Бабеф Франсуа-Ноэль |
|
1760-1797 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франсуа-Ноэль БабёфБабёф (Babeuf), Гракх (наст. имя - Франсуа Ноэль) (23.XI.1760 - 27.V.1797) - французский революционный коммунист-утопист, руководитель движения "во имя равенства" во Франции во время термидорианской реакции и Директории. Родился в Сен-Кантене в бедной семье бывшего солдата. Материальная нужда, в которой Бабёф провел свою юность, а главное нищета масс, которую он наблюдал в Пикардии - одном из наиболее капиталистически развитых районов Франции, содействовали раннему созреванию у него революционных взглядов. Сильное идейное влияние на мировоззрение Бабёфа оказали труды Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли, позднее Морелли. Уже в 1786-1787 годы Бабёф, ставший февдистом (юристом) и проживавший в небольшом пикардийском городке Руа, в своей переписке с секретарем Аррасской академии Дюбуа де Фоссе выступает не только решительным противником феодальной земельной собственности, но и выдвигает идею создания "коллективных ферм", сочувствует планам переустройства общества, в основе к-рых лежит признание общности имущества. В 1787 году Бабёф составил проект "Постоянного кадастра"("Cadastre perpétuel...",1789), в котором высказывался за введение единого налога. В 1789-1792 годы, живя в Пикардии, Бабёф принимал активное участие в революционном крестьянском движении, происходившем на территории вновь организованных трех департаментов (Соммы, Уазы и Эны). В 1790 году за организацию движения за отказ от уплаты косвенных налогов Бабёф был заключен в тюрьму Консьержери (Париж), откуда был освобожден при содействии Ж. П. Марата. После бегства Людовика XVI в 1791 году Бабёф выступал за установление республики. В первые годы французской буржуазной революции конца 18 века выдвигал требование полной ликвидации феодальных прав без выкупа, раздачи в долгосрочную аренду (а не распродажу) конфискованных церковных земель наименее обеспеченным группам крестьянства, раздела общинных земель. Бабёф боролся против имущей верхушки деревни; в центре его внимания находилась деревенская беднота и особенно те слои мануфактурного пролетариата, проживавшие в деревне, для которых главным источником существования являлась заработная плата. Во время выборов в Конвент (1792) Бабёф выдвинул требование обеспечения "права на труд". В 1793 году работал в продовольственной администрации Парижа. В 1793-1794 годы по ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. После 9 термидора, примкнув к "Электоральному клубу", объединившему уцелевших "бешеных" и эбертистов, Бабёф в основанной им газете "Journal de la liberté de la presse", позднее переименованной в "Le Tribun du peuple", подвергал резкой критике политику термидорианского Конвента и вновь в феврале 1795 года подвергся аресту. В тюрьмах, где после 9 термидора находилось много деятелей массового революционного движения периода якобинской диктатуры, под руководством Бабёфа сложилось ядро участников будущего движения "во имя равенства" (Ф. Буонарроти, О. Дарте, Ш. Жермен и др.). Выйдя из тюрьмы 18 октября 1795 года, Бабёф возобновил издание своей газеты и выступил против Директории. После роспуска в 1796 году клуба Пантеон, вокруг которого сгруппировались бабувисты, Бабёф создал "тайную повстанческую директорию", которая готовила вооруженное выступление плебейских масс парижских предместий. В своей агитации бабувисты обращали особое внимание на рабочих и стремились использовать их недовольство финансовой политикой Директории (переход от ассигнатов к "мандатам"). Однако 10 мая 1796 года в результате предательства одного из участников движения - Гризеля - все его руководители были арестованы. 27 мая 1797 года Бабёф, после процесса над бабувистами в Вандоме, был казнен. Деятельность Бабёфа имела большое значение для развития коммунистических идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 века, Бабёф впервые поставил вопрос о практических способах осуществления коммунистического переустройства общества. На основе якобинского опыта Бабёф пришел к выводу о невозможности немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о необходимости установления переходного периода от старого общества к коммунистическому - периода временной революционной диктатуры. Бабёф и его сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономических мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей, безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. д., а также выдвигали план создания "национальной коммуны", которая должна была постепенно вытеснить частное хозяйство. Коммунизм Бабёфа носил вместе с тем несколько примитивный, "грубо-уравнительный" характер, в частности Бабёф категорически возражал против какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов Бабёфа был далеко еще не свободен от влияния рационализма. Бабёф явился одним из предшественников научного коммунизма. Маркс и Энгельс высоко ценили деятельность Бабёфа; в "Манифесте Коммунистической партии" сочинения Бабёфа характеризуются как литература, которая "...выражала требования пролетариата..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455). Начало изучения истории деятельности Бабёфа было положено книгой Ф. Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. изд., v.1-2,1957, рус. пер., т. 1-2, 1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие документы этого движения. Однако в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Бабёфа, относящаяся к периоду до 1795 года. Этот период был подробно изложен в книге В. Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884), впервые использовавшего личный архив Бабёфа Среди историков, занимающихся исследованием деятельности Бабёфа, имеются различные неточные и неправильные точки зрения в оценке общественно-политических взглядов Бабёфа. Так, французский историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что коммунистические идеи имели для Бабёфа второстепенное значение; в свою очередь, другой французский историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution française, 1954) полагал, что коммунизм Бабёфа носил преимущественно потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями, сохранявшимися еще на родине Бабёфа - в Пикардии. Советский историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до революции у Бабёфа существовали только крайне неясные коммунистические идеи, которые в первые годы революции уступили место мелкобуржуазному эгалитаризму ("аграрный закон"), от которого Бабёф отказался только к началу 1795 года. Подлинно научное освещение воззрений Бабёфа и его последователей, исходя из оценок Бабёфа, содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал академик В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935; История социалистических идей, т. 1, 1928; Французский утопический коммунизм, М., 1960). В. М. Далин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Сочинения: Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935. Литература: Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см. имен. указ.), М., 1955; Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же; Galante Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948; Dalin V., Babeuf, Studien, В., 1961. Вернуться на главную страницу Бабёфа
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |