Ассаджоли Ассаджоли Роберто |
|
1889-1974 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Роберто Ассаджоли АссаджолиАссаджоли Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889-1974) — итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Исследования. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К. Г. Юнга (который разделял внешнюю и внутреннюю индивидуации), этот процесс определяется персональным и трансперсональным психосинтезом. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития трактуется устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим. При осознании ранее не осознававшихся процессов открывается путь к дополнительным источникам жизненной энергии. Для детализации этого процесса Р. Ассаджоли разработал теорию субличностей, которые возникают на разных этапах внутреннего развития как аспекты личности, представляющие собой внутренние голоса, часто противоречащие друг другу. Осознание собственных субличностей осуществляется за счет прохождения пяти стадий. Это — узнавание той или иной субличности, ее принятие, координация в аспекте позитивных личностных целей, интеграция и синтез. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 41. Ассаджиоли (Assagioli) Роберто (1888—1974) — итальянский психиатр и психолог, создатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека. Окончив в 1910 г. Флорентийский ун-т и получив степень д-ра по неврологии и психиатрии, А. начал активно публиковаться, излагая свои взгляды на методы и возможности психотерапии. Указывая на определенную ограниченность психоанализа, представил свой взгляд на бессознательное уже в 1910 г. на Международном конгрессе по философии в Болонье. Соединяя в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, назвав его «психосинтез». Это была смелая попытка не только соединить все лучшее, созданное 3. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др. (для которых «синтез» означал «исцеление функциональной диссоциации», т.е. восстановление состояния, предшествующего расщеплению в результате конфликта или психологической травмы), но и пойти дальше — создать возможности для глубокого самопознания личностью себя, освобождения ею себя от иллюзий и фантазий. Благодаря этому, по мнению А., личность может быть сформирована или перестроена вокруг нового «центра Я». Необходимость подобной перестройки была вызвана тем, что вопреки холистическим представлениям ряда психологов об исходной целостности личности (Г. Олпорт, В. Франкл, Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу, P.P. Мэй, О. Ранк и др.) это, к сожалению, далеко не соответствует действительности. Ортопсихологи (термин предложен А. Маслоу) справедливо указывали, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций нормальной человеческой личности, но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью. Непредвзятое наблюдение, по мнению А., показывает, что в жизни людей присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей. Психосинтез подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе человека, и тогда оказывается, что «органическое единство» — это цель человека, а не его наличное состояние. Эту цель он может перед собой поставить и однажды ее достигнуть, если будет работать над собой, над процессом самореализации. А. уточняет понятие «самореализации», поскольку этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны под самореализацией понимается самоосуществление, т.е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу. С другой стороны — самореализация означает самопостижение, т.е. постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, а о «сверхсознательном Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, А. предложил схему строения нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного: 1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», сновидения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи и желания) и т.д. 2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения. 3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии. 4. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначающее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке. 5. В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чистое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания. 6. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится Высшее «Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее или истинное «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гипноза, обморока и т.п.). 7. Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая среда или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение, наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный психический обмен между данной личностью и окружающей психической средой. Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению А., полнее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой. Чтобы освободиться от вращения в кругу своих ошибок и недостатков, осуществить гармоничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, А. предложил методологию и технику достижения этой цели, для чего необходимо: 1) Глубокое познание своей личности. 2) Контроль над различными ее элементами. 3) Постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра. 4) Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. В 1926 г. во Флоренции А. организует Институт психосинтеза, который стал первым международным центром по подготовке «психосинтетиков». В 1927 г. выходит на англ. яз. его работа: «Новый метод лечения: психосинтез». После Второй мировой войны (в 1946 г.) А. возобновил чтение лекций по психосинтезу в Италии, Швейцарии, Англии и Америке. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции возобновил свою работу Институт психосинтеза. В 1959 г. был организован Центр психосинтеза в Париже, а в 1960 и 1961 гг. в Швейцарии проводились первый и второй съезды по психосинтезу. В настоящее время в мире насчитывается более пятидесяти институтов и центров психосинтеза. А. автор книг: «Psychosynthesis: a Manual of Principles and Techniques», N-Y, 1967; (в рус. пер. «Психосинтез: теория и практика». -М., 1994); «Akt of Will». N-Y, 1974; «Transpersonal Development: the Dimensions Beyond Psychosynthesis», London, 1991 идр. Л.А Карпенко Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005, с.28-30. Сочинения:Psychosynthesis. N. Y., 1971; в рус. пер. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994; The Act of Will. N. Y., 1973; Психосинтез. Принципы и техники. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Типология психосинтеза. Семь основных типов личности. М.: Мир Урании, 2003. Литература. Абалакина М. А., Абашкина Е. Б. Современные концепции личности в американской гуманистической психологии //Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |