Бальзак, Оноре де |
|
1799-1850 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Оноре де Бальзак
Бальзак (Balzac) Опоре де (1799—1850), французский писатель. В России получил широкую известность с начала 30-х годов Лермонтов хорошо знал творчество Бальзака, ссылался на него в «Герое...» (VI, 243). В прозе Лермонтов обнаруживаются отклики на некоторые мотивы и художественные открытия Бальзака: изображение в «Вадиме» Лермонтова и в «Шуанах» Бальзака (1829) крестьянские движения; воссоздание мыслей любящей женщины в «Княжне Мери» Лермонтова и «Тридцатилетней женщине» Бальзака (1831—34); образ бедного чиновника Красинского в «Княгине Лиговской», мечтающего, подобно героям Бальзака, о богатстве; конфликт героя-индивидуалиста с обществом, светский заговор против него и дуэль — в «Княжне Мери» Лермонтова и «Шагреневой коже» Бальзака (1831). Некоторое влияние искусства Бальзака прослеживается у Лермонтова в изображении обстановки, характеризующей социальный облик персонажа (интерьер квартиры Красинского), в воссоздании «внутреннего монолога» («Княжна Мери»), который Бальзак ввел впервые во французскую, а Лермонтов — в русскую литературу. Открытия Бальзака-реалиста помогали Лермонтову в его собственном движении от романтизма к реализму. Показательно, что декларация Лермонтова в предислисловии к «Журналу Печорина»: «История души человеческой (...) едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (VI, 249) предвосхитила аналогичную мысль Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии» (1842): «...Я придаю... событиям личной жизни, их причинам и побудительным началам столько же значения, сколько до сих пор придавали историки событиям общественной жизни народов» (Бальза к О., Собр. соч., т. 1, М., 1951, с. 13—14). Высказывалось мнение о зависимости названия и характера деятельности «Кружка шестнадцати» от произведений Бальзака «История тринадцати» («Histoire des treize», 1834). Слова Лермонтова в письме 1835 года к А. М. Верещагиной («Теперь я не пишу романов — я их делаю», VI, 431) являются парафразой выражения из этой книги. Б. Л. Раскин. Цитируется по изд.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981, с. 48. Литература: Дюшен (2), с. 142; Гроссман Л., Бальзак в России, ЛН, т. 31 — 32, с. 321—24; Томашевский, с. 471 — 74, 480, 501, 507—08; Эйхенбаум (12), с. 71, 79—80; Пиксанов, с. 57 — 60; Федоров (2), с. 353—57; Паевская А. В., Данченко В. Т., Оноре де Бальзак. Библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз. 1830—1964, М., 1965; Андроников И. Л., Еще об одной тайне Лермонтова, «Неделя», 1965, 20—26 июня; Андроников И.Л., Направление поиска, в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979, с. 154—60; Duсhesnе (1), р. 313; Merserea u J., Lermontov and. Balzac, в кн.: American contributions to the 5 International congress of Slavists, v. 2, The Hague, 1963, p. 233—58.
Вернуться на главную страницу Бальзака
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |