Антоний (Булатович) |
|
1870-1919 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Антоний (Булатович)Антоний (в миру Булатович Александр Ксаверьевич), иеросхимонах (26.09[8.10].1870—5.12.1919), религиозный публицист и богослов. Родился в Орле. Профессиональный военный. Булатович пережил в начале 1900-х годов глубокий душевный кризис, в результате чего уволился в запас (1903) и стал в 1906 году послушником Важеозерской Никифоро-Геннадиевской пустыни. В 1907 уехал на Афон, где принял схиму. В 1913 году был вовлечен в богословский спор по вопросу о божественности имени «Иисус», став во главе движения имяславия в Андреевском скиту, откуда под его руководством монахи изгнали тогдашнего настоятеля, справедливо считавшего Антония еретиком. В своих трудах Антоний обосновывал идею неразрывного единства имени Божия и его сущности, доказывал, что божественная энергия имени при наличии сильной религиозной веры преображает душу и все существо человека. Православная церковь осудила деятельность имяславцев, и все они были удалены со Святой горы Афон. Некоторые мысли из учения Антония и др. имяславцев послужили толчком к разработке нового направления в русской философии — философии имени. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Антоний (в миру Александр Ксаверьевич Булатович) (26.09(8.10).1870, Орел - 5.12.1919, с. Луциковка Лебединского у. Харьковской обл.) - иеросхимонах, религиозный публицист и богослов, дипломат и путешественник. Профессиональный военный, личный друг абиссинского императора Менелика II. Булатович пережил в начале 900-х гг. глубокий душевный кризис, в результате чего уволился в запас (1903) и стал в 1906 г. послушником Важеозерской Никифоро-Геннадиевской пустыни. В 1912 г. уехал на Афон, где принял схиму. В 1913 г. был вовлечен в богословский спор по вопросу о божественности имени «Иисус», став по главе движения имяславия в Андреевском скиту, откуда под его руководством монахи изгнали тогдашнего настоятеля. Острый спор в монашеской среде и последовавшая блокада скита, а затем даже штурм его воинской частью привлекли внимание российской общественности к «черному бунту» (см. например: Бердяев Н. Гасители духа // Русская молва. 1913. 5 августа). В своих богословских трудах Антоний обосновывал идею неразрывного единства имени Божия и его сущности, доказывал, что божественная энергия имени при наличии сильной религиозной веры преображает душу и все существо человека. Эти утверждения вызвали обвинения имяславцев в ереси, в попытке превратить имя Божие в некое самостоятельное божество. Однако спор шел не только и не столько об именах, сколько - о русских православных святынях, о коренной их противоположности лжесвятыням, о несовместимости подлинных христианских имен и лжеимен (самозванства). Имяславцы во главе с Антонием нашли поддержку у ряда священников и богословов (еп. Феодор Поздеевский, М. Д. Муретов, Флоренский, Булгаков и др.), защищавших имяславие как церковное учение (Богословские труды. 1982. Сб. 23. С. 269). Так и не получив церковной реабилитации, Антоний был убит в декабре 1919 г. в своей келье. Его труды, как и само движение имяславия, послужили толчком к разработке русскими мыслителями (Флоренский, Булгаков, Лосев и др.) такого самобытного философского направления, как философия имени. Н. С. Семёнкин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 25-26.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913; Моя борьба с имяборцами на Святой горе. Пг., 1917. Литература:Булгаков С. Н. Афонское дело // Русская мысль, 1913. № 9. С. 37-46; Косвинцев Е. Н. Черный «бунт». Странички из истории «афонской смуты» // Исторический вестник. 1915. № 1-2; Имяславие. Антология. М., 2002; Имяславие. Сб. богословско-публицистических статей, документов и комент. / Сост. прот. Константин Борщ: В 2 т. М., 2003-2005; Споры об Имени Божием: Архивные документы 1912-1938 годов/Сост. еп. Илариона (Алфеева). Спб., 2007; Семёнкин Н. С. История русской философии: софиология, имеславие, евразийство. М., 2012.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |