Амвросий Медиоланский |
|
340-397 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Амвросий Медиоланский
Святой Амвросий и император Феодосий. Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339 - 4. IV. 397) - епископ Милана с 374 года; проповедник, богослов (католической церковью признан отцом церкви), церковный политик. Стремился подчинить светскую власть влиянию церкви. Боролся с язычеством и арианством (стоял за Никейский символ веры). Сочинял церковные гимны, считается основателем литургического церковного пения на Западе (амвросианское пение). Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Сочинения: Opera omnia, Mignc "PL", t. 14-17, P., 1866. Литература: Dudden P. H., The life and times of Saint Ambrose, Oxf., 1935.
Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) — святой, один из учителей Западной Церкви. Родился около 340 г. в г. Трир в Германии, умер в 397 г. Получил воспитание в Риме и был назначен императором Валентинианом наместником области Эмилия-Лигурия в Северной Италии. В 374 г. стал епископом города Медиолан (современный Милан), отстаивал независимость Церкви от светской власти, боролся с остатками язычества и против арианской ереси. Добился устранения из здания римского сената языческого жертвенника — Алтаря Победы, находившегося там со времен императора Августа. Способствовал принятию христианства блаж. Августином в 387 г. На восемь месяцев отлучил от церкви и принудил к публичному покаянию последнего римского императора Феодосия I за резню в Фессалониках в 390 г. Оставил ряд сочинений богословского характера, десятки писем и проповедей. Наиболее известны: «Об обязанностях слуг Божиих» («De officiis clericorum») — христианское переложение сочинения Цицерона «Об обязанностях», «Гексамерон» — аллегорическое изложение истории сотворения мира — и пять догматических книг «О вере» («De fide»). После канонизации стал считаться покровителем Милана. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 77-78.
Амвросий, Святой Миланский - один из замечательнейших отцов церкви, род. (как предполагают) от префекта Галии, в Трире, около 340 г. Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выборе епископа в 374 г. А., будучи еще некрещеным, как гласит предание, устами ребенка, закричавшего "Амвросий епископ", был избран в епископы обеими партиями и, после долгого сопротивления, рукоположен 7 декабря. В сане епископа А. с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую Империю, в то время уже начавшую распадаться. С этою целью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияния лжеучений и поступил весьма решительно против ариан. С другой стороны он ревностно заботился о независимости церкви от государства и необыкновенною емкостью отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. Амвросий имеет также огромное значение, как церковный учитель. Важнее прочих его три книги: "De officiis clericorum" (изданные Крабингером, Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которые в течении нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическое изложение сотворения мира "Hexaemeron", пять догматических книг "De fide" и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросию комментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года. Большие заслуги имеет А. также в области церковного пения, в качестве составителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые ему приписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности; знаменитый гимн "1063 Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный под именем "Амвросианского", долгое время приписывавшийся А., сочинен также не им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так назыв. А. напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др. греч. речитатив, музыки До А. церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола, А. установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за ооразец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. Х, 7). Тоны или гласы установлены А. совершенно согласно с напевами православной греческой церкви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве, от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. А. считается патроном города Милана, библиотека которого названа его именем. Его "Opera" изданы в двух фолиантах в Париже (1686 - 90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения А. перевел Ф. X. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871 - 1880). Ср. Бонара, "Histoire de Saint-Ambroise" (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Его значение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия. . Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир — 4 апреля 397, Милан) — отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец - префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и уже в молодости заявил о себе ораторскими способностями. В 370 назначается консуляром двух северных областей Италии, Эмилии и Лигурии, а в 374 становится миланским епископом. С этого времени главная его забота - защита интересов ортодоксальной христианской церкви от нападок еретиков и проведение религиозной политики, направленной на максимальную христианизацию им-перских институтов: в 381 он выступает на церковном соборе в Аквилее против епископов-ариан, а 381 и 382 возглавляет соборы, осудившие аполлинаризм; проявляет себя умелым дипломатом, отстаивая интересы династии перед узурпатором Максимом в 383 и 386, а в 388 и 390 - в целях утверждения христианской морали — выступает с осуждением императора Феодосия. Амвросий знал греческую и латинскую философскую литературу, а также сочинения Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Дидима, Василия Великого, других каппадокийцев, что несомненно повлияло на формирование его символически-аллегорического метода экзегетики. Сочинения этого рода написаны преимущественно в жанре гомилии. Самым известным из них считается комментарий на «Шестоднев» (Hexaemeron), вдохновленный Василием Великим. К другим сочинениям этого рода относятся: «О рае» (De paradiso), «О Каине и Авеле» (De Cain et Abel), «О Hoe и ковчеге» (De Noe et area) и др. Немалая часть сочинений посвящена морально-практическим вопросам. Среди них особенно известен трактат «Об обязанностях священнослужителей» (De officiis ministrorum); он написан под сильным влиянием этики Цицерона, что характерно для многих латинских сочинений патриотического периода. Среди сочинений догматического характера следует выделить «О вере к Грациану Августу» (De fide ad Gratianum Augustum). Амвросию принадлежат также многочисленные проповеди, письма, духовные гимны (он считается на Западе одним из создателей христианской гимнографии). Амвросий известен как учитель Августина, которого он познакомил с христианским неоплатонизмом (в его переводе Августин читал некоторые сочинения греческих неоплатоников). О. В. Голова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 93-94.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке) Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке) Сочинения:MPL, t. 14-17; в рус. пер.: Об обязанностях священнослужителей. Пер. Прохорова. Казань, 1908 (переизд. М.-Рига, 1995); Opera omnia, Mignc "PL", t. 14-17, P., 1866. Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901; Две книги опокаянии. М., 1901; Две книги о покаянии и другие сочинения. М., 1997 (библиогр. с 37-44). Литература:Адамов И. И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. М., 1910; Dudden-Homes F. The Life and Times of St. Ambrose, 2 vol. Oxf., 1935; PalanqueJ. R. Saint Ambroise et Г Empire Romain. P., 1933; Courcelle P. Recherches sur les Confessions de St. Augustin. P., 1950; Angelo Paredi. S. Ambrogio e la sua eta, 2 ed. 1960 (англ. пер. - Saint Ambrose: Ms Life and Times. 1964).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |