеканки или резьбы, а в книге - для орнаментального оформления. Теперь удел графики - ее прикладное использование. А в результате происходит утеря профессиональных навыков и мастерства. Резцовая гравюра приходит в полный упадок. Закономерность этого явления очевидна. По своему художественному строю этот вид графической техники связан с книгой эпохи Реформации - и простотой приемов, и возможностями тиражирования. Со сменой исторической эпохи возникает потребность в иной технике, и на смену резцу приходит офорт, всю полноту выразительных возможностей которого художники во всей мере осознают лишь в XVII веке. Использованы материалы статьи Е. Акимовой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |