Бабеф Франсуа-Ноэль |
|
1760-1797 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франсуа-Ноэль БабёфГракх Бабеф (1760-1797). Родители нарекли его обычным именем — Франсуа Ноэль. Сам он назвал себя потом (в начале 90-х годов) Гракхом, чтобы память о двух братьях, народных трибунах Древнего Рима, всегда была с ним. Вся жизнь Бабефа — с самого раннего детства — непрерывная борьба. Сначала, как, впрочем, и всю остальную жизнь,— с нуждой. Отец его, потомственного крестьянского рода, был отставным военным, некоторое время — мелким чиновником, затем поденщиком, батраком. О школе мальчику нечего было и думать. Отец сам обучил его тому, что знал. Подростком Бабеф ходил «по людям», чтобы хоть немного помочь семье, находившейся в самой горькой нужде. К двадцати годам ему удалось стать чиновником, занимавшимся приведением в порядок феодальных архивов. Эта служба дала возможность Бабефу хорошо постигнуть ту механику, посредством которой дворянство во главе с королем нещадно угнетало трудовой народ — крестьянство, рабочих мануфактур, городскую бедноту. Бабеф становится непримиримым врагом феодально-абсолютистских порядков. И где бы потом он ни бывал, где бы ни проживал — в провинциальных городках или в самом Париже, он не прекращал борьбу против деспотов и угнетателей народа. Еще до революционных событий, потрясших Францию в 1789—1793 гг., Бабеф приходит к коммунистическим идеям (отметим, между прочим, знакомство его с идеями Мабли), выступает за коллективное ведение хозяйства («коллективные фермы»), в защиту «самого низшего класса человеческого рода». Когда в 1789 г. король вынужден был созвать съезд представителей всех сословий, так называемые Генеральные штаты, которые не собирались уже более полутора столетий, Бабеф, служивший в поземельном архиве в городе Руа, редактирует наказы города Генеральным штатам, устраивает публичное сожжение бумаг архива, дарующих привилегии феодалам. В дни, когда восставшие парижане штурмуют Бастилию — один из самых мрачных застенков Парижа, олицетворявший феодальный абсолютизм, Бабеф оказывается в столице. Он активно участвует в политической, литературной борьбе, выпускает известный свой труд «Постоянный кадастр», требуя уничтожения дворянского землевладения и осуществления «аграрного закона» — уравнительного раздела всех земель. Трудно проследить за дальнейшими перипетиями жизни Бабефа в сложных, быстро меняющихся условиях революции. То он в Руа, то в каком-либо ином провинциальном городке, то в Париже. Временами он служит, постоянно вступая в острые конфликты с местной знатью. Иногда ему удается издавать собственные газеты — «Газету свободы печати», позже — «Народный, трибун». Его много раз арестовывали. Неоднократно ему приходилось жить на нелегальном положении, и вместе с ним его жене, сыновьям (их у него трое). В феврале 1795 г.— очередной арест. Бабефа отправляют в одну из тюрем города Арраса. В ней тогда находилось уже немало революционеров различного толка. Тут-то и начинает вызревать «Заговор равных». В октябре того же года власти вынуждены освободить Бабефа и его друзей. Оказавшись на свободе, он всю энергию отдает созданию конспиративной централизованной организации, которая осуществит новую революцию, установит диктатуру трудящихся, что в конце концов приведет к подлинному равенству: в будущей республике не будет частной собственности; более того, в ней будет запрещено все, что не может быть предоставлено каждому... Руководит всем «Тайная Директория Общественного Спасения» из семи человек во главе с Бабефом. Ведется широкая агитация среди рабочих и бедноты Парижа, в войсках гарнизона. Агитаторы едут и в провинцию. Уже почти завершена подготовительная работа, надвигающееся восстание должно смести реакционную Директорию... 9 мая 1796 г. начались аресты: один из членов организации оказался предателем. Был арестован и Бабеф. После долгого судебного разбирательства 26 мая 1797 г. был оглашен приговор. Бабеф и ближайший его сподвижник Дартэ приговорены к смертной казни и на другой день гильотинированы. «Мужество им не изменило,— писал друг и соратник казненных Буонарроти,— сильные духом, они пошли на казнь, как на триумф». В предсмертном письме жене и детям Бабеф писал: «Я не видел иного способа сделать вас счастливыми, как путем всеобщего благополучия...» Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 175-177. Вернуться на главную страницу Бабёфа
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |