Базар Сент-Аман
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Базар Сент-Аман

1791-1832

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сент-Аман Базар

Базар (Bazard) Сент-Аман (19 сентября 1791, Париж — 29 июля 1832, Куртри) — французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров движения карбонариев во Франции; проникшись идеей республиканского правления, создал лигу «Друзей истины», опубликовал множество статей и брошюр по политическим вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал «Производитель» (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815). Базар утверждал, что частная собственность является причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо отменить право наследования и сделать собственность государственной. Общественная наука должна оценить произошедшие в обществе изменения и восстановить те явления общественной жизни, принципы и природа которых пребывают неизменными. По Базару, главным и неизменным элементом общественного порядка является общая вера, догма, принцип организации общества, власть. Вместе с Анфантеном издал «Манифест к французам» (1830), в котором они выступили за отмену всех привилегий и с проповедью принципа «от каждого — по способностям, каждому — по труду».

М. М. Федорова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 212-213.

Базар (Bazard), Сент-Аман (19.IX.1791 - 29.VII.1832) - французский утопический социалист, теоретик сен-симонизма. По социальному положению - мелкий служащий. После реставрации Бурбонов во Франции Базар активно включился в революционную борьбу против дворянской монархии, став одним из руководителей тайной организации карбонариев. Провал ряда организованных ею заговоров и разочарование в политической борьбе способствовали сближению Базара со сторонниками утопического социализма и его обращению к сен-симонизму. С 1825 года Базар занялся пропагандой идей Сен-Симона и их дальнейшей разработкой. Сотрудничая в сен-симонистских органах "Le Producteur" (1825-26) и "L'Organisateur" (1829), Базар в то же время явился создателем цикла публичных лекций, излагавших в систематизированном виде сен-симонистскую доктрину (опубл. отдельной книгой в 2 частях - "Doctrine de Saint-Simon. Exposition. Premiere année, 1829", 1830, "2-me année, 1829-30", 1830; рус. пер. - Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской, вступит. ст. В. П. Волгина, М.-Л., 1947). Базар развил в сен-симонизме ряд новых идей: о чередовании в истории разрушительных ("критических") и созидательных ("органических") эпох, об историческом процессе как постепенном убывании антагонизма и росте сотрудничества ("ассоциации") в обществе, о делении производительного класса - "индустриалов" - на собственников средств производства и пролетариев, между которыми существует антагонизм. Связывая эксплуатацию человека человеком с собственностью на средства производства, Базар приходил к выводу о необходимости замены частной собственности на средства производства государственной собственностью, выдвигая в качестве способа достижения этого отмену права наследования. Изображение возвещенного Сен-Симоном строя - ассоциации приобрело у Базара значительно более определенные социалистические черты: общественная собственность на средства производства, регулирование и планирование х-ва централизованными органами руководства экономикой - банками, распределение благ между членами ассоциации на основе "нового права" - "каждому по его способностям, каждой способности по ее делам". Однако Базар не вышел из круга идеалистических воззрений Сен-Симона, а в ряде вопросов даже усугубил их реакционные черты, отыскивая в истории человечества высшую религиозную цель, к которой оно якобы движется и стремится. Базар отрицал не только революционные методы действия, но и политическую борьбу вообще.

В сен-симонистской религиозной общине Базар занимал наряду с Анфантеном положение первосвященника; однако отрицательно относился к мистическим идеям Анфантена о браке и семье. Разногласия и споры по этим вопросам, приведшие к выходу Базара из сен-симонистской общины и к попытке создания собств. общины, послужили материалом для предсмертной работы Базара, оставшейся незаконченной, - "Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике..." ("Religion saintsimonienne. Discussions morales, politique...", P., 1832).

H. Е. Застенкер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Сен-Симон и сен-симонизм, М., 1961; Ruppert J., Das sociale System Bazard's, Würzburg, 1890; Spühler W., Der Saint-Simonismus. Lehre und Leben von Saint-Amand Bazard, Z., 1926.

Базар (фр. Hazard), Сент-Аман (19.09.1791, Париж - 29.06.1832, Куртри) — французский политик, теоретик сен-симонизма. Сведения о ранних годах жизни скудны. В 1813 женился на дочери влиятельного политического деятеля периода Революции и Первой империи П. М. Жубера. В рядах национальной гвардии отличился при обороне Парижа от войск антинаполеоновской коалиции (1814). При Реставрации служил в администрации департамента Сена. Участвовал в подпольных революционных обществах. Возглавлял масонскую ложу «Друзья истины», объединявшую республиканцев. В 1820 стал первым руководителем общефранцузского общества карбонариев, для которого написал устав.

После неудачной попытки восстания в Бельфоре заочно осужден на смерть (1822) и вынужден скрываться. Отойдя от активной политической деятельности, в 1825 примкнул к последователям К. А. Сен-Симона и принял участие в дискуссии редакторов их журнала «Производитель» с Б. Констаном. Наряду с Б. П. Анфантеном стал признанным лидером сен-симонистского движения. В 1828 на лекциях в Париже представил свою интерпретацию учения Сен-Симона. Рассматривал человечество как объект научного исследования и, опираясь на исторический опыт, пытался выявить законы общественного развития. Выступал за ликвидацию частной собственности путем введения налога на наследство либо отмены нрава наследования, считая, что она порождает паразитизм собственников, эксплуатацию трудящихся, анархию производства, конкуренцию и экономические кризисы. В 1829 Б. и Анфантен провозглашены «верховными отцами» сен-симонистской «церкви». Во врем Июльской революции 1830 предлагал установить временную диктатуру М. Ж. Лафайета, надеясь таким путем реализовать свою экономическую про-грамму В январе 1831 стал одним из соиздателей газеты «Глобус», на страницах которой пропагандирова-лось сен-симонистское учение. Б. выступил против намерения Анфантена придать расширенное применение своей теории эмансипации женщин, что привело в ноябре 1831 к разрыву между ними. Выйдя вместе со своими сторонниками из сен-симонисткой « церкви», Б. планировал основать новую «религию» и новую общину, но перенес инсульт. Последняя его работа «Религия сен-симонизма. Очерки о морали и политике» осталась незаконченной.

А. В. Гладышев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 253.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Изложение учения Сен-Симона. М,—Л., 1947.

Jugement de la doctrine de Saint- Si moti et sur les dernieres evenements. Paris, 1830;

Religion saint-simonienne. Lettre a M. le president de la Chambre des Deputes. Paris, 1830;

Doctrine de Saint-Simon. Paris, 1924.

Литература:

Кучеренко Г. С. Сен-Симонизм в общественной мысли XIX в. М., 1975;

Изложение учения Сен-Симона. М., 1961;

Spuhler W. Der Saint- Simonismus. Lehre und Leben von Saiiit-Amand Bazard. Zurich, 1926;

Musso P. Saint-Simon et le saint- simonisme, Paris, 1999;

Cordillot M. Biographies nouvelles, Dictionnaire biographique du mouvement ouvrier frangais. T. 44 (1789-1939). Paris, 1997.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС