Михаил Александрович Бакунин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Михаил Александрович Бакунин

1814-1876

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин, 1838 г., автопортрет

Бакунин Михаил Александрович (18(30).V.1814 - 19.VI(1.VII).1876) - русский революционер; один из идеологов анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. В 1828-1833 годы учился в Артиллерийском училище в Петербурге; служил офицером (в чине прапорщика), в 1835 году вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х годов жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, В эти годы Бакунин - последователь немецкой идеалистической философии Фихте, позднее - Гегеля. В 1840 году уехал за границу (Германия, Швейцария, Франция), где примкнул к левым гегельянцам. Новые радикальные воззрения Бакунина нашли выражение в статье «Реакция в Германии» (1842), которую в России приветствовали Герцен и Белинский. Деятельность Бакунина уже в 1843 году обратила на себя внимание царской полиции. Требованиям о возвращении на родину Бакунин не подчинился. В 1844 году заочно приговорен к лишению всех прав состояния и ссылке, в случае явки в Россию - на каторгу в Сибирь. 17 ноября 1847 года на собрании в память польского восстания 1830-1831 годов в Париже Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции против него и от имени передовой России призывал поляков к союзу с целью освобождения всех славян. После этой речи по настоянию русского правительства Бакунин был выслан из Франции. В 1848 году Бакунин принимал участие в славянском съезде в Праге, был одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда народного восстания (12-17 июня). В двух воззваниях к славянам (1848 и 1849 годы) призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрии (1849). В мае в 1849 года Бакунин - один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония), после разгрома которого был арестован и приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в 1851 году вторично приговорен к смертной казни, которая снова заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Находясь там, Бакунин по предложению царя написал в 1851 году «Исповедь» (текст стал известен лишь после Октябрьской революции), где в унизительной для достоинства революционера форме каялся в своих «преступлениях» против царя. «Покаяние» было притворным и объяснялось стремлением любой ценой вырваться из неволи. В 1857 году, после прошения Александру II, отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 году бежал из ссылки через Японию в США; в конце того же года прибыл в Лондон. В 1862-1863 годы сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с «Землей и волей». Желая принять непосредственное участие в польском восстании 1863 года, участвовал в неудачной морской экспедиции (к берегам Литвы) на пароходе "Ward Jackson" (см. Экспедиция Лапинского). После подавления польского восстания в 1864 году переехал в Италию, где пробыл до 1867 года, затем жил в Швейцарии. Во время франко-прусской войны Бакунин участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870 года). В 1874 году принимал участие в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Последние годы Бакунин жил в Локарно. Умер в Берне (куда приехал лечиться) и там похоронен.

К периоду жизни в Италии относится формирование анархистских воззрений Бакунин (см. Анархизм), получивших распространение в России, Италии, Испании, романской Швейцарии, частично в Бельгии и Франции. Бакунин был врагом всякой государственности; резко высказывался против использования государственной власти рабочим классом, против марксистской идеи диктатуры пролетариата, против участия рабочего класса в политической борьбе в рамках существовавших буржуазных государств, использования избирательной агитации, парламентов и т. д. Мечтая о социальной революции, Бакунин не понимал ее действительного содержания, ее экономических и политических условий, исторической роли рабочего класса. Он возлагал особые надежды на крестьянство, ремесленные, полупролетарские массы города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. В 1864 году Бакунин вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но, не ведя фактически работы в пользу Интернационала, занялся созданием тайного «Интернационального братства» анархистского характера. В 1868 году в Швейцарии основал анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая была принята Генеральным советом в Интернационал на правах одной из женевских секций. Но Бакунин добивался принятия «Альянса» как самостоятельной международной организации. Объявив по требованию Интернационала о роспуске «Альянса», Бакунин и его сторонники фактически сохранили тайную организацию своего союза, всячески стремились при посредстве последнего овладеть руководством в Интернационале и направить его по анархистскому руслу. Систематическая раскольническая кампания Бакунина против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьезный ущерб международному рабочему движению. На Гаагском конгрессе (1872) Бакунин был исключен из Интернационала.

Связи Бакунина с русским движением снова стали активными в 1868-1870 годы. Под его редакцией в 1868 гдоу вышел в Женеве первый номер нелегального журнала «Народное дело». В 1869 году он вступил в тесные отношения с бежавшим из России С. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869-1870 годам относится ряд печатных обращений Бакунина к русской демократической молодежи. В 1873 году появилась книга Бакунина «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение в России. Бакунин считал русского крестьянина «прирожденным» социалистом; основу крестьянского социализма он, так же как Герцен и другие революционные демократы, видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», он подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя находил их очень полезными) и указывал революционно интеллигенции задачу установления всеми возможными средствами «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Под прямым воздействием взглядов Бакунина сформировалось бунтарское бакунистское направление в революционном народническом движении 70-х годов, игравшее преобладающую роль в этом движении. Однако бакунистское направление в России имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х годов заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ковалина и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). «Земля и воля» 70-х годов исходила в значительной мере в своей программе и тактике из воззрений Бакунина, подвергнутых, однако, определенной переработке. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской сциал-демократии.

Ранние характеристики Бакунина принадлежат в русской литературе А. И. Герцену. Имея с Бакуниным как с представителем «русского социализма» определенные общие взгляды, Герцен критиковал бунтарство, отношение к государству и некоторые другие особенности мировоззрения Бакунина. Резкую критику анархистских взглядов Бакунина и его раскольническую деятельности в европейском рабочем движении дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов критиковал идеалистическую и метафизическую основу социологических взглядов Бакунина, утопический характер его воззрений на социально-экономический уклад России, но отмечал положительные стороны практической деятельности русских бакунистов 70-х годов. Объективная научная оценка роли Бакунина и бакунизма в России содержится в трудах В. И. Ленина. Бакунизм Ленин считал миросозерцанием «...отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа» (Соч., т. 18, с. 11). Показав теоретическую несостоятельность бакунизма и вред, который он приносил международному рабочему движению, В. И. Ленин вместе с тем признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов в период 70-х годов (…).

В центре литературы о Бакунине послеоктябрьской эпохи находятся работы В. П. Полонского и Ю. М. Стеклова. Вокруг этих работ развернулась дискуссия, вскрывшая недостатки фактической стороны исследований и публикаций, а также серьезные принципиальные ошибки в трактовке некоторых проблем. Стеклов, давший убедительные выводы по ряду вопросов деятельности Бакунина, допустил одновременно грубую модернизацию, видя в Бакунине «первого основоположника идеи Советской власти». Место Бакунина в революционном движении переоценивал и М. H. Покровский, считавший его «самым крупным» революционером в России до появления ленинизма. Если для части литературы 20 - начала 30-х годов характерна идеализация Бакунина, то в более поздних характеристиках и оценках, дававшихся в исторической или философской литературе, встречалась часто обратная крайность - сгущение темных красок в освещении всех этапов деятельности Бакунина, а частью и его русских последователей, показ русского бакунизма изолированно, вне связи с революционно-демократическим движением 60-70-х годов. В Западной Европе освещением деятельности Бакунина с анархистских позиций занимались М. Нетлау, Д. Гильом, Ф. Брунбахер (см. ниже литературу к статье). Большое внимание Бакунину и бакунизму уделяет современная буржуазная историография. Наряду с отдельными попытками объективного рассмотрения роли Бакунина (например, книга Ф. Вентури) буржуазная историография чаще всего слишком преувеличивает, а иногда прямо извращает роль и место Бакунина в русском революционном движении. Так, буржуазные исследователи, фальсифицируя историю русской революционной мысли, пишут о Бакунине как о самом крупном и характерном представителе революционном движения в России, многие называют его даже непосредственным предшественником ленинизма. Такие ошибочные положения содержатся в работах Т. Масарика, Э. Ламперта, Э. Пизиура, П. Шейберта и др.

Ш. M. Левин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Избр. соч., т. 1-5, П.-M., 1919-21; Собр. соч. и писем, под ред. и с примеч. Ю. M. Стеклова, т. 1-4, M., 1934-35; Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. P. Огареву. С прилож. его памфлетов, биогр. введением и объяснит. примеч. M. P. Драгоманова, Женева, 1896 (перепеч. с сокр. в СПБ в 1906).

Литература: Маркс К., Конфиденциальное сообщение, в кн.: К. Маркс и Р. Энгельс, Соч., т. 13, ч. 1, M., 1936; Маркс К., Мнимые расколы в Интернационале, там же, ч. 2, M., 1940; Энгельс Ф., Доклад об Альянсе социалистам демократии..., там же, Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Междунар. товарищество рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же, т. 15, M., 1933; Маркс К., Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же; Энгельс Ф., Эмигрантская лит-ра, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, M., 1947 г.; Переписка К. Маркса и Р. Энгельса с рус политич. деятелями, 2 изд., M., 1951; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же Социализм и анархизм, там же, т. 5, его же; Памяти Герцена, там же, т. 18, его же, Государство и революция, там же, т. 25; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 4; его же, Предисловие к книге А. Туна "История революционных движений в России", там же, т. 24; Герцен. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, M., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9-11, M., 1956-57; его же, M. А. Бакунин, там же, т. 16, M., 1959; Герцен и его письма "К старому товарищу", в кн. ЛН, т. 61, M., 1953; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.-M., 1925: Мат-лы для биографии М. Бакунина, под ред. В. Полонского, т. 1-3, M.-П-Л., 1923-33; Полонский В., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., M.-Л., 1925; Стеклов Ю., Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, M.-Л., 1926-27; Базельский конгресс Первого Интернационала 6-11 сент. 1869 г., (Л.), 1934; Лондонская конференция Первого Интернационала 17-23 сент. 1871 г., (М.), 1936; Лавров Р. Л., Народники-пропагандисты 1873-1878 гг., 2 изд., Л., 1925; Ковалик С. Ф., Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х, M.,1928; Сажин М. P. (Арман Росс), Воспоминания 1860-80 гг., M., 1925; Дебагорий-Мокриевич В., От бунтарства к терроризму, кн. 1-2, M.-Л., 1930; Богучарский В., Активное народничество семидесятых годов, М, 1912; Козьмин Б.П., Русская секция Первого Интернационала, M., 1957; Левин Ш. M., Обществ. движение в России в 60-70-е годы XIX в., M., 1958; Venturi F., Il populismo russo, v. 1-2, (Torino), 1952; Lauth R., Einflüsse slawischer Denker auf die Genesis der Marxschen Weltanschauung, "Orientalia Christiana Periodics", 1955, v. 21, Scheibert P., Von Bacunin zu Lenin, Leyden, 1956; Masaryk T. G., The spirit of Russia, Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1-2, 2 ed., L.-N. Y., 1955; Lequien E., Bakounine et le marxisme, "Revue d'histoire économique et sociale", R., 1954, v. 32, No 4, p. 389-412; Cole G. D. H., Socialist thought. Marxism and anarchism. 1850-90, L., 1954; Romano A., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, (Milano-Roma), 1954; Billig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bjelinski, Bakunin), B., 1930; Pyziur E., Tue doctrine of anarchism of Michael A. Bakunin, Milwaukee (Wis.), 1955; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814-76), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Литература: Стеклов Ю. М. Бакунин, т. 1—4. М., 1926—27; Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.


Вернуться на главную страницу М.А. Бакунина.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС