Батлер Джудит |
|
p. 1956 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джудит БатлерБатлер (Butler) Джудит (p. 1956) - американский философ, занимается проблемами гендера и связанных с ним отношений власти. В 1982 году закончила Йельский университет, училась в Гейдельберге (специальность - немецкий идеализм), в 1984 году защитила диссертацию под названием «Recovery and Invention: The Projects of Desire in Hegel, Kojeve, Hyppolite and Sartre» (опубликована в виде монографии в 1987). В 1988 году написала несколько эссе, посвященных теории феминизма (Философия феминизма). В 1990 году появляется самая известная ее работа «Гендерное беспокойство. Феминизм и подрыв идентичности». Впоследствии профессор университета Джона Хопкинса (риторика), затем - университета Беркли (риторика и сравнительное литературоведение). Батлер исследует «взволнованную речь» и политику перформативного, затем - политическую теорию в работе «Случайность, гегемония, универсальность» (2000); обращается к анализу понятий семьи и родства в книге «Притязание Антигоны: Родство между жизнью и смертью» (2000), позже - к теории морального субъекта и критике морального насилия в работе «Отдавая отчет самим себе» (2005). Ее имя обладает популярностью и связывается с достаточно радикальной версией теории феминизма и queer-studies. Выпустила несколько книг в соавторстве с Ш. Бенхабиб, Д. Корнел, Н. Фрезер, Д. В. Скот. Феминизм, с точки зрения Батлер, сделал ошибку, пытаясь определить «женщин» как некую группу, выделяемую по общим интересам и обладающую общими характеристиками, - в результате только укрепилось бинарное представление о гендерных отношениях, в которых человеческие существа разделены на две четкие группы - мужчин и женщин, хотя существовала возможность предоставить выбор индивидуальной идентичности. Феминистки отказались от биологии, но затем предложили модель патриархальной культуры, в которой должны быть выстроены феминные и маскулинные гендеры (как неизбежные), тем самым была постулирована некая универсальная сущность как женского, так и мужского. Батлер предпочитает историческую и антропологическую позиции, в которых гендер понимается как отношение между социально обусловленными субъектами в конкретных условиях и контекстах. То есть гендер - не фиксированное свойство индивида, а «флуктуационная переменная»: он смещается и изменяется в разных условиях и в различные исторические периоды. Батлер интересует не столько статус биологического тела, обладающего признаками пола, сколько правила, которые делают его легитимным или нелигитимным, и тот культурный аппарат, который обеспечивает «встречу языкового инструмента и тела» и фиксирует эту связь путем многократных повторений. В этом Батлер следует М. Фуко, оказавшему на построение ее аргументации большее влияние, чем Ж. Лакан или Ж. Деррида, на которых она также ссылается. Для Батлер нет гендерной идентичности вне ее проявлений, как нет и универсальных «нормальных» (как «обычных», так и «регулируемых нормами») отношений. Поэтому она ввела термин «перформативностъ», указывающий на процессуальный характер отношений между людьми разных полов или одного пола, их «норму» «здесь и сейчас». Батлер заимствовала концепцию «перформативности» из теории речевых актов Дж. Остина. Дж. Остин разделяет речевые акты на констатирующие (constative) и перформативные (performative). Последние, в отличие от первых, нельзя оценивать как «истинные» или «ложные» высказывания, поскольку при их произнесении совершается новое социальное действие. Батлер показывает, что не только речевые, но и др. дискурсивные акты могут рассматриваться с позиции перформативности - например, акты, выражающие те или иные аспекты человеческой идентичности. Перформативность гендера не означает, однако, его полную свободу. Отрицание определенных биологических различий также неправильно. Речь идет о том, чтобы определить дискурсивные и институциональные условия, при которых закрепляются различные биологические характеристики телесного как связываемые с одним из полов. Поэтому пол воспринимается как политическая категория. Батлер выявляет способы конструирования пола как нормы, то есть анализирует то, как норма материализует тело, как материальность тела получает контуры благодаря норме, оживляется ею. Важно отличать перформативность от перформанса, т.к. перформанс предполагает субъект, тогда как перформативность опровергает само понятие субъекта. Развивая положение М. Фуко о том, что власть осуществляется отчасти через дискурс, чтобы производить и разрушать субъекты, Батлер приходит к утверждению, что перформативные речевые акты наделяют существованием то, что именуют. Это тот момент, когда дискурс делается продуктивным, а производство всегда совершается путем повторения и цитирования. Вопрос только в том, как повторять. Поэтому можно говорить об эффектах индивидуального, но нет необходимости предполагать некое «я», предшествующее сигнификации. Можно сказать, что считаешь себя «более или менее женщиной» или «более или менее мужчиной», но не более того (нет необходимости предполагать, что есть некое неизменное универсальное «женское» или «мужское»). Поэтому Батлер настаивает: невозможен «феминизм», возможны лишь «феминизмы». Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 217-218.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск, 2000; Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в гендерные исследования. Часть II: Хрестоматия. СПб., 2001; Gender Trouble: Feminism and Subversion of Identity. N. Y., L., 1990; Antigone's Claim: Kingship between Life and Death. N. Y., 2000; Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues on the Left (with E. Laclau a. S. Zizek). L., N. Y., 2000; Giving an Account on Oneself. N. Y., 2005.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |